Сравнительная характеристика сравнений
По особенностям построения
(общее количество – 28 сравнений)
Особенности построения сравнений | Количество | % от общего числа |
Сравнительные обороты | 14 | 50 |
Сравнения, выраженные творительным падежом | 5 | 18 |
Сравнения, выраженные прилагательным похожий, подобный | 3 | 11 |
Сравнительные придаточные предложения | 2 | 7 |
Конструкции со словом представляла | 2 | 7 |
Сравнение, выраженное наречием в сравнительной степени | 1 | 4 |
(см. приложение №2)
Выводы: Самая распространенная форма выражения сравнений в очерке – сравнительные обороты. Это можно объяснить несколькими причинами: в языке сравнительные обороты являются часто встречающейся конструкцией сравнения. Кроме того, сравнительные обороты используются с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели, как использует Сергей Тимофеевич Аксаков сравнения на страницах очерка «Буран», и пришли к следующим выводам:
· Сравнение представляет собой основу, источник других средств художественной изобразительности; из сравнений развиваются метафоры и другие тропы.
В художественной словесности метафора тем более достигает своей изобразительной цели, чем более она неожиданна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений. Например,
Мир человека Мир человека
|
|
«взор провидел» «…закипели степи снегов…»
«беда пришла» «…пучину кипящего снежного праха…»
«…греются дух и тело» «…волнение снежного океана…»
«…сердце падает»
«…кровь стынет, останавливается»
· Самая распространённая форма выражения сравнений в очерке – сравнительные обороты. Нам кажется, что это можно объяснить несколькими причинами: в языке сравнительные обороты являются часто встречающейся конструкцией сравнения. Кроме того, сравнительные обороты используются как средство характеристики обозначаемого. Сравнения такого рода – эффективное средство художественной выразительности; они представляют собой яркие, образные определения, посредством которых оттеняется индивидуальное, единичное, особенное как характерный признак изображаемого.
· Многочисленными являются группы сравнений, созданные на основе абстрактных понятий и конкретных предметов. Так автор подчёркивает наглядность изображения и даёт эмоциональную оценку героев, предметов, явлений, действий (в большинстве своём данные сравнения характеризую мир природы).
|
|
Таким образом, становится очевидным, что автор старался найти такие сравнения, которые помогали ему добиваться правдивости изображения, зримости, ощутимости, яркости и эмоциональности описываемого. И это ему удалось в полной мере.
Аксаковское описание бурана стало классическим образцом пейзажной живописи в нашей литературе. Первым это описание оценил А.С. Пушкин. Свидетельство этому – знаменитое изображение снежной метели во второй главе «Капитанской дочки». Два десятилетия спустя многие пейзажные мотивы аксаковского очерка отразились ещё в одном гениальном произведении – «Метели» Л.Н.Толстого.
Аксакова, как одного из самых тонких и глубоких живописцев природы, высоко оценил Н.В.Гоголь: «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными, свежими красками, как Аксаков».
Библиография
1. Аксаков С.Т. Разные сочинения. – М.: Тип. Л. Степановой при Императорских Московских Театрах, 1858. – 409 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/716/read
2. Белокуров С.П. Словарь литературных терминов. – Санкт – Петербург: Паритет, 2006
3. Гаврилова А. Е. Очерк С. Т. Аксакова «Буран»: история публикации и отзывы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philology-2011-3/8-gavrilova.pdf
|
|
4. Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. С. Т. Аксаков. Семья и окружение – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991.
5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2005
6. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2002
7. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество – Москва: Художественная литература, 1973.
8. Николаева П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.:1990
9. Рахимкулов М. Г. От Пушкина до Толстого. Художественно-краеведческие очерки о Башкирии – Уфа: Издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой, 2009.
10. Розенталь Д.Е. и Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.:2002
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!