ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПЕРССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ О. РЕНУАРА ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.



МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

Кафедра музыкального и художественного образования

ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ П. О. РЕНУАРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа по дисциплине

«Методика обучения изобразительному искусству»

 

 

Выполнила студентка:

Брусьянина Виктория__   

Владимировна__

ФКИ, группа 1042__

 

Научный руководитель:

Зоркальцева Ольга Михайловна_

Дата защиты: ____________

Оценка: _________________

________________________

   (подпись руководителя)

 

 

Томск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические основы и перспективы изучения импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ в рамках средней общеобразовательной школы……………………………………………………….9

1.1. Ретроспективный взгляд на импрессионистическую живопись и перспективы ее изучения в современных условиях……………………………….9

1.2. Возможности средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ……………15

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт, как концептуальная основа изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара и женского образа в ней……….................................................................19

Глава 2. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста, как основа изучения женского импрессионистического образа на уроках изобразительного искусства. ……………………………………………………...25

2.1. Учет возрастных и психологических особенностей подросткового возраста при разработке урока на тему женского образа в искусстве импрессионизма...25

2.2. Методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для подросткового возраста на уроках изобразительного искусства……………………………………………………………………………30

2.3. Технология формирования и развития универсальных учебных действий для урока изобразительного искусства на тему женского образа в импрессионизме ……………………………………………………………………35

2.4. Диагностика результатов учебной деятельности……………………………39

Заключение…………………………………………………………………………43

Список литературы…………………………………………………………………45

Приложение 1……………………………………………………………………….49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изобразительное искусство, как предмет, изучающийся в средней общеобразовательной школе, имеет важное значение для развития личности обучающегося. Благодаря сочетанию теоретических знаний, получаемых учениками, и практических занятий, изобразительное искусство наиболее эффективно справляется с задачей эстетического воспитания учащихся. Трудно спорить о значимости эстетического воспитания личности. Оно служит формированию всесторонне развитой личности, включающей в себя совершенствование и самосовершенствование нравственной и интеллектуальной стороны.

Изобразительное искусство в большей степени, чем остальные предметы, имеет возможности для осуществления метапредметного подхода в ходе обучения. Именно такой подход, в основе которого лежит не просто передача знаний, а обучение работе с этими знаниями, является основой современного образования. В информационном обществе умение работать с информацией становится необходимостью.

Недооценены и возможности изобразительного искусства в развитии творческого мышления, которое так ценится во всех сферах деятельности человека. Ведь творческое мышление включает в себя не только умение создавать произведения искусства, но и умение находить креативный, нестандартный поход к решению любой задачи в любом виде деятельности.

В рамках предмета рабочими программами по изобразительному искусству представлено огромное количество сфер и тем для изучения на уроке. Они освещают абсолютно разные сферы культуры человечества. В программах по изобразительному искусству представлены множество тем: от русского народного творчества и до особенностей кинематографа. Действительно, современный образованный человек, должен иметь представление о большом количестве явлений культурной жизни. Тем не менее, стоит отметить, что в таком обилии информации есть и негативные стороны.

Знакомство со многими темами, представляющими большой интерес и важность для понимания происходящих процессов, уделяется мало времени. Например, такой темой является импрессионизм и тема женского образа как внутри направления, так и в рамках мировой художественной культуры.

Анализ литературы по теме курсовой работы выявил проблему. Она заключается в том, что импрессионизму как направлению живописи в средней общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства уделяется очень мало внимания. У учеников нет возможности тесно познакомиться с представителями французского импрессионизма и их творчеством.

Кроме того, изучению женского образа в живописи на уроках изобразительного искусства также уделено не достаточное внимание. Данная тема требует более подробного изучения, так как женский образ, как воплощение красоты и материнства, является одной из центральных тем в мировой художественной культуре.

Актуальность. Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе является актуальной темой в условиях современности. Изучение импрессионистической живописи в среднем школьном звене не только знакомит учащихся с данным направлением в живописи, но и способствует росту и развитию их творческого мышления, что сейчас, безусловно, важно для каждого человека. Вместе с этим, данная тема способна приобщить учащихся к красоте окружающего мира, научить созерцанию и трепетному, чуткому отношению к себе, окружающим и природе, что вполне соотносится с современным курсом образования Российской Федерации и ФГОС, как концептуальной основой.

Изучение же женского образа в рамках импрессионистической живописи способно познакомить учащихся юношеского возраста с категорией прекрасного и его воплощением в изображении женщины на картине, которое во многом демонстрирует идеал красоты той эпохи, к которой принадлежит произведение искусства. 

Степень изученности для разработки выбранной темы удалось обнаружить множество разнообразных источников, которые в полной мере раскрывают каждую тему, затронутую в работе. Источники, освещающие историю импрессионизма, помогли понять причины и процессы, происходящие в конце XIX века, которые повлияли на появление такого направления в искусстве, как импрессионизм [1, 5, 7, 11, 14, 17]. Источник, где были освящены разработки Шевреля [35], оказали значительное влияние на понимание того, на что опирались импрессионисты, когда решали технические задачи нового направления. Электронный ресурс [20] поспособствовал более глубокому пониманию технической стороны создания импрессионистической картины. Информационные источники, посвященные жизни и творчеству П. О. Ренуара [2, 29], освятили подробности жизни, тематику творчества художника, а также особенности создания живописных картин.

Наиболее существенное влияние на курсовую работу оказал федеральный государственный образовательный стандарт [28], в связи с тем, что в современной России все образовательные процессы средней общеобразовательной школы строятся на основе его требований. Научная статья С. К. Котовой [22] раскрыла сущность системно-деятельностного подхода. В информационных источниках, посвященных универсальным учебным действиям [21, 30, 32, 33], раскрыты сущность и технология их формирования.

Набор источников, связанных с учебно-методическим комплексом по изобразительному искусству [3, 4, 13, 16, 24, 25] поспособствовал ознакомлению, с утвержденными на государственном уровне методическими, комплексами.

Благодаря источникам, освящающим метод, формы и средства обучения [10, 23, 27, 34], удалось глубже проникнуть в сущность педагогического процесса. А источники, раскрывающие сущность диагностики обучения [18, 19, 26], способствовали пониманию значения анализа и обработки результатов дидактического процесса.

Информационные источники, связанные с общей психологией [8, 12,], помогли раскрыть сущность и особенности психологических процессов, происходящих в подростковом возрасте, а источники, освящающие возрастные особенности раскрыли существенные особенности подросткового возраста в совершенно разных аспектах [6, 9, 15, 31].

Концептуальной основой курсовой работы является федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Объектом исследования является методика преподавания изобразительного искусства в основной школе.

Предметом исследования являются педагогические инструментарии, требующиеся на уроках изобразительного искусства для реализации темы «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ».

Цель работы заключается в изучении возможностей разработки и реализации серии уроков по изобразительному искусству в среднем звене средней общеобразовательной школы в рамках ФГОС на тему: «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ».

 

Для осуществления поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с историей импрессионизма, и рассмотреть перспективы ее изучения в современном мире;

2. Познакомиться с возможностями средней общеобразовательной школы для изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ;

3. Рассмотреть ФГОС, как концептуальную основу изучения темы импрессионистической живописи О. Ренуара и женского образа в ней;

4. Обозначить возрастные и психологические особенности юношеского возраста, которые должны быть учтены при разработке урока на тему женского образа в искусстве импрессионизма;

5. Представить методы и формы развития темы импрессионистического женского образа О. Ренуара для юношеского возраста на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе;

6. Разработать технологию формирования и развития УУД для урока изобразительного искусства на тему женского образа в импрессионизме;

7. Обозначить способы обработки результатов учебной деятельности в рамках темы.

8. Разработать авторскую серию уроков по теме «Изучение импрессионистической живописи О. Ренуара через женский образ»

 

Курсовая работа содержит в себе: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПЕРССИОНИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ О. РЕНУАРА ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РАМКАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!