Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология.
47
Глава 3.
Постмодернизм, герменевтика,
Феноменология и диалектика
Сами техники интервьюирования широко представлены в литературе^ тогда как к философским следствиям способа понимания в качественном" интервью обращаются очень редко. Термины, использованные для описания интервью в предыдущей главе — такие, как переживание, сознание, описание, смысл, интерпретация и взаимодействие, — взяты из обычного языка. В этой главе я рассматриваю философские течения, анализировавшие именно те вопросы, которые являются центральными для качественного исследовательского интервью, — постмодернизм, герменевтику, феноменологию и диалектику.
Подход постмодернизма сосредоточен на отношениях внутри интервью, на социальном конструировании реальности в интервью, на его лингвистических аспектах и аспектах взаимодействия, в том числе различиях между устной речью и письменным текстом; он подчеркивает сюжет (narrative), конструируемый в ходе интервью. В герменевтическом понимании центральным является истолкование смысла, уточнение специфики искомых смыслов и обращение внимания на вопросы, которые ставятся к тексту. Понятия беседы и текста являются основными, и подчеркивается априорное знание интерпретатором предметного содержания текста. Феноменология включает в себя внимание к жизненному миру, открытость переживаниям субъекта, примат точных описаний, попытки вынести предварительное знание за скобки и поиск инвариантных сущностных смыслов в описаниях. Диалектический подход нацелен на противоречия в высказываниях, на их отношение к противоречиям в социальном и материальном мире. Внимание уделяется скорее новому, чем тому, что образует status quo , а также внутренним отношениям между знанием и действием.
|
|
Эти четыре философских течения выдвигают на первый план различные аспекты знания, релевантные качественному интервью. Между ними имеются фундаментальные различия, и в конце этой главы мы коснемся некоторых из их запутанных отношений и разногласий. Сложные философские позиции здесь представлены очень кратко и компактно с упором на их эпистемологические аспекты как наиболее соответствующие качественному исследовательскому интервью. Описание этих позиций служит контекстом для осмысления — в последующих главах — теоретических и методических вопросов, возникающих при использовании интервьюирования в качестве исследовательского метода.
Врезка 3.1 содержит краткий список литературы по представленным здесь философским взглядам, в частности в аспекте их применения к исследованиям в общественных науках.
|
|
Врезка 3.1
Литература по философии, в которой затрагиваются проблемы, связанные с исследовательским интервью
Постмодернизм
Andersen, W.T. (1995). (Ed.). The truth about truth — De-confusing and
re-constructing the postmodern world. New York: Tarcher/Putnam.
Gergen, K.J. (1994). Realities and relationships. Soundings in social
constructionism. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Kvale, S. (1992). (Ed.). Psychology and postmodernism. London: Sage.
Lyotard, J.F. (1984). The postmodern condition: A report on knowledge.
Manchester, UK: Manchester University Press.
Rosenau, M.P. (1992). Postmodernism and the social sciences. Princeton,
NJ: Princeton University Press.
Герменевтика
Gadamer, H.G. (1975). Truth and method. New York: Seabury.
Messer, S.B., Sass, L.A., & Woolfolk, R.L. (1988). (Eds.). Hermeneutics and
psychological theory. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
Packer, A.L., & Addison, R.B. (1989). Entering the circle — Hermeneutic investigation in psychology. Albany: SUNY Press.
Palmer, R.E. (1969). Hermeneutics. Evanston, IL: Northwestern University Press.
Radnitzky, G. (1970). Contemporary schools of metascience. Gothenburg, Sweden: Akademiforlaget.
Феноменология
Giorgi, A. (1970). Psychology as a human science. New York: Harper & Row.
Giorgi, A. (1985). ( Ей .). Phenomenology and psychological research. Pittsburgh: Duquesne University Press.
Moustakas, C. (1994). Phenomenological research methods. Thousand Oaks, CA: Sage.
Spiegelberg, H. (1960). The phenomenological movement, Vol. II. The Hague, The Netherlands: Martmus Nijhoff.
48 Часто II . Осмысление исследовательского интервью
Врезка 3.1. Продолжение
Диалектика
Cornforth, M. (1971). Materialism and dialectical method. New York: International Publishers.
Riegel, K.F. (1975). (Ed.). The development of dialectical operations. Basel, Switzerland: Karger.
|
|
Sartre, J.-P. (1963). The problem of method. London: Methuen.
Взаимосвязи
Bernstein, R.J. (1983). Beyond objectivism and relativism. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Madison, G.B. (1990). The hermeneutics ofpostmodernity. Bloomington: Indiana University Press.
Ryan, M. (1992). Marxism and deconstruction. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.
Постмодернистское конструирование ji
Постмодернизм представляет собой широкое течение в современном искусстве и философии, различные варианты которого нашли, в частности, выражение в творчестве таких французских мыслителей, как Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко и Ж.Ф. Лиотар (см. Anderson , 1995). Уже долгое время оказывающий влияние на гуманитарные науки постмодернизм теперь добрался и до наук об обществе ( Kvale , 1992; Rosenau , 1992). В своей книге «Постмодернистское состояние: доклад о знании» Лиотар (1984) характеризует эпоху постмодернизма как утрату веры в универсальные системы мысли. Налицо недостаток веры в метаповествование, задающее законы, — такое, как вера в прогресс через знание и науку, характерная для эпохи Просвещения, марксистская утопия, достигаемая через освобождение рабочего класса, или современная вера в экономический рост.
Философия Просвещения была реакцией на религиозный догматизм Средневековья. Вера в единого, истинного и всемогущего Бога для всех людей и на веки вечные в эпоху модерна сменилась верой в истинную и объективную реальность, универсальную и стабильную. Сегодня — вмес-
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!