Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 136-177

1930           Thomas, 155-175, 210-214, 234-235, 501-506

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847          Finney, 180-214, 228-258

1875-1876 Pope, 2:1-86

1892-1894 Miley, 1:423-533; 2:505-524

1940          Wiley, 2:51-140

1960          Purkiser, 223-242

1983           Carter, 1:27-86

3. Баптистские

1767           Gill, 1:451-490

1887           Boyce, 230-247

1907           Strong, 533-664

1917           Mullins, 281-302

1976-1983 Henry, 6:229-250, 269-304 1983-1985 Erickson, 561-658 1987-1994 Lewis/Demarest, 2:183-245

4. Диспенсационалистские

1947           Chafer, 2:200-373

1949           Thiessen, 188-198

1986          Ryrie, 201-234

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:527-577
1934          Mueller, 210-241

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559           Calvin, 1:239-309 (2.1-3).

1724-1758 Edwards, 1:143-233

1861           Heppe, 301-370

1871-1873 Hodge, 2:122-279

1878           Dabney, 36-51

1887-1921 Warfield, BTS, 262-269

1889          Shedd, 2a: 115-257

1937-1966 Murray, CW, 2:67-89; LAS, 5-95

1938           Berkhof, 219-261

1962           Buswell, 1:255-307


580  __________________ Часть III. Учение о человеке

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 1:221-274

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1 .Традиционные богословия
1955         Ott, 106-114

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980         McBrien, 1:123, 162-168; 2:953-960

Другие работы

Berkouwer, G. С. Sin. Trans, by Philip C. Holtrop. Grand Rapids: Eerdmans, 1971.

Bloesch, D. G. "Sin". In EDT, p. 1012-1016.

Carson D. A. How Long, О Lord? Reflections on Suffering and Evil. Grand Rapids: Baker, 1990.

Colwell, J. E. "Anthropology". In NDT, pp. 28-30.

Colwell, J. E. "Fall". In NDT, pp. 249-251.

Colwell, J. E. "Sin". In NDT, pp. 641-643.

Demarest B. A. "Fall of Man". In EDT, pp. 403-405.

Feinberg, J. S. The Many Faces of Evil: Theological Systems and the Problem of Evil. Grand Rapids: Zondervan, 1994.

Feinberg, J. S. Theologies and Evil. Washington, D. C: University Press of America, 1979.

Geisler, Norman. The Roots of Evil. Grand Rapids: Zondervan, 1978.

Hoekema, Anthony A. Created in God's Image. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1986, pp. 112-186.

Hughes, Philip Edgcumbe. The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ. Grand Rapids: Eerdmans, and Leicester: Inter-Varsity Press, 1989, pp. 71-210.

Johnson, R. K. "Imputation". In EDT, pp. 554-555.

Lewis, C. S. The Problem of Pain. New York: Macmillan, 1962.

Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Grand Rapids: Eerdmans, 1959.

Peterson, Michael L. Evil and the Christian God. Grand Rapids: Baker, 1982.

Pink, Arthur Walkington. Gleanings From the Scriptures: Man's Total Depravity. Chicago: Moody, 1970.

Plantinga, Alvin. God, Freedom and Evil. New York: Harper and Row, 1974.

Ramm, Bernard. Offense to Reason: The Theology of Sin. San Francisco: Harper and Row, 1985.

Ryrie, С. С. "Depravity, Total". In EDT, pp. 312-313.

Thomas, R. L. "Sin, Conviction of. In EDT, p. 1016.

Wenham, J. W. The Enigma of Evil. Ранее книга была опубликована с названием The Goodness of God. Grand Rapids: Zondervan, 1985.


Глава 23. Грех_________________________    581

Отрывок для запоминания

Пс. 50:3-6:

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пре­до мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.


ГЛАВА 24

Заветы между Богом и человеком

Какие принципы определяют отношение Бога к людям ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Как Бог определяет свое отношение к человеку? Со времен сотворения мира взаимоотношения Бога с человеком определялись конкретными требо­ваниями и обетованиями. Бог говорит людям, чего он от них хочет, и дает обе­тования о том, как Он будет действовать по отношению к ним в различных обстоятельствах. В Библии можно найти много кратких изложений подобных условий, определяющих взаимоотношения Бога и человека, и эти изложения часто называются «заветами». Мы можем определить заветы между Богом и человеком в Писании следующим образом: завет это неизменное, боже­ ственно установленное юридическое соглашение между Богом и человеком, в котором определены условия их взаимоотношений.

В этом определении присутствует слово «соглашение», чтобы показать наличие двух сторон, Бога и человека, которые должны вступить в определен­ные взаимоотношения; но здесь также присутствует и выражение «божествен­но установленное», чтобы показать, что человек не может вести с Богом пере­говоры и не может изменить условия завета, — он может лишь принять обяза-тельства завета или отвергнуть их. Возможно, именно по этой причине греческие переводчики Ветхого Завета (известного как Септуагинта) и вслед за ними новозаветные авторы не использовали обычного греческого термина, служившего для обозначения контрактов и соглашений, в которых обе сторо­ны были равными (оы>вт]кт]), а употребляли менее распространенное слово SuxdfjKT], с помощью чего подчеркивали, что условия соглашения диктова­лись лишь одной из сторон. (Слово 8кхвщг1 часто использовалось для обо­значения завещания, которое кто-либо оставлял в качестве указаний по рас­пределению имущества после своей смерти.)

В этом определении отмечается также, что заветы «неизменны». Они мо­гут быть заменены другими заветами, но как только они установлены, изме­нить их нельзя. В заветах, установленных между Богом и человеком в ходе свя­щенной истории, уточнялось множество дополнительныхдеталей, но основ­ным элементом всех заветов было следующее обетование: «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33; 2 Кор. 6:16 и др.).


_________________ Глава 24. Заветы между Богом и человеком_________________ 583

Поскольку отношения завета между Богом и человеком по всему Писа­нию, от Бытия до Откровения, осуществлялись в различной форме, эта тема может быть рассмотрена на различных этапах изучения систематического богословия. Я поместил эту тему в конце части, посвященной человеку со­ творенному (по образу Божьему) и человеку падшему, но перед частью, в кото­рой будут рассмотрены личность и труд Христа.

А. Завет дел

Многим представляется неуместным говорить о том, что Бог заключил с Адамом и Евой в Эдемском саду завет дел. Слово «завет» не употребляется в повествовании Книги Бытие. Однако основные составляющие части завета там присутствуют: ясное определение сторон, набор условий, которые опре­деляют их взаимоотношения, обетование благословений в случае послуша­ния и условия получения этих благословений. Более того, в Ос. 6:7, в связи с грехами Израиля, говорится: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет» (RSVmg, также NIV, NASB)1. В этом отрывке подразумевается, что Адам со­стоял в отношениях завета, которые он нарушил в Эдемском саду. Кроме того, в Рим. 5:12—21 Павел рассматривает Адама и Христа как глав народа, который они представляют, и это полностью укладывается в представление о том, что Адам до падения состоял в завете с Богом.

Очевидно, что в Эдемском саду был изложен определенный набор обяза­тельных условий, которые определяли отношения между Богом и человеком. Обе стороны явно присутствуют, когда Бог обращается к Адаму и дает ему повеления. Требования, определяющие взаимоотношения, ясно видны в по­велениях, данных Богом Адаму и Еве (Быт. 1:28—30; ср.: 2:15). И в прямом повелении, данном Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от де­рева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16,17).

В этом утверждении, обращенном к Адаму и посвященном древу позна­ния добра и зла, имеется обетование о наказании за неповиновение (о смерти,

1 RSV переводит этот стих следующим образом: «Но в Адаме они нарушили завет» («but at Adam they transgressed the covenant»); но в примечании говорится, что это конъек­турная поправка и что еврейский текст в действительности гласит: «как Адам» (евр. Еврейский предлог Э означает «как», а не «в». Слово, переведенное «Адам» (евр. можно перевести также «человек», но тогда предложение теряет смысл: общеизвестных нарушений завета человеком не существует. Едва ли кто-то стал бы говорить в сравни­тельном смысле об израильтянах в их нынешнем состоянии (в котором они люди) и утверждать, что они нарушили завет «как человек». Такое утверждение практически под­разумевало бы, что израильтяне не люди, а какой-то иной вид творения. Поэтому пере­вод «подобно Адаму» следует считать предпочтительным. (Аналогичное еврейское выра­жение переведено «как Адам» в Иов. 31:33 в NASB, RSVmg и в NIVmg [в русской сино­дальной версии — «как человек». — Примеч. пер.].)


584________________________ Часть III. Учение о человеке

т. е. смерти в широком смысле) — о смерти физической и духовной, а также вечной — отделении от Бога2. В обетовании о наказании за неповиновение есть и скрытое обетование о благословении за послушание. Это благослове­ние состояло бы в отсутствии смерти, здесь подразумевается, что благослове­ние было бы противоположностью «смерти». Оно состояло бы в физической и духовной бесконечной жизни во взаимоотношениях с Богом. Присутствие «дерева жизни посреди рая» (Быт. 2:9) также символизировало обетование веч­ной жизни с Богом, в том случае, если бы Адам и Ева исполнили условия за­вета, полностью подчинившись Богу, пока Тот не решил бы, что время их ис­пытания завершено. После падения Адама и Евы Бог удалил их из сада, в том числе и для того, чтобы они не могли вкусить от плода древа жизни и не стали «жить вечно» (Быт. 3:22).

Есть и другое свидетельство, подтверждающее, что взаимоотношения за­вета в Эдемском саду включали в себя обетование вечной жизни, в случае если бы Адам и Ева полностью покорились Богу. Оно заключается в том, что даже в Новом Завете Павел высказывается в том смысле, что послушание, если бы оно было возможно, даровало бы жизнь. Он упоминает о «заповеди, данной для жизни» (Рим. 7:10; букв, о «заповеди к жизни»), и, чтобы показать, что закон не покоится на вере, цитирует Лев, 18:5, а затем говорит в отношении усло­вий закона: «Кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал. 3:12; ср.: Рим. 10:5).

Иные заветы в Писании были наделены неким внешним «знаком», кото­рый их сопровождал (таким, как обрезание или крещение и Вечеря Господня). В Книге Бытие никакого знака для завета дел не установлено, но если бы нам было нужно назвать такой знак, то мы, вероятно, указали на древо жизни по­среди сада. Вкушая от этого дерева, Адам и Ева причащались бы обетования вечной жизни, даруемой Богом. Сами плоды не обладали неким магическим действием, это был лишь знак, с помощью которого Бог внешне гарантиро­вал наличие определенной внутренней реальности.

Почему так важно говорить об отношениях между Богом и человеком в Эдемском саду как о взаимоотношениях завета! Это напоминает нам о том факте, что эти взаимоотношения, в том числе повеление повиноваться и обе­тование благословения за послушание, не были чем-то автоматически воз­никшим в отношениях между Творцом и творением. Бог не установил завета, например, с сотворенными Им животными3. Также и природа человека в том

2 Наказание смертью начало осуществляться с того дня, как Адам и Ева согрешили,
но свершалось оно медленно, по мере того, как их тела старели. Обетование о духовной
смерти совершилось незамедлительно, так как они были отрезаны от общения с Богом.
Смерть вечного проклятия постигла их заслуженно, но ссылки на искупление в тексте
(см.: Быт. 3:15,21) предполагают, что это наказание в конечном счете было преодолено
искуплением Христа.

3 Тем не менее животные были включены вместе с людьми в завет, который Бог
изрек Ною, обещая, что он никогда больше не разрушит землю потопом (Быт. 9:8—17).


________________ Глава 24. Заветы между Богом и человеком____________     585

виде, в каком ее сотворил Бог, не требовала, чтобы Бог общался с человеком или давал какие-либо обетования о подобном общении с людьми или какие-либо ясные указания на то, что человек должен делать. Все это было выраже­нием отеческой любви Бога к мужчине и женщине, которых Он сотворил. Кроме того, когда мы определяем эти отношения как «завет», это помогает нам увидеть ясные параллели между этими отношениями и последующими отношениями завета, которые имели место между Богом и Его народом. Если все элементы завета присутствуют (ясное соглашение сторон, утверждение условий завета и обетование благословения за послушание и наказания за неповиновение), то нет никаких причин, по которым нам не следовало бы го­ворить об этих отношениях как о завете, так как это и в самом деле был имен­но завет.

Хотя завет, существовавший до грехопадения, определялся разными тер­минами (напр., Адамов завет, или завет природы), судя по всему, самым пра­вильным его наименованием является «завет дел», так как участие в благо­словениях этого завета ясно зависело от повиновения, или от «дел» со сторо­ны Адама и Евы.

Как и во всех заветах, заключенных Богом с людьми, здесь нет никаких переговоров о его условиях. Бог властно излагает завет Адаму и Еве, и у них нет возможности внести изменения. Единственно возможный выбор — это соблюдать его или нарушать.

Действует ли сейчас завет дел? Во многих важных аспектах, безусловно, действует. Прежде всего, Павел подразумевает, что совершенное повинове­ние законам Бога, если бы таковое было возможным, даровало бы жизнь (см.: Рим. 7:10; 10:5; Гал. 3:12). Мы должны также отметить, что наказание за на­рушение этого завета все еще действует, ибо «наказание за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это подразумевает, что завет дел остается в силе для каждого че­ловека, остающегося вне Христа, несмотря на то что ни один грешный чело­век не может исполнить его условий и получить благословения. И наконец, мы должны отметить, что Христос ради нас в совершенстве подчинился заве­ту дел, так как Он не совершил греха (1 Пет. 2:22), и в совершенстве повино­вался Богу вместо нас (Рим. 5:18,19).

С другой стороны, в определенном смысле завет дел больше недействите­лен: 1) нам более не предъявляется конкретное требование не вкушать плодов с дерева познания добра и зла; 2) поскольку наша природа греховна (как при­рода христиан, так и нехристиан), мы не в состоянии самостоятельно испол­нить требований завета дел и получить благословение, — таким образом, за­вет имеет непосредственное отношение к людям, но приносит лишь наказа­ние; 3) за христиан Христос успешно выполнил требования этого завета раз и навсегда, и мы обретаем благословение этого завета не действительным по­слушанием, а веруя в заслугу труда Христова. Фактически, если бы совре­менные христиане считали, что они обязаны заслужить милость Божью


586                                            Часть III. Учение о человеке

послушанием, то они лишали бы себя надежды на спасение. «Все, утвержда­ющиеся на делах закона, находятся под клятвою. <...> А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно» (Гал. 3:10,11). Христиане были осво­бождены от завета дел благодаря труду Христа и тем, что они были включены в новый завет, завет благодати (см. ниже).

Б. Завет искупления

Богословы говорят также и о другом виде завета, т. е. о завете, который заключается не между Богом и человеком, а между лицами Троицы. Этот за­вет называют «заветом искупления». Он состоит в соглашении между Отцом, Сыном и Святым Духом, в котором Сын согласился стать человеком, быть нашим представителем, подчиниться за нас требованиям завета дел и понес­ти наказание за грех, которое заслуживали мы. Учит ли Писание о том, что подобный завет существует? Да, так как в нем говорится о конкретном плане и намерении Бога, которое совершилось между Отцом, Сыном и Святым Ду­хом ради достижения нашего искупления.

Со стороны Отца этот «завет искупления» подразумевал согласие дать Сыну людей, которых Он искупит как Свою собственность (Ин. 17:2,6); по­слать Сына в качестве их представителя (Ин. 3:16; Рим. 5:18,19); приготовить тело Сыну, в котором Тот будет пребывать в качестве человека (Кол. 2:9; Евр. 10:5); принять Его как представителя народа, искупленного Им (Евр. 9:24); дать Ему всю власть на небесах и на земле (Мф. 28:18), в том числе власть излить Святого Духа в силе, чтобы применить искупление к Его народу (Деян. 1:4; 2:33).

Со стороны Сына было согласие отправиться в мир в качестве человека и жить в качестве человека под Моисеевым законом (Гал. 4:4; Евр. 2:14-18), в совершенстве подчиниться всем повелениям Отца (Евр. 10:7—9), быть послуш­ным даже до смерти, до креста (Флп. 2:8). Сын также согласился собрать Себе народ, чтобы никто из данных Ему Отцом не погиб (Ин. 17:12).

Роль Святого Духа в завете искупления часто не обсуждается, но она, безусловно, была уникальной и жизненно важной. Он согласился исполнить волю Отца и наполнить Христа, чтобы Тот осуществил Свое служение на земле (Мф. 3:16; Лк. 4:1,14,18; Ин. 3:34); применить блага искупительного труда Христа к Его народу после того, как Христос возвратился на небеса (Ин. 14:16,17,26; Деян. 1:8; 2:17,18,33).

Когда мы говорим о соглашении между лицами Троицы как о «завете», это напоминает нам о том, что завет был установлен Богом Своим волевым решением, а не в силу Его природы. Однако этот завет отличается от заветов между Богом и человеком, так как заключившие его стороны равны, тогда как в заветах с человеком Бог выступает как полновластный Творец, налага­ющий условия завета по Своему решению. С другой стороны, он схож с заве-


_________________ Глава 24. Заветы между Богом и человеком_____________   587

тами, которые Бог устанавливает с человеком, в том, что в нем также присут­ствуют те элементы (стороны, условия и обетование о благословении), кото­рые являются необходимыми условиями завета.

В. Завет благодати

1. Основные элементы. После того, как человек не смог получить благо­словения, предложенные ему в завете дел, Богу было необходимо использо­вать другие средства спасения человека. Все прочее Писание, следующее за повествованием о грехопадении в гл. 3 Книги Бытие, — это повествование о том, как Бог осуществляет поразительный план искупления, через который грешные люди могли бы войти с Ним в общение. Бог снова ясно излагает условия завета, определяющие отношения между Ним и теми, кого Он спаса­ет. В частностях мы находим некоторые различия в деталях как в Ветхом, так и в Новом Завете, но все основные элементы завета присутствуют, и природа этих элементов остается прежней.

Сторонами в этом завете благодати являются Бог и люди, которых Он спа­сает. Но в этом случае Христос исполняет особую роль «посредника» (Евр. 8:6; 9:15; 12:24), исполняя за нас условия завета и тем самым примиряя нас с Бо­гом. (В завете дел между Богом и человеком посредника не было.)

Условие (или требование) участия в завете — это вера в Христа как иску­пителя (Рим. 1:17; 5:1 и др.). Это требование веры в искупительный труд Мес­сии было также условием обретения благословений в прежнем завете, как это ясно показывает Павел на примерах Авраама и Давида (Рим. 4:1—15). Они, как и прочие ветхозаветные святые, были спасены, надеясь на труд грядуще­го Мессии и веруя в Него4.

Но, хотя условие начала завета благодати — это л ишь вера в труд Христа, об условии продолжения этого завета сказано, что им является повиновение заповедям Бога. Хотя этим повиновением ни в Ветхом, ни в Новом Завете мы не заслужили милости Божьей, тем не менее, если наша вера в Христа под­линна, она произведет в нас повиновение заповедям (см.: Иак. 2:17), а пови­новение Христу в Новом Завете рассматривается как необходимое свидетель­ство того, что мы являемся подлинными верующими и участниками нового завета (см.: 1 Ин. 2:4-6).

Обетование благословений в завете было обетованием вечной жизни с Богом. Это обетование часто повторялось как в Ветхом, так и в Новом Заве­те. Бог обещал людям, что Он будет их Богом, а они будут Его народом: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими по­сле тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков

4 Факт, что ветхозаветные верующие были спасены лишь верой в грядущего Мес­сию, рассматривается в гл. 6.


588                                            Часть III. Учение о человеке

твоих после тебя» (Быт. 17:7). «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. <...> И заключу с ними вечный завет» (Иер. 32:38-40; ср.: Иез. 34:30,31; 36:28; 37:26,27). Эта тема продолжается также и в Новом Завете: «Ибуду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16, курсив мой. — У Г.; ср.: ст. 17, 18; также 1 Пет. 2:9,10). Говоря о новом завете, автор Послания к Евреям цитирует Иер. 31: «И буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10). Это благословение исполняет­ся в Церкви, которая является народом Божьим, но еще большее исполнение оно находит на новых небесах и новой земле, как их увидел Иоанн: «И услы­шал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3, курсив мой. — У. Г.).

Знак этого завета (внешний, физический символ вхождения в завет) в Ветхом и в Новом Заветах различаются. В Ветхом Завете внешним символом начала отношений завета было обрезание. Символом продолжения отноше­ний завета было соблюдение празднеств и церемониальных законов, которые Бог давал народу в разное время. В Новом Завете знаком начала отношений завета является крещение, а знаком продолжения этих отношений — участие в Вечере Господней.

Причина, по которой этот завет назван «заветом благодати», заключает­ся в том, что он полностью основан на «благодати» Божьей, т. е. на незаслу­женной благосклонности, обращенной к тем, кого Бог искупает.

2. Различные формы завета. Хотя основные элементы завета благодати в ходе истории народа Божьего остаются теми же, конкретные условия завета варьируются в зависимости от времени. Во времена Адама и Евы присутство­вал лишь намек на возможность отношений с Богом, которую мы видим в обе­товании о семени женщины в Быт. 3:15 и в Божьем благодатном предоставле­нии одежды Адаму и Еве (Быт. 3:21). Завет, заключенный Богом с Ноем после потопа (Быт. 9:8—17), не был заветом, обещающим благословения вечной жиз­ни и духовного общения с Богом; Бог лишь обещал человечеству и животному миру, что земля более не будет разрушена потопом. В этом смысле завет с Ноем, хотя он, безусловно, зависит от благодати Божьей или незаслуженной милости, представляется другим в отношении входящих в него сторон (Бог и все челове­чество, а не только искупленные); он отличается названным условием (от чело­века не требуется ни вера, ни послушание) и обещанным благословением (зем­ля вновь не будет разрушена потопом, т. е. речь идет о чем-то совершенно ином, нежели вечная жизнь). Знак завета (радуга) также совершенно иной, так как он не требует активного или осознанного участия со стороны человека.

Но начиная с завета с Авраамом (Быт. 15:1—21; 17:1—27) присутствуют все элементы завета благодати. Павел говорит даже, что «Писание... предвоз­вестило Аврааму» (Гал. 3:8). Кроме того, Лука говорит, что Захария, отец Иоан-


_________________ Глава 24. Заветы между Богом и человеком_________________ 589

на Крестителя, пророчествовал о том, что пришествие Иоанна Крестителя для приготовления пути Христу было началом Божьего исполнения древних обе­товании завета, данных Аврааму («Сотворит милость с отцами нашими и по­ мянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам», Лк. 1:72,73, курсив мой. — У. Г.). Таким образом, обетования заве­та, данные Аврааму, оставались в силе до того времени, пока не исполнились во Христе (см.: Рим. 4:1-25; Гал. 3:6-18,29; Евр. 2:16; 6:13-20)5.

Чем же тогда отличается «старый завет» от «нового завета» во Христе? «Старый завет» не совпадает по объему с ветхозаветной частью Писания, так как заветы с Авраамом и Давидом в Новом Завете нигде не названы «ветхи­ми». Лишь завет с Моисеем, завет, заключенный на горе Синай (Исх. 19-24), назван «ветхим» (2 Кор. 3:14; ср.: Евр. 8:6,13), подлежащим замене «новым заветом» во Христе (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; 2 Кор. 3:6; Евр. 8:8,13; 9:15; 12:24). Завет Моисея был установлением6 подробных письменных законов, данных на время, чтобы ограничить грехи народа и послужить «детоводителем», ука­зывающим людям на Христа. Павел говорит: «Для чего же закон? Он дан по­сле по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому от­носится обетование...» (Гал. 3:19); «...Закон был для нас детоводителем ко Хри­сту...» (Гал. 3:24).

Не следует считать, что со времен Моисея до времен Христа благодать не была доступна людям, так как обетование спасения верой, данное Богом Аврааму, оставалось в силе:

Но Аврааму даны были обетования и семени его. <...> ...Закон, явив­шийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетова­ ние потеряло силу. Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетова­нию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию (Гал. 3:16-18, курсив мой. - У. Г.).

Кроме того, хотя система жертвоприношений завета Моисея не отменяла грехов (Евр. 10:1 —4), она служила прообразом жертвы Христа, совершенного первосвященника и совершенной жертвы, Который понес на Себе наши гре­хи (Евр. 9:11—28). Тем не менее сам завет Моисея, с его подробными закона­ми, не мог спасти людей. Дело не в том, что законы были неправильными,

5 Обетования завета, данные Аврааму, были возобновлены и расширены, когда Бог
говорил к Давиду (см. в особенности 2 Цар. 7:5-16; ср.: Иер. 33:19,20) и обещал ему, что
царь из рода Давида будет править народом Божьим вовеки. Анализ вопроса о длитель­
ности Божьих обетовании в заветах с Авраамом и Давидом, а также в новом завете см.:
Thomas E. McComiskey, The Covenants of Promise: A Theology of the Old Testament Covenants
(Grand Rapids: Baker, 1985), особенно pp. 59-93.

6 Подробный анализ различий между всепокрывающим заветом обетования и раз­
личными «административными заветами», которые Бог использовал в различные перио­
ды, см.: McComiskey, Covenants of Promise, особенно pp. 139-177 и 193-211.


590 ____________________ Часть III. Учение о человеке

ведь они были даны Богом, но в них не было силы даровать новую жизнь, а люди не были в силах повиноваться им в совершенстве: «Итак закон проти­вен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий жи­вотворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Павел осо­знает, что Святой Дух побуждает нас к послушанию Богу с такой силой, кото­рая была недоступна закону Моисея. Он говорит, что Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убива­ет, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Итак, новый завет во Христе намного совершеннее, так как он исполняет обетования, данные в Иер. 31:31—34, как они процитированы в Евр. 8:

Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетова-ниях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нуж­ды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступа­ют дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; по­тому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каж­дый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и старе­ющее близко к уничтожению (Евр. 8:6-13).

В этом новом завете даны гораздо большие благословения, ибо пришел Иисус Мессия; Он жил, умер и воскрес среди нас, раз и навсегда искупив наши грехи (Евр. 9:24—28); Он открыл нам Бога в полноте (Ин. 1:14; Евр. 1:1 -3); Он излил Святого Духа в новозаветной силе на весь свой народ (Деян. 1:8; 1 Кор. 12:13; 2 Кор. 3:4-18); Он начертал закон у нас в сердце (Евр. 8:10). Но­вый завет — это «завет вечный» (Евр. 13:20) во Христе, через который мы веч­но будем пребывать в общении с Богом, и Он будет нашим Богом, а мы будем Его народом.

Вопросы для самостоятельной работы

1. До того, как вы прочитали эту главу, рассматривали ли вы ваши отношения с Богом как «завет»? Испытываете ли вы большую уверенность в ваших отноше­ниях с Богом, осознавая, что Он управляет этими взаимоотношениями через ряд обетовании, которые Он никогда не изменит?


^_________________ Глава 24. Заветы между Богом и человеком_________________     591

2. Если бы вас попросили представить ваши взаимоотношения с Богом как завет, заключенный лишь между двумя сторонами, т. е. между Богом и вами, то какими были бы условия такого завета? Исполняете ли вы эти условия сейчас? Какую роль ифает Христос в отношениях завета между вами и Богом? Какие бла­гословения Бог обещает вам, если вы исполните эти условия? Назовите знаки участия в этом завете. Помогает ли вам такое понимание завета лучше оценить крещение и Вечерю Господню?

Специальные термины

завет                                                                                           завет искупления

завет благодати                                                                         новый завет

завет дел                                                                                    старый завет

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
1930          Thomas, 134-141

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1983           Carter, 1:476-483

3. Баптистские

1767          Gill, 1:300-359, 491-530

1887          Воусе, 247-258

4. Диспенсационалистские

1947          Chafer, 7:96-99

1949         Thiessen, 199-205

1986          Ryrie, 453-460

5. Лютеранские

1934          Mueller (вопрос напрямую не рассматривается)

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1861          Нерре, 281-319, 371-409

1871-1873 Hodge, 2:117-122, 354-377

1878         Dabney, 292-305, 429-463

1889         Shedd, 2a:148-167

1937-1966 Murray, CW, 2:47-59, 123-131

1938          Berkhof, 211-218, 262-301

1962         Buswell, 1:307-320


592                                            Часть III. Учение о человеке

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 1:275-304


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!