Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 431-432
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1940 Wiley, 3:40-44, 153
1960 Purkiser, 421-424
1983 Cottrell, 2:353-708
3. Баптистские
1907 Strong, 433-439
1917 Mullins, 119, 192, 224, 274, 348
1983-1985 Erickson, 405, 406
4. Диспенсационалистские
1947 Chafer, 5:220-231; 7:252-254
1949 Thiessen, 298-301
1986 Ryrie, 381-382
5. Лютеранские
1917-1924 Pieper, 3:215-219
1934 Mueller, 428-434, 467-469
6. Реформатские (или пресвитерианские)
1559 Calvin, 2:850-920 (3.20)
1724-1758 Edwards, 2:74-88, 113-118
1871-1873 Hodge, 3:692-709
1878 Dabney, 713-725
Глава 17. Молитва_____________________ 445
1937-1966 Murray, CW, 3:168-171
7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 2:295-298, 3:95-98
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
1955 Ott, 91
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 1:331-332; 2:1057-1099
Другие работы
Bennett, Arthur, ed. The Valley of Vision: A Collection of Puritan Prayer and Devotions. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1975.
Bounds, E. M. Power Through Prayer. Grand Rapids: Baker, 1963.
Brother Lawrence. The Practice of the Presence of God. New York: Revell, 1895.
Carson D. A., ed. Teach Us To Pray: Prayer in the Bible and the World. Grand Rapids: Baker, and Exeter: Paternoster, 1990.
Clowney, Edmund. Christian Meditation. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1979.
Clowney, Edmund. „Prayer, Theology of. In NDT, pp. 526, 527.
Forsyth, P. T. The Soul of Prayer. Grand Rapids: Eerdmans, 1967 (reprint).
Foster, Richard J. Celebration of Discipline: The Path to Spiritual Growth. San Francisco: Harper and Row, 1988.
Hallesby, O. Prayer. Trans, by Clarence J. Carlsen. Minneapolis: Augsburg, 1959 (reprint).
Houston, James. The Transforming Friendship. Oxford and Batavia, 111.: Lion, 1989.
|
|
Hunter, W. Bingham. The God Who Hears. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
Kelly, Thomas R. A Testament of Devotion. New York: Harper, 1941.
Law, William. A Serious Call to a Devout and Holy Life. Philadelphia: Westminster, 1948 (reprint).
M'Intyre, D. M. The Hidden Life of Prayer. Minneapolis: Bethany Fellowship Press, 1962 (reprint). (В других изданиях этой книги фамилия автора отражена как Maclntyre).
Murray, Andrew. The Ministry of Intercessory Prayer. Minneapolis: Bethany House, 1981 (reprint; first published in 1897 as The Ministry of Intercession).
Ortlund, Raymond C, Jr. A Passion for God: Prayers and Meditations on the Book of Romans. Wheaton, 111.: Crossway, 1994.
Prince, Derek. Shaping History Through Prayer and Fasting. Old Tappan, N. J.: Fleming H. Revell, 1973.
Smith, David R. Fasting: A Neglected Discipline. Fort Washington, Pa.: Christian Literature Crusade, 1969.
446 Часть II. Учение о Боге
Spear, Wayne. The Theology of Prayer. Grand Rapids: Baker, 1979. Thomas a Kempis. The Imitation of Christ. Grand Rapids: Baker, 1973 (reprint). Unknown Christian. The Kneeling Christian. Grand Rapids: Zondervan, 1945. Wallis, Arthur. God's Chosen Fast: A Spiritual and Practical Guide to Fasting. Fort Washington, Pa.: Christian Literature Crusade, 1987.
White, John. Daring to Draw Near. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977. Willard, Dallas. The Spirit of the Disciplines. San Francisco: Harper and Row, 1988.
Отрывок для запоминания
Евр. 4:14-16:
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Ко торый, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
|
|
ГЛАВА 18
Ангелы
Кто такие ангелы ? Зачем Бог сотворил их ?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Кто такие ангелы?
Ангелов мы можем определить следующим образом: ангелы — это сотворенные, духовные существа, обладающие моральным суждением и высоким интеллектом, но не обладающие телами.
1. Сотворенные духовные существа. Ангелы существовали не всегда; они —
часть мира, сотворенного Богом. В тексте, где ангелы названы небесным
«воинством», Ездра говорит: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса не
бес и все воинство их... и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6;
ср.: Пс. 147:2,5). Павел говорит, что Бог сотворил все «видимое и невидимое»
через Христа и для Него, и отдельно обозначает ангельский мир словами «пре
столы... господства... начальства... власти...» (Кол. 1:16).
Тот факт, что ангелы способны к моральным суждениям, очевиден из того, что часть ангелов согрешила и пала (2 Пет. 2:4; Иуд. 6; см.: гл. 20). Они обладают разумом, это видно в Писании, когда они говорят с людьми (Мф. 28:5; Деян. 12:6—11 и др.) и воспевают славу Богу (Отк. 4:11; 5:11).
|
|
Поскольку ангелы — это «духи» (Евр. 1:14), или духовные существа, обычно они не обладают физическими телами (Лк. 24:19). Поэтому обычно мы не можем их видеть, если только Бог не дарует нам особую способность видеть ангелов (Чис. 22:31; 2 Цар. 6:17; Лк. 2:13). В обычных занятиях — защищая и оберегая нас (Пс. 33:7; 90:11; Евр. 1:14) и присоединяясь к нам в поклонении Богу (Евр. 12:22), — они остаются невидимыми. Однако время от времени они обретают телесную форму, для того чтобы явиться различным людям (Мф. 28:5; Евр. 13:2).
2. Иные названия ангелов. В Писании иногда используются и другие наиме
нования ангелов, например, «сыны Божий» (Иов. 1:6; 2:1), «святые» (Пс. 88:6,8),
«духи» (Евр. 1:14), «Бодрствующие» (Дан. 4:10,14,19), «престолы», «началь
ства», «власти», «силы» (Кол. 1:16) и «господства» (Еф. 1:21).
3. Иные небесные существа. В Писании названы еще три других конк
ретных типа небесных существ. Кем бы мы ни считали их — особым видом
448 Часть П. Учение о Боге
«ангелов» (в широком смысле слова) или иными небесными существами, — они все равно являются сотворенными духовными существами, которые служат и поклоняются Богу.
1) «Херувимы»1. Херувимам было поручено охранять вход в Эдемский сад
(Быт. 3:24), и о Боге часто говорится, что Его престол находится на херувимах или
что Он путешествует на херувимах, как на колеснице (Пс. 18:10; Иез. 10:1—22).
Над ковчегом Завета два херувима простирали свои крылья, и именно там Бог
обещал пребывать со Своим народом: «Там Я буду открываться тебе и гово
рить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом
откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым»
(Исх. 25:22; ср.: ст. 18-21).
|
|
2) «Серафимы»2. Другая группа небесных существ, серафимы, упомина
ется только в Ис. 6:2-7, где они непрерывно поклоняются Богу и восклица
ют: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
3) Животные. Как в Книге Пророка Иезекииля, так и в Книге Открове
ние говорится о еще одном типе небесных существ, известных как «живот
ные», находящиеся у престола Божьего (Иез. 1:5-14; Отк. 4:6-8)3. Обладая
внешностью льва, тельца, человека и орла, они являются самыми мощными
представителями всего творения Божьего (дикие животные, домашние жи
вотные, человеческие существа и птицы) и постоянно поклоняются Богу: «И
ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Все
держитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8).
4. Иерархия и порядок среди ангелов. Писание указывает на то, что среди ангелов существует порядок и иерархия. Один из ангелов, Михаил, назван архангелом (Иуд. 9), и это наименование подразумевает его власть над другими ангелами. В Дан. 10:13 он назван «одним из первых князей». Михаил появляется также в качестве начальника ангельской армии: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Отк. 12:7,8). Павел же говорит нам, что Господь возвратится с небес
1 По-древнееврейски единственное число будет «керуб»; «керубим» — это форма
множественного числа (или «херувим», в соответствии с транслитерацией, взятой из Сеп-
туагинты. — Примеч. пер.).
2 По-древнееврейски единственное число будет «сераф»; «серафим» — это форма
множественного числа.
3 Описания в книге Иезекииля и в Откровении несколько отличаются друг от друга,
но в них есть и много общего. Трудно сказать, идет ли речь о двух разных группах су
ществ, или существа из Откровения изменили свою форму по сравнению с той, которая
описана в видении Иезекииля.
Глава 18. Ангелы_______________________ 449
«при гласе Архангела» (1 Фес. 4:16). Говорится ли здесь о Михаиле как о единственном архангеле, или же есть и другие архангелы, Писание не уточняет.
5. Имена конкретных ангелов. В Писании по имени названы только два
ангела4. Михаил упоминается в Иуд. 9, Отк. 12:7,8 и в Дан. 10:13,21, где он
назван «Михаилом, одним из первых князей» (ст. 13). Ангел Гавриил упомя
нут в Дан. 8:16 и 9:21 как посланник, который приходит к Даниилу от Бога.
Гавриил также упоминается в первой главе Евангелия от Луки как Божий по
сланник к Захарии и Марии. Ангел отвечает Захарии: «Я Гавриил, предстоя
щий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Л к. 1:19).
Далее читаем: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город
Галилейский, называемый Назарет, кДеве... имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26,27).
6. Только в одном месте и в одно время. Писание часто показывает нам
ангелов, перемещающихся из одного места в другое, как в упомянутом выше
стихе, где Гавриил «послан был... от Бога в город Галилейский, называемый
Назарет» (Л к. 1:26). Тот факт, что ангелы перемещаются в пространстве, ста
новится очевиден, когда ангел приходит к Даниилу и говорит ему:
Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням (Дан. 10:12-14).
Мысль о том, что ангел в одно время может находиться только в одном месте, согласуется с тем фактом, что ангелы — сотворенные существа. В отличие от Бога, они — конечные творения, и потому ограничены пребыванием в одном месте в одно время, как и все, сотворенное Богом5.
4 Я не упоминаю здесь сатану, так как он падший ангел и его иногда называют
также и другими именами (о сатане и бесах см. в гл. 19). (В англоязычной традиции «са
тана» [по-древнееврейски «противник», «супостат»] считается именем собственным и
пишется с прописной буквы, а «диавол» [по-древнегречески «клеветник»] считается име
нем нарицательным и пишется со строчной буквы. — Примеч. пер.)
5 Тем не менее, судя по всему, очень большое количество ангелов может находиться
в одном месте в одно время, по крайней мере, на это указывает пример падших ангелов,
или бесов. Когда Иисус спросил бесовские силы, пребывавшие в человеке, одержимом
бесами: «Как тебе имя?», ответ был таков: «„Легион", потому что много бесов вошло в
него» (Лк. 8:30). Если даже не истолковывать это слово буквально, как количество, рав
ное солдатам одного легиона римской армии (3—6 тыс. человек), так как сатана — отец
лжи, и потому бесы могут сильно преувеличивать реальные события, достаточно того,
что Лука говорит: «Много бесов вошло в него».
15 Зак. 3605
450 _______________ Часть II. Учение о Боге
7. Сколько всего ангелов? Хотя в Писании не названо число сотворенных
Богом ангелов, судя по всему, это число очень велико. Мы читаем о том, что Бог
на горе Синай «шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор. 33:2;
здесь «тьма» — это старославянское числительное, означающее «десять ты
сяч». — Примеч. пер.). Мы также узнаем о том, что «колесниц Божиих тьмы,
тысячи тысяч» (Пс. 67:18). Когда мы приступаем к поклонению, мы присту
паем к «тьмам Ангелов» (Евр. 12:22)6. Их многочисленность особо подчерки
вается в Отк. 5:11, где Иоанн говорит: «И я видел, и слышал голос многих
Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и
тысячи тысяч». Эти слова указывают на поразительно большое число (с чело
веческой точки зрения) — на бесчисленное собрание ангельских сил, прослав
ляющих Бога.
8. Есть ли у людей личные ангелы-хранители?'Писание ясно говорит нам
о том, что Бог посылает ангелов, чтобы они оберегали нас: «Ибо Ангелам Сво
им заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут
тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Однако люди
вышли за рамки этого представления о защите людей в целом и поставили
вопрос так: «Может быть, Бог дает конкретного „ангела-хранителя" каждому
человеку, по крайней мере христианину?» Подтверждение этой мысли видели
в словах Иисуса о детях: «Ангелы ихна небесах всегда видят лице Отца Моего
Небесного» (Мф. 18:10). Однако наш Господь мог просто подразумевать, что
ангелы, которым предписано оберегать детей, всегда имеют быстрый доступ в
присутствие Божье7. Когда ученики Иисуса говорят (Деян. 12:15), что «ан-
6 Греческое слово fivpuxq («мириада») — это выражение, обозначающее «очень боль
шое, но неопределенное количество» (BAGD, р. 529). (Или десять тысяч. — Примеч. пер.)
7 Другая вероятность заключается в том, что «ангел» (где ученики думают, что «ан
гел» Петра стучит в ворота — Мф. 18:10 и Деян. 12:15) — это не ангельское существо, а
«дух» умершего человека; защиту этой точки зрения см.: В. В. Warfield, "The Angels of
Christ's 'Little Ones'", in Selected Shorter Writings, ed. John E. Meeter (Nutley, N. J.: Presbyterian
and Reformed, 1970), 1:253-266; D. A. Carson, "Matthew", EBC, 8:400-401.
Проблема этого истолкования заключается в том, что не было обнаружено ни одного ясного примера употребления слова «ангел» (греч. бсууеЛос;) в значении «дух умершего человека». Уорфилд (pp. 265, 266), а вслед за ним и Карсон, цитирует два предполагаемых примера из еврейской внебиблийской литературы: 1 Енох. 51:4 и 2 Вар. 51:5,12. Однако эти тексты неубедительны. В 1 Енох. 51:4 говорится просто: «И лица ангелов на небесах будут светиться радостью» (R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament, 2 vols. [Oxford: Clarendon Press, 1913], 2:219), однако там ничего не говорится о том, что люди станут ангелами. Во 2 Вар. 51:5 говорится о том, что праведники обратятся «в сияние ангелов» (Charles, 2:508), однако это просто означает, что они будут так же праведны, как ангелы, а не то, что они станут ангелами.
8 двух других текстах говорится, что праведники обретут совершенство, «превосхо
дящее ангельское» (2 Вар. 51:12), и что «они будут подобны ангелам» (2 Вар. 51:10. См.:
Глава 18. Ангелы_________________________ 451
гел» Петра, должно быть, стучит в дверь, это не обязательно подразумевает веру в индивидуальных ангелов-хранителей. Возможно, некий ангел просто оберегал Петра и заботился о нем именно в то время. Таким образом, представление о личных «ан гелах-хранителях» не находит убедительного подтверждения в Писании.
9. Ангелы не вступают в брак. Иисус учил, что в воскресении люди «ни же
нятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах»
(Мф. 22:30; ср.: Л к. 20:34—36). Это означает, что у ангелов нет таких семей
ных отношений, которые характерны для людей. Писание нигде более не го
ворит об этом, поэтому мудро было бы не рассматривать эту тему слишком
подробно8.
10. Сила ангелов. Судя по всему, ангелы обладают огромной силой. Они
названы «крепкими силою» (Пс. 102:20) и «силами» (ср.: Еф. 1:21), «началь-
ствами» и «властями» (Кол. 1:16). Ангелы, судя по всему, превосходят мя
тежных людей «крепостью и силою» (2 Пет. 2:11; ср.: Мф. 28:2). По крайней
мере, во время своего земного существования люди «унижены» перед анге
лами (Евр. 2:7). Хотя сила ангелов и велика, она, безусловно, не бесконечна
и используется в борьбе против злых бесовских сил, над которыми властву
ет сатана (Дан. 10:13; Отк. 12:7,8; 20:1—З)9. Тем не менее, когда Господь воз
вратится, мы будем воскрешены в состояние, более возвышенное, нежели
ангельское (1 Кор. 6:3; см. ниже, с. 453—455, В 1).
Charles, 2:509). Однако в этих текстах также не говорится о том, что люди станут ангелами. Кроме того, поскольку эти отрывки недоступны нам в греческом варианте (Первая книга Еноха взята из эфиопского текста, лишь с некоторыми феческими фрагментами, а Вторая книга Варуха — из сирийского), то они мало пригодны для того, чтобы определить значение греческого слова бсууеХсн;.
Уорфилд цитирует также «Деяния Павла и Феклы» (Tischendorf, p. 42, para. 5, ad finem): «Благословенны боящиеся Бога, ибо они станут ангелами Божиими». Однако этот текст датируется концом II в. н. э. (ODCC, р. 1049) и не заслуживает достаточного доверия в качестве источника информации о том, во что верила ранняя церковь или чему учит Новый Завет.
8 Следует отметить, что это утверждение дано Иисусом в ответ на вопрос саддуке
ев о женщине, которая была замужем семь раз; Иисус сказал, что их вопрос демонст
рирует их незнание Писания и «силы Божией» (Мф. 22:29). Таким образом, нам следу
ет довольствоваться ответом Иисуса и не тревожиться. Нужно думать о небе не с пе
чальным предчувствием потери семейных отношений, а с радостным предвкушением
обогащения наших взаимоотношений. (О «сынах Божиих» см. в Быт. 6:2,4, а также в
гл. 19 этой книги.)
9 Писание не говорит нам о том, утратили ли часть своей силы согрешившие анге
лы, когда они отпали от Бога, или они обладают такой же силой, какой обладали еще
будучи ангелами.
452 ________________________ Часть II. Учение о Боге
11. Кто такой Ангел Господень? Во многих текстах Писания, особенно ветхозаветных, об Ангеле Господнем говорится так, словно это Сам Бог, принявший человеческий облик, чтобы явиться перед людьми.
Так, «Ангел Господень», нашедший Агарь в пустыне, пообещал ей: «Умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества» (Быт. 16:10); отвечая, Агарь назвала «Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» (Быт. 16:13). Также, когда Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, «Ангел Господень» воззвал к нему с неба и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Когда «Ангел Господень» явился во сне Иакову, он сказал ему: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет» (Быт. 31:11,13). Когда «Ангел Господень» явился Моисею в неопалимой купине, он сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:2,6). Есть явные случаи, когда Ангел Господень, или Ангел Божий, выступает в качестве Самого Бога, возможно, это Бог-Сын, принимающий человеческую внешность на короткое время, чтобы предстать перед людьми.
Есть и такие случаи, когда Ангел Господень отличается от Бога (см.: 2 Цар. 24:16; Пс. 33:7; Зах. 1:11—13), и такие тексты, где говорится о некоем «Ангеле Господнем»10 (напр.: Лк. 1:11), и в этих случаях речь идет просто об ангеле, посланном Богом.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!