Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 76-90
1930         Thomas, 176-183

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847          Finney, 515-544

1875-1876 Pope, 1:437-456; 2:363-367, 386-390

1892-1894 Miley, 1:211-349; 2:271-308

1940          Wiley, 1:478-488

1983          Carter, 1:122-124, 130-133, 222-223

1983          Cottrell, 2:9-228, 265-333, 379-418

1987-1990 Oden, 1:270-316

3. Баптистские

1767         Gill, 1:247-251, 397-434

1887          Boyce, 115-125, 217-230

1907          Strong, 353-370, 410-443

1917          Mullins, 265-276

1976-1983 Henry, 5:307-333; 6:455-491

1983-1985 Erickson, 345-364, 387-432

1987-1994 Lewis/Demarest, 2:291-335; 2:71-122

4. Диспенсационалистские

1947          Chafer, 1:225-259

1949          Thiessen, 100-110, 119-132


396                                                Часть II. Учение о Боге

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:483-497

1934          Mueller, 176-178, 189-195, 236-241

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559          Calvin, 1:197-237, 309-407 (1.16-18; 2.4-5)

1724-1758 Edwards, 1:3-93; 2:107-110, 525-543

1861           Нерре, 133-189, 251-280

1871-1873 Hodge, 1:535-549, 575-616; 2:280-312

1878          Dabney, 120-132, 221-223, 276-291

1887-1921 Warfield, SSW, 1:93-115; SSW, 2:411-447

1889          Shedd, 1:393-462, 527-533

1937-1966 Murray, CW, 3:161-167, 185-189; CW, 2:60-66

1938          Berkhof, 100-108, 165-178

1962          Buswell, 1:163-176

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 1:117-140, 215-219

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955          Ott, 87-91

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980          McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Basinger, Davin, and Randall Basinger, eds. Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.

Berkouwer, G. C. The Providence of God. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Cameron, N. M. de S. "Providence". In NDT, pp. 177-179.

Carson D. A. Divine Sovereignty and Human Responsibility: Biblical Perspective in Tension. New Foundations Theological Library. Atlanta: John Knox, and London: Marshall, Morgan and Scott, 1981.

Carson D. A. How Long, О Lord? Reflections on Suffering and Evil. Grand Rapids: Baker, and Leicester: Inter-Varsity Press, 1990.

Craig, William Lane. The Only Wise God: The Compatibility of Divine Foreknowledge and Human Freedom. Grand Rapids: Baker, 1987.

Feinberg, John. The Many Faces of Evil: Theological Systems and the Problem of Evil. Zondervan, 1994.

Flavel, John. The Mystery of Providence. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976. Reprint of 1698 edition.

Helm, Paul. The Providence of God. Leicester and Downers Grove, III: InterVarsity Press, 1994.


Глава 15. Провидение Божье__________________   397

Parker, Т. Н. L. "Providence of God". In EDT, pp. 890, 891. Pink, Arthur W. The Sovereignty of God. Grand Rapids: Baker, 1930. Warfield, В. В. Calvin and Calvinism. London and New York: Oxford University Press, 1931.

Отрывок для запоминания

Рим. 8:28:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все со­ действует ко благу.


ГЛАВА 16

Чудеса

Что такое чудеса ? Могут ли они происходить в наши дни ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Вопрос о чудесах тесно связан с вопросом о провидении, рассмотренным в предыдущей главе. Было показано, что Бог осуществляет исчерпывающий, непрерывный единодержавный контроль надо всеми аспектами творения. В настоящей главе вопрос о чудесах будет рассмотрен на основании учения о провидении.

А. Определение

Понятие «чудо» мы можем определить следующим образом: чудо — это менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в серд­ цах людей и свидетельствует о Себе1. В этом определении за основу берется принятое нами понимание провидения Божьего, с помощью которого Бог со­храняет, контролирует все вещи и управляет ими. Если провидение мы трак­туем именно таким образом, то у нас отпадает необходимость в иных распро­страненных объяснениях или определениях чудес.

Например, одно из определений чуда звучит так: «Прямое вмешательство Бога в дела мира». Однако в основе этого определения лежит деистический взгляд на отношение Бога к миру, в соответствии с которым мир существует сам по себе, а Бог лишь изредка вмешивается в ход событий. Это, безусловно, не библейская точка зрения. Библия говорит нам, что Бог делает так, что идет дождь (Мф. 5:45), что трава растет (Пс. 103:14) и что Он постоянно несет все словом Своей силы (Евр. 1:3). Другое определение чуда — это «Более прямая деятельность Бога в мире». Однако слова «более прямая» подразумевают, что обычные действия Бога не являются «прямыми», что тоже указывает на некую деистическую отстраненность Бога от мира.

1 Это определение я взял из неопубликованных лекций Джона Фрейма (John Frame), профессора систематического богословия в Вестминстерской богословской семинарии.


Глава 16. Чудеса_____________________________ 399

Еще одно определение звучит так: «Действие Бога, при котором Он не ис­пользует средств для достижения желаемых Им результатов». Однако если мы говорим, что Бог действует, «не используя средств», то в Библии почти не оста­ется чудес, так как трудно представить себе чудо, свершившееся без каких-либо средств: например, при исцелении физические особенности больного, несомненно, участвуют в процессе выздоровления. Когда Иисус умножил количество хлебов и рыб, Он, по меньшей мере, использовал те хлеба и ту рыбу, которые имелись изначально. Когда Он превратил воду в вино, Он использо­вал воду, для того чтобы сделать из нее вино. Такое определение представляет­ся совершенно неубедительным2.

Еще одно определение чуда — это «исключение из законов природы» или «действие Бога, противоречащее законам природы». Однако выражение «за­коны природы» в обычном понимании подразумевает, что у всех существую­щих вещей есть определенные качества, «законы природы», которые действу­ют независимо от Бога, и что для совершения чуда Богу необходимо вмеши­ваться и «нарушать» эти законы3. Это определение также не согласуется с учением о провидении.

Другое определение чуда — это «событие, которое невозможно объяснить естественными причинами». Это определение неадекватно, поскольку: 1) в нем отсутствует Бог как сила, осуществляющая чудо; 2) в нем подразумевается, что Бог не использует естественных причин, когда действует необычным или поразительным образом, и, следовательно, Бог лишь изредка вмешивается в мир; 3) оно приводит к тому, что значительно меньшее число случаев следует признать чудесами. Например, часто ответ Бога на молитву поражает или изумляет молившегося, и все же появляется искушение объяснить это только естественными причинами, особенно если мы настроены скептически и от­казываемся видеть в событии десницу Божью.

Таким образом, самое первое определение, приведенное выше, где чудо определяется как менее часто встречающийся образ действий Бога в мире, кажется предпочтительным и в большей степени соответствующим библей­скому учению о провидении Божьем. В этом определении не говорится, что чудо — это иной тип действий Божьих, а утверждается, что это лишь менее распространенный тип действий Бога, который призван породить в людях изумление или страх; Бог таким образом дает о Себе свидетельство.

2 Однако если чудо определяется как «деяние Бога, в котором не используются обыч­
ные
средства, ради возбуждения в людях страха и изумления», то такое определение очень
близко к предложенному выше и согласуется с библейским учением о провидении (см.:
L. Berkhof, Systematic Theology, pp. 176,177).

3 Если христиане понимают выражение «законы природы» в смысле просто пред­
сказуемых моделей поведения, которое Бог предназначил для каждой сотворенной вещи
и поддерживает в ней, то такое определение приемлемо в гораздо большей степени, так
как в этом случае учитывается провидение Божье.


400                                                Часть П. Учение о Боге

Библейская терминология чудес часто указывает на это представление о силе Божьей, приводящей людей в страх и изумление. Чаще всего использо­вались следующие выражения: 1) «знак» (евр. П1К; греч. оецеюи) — слово, которое означает нечто, указывающее на что-то иное, в частности (в случае чудес) на деятельность и силу Бога; 2) «явление» (евр. П210; греч. xepaq) — событие, которые вызывает сильное удивление людей4; и 3) «сила» (евр. ГТТОЭ; греч. 8i)va{iiq) — деяние, в котором явлена великая сила, в частности (в при­менении к чудесам) Божья сила5. Часто употребляли также выражение «зна­мения и чудеса» (Исх. 7:3; Втор. 6:22; Пс. 134:9; Деян. 4:30; 5:12; Рим. 15:19; и др.) и «знамения, чудеса и силы» (2 Кор. 12:12; Евр. 2:4).

Помимо значения самих слов, обозначающих чудеса, наше определение подтверждается и тем фактом, что чудеса в Писании действительно вызыва­ют страх и изумление и указывают на то, что здесь действует сила Божья. Библия часто говорит нам, что Сам Бог свершает «чудеса» или «знамения». В Пс. 135:4 говорится, что Бог «один творит чудеса великие» (ср.: Пс. 71:18). В песни Моисея говорится:

Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен свято-стию, досточтим хвалами, творец чудес! (Исх. 15:11, курсив мой. — У. Г.).

Таким образом, чудесные знамения, свершенные Моисеем, когда его по­сох обратился в змею и вновь в посох или когда его рука покрылась проказой, а затем очистилась (Исх. 4:2—8), были призваны показать народу израиль­скому, что Бог послал Моисея. Также и чудесные знамения, которые Бог свер­шил руками Моисея и Аарона, далеко превосходившие ложные чудеса или подражания знамениям, которые совершались магами при дворе фараона (Исх. 7:12; 8:18,19; 9:11), показывали, что израильский народ поклонялся единственному истинному Богу. Когда Илия вышел против священников Ва­ала на горе Кармил (3 Цар. 18:17-40), огонь, сошедший с неба, показал, что Господь — единый истинный Бог.

Если мы принимаем определение, в котором говорится, что чудо — это «менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в серд­цах людей и свидетельствует о Себе», то нам следует определить также, какие явления следует считать чудесными. Конечно, мы с полным правом можем назвать воплощение Иисуса как богочеловека и Его воскресение из мертвых самыми важными чудесами в истории. Такие события исхода, как переход Красного моря и падение Иерихона, были значительными чудесами. Те слу-

4 Реакция людей на чудеса в Евангелиях часто описывается глаголом ваьцб^т, «изу­
миться, поразиться».

5 Подробный анализ новозаветной лексики, обозначающей чудеса, см.: W. Mundle,
О. Hofius, and С. Brown, "Miracle, Wonder, Sign", MZW7T 2:620-635.


Глава 16. Чудеса_____________________________ 401

чаи, когда Иисус исцелял, очищал прокаженных и изгонял бесов, также, не­сомненно, были чудесами (см.: Мф. 11:4,5; Л к. 4:36—41; Ин. 2:23; 4:54; 6:2; 20:30,31).

Однако можем ли мы считать необычные ответы на наши молитвы чудом? Судя по всему, да, если они достаточно значимы, вызывают страх и изумление людей и видимым образом являют действие силы Божьей: ответ на молитву Илии о том, чтобы Бог послал огонь с небес, был чудом (3 Цар. 18:24, 36:38), как и ответ на молитву о том, чтобы сын вдовы вернулся кжизни (3 Цар. 17:21), или отом, чтобы дождь прекратился, а затем начался вновь (3 Цар. 17:1; 18:41 -45 и Иак. 5:17,18). В Новом Завете освобождение Петра из темницы, как ответ на молитву церкви, несомненно было чудом (Деян. 12:5—17; отметим также молитву Павла об отце Публия, Деян. 28:8). Однако, должно быть, существо­вали чудеса и менее драматичного характера, чем названные выше, так как Иисус исцелил много сотен людей, «больныхразличными болезнями» (Л к. 4:40). К Павлу приходили «прочие на острове, имевшие болезни» (Деян. 28:9).

С другой стороны, христиане ежедневно видят ответы на свои молитвы, и нам не следует размывать данное нами определение, называя чудом каждый ответ на наши молитвы. Однако если ответ на молитву настолько значим, что знающие об этом событии люди изумляются и признают необычное действие силы Божьей, то такое событие, судя по всему, уместно назвать чудом6. Это не противоречит нашему определению. В пользу такой точки зрения свиде­тельствуют и библейские данные о том, что деяния Божьи, вызывавшие изум­ление и страх, люди называли чудесами (греч. 8vvo.uk;)1.

Однако, вне зависимости оттого, какое определение чуда мы принимаем, все согласятся с тем, что Бог действительно свершает некие действия вответ на наши молитвы — обычным порядком или в определенной степени неорди­нарно. Важно помнить об этом и благодарить за это Бога, не пропуская такие

6 Кто-то предпочтет большую сдержанность в определении чуда, обозначая этим
термином, напр., лишь события, которые никоим образом не могли бы иметь место
обычными средствами, которые засвидетельствованы большим количеством людей
и задокументированы независимыми наблюдателями. В этом случае чудес получает­
ся гораздо меньше, особенно в скептически настроенном обществе. Однако подоб­
ное определение не соответствует многому из того, что Павел имел в виду, когда го­
ворил о чудесах в церквах в Коринфе (1 Кор. 12:10,28,29) и в Галатии (Гал. 3:5), и
мешает христианину распознать в себе дар чудотворения, если этот дар действитель­
но присутствует. (Конечно, христиане, придерживающиеся такого ограничительного
определения, благодарят Бога и за те ответы на их молитвы, которые они не называ­
ют чудесами.)

7 Это определение не теряет своей значимости просто из-за того, что одно и то же
событие одни назовут чудом, а другие — обычным явлением, так как человеческая оценка
событий зависит от того, насколько близки люди были к происшедшему, какова их сис­
тема мировосприятия, христиане они или нет.


402                                                Часть II. Учение о Боге

события и не рассуждая слишком длинно о «естественных причинах» там, где на самом деле Бог действовал в ответ на молитву верующего. Мы должны следить за тем, чтобы рассказ об ответе на молитву не обрастал преувеличен­ными деталями, но мы не должны впадать и в другую крайность, отказываясь благодарить Бога за то, что Он для нас сделал.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!