К 4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Здравствуйте, коллеги.

Я вчера набирала тексты, которые были на вебинаре у И. Цыбулько.

Мне нужен был формат, который можно было бы распечатать детям для работы.

Сделала не всё, но, может, кому-то из пользователей «Могу писать» пригодится.

Я добавила только авторские тексты, по которым были приведены сочинения. Остальное - с вебинара.

С уважением, Наталия Ягинцева.


ЕГЭ по русскому языку. Сочинение

Т е к с т ы

å                              æ
Публицистические Художественные

Работа с публицистическим текстом

1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже - часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве                      не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она                      со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться                      от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот...

(10)Разве может возвысить человека такое «добро» - сначала отправить учиться своё чадо                   в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт,                     а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком,        но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли                             не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы                      о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом                    не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь вер в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся                       в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким.                         (32)Но и добрым он не будет.

(По А. Лиханову)

К2. Комментарий

Баллов

• Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой                              на исходный текст.

• Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

• Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

• Выявлена смысловая связь между ними.

• Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы  исходного текста,                                   в комментарии нет.

Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребёнке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном тексте А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.

Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определённого поколения. А. Лиханов начинает рассуждение с того, что даёт общее описание современной молодёжи (предложения 1 - 3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, чёрствость, бездушие…» Откуда это берётся? Задаёт вопрос автор.

Отвечая на этот вопрос, А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки, ни престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5 - 13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться                                от подростка», то хорошее, что есть в маленьком человеке, может никогда                             не раскрыться, не будет развиваться. Пример «неразвитости» доброты, сочувствия                по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20 – 27.

При этом автор подчёркивает ещё одну мысль: «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут «воспитать только близкие люди». Не формально близкие,                          а по-настоящему,  те, кому подросток доверяет (предложения 14 - 19).

Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близкий может воспитать в ребёнке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.

Балла

• Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой                              на исходный текст.

• Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

• Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,                                                                                                                                         или                                                                                                                                 выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.

• Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,                          в комментарии нет.

Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребёнке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном тексте А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.

Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определённого поколения. А. Лиханов начинает рассуждение с того, что даёт общее описание современной молодёжи (предложения 1 - 3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, чёрствость, бездушие…» Откуда это берётся? Задаёт вопрос автор.

Автор подчёркивает ещё одну мысль: «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут «воспитать только близкие люди». Не формально близкие,                     а по-настоящему, те, кому подросток доверяет (предложения 14 - 19).

Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близкий может воспитать в ребёнке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.

 

 


Балла

• Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой                             на исходный текст.

• Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,                                                              или                                                                                                                              экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный                     для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.

• Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,                             в комментарии нет.

 

Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребёнке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном тексте А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.

А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки,                            ни престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5 - 13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться от подростка», то хорошее, что есть                            в маленьком человеке, может никогда не раскрыться, не будет развиваться. Пример «неразвитости» доброты, сочувствия по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20 – 27.

Балла

Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных                               для понимания проблемы, но не пояснил их значение.

Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребёнке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном тексте А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.

Комментируя данную проблему, хочу сказать, что она раскрывается автором на двух примерах.

Пример 1. Предложения 5 – 13. Автор убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки, ни престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека.

Пример 2.Автор убеждает в том, что настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только близкие люди.

Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близкий может воспитать в ребёнке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.

Балл

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный                               для понимания проблемы, но не пояснил его значение

Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребёнке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном тексте А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.

 Автор убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки,           ни престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека.

Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близкий может воспитать в ребёнке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.

 

 

 

 

К 4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Балл

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его

Баллов

Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста,                                          или                                                                                                                                                      размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме,                                   или                                                                                                                                                                                мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен                     с автором»)

ОБОСНОВАТЬ какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные              с ним и подтверждающие его суждения.

СУЖДЕНИЕ 1. Логическая форма мышления (см. также понятие, умозаключение); сочетание понятий, одно из которых (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат).                2. Мнение, заключение, реализуемое в процессе высказывания. Как умение формируется                     в процессе монологической речи.

Авторская позиция чётко прослеживается в данном тексте[1]: детство – это время удивления. Это очень важное время для каждого человека. Сохранив это время в памяти, человек сбережёт тем самым радостное восприятие окружающего. Детское восприятие мира, способность удивляться поможет раскрыть человеку его таланты.

Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Если с человеком его детство, окружающий мир воспринимается в ярких красках. Именно детство дарит человеку незабываемое ощущение радости от самых простых, на первый взгляд, вещей. Хорошим примером может служить история жизни главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова, который с особенным трепетом относился к своим детским воспоминания. Герой романа дорожил пережитым в детстве, как самым прекрасным в жизни. Именно такая позиция позволила Обломову сохранить доброту души уже в зрелом возрасте.

1 абзац – суждение. 2 абзац – аргументация.

Внимание!

Если литературный материал логически не доказывает суждение Þ К4,5 =0

+ при наличии фактических ошибок в приведённом литературном материале Þ К12 =0

Текст

Удивление покидает мир. Даже воздухоплавание, даже радио и телевидение больше                      не удивительны. И можно вперед сказать, что перелет на другие планеты не даст того счастья, той радости, о которой сейчас грезится.

Удивление связано с детством человека. Современный взрослый человек рано расстается со своим ребенком: он с двадцати лет взрослый и больше ничему не удивляется. Сказка питается детством, и детство здоровьем, и здоровье дается землею и солнцем. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление, и с удивлением вернется                    и сказка.

Невозможно? Нет ничего невозможного. Во всяком случае, возникает вопрос: почему современный человек не отказывается от возможности перелета на другую планету                 и поднимают даже вопрос о физическом бессмертии в будущем, но почему же тогда невозможно вернуть человечеству удивление и сказку?

…Я с себя беру своего маленького героя… Мне удобен маьчик-герой, потому что я же сам, лично будучи от природы сам художником и поэтом в душе, скромным среди великих событий нашего времени, чувствую себя всегда мальчиком и, признаюсь, не сразу дохожу до их смысла, — если же сразу берусь, то неизбежно ошибаюсь. От этого мне легче среди великих событий изображать мальчика, из-за того именно легче, что я сам такой и, когда чего не хватит, буду брать из себя.

…Мне часто говорят, что я знаю хорошо детей и люблю их. Но я знаю, люблю и охраняю только одно, заключенное в себе бессмертное дитя. В этом ребенке и реализован мой талант.
Я думаю, что значение моих книг и у нас и дальше — в моем устремлении к детству. Природа у меня как материя детства.

…В 1905 году я напечатал первый свой рассказик «Дедок» в журнале «Родник». После этой удачи я задумал по совету Е. И. Ончукова поехать на север на Выгозеро. У редактора Альмедингена в «Роднике» я попросил денег на поездку.
- Я напишу вам, - сказал я, - о мальчике, попавшем на север, и так опишу север                         в приключениях мальчика.

- Нет, - ответил Альмединген, - напишите просто очерки севера.
Я послушался, и с тех пор вот сорок пять лет никогда не расставался с этим мальчиком,                 и все не мог написать.

Вся детская моя литература возникла на этой почве, а, может быть, даже и охотничья.             По-видимому, этот мальчик живет у меня в душе, и скорей всего это я сам и ношу его                в себе, как беременная женщина.

В этом вынашивании мальчика и есть все, чем я богат.
Понимать все на свете можно по-разному, но несомненно нужно одинаково верно понимать человека, чтобы сделать ему радостный подарок. Надо понять человека, чтобы суметь ему подарить. Пониманием любовь начинается и подарком разрешается: он дарит ей, она это дарит всем.

Скорей всего люди инстинктом животных чувствуют, что ребенок - это подарок для всех.
Новый человек — это ребенок, а если о нем надо рассказывать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребенка.

(По М. Пришвину)


[1] Авторский текст см. ниже


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!