ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ



Состав ощущения

 

В онтологическом отношении ощущение есть сложный рефлекторный акт, сигнал и средство ориентировки человека в окружающей среде. Благодаря успехам современного естест­вознания и психологии возможно представить условия и меха­низм построения образа, отражающего внешний мир.

Однако для гносеологического понимания сущности ощу­щения этих определений еще недостаточно. В гносеологиче­ском отношении, поскольку речь идет об ощущениях человека как субъекта познания, они являются непосредственно-чувст­венными знаниями, самым элементарным фактом сознания.

Понимание ощущений как образов объективной действи­тельности есть понимание их как знаний, противопоставлен­ных агностической трактовке их в качестве знаков, предло­женной Гельмгольцем. Критикуя Гельмгольца за положение, что ощущение есть знак, а не изображение воздействующего на орган чувств внешнего явления, Ленин писал: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравняться с мо­делью, но одно дело изображение, другое дело символ, услов­ный знак. Изображение необходимо и неизбежно предпола­гает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».1

Как источник и первая ступень познания ощущения чело­века относительно верно отображают объективную действи­тельность, являются средством живой связи сознания с этой действительностью, причем в такой мере, что «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких

1 В. И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 223.


формах движения ничего узнать не можем»2 (курсив наш. — Б. А.). В своих «Философских тетрадях» Ленин комментиро­вал Фейербаха следующими замечаниями: «чувственное первое, само по себе существующее и истинное»,3 «Sinnlich, physisch [чувственный, физический] замечательное приравнение!».4

В конспекте книги Фейербаха о философии Лейбница Ленин подчеркнул его определение различий между рассуд­ком и способностью к ощущениям: «Чувственное восприятие дает предмет, разум — название для него. В разуме нет того, чего бы не было в чувственном восприятии», — сопроводив его определение примечанием: «NB, bien dit! [Хорошо ска­зано]».5

Ленин включает в этот конспект очень важную мысль Фейербаха об ошибочности положения, будто «в ощущении я являюсь единичным, а в мышлении всеобщим», которой Фейербах противопоставляет другую мысль: «Однако в ощу­щении я не менее всеобщ, чем в мышлении единичен. Согла­сованность в мышлении зиждется только на согласованности в ощущении».

Фейербах пришел к выводу, что «всякое человеческое общение основывается на предпосылке одинаковости ощуще­ния у людей», что Ленин особо отмечает в своем конспекте,6 поскольку эти мысли весьма важны для понимания ощущений как неисчерпаемых источников мышления и речи.

Множественность ощущений, в которых совершается пере­ход от материи к сознанию, есть только одна сторона про­блемы. Другой является разнородный состав каждого отдель­ного ощущения независимо от того, будет ли оно зрительным или вкусовым, слуховым или кинестетическим. В этот состав входят: модальность, качество, интенсивность (количествен­ная сторона ощущений), пространственные и временные ком­поненты.

Модальность ощущения есть его главная характеристика как отражения определенных состояний и форм материи, к воздействиям которой (свету, звуку, теплоте, пахучим веще­ствам и т. д.) филогенетически приспособлен данный анали­затор.

Одновременно модальностью данного ощущения характе­ризуется общая функция производящего его анализатора

2 Там же, стр. 288.

3 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 54.

4 Там же, стр. 64.

5 Там же, стр. 384.

6 Там же, стр. 387.


(светового, звукового, температурного, запахового и т. д.). Именно в модальности выступает та «всеобщность» ощуще­ний, о которой писал Фейербах, поскольку она есть общая форма или вид определенной массы ощущений.

В модальности ощущения отражается общее свойство раз­личных предметов внешнего мира (например, освещенность и цвет различных по своей форме, плотности, звуковым свой­ствам вещей). Можно сказать, что каждая определенная форма ощущений (зрительная, слуховая и т. д.) отражает через единичное общее свойство данной формы движения материи.7

Экспериментально-психологические исследования пока­зали, что в первые мгновения зрительного ощущения человек осознает прежде всего то, что на него действует в данный момент не звук или запах, а свет, т. е. самое общее в оптиче­ских раздражителях. Лишь затем человек осознает конкрет­ное качество (хроматический или ахроматический цвет, его «тон» и насыщенность) и интенсивность.

Например, физиологические исследования также показы­вают, что при выработке условного рефлекса на световой раздражитель (например, красный свет) вначале имеется общая реакция анализатора на любой световой раздражи­тель (но не вообще на любое внешнее воздействие), т. е. раз­литое состояние процесса возбуждения. Лишь в процессе дифференцировки (различного действия подкрепляемых и не­подкрепляемых раздражителей) реакция возникает не на любой световой раздражитель, а именно на красный свет.

Следовательно, в каждом отдельном ощущении отра­жаются и общие свойства данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете внешнего мира. Эти особенные проявления выступают в виде качества ощущений, по поводу которого Ленин писал: «Каче­ство и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а нем неизбежно и качество...»8

По качествам каждая модальность многообразна. Зритель­ные ощущения, например, различаются по цветовым тонам и насыщенности, причем эти различия не сводятся только к основным спектральным цветам, но включают в себя мно­гообразные их сочетания (по физическим законам смешения цветов) и взаимовлияния. Достаточно сказать, что только для распознавания и наименования цветовых признаков растений употребляется на русском языке около 230 названий цветов, относительно соответствующих

---------------

7 Именно поэтому ощущения классифицируются по модальностям, а са­ма классификация ощущений неизбежно включает в себя их материаль­ные источники (физические, механические, химические и т. д.).

8 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 315.


международной шкале цветов для биологов, включающей свыше 300 названий для различ­ных оттенков цветов.9 Но таких ощущаемых оттенков цветов (вариаций и сочетаний цветовых тонов) много тысяч, для обозначения которых недостаточно самых богатых речевых средств. Слуховые ощущения различаются по таким качест­вам, как высота, громкость, тембр ощущаемых звуков и их сочетаний; вкусовые качества также многообразно модифици­руются при слиянии, смешении, контрастах и т. д.

Единство модальности ощущений выступает в многообра­зии их качеств, отражающих качественное многообразие явле­ний и свойств данной формы материи.

Изменение качества (например, красного цвета или высо­кого тона) связано с изменением интенсивности, т. е. количе­ственного изменения ощущений в зависимости от интенсив­ности раздражения. Красный цвет или высокий тон значи­тельно видоизменяются в пределах всей шкалы интенсивностей ощущений.

Интенсивностью ощущений называется количественное изменение ощущений в зависимости от изменения силы воз­действующего внешнего предмета, а также от изменения функционального состояния органа чувств и мозга. В зависи­мости от того, как связывается внешний раздражитель (и его интенсивность) с деятельностью организма, находится и ин­тенсивность ощущений.

Так, например, зрительное ощущение определенного цвета может быть более или менее интенсивным в зависимости от интенсивности освещения (красный цвет может ощущаться то более, то менее ярким). Ощущение красного цвета может отражать также большую или меньшую насыщенность дан­ного цвета. Слуховые ощущения в зависимости от силы звука могут быть ощущениями различной громкости одного и того же звука. Интенсивность ощущений имеет место в пределах одного и того же качества ощущений. Сочетание различных качеств и интенсивностей ощущений бесконечно расширяет возможность расчленения внешних явлений «на мельчайшие отдельности». Подобное сочетание позволяет отражать не только качество и состояние воздействующего на орган чувств предмета, но и непрерывно изменяющийся характер взаимодействия органов чувств внешнего мира.

Под длительностью ощущений разумеется время протека­ния данного ощущения, которое находится в зависимости от длительности воздействия внешнего мира на органы чувств и вызванного им

---------------

9 См . А. С. Б о н д а р ц е в. Шкала цветов. Пособие для биологов при научных и научно-прикладных исследованиях. М.. Изд. АН СССР, 1954


состояния анализатора.

Непрерывно или прерывно воздействующие раздражители ощущаются различно.

В эспериментальной психологии время ощущения и разли­чения изучалось посредством метода так называемых психи­ческих реакций. В опытах отмечалось время между автомати­ческой подачей раздражителя и словесным или двигательным ответом испытуемого. Реакция регистрировалась в микроинтервалах времени посредством специального прибора -хроноскопа. Было найдено, что различные ощущения (зри­тельные, кожные, слуховые) протекают неодинаково в смысле скорости реакции. Но и в пределах одного вида ощущении скорость реакции оказалась различной в зависимости от того, прерывистыми или непрерывистыми были раздражители. Так, например, слуховая реакция на непрерывный звук осу­ществлялась в 0,246 доли секунды, а на прерывистый звук— в 0,290 доли секунды.

Длительность ощущений изменяется под влиянием ряда факторов, в том числе функционального состояния органа чувств, его приспособления (адаптации) к зрительно действующему раздражителю.

Длительность ощущений является моментом восприятия времени. В этом смысле особое значение имеют слуховые ощу­щения и различение временной последовательности звукового ряда. Но внешние явления воздействуют на органы чувств не только в определенных условиях времени, но и в определен­ных условиях пространства.

Ощущая красный цвет, мы относим этот цвет к определен­ной поверхности освещенного воспринимаемого тела, зани­мающего определенное место в пространстве. Ощущая звук, его тон или силу, мы отражаем и источник этого звука, его местоположение и направление движения. Прикосновение к коже предмета отражается не только в виде ощущения гладкости, шероховатости, давления внешнего предмета, но и в виде отражения пространственных признаков предмета (особенно его протяженности). При прикосновении мы точно знаем, с какой частью нашего тела соприкасается внешний предмет и т. д.

Пространственная локализация, т. е. анализ раздражи­теля в зависимости от его места в пространстве, составляет характерную черту ощущений. В пространственный ингре­диент ощущений включается также отражение протяжен­ности направления, величины и других пространственных признаков объектов.10 Пространственно-временная характе ристика ощущений является сочетанием фактора

10 См . Б. Г. Ананьев. Пространственное различение.


времени (хронаксии) и пространственным размещением импульсов (топаксии), соединяющихся, как это показал Макаров,в явлении хронотопа.11 В каждом отдельном ощущении, в каждый данный момент модальность, качества, интенсив­ность и эти компоненты выступают во взаимной связи. Следо­вательно, психологический анализ ощущений позволяет вскрыть содержательность и богатство даже такого элемен­тарного факта сознания, каким является отдельное ощу­щение.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!