Сатиновое ( атласное ) дерево
Его древесина очень необычная: бледно-желтого цвета с множеством блесток, очень твердая. После полировки поверхность переливается, а блестки становятся атласными. Атласное дерево растет в Африке и на Антильских островах. С XVIII в. им украшают мебель, часто используют для интарсии (см. " Инкрустация").
Стили мебели
Мебель не только служит нашим потребностям, она еще и определяет внутреннее убранство помещения, его интерьер. От одного исторического периода к другому менялись представления о красоте, культура быта, технология изготовления мебели и мода наконец. Ведь на кресла, стулья, шкафы и кровати тоже есть мода, и она меняется. В соответствии с модой меняется и интерьер.
Попытаемся в самом общем виде дать представление о стилях мебели, начиная с раннего средневековья и до начала XX в. Как правило, их соотносят с периодами развития культуры и искусства на Западе.
Романский стиль. Сложился в X—XII вв. Мебель грубая, примитивная. Делали ее плотники, пользуясь самым простым инструментом. Главной мебелью в доме был сундук — на нем спали, сидели, он же служил дорожной укладкой. Светская и церковная знать, в торжественных случаях пересаживались с грубых скамей на складные стулья или кресла.
Готика (между серединой XII и XV—XVI вв.). Особенность этого стиля — каркасная система в архитектуре и интерьерах: стрельчатые арки и окна; сложные орнаменты; нарядный, изысканный декор; легкость и элегантность.
|
|
С разделением труда в цехах появились новые специалисты — такие, как столешник, сундучник и шкапник. Мебель стала более изящной и красивой. Особо прославилась испанская "пламенеющая готика".
Благодаря изобретению в начале XIV в. лесопильной мельницы облегчилась выделка рам. В быт вошли буфеты, креденцы, письменные столы, скамьи с переметной спинкой.
Ренессанс ( Возрождение). Период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы в XV—XVI вв. Мебель украшают основательно и богато: колоннами в античном стиле, пилястрами, гермами, купидонами; декорируют листьями аканта; ее украшают гирлянды, львиные головы, грифоны. Очень важные новшества: мебель стали проектировать, т.е. сначала создавать на бумаге и только потом — в дереве; столяры освоили сборку мебели с помощью рамки, в которую вставляли дощечку — филенку.
B начале XVI века, в немецком городе Регенбурге, Георг Реннер, изобрел специальную пилу. Ею срезали тонкие слои дерева (фанеру). Корпус шкафа можно было теперь сделать из любого дерева, лишь бы оно было прочным, а потом оклеить фанерой (фанеровать) из более ценных и красивых пород. Упрощалась интарсия: на фоне из ясеня выкладывали картины и узоры из березы, липы, груши, яблони. Фанеру при этом часто подкрашивали: буковую — в желтый цвет, грушу — под черное дерево. С XVI в. лучшую мебель стали оклеивать эбеном (см. " Черное дерево"). Фанеру научились тонировать горячим песком.
|
|
Грубо сколоченный сундук сменяет касса-панка — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками. В жилищах знати поселяются приземистые посудные шкафы, массивные столы, изобилующие резьбой стулья, курульные кресла, высокие кровати с балдахином на колоннах. Сооружаются парадные кровати — лежа в них, принимают гостей.
Большие свадебные сундуки заказывали расписывать знаменитым художникам.
Велик вклад Англии в развитие мировой мебельной культуры. Там впервые стали делать столы с опускающимися полами столешницы и раздвигающимися ножками — бат-терфляй-тэйбл, т.е. стол-бабочка.
Барокко (от итальянского "барокко" — "вычурный"), конец XVI— середина XVIII вв. Пышная отделка, необычные торжественные формы: достаточно взглянуть на стулья, кресла и шкафы той поры. Фанеровка сделана эбеном, украшения
— маркетри (см. " Инкрустация") с применением панциря че
репахи, слоновой кости, меди и латуни, золоченой бронзы.
Появляются шкафы с выдвижными ящиками — комоды. Самым выдающимся мастером мебельного барокко зарекомендовал себя французский мебельщик А.-Ш.Буль. Его выдающиеся маркетри вошли в историю мебельного искусства.
|
|
Рококо (франц. rococo, от rocaille — "осколки камней, раковины"). Этот стиль господствовал в Европе в первой половине XVIII в. Мебель отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм. Начинают применять красное дерево (махагони).
Типичный интерьер в стиле рококо: камин под мраморной плитой, на нем часы, над ним — зеркало в золотой раме. Зеркала развешивались на стенах и расставлялись на пристенных столиках-консолях. В салонах и будуарах — группы мебели: стол, диван, несколько стульев и кресел. Особенная тяга к комодам и бюро. На украшение мебели не жалеют ценных пород дерева, мрамора, шелка, гобеленов, бронзы и золота. Большое увлечение мебелью в китайском стиле.
Классицизм приходится на период с середины до конца XVIII в. Это дань античной мебели, ее пропорциям, формам, украшениям. Мебель этого периода отличается сдержанностью в сочетании с изысканностью. Самый яркий пример
— мебель братьев Адам в Англии.
|
|
Ампир (от франц. empire — "империя"). Стиль трех первых десятилетий XIX века. Попытка вернуться во времена Древнего Египта и императорского Рима. Мебель по характеру поразительно едина, она имеет тяжеловесные формы и трактует одну и ту же тему.
Снова орлы, грифоны, львы и лебеди на спинках и подлокотниках, "звериные лапы" ножек... Кровати похожи на катафалки, а кресла — на троны. Все подчинено имперским амбициям Наполеона Бонапарта, за которые дорого заплатили и Франция, и вся Европа.
Бидермейер . Переводится с немецкого языка слегка насмешливо: "бравый господин Мейер". Охватывает период примерно с 1815 по 1848 гг. и касается только Германии, Австрии и Швейцарии. Бидермейер явился реакцией на чопорный, торжественный ампир, черпая мотивы из традиций мебельного искусства городского населения. Мебель этого стиля отличалась качеством столярной работы и удобством. Стулья и кресла имеют плавно изогнутые спинки и подлокотники, гнутые точеные ножки. Обивка — ситцем в мелкий цветочек или плотным шелковым репсом в полоску; даже
Это интересно Что такое псише! В старину было принято обставлять гостиные и передние состоятельных домов большими зеркалами — от пола до потолка — в массивной раме и на солидном цоколе, на французский манер, поскольку мода шла тогда из Парижа. Называли такое зеркало псише. Откуда взялось это название? Оказывается, псише — переделанное французами имя девушки из древнегреческого мифа, которую звали Психея. Она полюбила бога любви Эрота, за что была наказана. Но Зевс пожалел влюбленных и соединил их. Может быть, наши предки, глядя в такое зеркало, надеялись увидеть в нем красавицу Психею? |
гвозди особенные — с белыми фарфоровыми шляпками. Любовь к комбинированной мебели: раздвижным столам, стульям, пожеланию превращающимся в лестницу, хитроумным бюро и проч.
Модерн. В переводе с французского это слово означает "современный". Направление в искусстве конца XIX — начала XX вв. Мебель этого стиля очень своеобразная: ее отличают плавные линии, узоры и украшения с изображениями растений. Дорогую мебель инкрустируют
(см."Инкрустация") ценными породами дерева, жемчугом, слоновой костью, металлами и даже полудрагоценными камнями.
Многое модерн взял у искусства Японии; им тогда была увлечена почти вся Европа.
В наше время художники, архитекторы, дизайнеры ищут новые формы для мебели и совершенствуют способы ее изготовления. Но, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Без знания стилей мебели прошлых эпох и использования их на практике, нет мебели сегодня, и не будет в будущем.
Стол
Робинзон Крузо, вынужденный обустраивать свою жизнь на необитаемом острове, высказался так: "Всего нужнее были мне стол и стул: без стола и стула я не мог вполне утешаться даже теми скромными удобствами, какие были мне доступны в моем несчастном одиночестве... Итак, я сделал себе стол и стул".
Само слово "стол" древнерусское, и в далеком прошлом означало и престол, и сиденье князя. Отсюда же произошло другое слово — "столица", главный город княжества, государства.
В Европе средних веков стол представлял собой щит, который устанавливали на козлы. Крестьянские столы на Руси — деревянные или глинобитные — врывали в землю.
А в Италии позднего Возрождения (XVI в.) столы напоминали древнеримские мраморные артибулы. Их украшали резьбой, колоннами, балюстрадами, отчего они становились очень внушительными, но отнюдь не удобными.
Понадобилось чуть ли не полтора века, чтобы как из рога изобилия появились столы самых разнообразных форм и назначений: туалетные, письменные, рабочие, игральные, " семейные" (вдвигавшиеся один в другой), пристенные (консоли) и др.
На Руси стол размещали ближе к красному углу избы. Здесь за едой встречалась вся семья. Почетное место, под самыми иконами, занимал хозяин дома.
В царской Столовой палате в будни стол покрывали суконными скатертями — червчатыми, алыми или зелеными. В праздники и в дни приемов "одежду" столов составляли скатерти из драгоценных привозных тканей: аксамита, атласа, бархата и камчи, которые закупали у турецких, персидских и арабских купцов. Нередко по желанию царя столы расписывали на темы ветхозаветных притч и церковных преданий.
В Описях царской казны встречаются упоминания о столах, оправленных в серебро, с инкрустацией перламутром, черным деревом, кипарисом.
Стол ломберный
Где-то в XIV в. в Испании аристократы от скуки придумали себе развлечение — новую карточную игру: один играл против двоих, троих и даже большего числа партнеров.
Вскоре эта игра перекочевала через Пиренеи и очень пришлась по вкусу французам, назвавшим ее ломбер. А во второй половине XVIII в. в ломбер уже играли в России, при дворе Екатерины Великой.
Императрица, в самом начале своего царствования запретившая "всякого звания азартные игры", пощадила один только ломбер. Вместе с игрой у французов переняли и столики для нее — обычно раскладные, легкие, инкрустированные ценными породами дерева. На них не жалели красного дерева, столешницу украшали вставкой или обтягивали сукном.
Стул
Самый обычный предмет мебели, биография которого насчитывает несколько тысяч лет.
По убеждению историков, стул изобрели в Древнем Египте. Многие века сидели на чем придется — камнях, пнях, примитивных скамьях, табуретах, а чаще всего прямо на земле или на полу, в лучшем случае застеленном циновками или коврами.
Безымянный гений догадался приделать к табурету спинку. Так появились на свет сиденья для правителей Древнего Египта — фараонов. Их стулья сразу же стали тронами.
А древние греки и римляне — в основном мужчины — сидячей позе предпочитали лежачую. Они лежа читали, писали, ели. Стулья были в распоряжении только женщин, детей, больных и тех, кто при выполнении какой-либо работы не мог обойтись без стула.
Стул венский
Полтора века назад в столице Австрии Вене объявился скромный провинциальный столяр Михель Тонет (см. " ТонетМихель "). Мастер научился и научил других делать стулья из гнутого бука. Он создал целую серию стульев и кресел на любой вкус. Технология была достаточно проста: буковые рейки и бруски обрабатывались горячим паром и становились гибкими. Их заправляли в металлические формы и просушивали. Детали эти могли быть в поперечнике круглыми, квадратными, Х-образными и т.д. Основной тип венского стула выпускался под № 14. Он соединил в себе простоту и изящество. Гнутая спинка и задние ножки составляли одно целое. Сиденье — у некоторых моделей оно, как и спинка, плелось из тростника, — было удобным и гигиеничным. Легкое буковое кольцо фиксировало ножки стула, не давая им разъехаться.
Казалось бы, что тут особенного: простенький стул. Но именно он завоевал весь мир. В начале XX в. фирма "Братья Тонет" выпускала стулья миллионами, предлагая на выбор 20 тысяч образцов гнутой мебели. Это означало, что производство мебели стало индустриальным.
------------ Это интересно ------------------- Шведский врач Бент Акерблум считал, что человечество сидит неправильно. Уверенность ему придавала серия экспериментов, во время которых он наблюдал за позой людей на стуле и в кресле. Он установил, что в течение рабочего дня человек, сидя на стуле, около тысячи раз меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. Чтобы облегчить жизнь человечеству, Акерблум наклонил сиденье внутрь и немного опустил его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнул. Это была "линия Акерблума". Врач стал соавтором мебельщиков. |
На гнутых стульях сидели в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе, Санкт-Петербурге, Москве и даже в Вологде. Да и в наше время венские стулья по-прежнему популярны.
Стул виндзорский
Никто уже не помнит, почему его так назвали триста лет назад. Возможно, столяры обосновались по соседству с древней летней резиденцией английских королей в Виндзоре? Задуман был как предмет кухонной мебели, хотя может служить и украшением апартаментов. У классического стула удобное сиденье из вяза, ножки из бука или ясеня и спинка из тиса. Характерная особенность: высокие, обрешеченные рейками спинки с фигурными вставками и точеные ножки. Часто делается с подлокотниками. Тот случай, когда простота сочетается с изяществом.
Виндзорские стулья, легкие и простые, пришлись по вкусу американским колонистам. Сидя на таком стуле-кресле, Томас Джефферсон в 1776 г. подписал Декларацию независимости Соединенных Штатов Америки (позднее он стал третьим президентом этой страны). Стул был снабжен полочкой для книг и бумаг.
Как и венский, прекрасно вписывается в современный интерьер и никому, несмотря на его почтенный возраст, не кажется старомодным. Таково уж свойство классических изделий, равно как и предметов искусства.
Стул дощатый
В XV в. стул в Европе — вещь довольно редкая. Как правило мастерили его из трех досок: одна служила сиденьем, другая — спинкой и задней опорой одновременно, третья — передней опорой. Нехитрую конструкцию мастера облагораживали резьбой и инкрустацией. Особенно преуспели в этом монахи знаменитого Чертозианского монастыря, заимствовав на Востоке способ украшения мебели пластинками из черного дерева и слоновой кости и доведя эту технику до совершенства.
Другой дощатый стул получил имя выдающегося итальянского живописца эпохи Возрождения Бернардо Строцци (жил с конца XVI по сороковые годы XVII в.). Видимо, художник приложил руку к созданию этого стула.
Это интересно |
Стул Гулливера Многие ремесленники испытывают неистовое желание заявить о себе и своей профессии. Желание, в общем, похвальное: чего не сделаешь, чтобы угодить в Книгу рекордов Гиннесса... Одни для этого пекут гигантский торт размером с городскую площадь, другие зубами тащат железнодорожные вагоны. А вот шведские мебельщики, отдавая должное стулу, соорудили "стул Гулливера" — высотой 16 м! |
Спустя 500 лет стульями Строцци стали обставлять свои дома состоятельные европейцы, пытаясь хотя бы дома вернуться в эпоху Возрождения.
Стул костяной
Под этим названием еще со времен Великого князя всея Руси Ивана III (1440—1505) известен трон итальянской работы. Его привезла из Византии (может быть, как часть приданого?)
принцесса Софья Палеолог, когда выходила замуж за Ивана III, деда Ивана Грозного. Назван трон костяным потому, что оклеен костяными пластинами с искусной резьбой на биб лейские и античные сюжеты.
Костяному стулу больше пятисот лет. Сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля и выставлен для всеобщего обозрения.
Сундук
В средневековье шкафов и гардеробов еще не было. Не было ни комодов, ни сейфов. Имущество и ценности доверяли сундукам. Лет полтораста назад Владимир Иванович Даль, автор "Толкового словаря живого великорусского языка", написал о сундуке: "Кладка, вольный ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко окованный и со скобами".
По количеству сундуков определяли богатство семьи. Старинные сундуки имели плоскую крышку, позже ее стали делать выпуклой. За прочность и долговечность ценились дубовые сундуки, обитые полосками жести в прямую или косую клетку. Иногда в них вставляли внутренний замок со звоном.
Для новобранцев делали солдатские сундучки длиной всего 12—14 вершков (53—62 см).
Уже в XVII в. сундучный промысел процветал на Севере, в Холмогорах. Здесь сундуки обтягивали красной юфтью (особо выделанной кожей коров или быков) и тюленьими шкурами. В прошлом веке сундуки в России делали сотнями тысяч. Кедровыми сундуками, обитыми листовым металлом
Раскрашенными цветными красками, славился уральский город Нижний Тагил. Нижегородская губерния поставляла на ярмарки расписные сундуки. Сундучники из Макарьевска снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару; шесть сундуков они вставляли один в другой, как матрешки.
В начале 1860-х гг. «сундучий» промысел падает, комоды да шифоньерки вытесняют его", с явной грустью писал В.И.Даль.
Ученые-лингвисты полагают, что слово "сундук" — индийского происхождения. Сначала оно угодило в арабский язык, потом в тюркские языки, откуда пришло к нам еще во времена половецких набегов (XI—XII вв.). Так что у сундука древняя биография.
Текстура древесины
Рисунок древесины, который обнаруживается при ее распиле. По текстуре определяют декоративную ценность древесины и распознают породы.
Древесину с красивой текстурой часто используют при изготовлении мебели, особенно дорогой, предназначенной для гостиных, приемных, кабинетов важных персон.
Палисандр, например, за его необычную волнистую текстуру и пурпурно-фиолетовый цвет нарекли пурпурным сердцем (см. " Палисандр").
Тонет Михель (1796-1871)
Подлинный революционер мебельного дела. Его восхождение началось с опытов по изготовлению мебельных деталей из гнутых фанерных полос. Как-то под руку ему попалась буковая жердь. Пропаренная, она хорошо гнулась. Тонет понял, что мебель можно делать целиком из гнутого бука (см. " Венский стул").
Изготовив несколько пробных стульев, Тонет запатентовал свой способ и по совету князя Меттерниха (помните его по Священному Союзу 1815 года?) отправился в Вену — открывать свое дело.
Первой партией гнутой мебели был обставлен дворец Лихтенштейн в Вене. В 1851 г. о гнутых стульях Тонета заговорили на Всемирной выставке в Лондоне.
Очень быстро мебель Тонета — дешевая, практичная, разнообразная, изящная — стала популярной во всем мире. Новая технология открыла путь к ее массовому производству.
Трон
С незапамятных времен у вождей, фараонов, императоров, королей, царей, великих князей и высшего духовенства было исключительное право в торжественных случаях восседать на троне. Им в разные времена служили табурет, стул, кресло или специально построенное царское ( княжеское, папское) место, стоящее как правило на возвышении.
По преданию, библейский царь Соломон почти за
тысячу лет до н.э. одним из первых позаботился о достой ном для себя царском месте, которое поражало и величиной, и роскошью.
Каким оно было, известно из византийского "Хронографа", средневековой книги по всемирной истории: "И сотворил царь престол из слоновой кости и позолотил его неподдельным золотом — с шестью ступенями и тельцами сзади его, сверху круглый... с двумя львами "при руках" и двенадцатью львами на ступенях, по обе стороны; не видано такого ни в одном царстве".
Византийские императоры, желая удивить мир своим великолепием и богатством, пошли куда дальше. Золотые львы у царских ног рыкали и поднимались на ноги, как только кто-нибудь во время приема приближался к трону. А сидевшие на троне и на окружавших его искусственных деревьях механические птицы услаждали слух необыкновенным пением. Придумал эти чудеса византийский император Феофил, истративший на них все свои сокровища.
Это интересно |
Мы не представляем себе жизнь без стула. Но две трети населения Земли обходятся без него, сидят на корточках — едят ли, смотрят ли телевизор или работают. Видимо, поэтому столярный и плотничий инструмент японских мастеров так отличается от европейского. Он рассчитан на людей, выполняющих работу сидя на корточках. |
Русские великие князья и цари вели родословную от византийских императоров. Свои троны они устраивали по образу и подобию царских мест времен второго Рима, то есть Византии; уж во всяком случае, пытались не уступить им в роскоши.
Иностранец при московском дворе Георг Паэрле увидел Лжедмитрия на высоком кресле из чистого серебра с позолотой, под балдахином, украшенным двуглавым орлом, отлитым из чистого золота. Под балдахином находилось распятие с огромным восточным топазом (драгоценным камнем), а над самим креслом-троном висела осыпанная драгоценностями икона Богоматери. Все украшения были из литого золота; к трону вели три ступени, а вокруг него лежали четыре серебряных льва. По бокам трон сторожили два грифона*: один держал "государственное яблоко", то есть державу (шар с крестом наверху), другой — обнаженный меч.
На византийский манер построили трон царю Алексею Михайловичу в Коломенском дворце в Москве. По архивным
данным его описал историк И.Е.Забелин: "... Подле царского места поставлены были львы, которые, яко живые, рыкали, двигали глазами и зияли устами. Туловища их были медны, оклеенные бараньими кожами под львиную стать. Механика, приводившая в движение их пасти и глаза и издававшая львово рыкание, помещалась в особом чулане, в котором устроен был стан с мехами и пружинами. Эти львы построены были в 1673 году часовым мастером Оружейной палаты Петром Высоцким".
Трон двойной
Этот необычный трон был построен для царей Ивана и Петра, тогда еще малолетних, за которых до 1689 г. правила их сестра царевна Софья.
С левой стороны трона было прорезано окно, обычно его задергивали занавеской; через него ближние бояре и сестра подсказывали десятилетнему царю Петру, как себя вести в тех или иных ситуациях.
На трон было израсходовано 13 пудов 20 фунтов серебра, много позолоты, бархата и атласа.
Двойной трон сохранился, и желающие могут увидеть его в Оружейной палате Московского Кремля — таким же, каким он был больше трехсот лет назад.
Филёнка
— тонкая доска или фанера, вставленная в раму.
Черное дерево ( эбен )
Самая ценная порода дерева, которую используют в столярном деле.
Настоящее черное дерево произрастает на Цейлоне, острове Св.Маврикия и на Мадагаскаре. У него густо-черный цвет и приятный запах, особенно ощутимый при сжигании стружек.
Дерево настолько твердое, что не поддается даже топору. Его с древности используют для изготовления дорогой
мебели. В сочетании с панцирем черепахи, перламутром, бронзой и медью прекрасно подходило для инкрустации мебели, предназначавшейся для дворцов знати и монархов. Во Франции мастеров, специализировавшихся на интарсии мебели черным деревом и другими ценными материалами, называли эбенистами. До конца XVIII в. они объединялись в особо престижный ремесленный цех.
Чиппендейл Томас (1718-1779)
Создал новое направление в мебельном искусстве. Одаренный художник, он "сплавил" местную английскую готику с французским и голландским стилями, с "китайщиной" и рококо.
Вместе с тем ему удалось избавить мебель от приторности рококо и сделать ее более удобной. Его стулья можно отличить по красивым прорезным спинкам. Одним из первых стал применять красное дерево.
Придумал оригинальные канапе и диваны, как бы составленные из двух-трех кресел. Поколения мебельщиков учились и работали по его "Руководству", изданному в 1745 г.
Шезлонг
В переводе с французского — "длинный стул". Легкое раздвижное кресло, в котором можно полулежать. Никто не знает имени его изобретателя. Началось с того, что как-то Людовик XIV (1638—1715) решил навестить одного из своих маршалов, тяжело раненного в бою.
Но королю не пристало стоять или даже сидеть у постели подданного, и находчивые пажи быстро соорудили для него нечто вроде лежанки, чтобы не уронить честь монарха.
Теперь его величество мог принимать придворных, устроившись на дневном ложе, а не в постели. Посетителям как правило приходилось стоять, а дамы, если им было даровано "право табурета", присаживались.
Только в своем кругу придворные могли позволить себе последовать примеру короля и принять лежачую позу. У нового ложа появились спинка и подлокотники, что позволяло общаться, не нарушая приличий.
Мебельщики, чутко отзывавшиеся на повороты моды, принялись за "доводку" дневного ложа и уже в начале XVIII в. придумали ему название шезлонг.
Решение было простым: два кресла составляли сиденья
Около двух веков шезлонги были в чести, но к началу XX в. человечество потеряло к ним интерес. Спасли шезлонги зодчие двадцатых годов нашего столетия. Проектируя здания, они создавали и мебель для них. Идея шезлонга пришлась всем по вкусу. Знаменитый архитектор Корбюзье модернизировал его конструкцию и предложил регулируемый шезлонг из хромированных трубок с настилом из холста и кожаным валиком под голову. А какое-то время спустя
простенькие складные шезлонги, вернее, лежаки заполонили пляжи и курорты всего мира.
Шкаф книжный
Далекого родственника книжного шкафа можно увидеть на древнеримском мраморном могильном барельефе. Рядом с читающим человеком (это, по всей видимости, изображение усопшего) стоит армариум (см. " Армариум "). Его дверки открыты, а на полках лежат свитки папирусов и пергаментов — книг в то время еще не знали.
В средние века книги представляли собой рукописные листы пергамента, переплетенные в увесистые тома. Шкафам их, как правило, не доверяли, а запирали в сундуках. В шкафах хранили хозяйственные книги и семейные хроники, которые вел сам хозяин.
В монастырских библиотеках еще не было книжных шкафов и, надежности ради книги цепями приковывали к пюпитрам, за которыми их читали.
Ясень
Твердое дерево, пользующееся успехом в мебельных мастерских, особенно для изготовления стульев и кресел. У него светло-коричневая древесина, по виду и текстуре похожая на дуб.
Больше, чем древесина, ценятся ясеневые наросты, очень твердые и плотные, с красивым рисунком. Их красота усиливается после специальной химической обработки.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!