Особенности посланий к Колоссянам и Ефесянам



В некоторых церквах, основанных Апостолом Павлом, усиливаются тенденции «реализованной эсхатологии». Об этом свидетельствуют послания к Колоссянам и к Ефесянам. В этих посланиях подчёркивается мысль о том, что спасение уже совершилось, что воскресение уже произошло. «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол 2,12-13). И ещё одна особенность: мысль о спасении в будущем времени отступает перед пространственно-эсхатологическими представлениями. Мысль устремляется не столько вперёд во времени, сколько к тому, что «наверху». «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф 2,5-6). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (3,1-3). Правда, «реализованная эсхатология» в этих посланиях сопровождается очень трезвыми нравственными поучениями, так что баланс между эсхатологией настоящего и эсхатологией будущего сохраняется.

Пастырские послания

Появление гностических тенденций во второй половине I века приводит крайностям «реализованной эсхатологии». Пастырские послания полемизируют с этими крайностями: «Непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим 2,16-18). «Эсхатология будущего» становится более привычной и нормативной. В Пастырских посланиях больше, чем в ранних посланиях, говорится о будущем «явлении Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим 6,14), об «ожидании блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2,13).

Эсхатология Евангелиста Иоанна

Евангелие от Иоанна, напротив, в полемическом контакте с гнозисом актуализирует эсхатологию. Эсхатология в этом Евангелии реализована во встрече с Иисусом Христом и Его словом. Эсхатологические категории суда, воскресения, вечной жизни становятся присутствующей ныне реальностью. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин 3,17-18). «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет…Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (5,21.24). «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (11,25). «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (12,31). Вечная жизнь наполняет верующего в Иисуса Христа уже ныне. Будущее приносит лишь продолжение спасительной связи с Иисусом. «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (11,25-26).

Однако нельзя сказать, что в церквах Евангелиста Иоанна концепция «реализованной эсхатологии» была определяющей. В том же Евангелии мы находим согласование «реализованной эсхатологии» с футуристическим ожиданием суда, воскрешения, Последнего дня. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5,28-29). «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин 6,39). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54 и пр.).

Первое послание Иоанна понимает настоящее в исторической динамике, как «последнее время». Это время отмечено выступлением «антихристов», оно — сумеречный час между тьмой и светом. «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Ин 2,8). «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1 Ин 2,18 и пр.). В этом же послании присутствует мысль о парусии и последнем суде. «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин 2,28). «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин 4,17).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!