У Упражнения, основанные на подражании звукам, издаваемым животными

Упражнения Ежи Гротовского #2

«Сущность театра — это актер, его действия и то, что он может достичь»

«Человеческий голос стремится к звучанию. Тело, особенно уже упомянутые части его, — первый и самый верный резонатор»

«Ты творец, пока ты в поиске»

Г Голосовые упражнения

С Стимулирование голоса

Каждый из занимающихся выбирает текст и, по своему усмотрению, волен прочесть его, пропеть или прокричать. Все говорят одновременно.

Гротовский ходит среди учеников, проверяя грудь, спину, голову, живот. После этого он вызывает четверых.

Гротовский устраивает одного студента в центре.

Ход упражнения:
1. Ученик читает произвольный текст, постепенно увеличивая громкость голоса.

2. Слова должны эхом отдаваться от потолка, как если бы говорила верхняя часть головы. Но голова при этом не откидывается назад, поскольку в этом случае закрывается гортань. Потолок становится партнером в диалоге, принимающем форму вопросов и ответов. Во время выполнения упражнения Гротовский ведет ученика за руку по кругу.

3. Потом начинается беседа со стеной, также импровизированная. Здесь становится очевидным, что эхо — это ответ. Все тело отвечает на эхо. Голос зарождается и исходит из груди.

4. Голос помещается в живот. Так возникает разговор с полом. Положение тела: «Как толстая, тяжелая корова».

Примечание. Гротовский подчеркивает, что во время этих упражнений размышления должны быть исключены. Ученики произносят текст не думая, без пауз. Но Гротовский всякий раз останавливает ученика, если видит, что тот задумался.

Полный цикл упражнений выполняется в следующей последовательности:

1) головной голос (по направлению к потолку);

2) голос изо рта (как бы разговаривая с воздухом перед собой);

3) затылочный голос (по направлению к потолку позади актера);

4) грудной голос (перед актером);

5) брюшной голос (по направлению к полу);

6) голос, исходящий из:

а) плечевого пояса (по направлению к потолку позади актера);

б) спины в области талии (по направлению к стене позади актера);

в) поясничной области (по направлению к полу, к стене и остальной комнате позади актера).

Ритм упражнений очень быстрый. Даже в голосовых упражнениях в работу включается все тело.

Одно из расслабляющих упражнений заключается в ведении импровизированной, полностью свободной от какого-либо напряжения беседы со стеной. Актер при этом должен постоянно сознавать, что ловит эхо.

Т Тигр

Цель упражнения — заставить актера полностью отпустить себя и одновременно привести в действие горловой резонатор.

Гротовский сам участвует в исполнении упражнения. Он изображает тигра, нападающего на свою добычу. Актер (добыча) рычит, как тигр (это напоминает что-то вроде вокальных импровизаций Армстронга).

Но дело тут не только в рычании. Звуки должны основываться на тексте, продолжительность которого важна в этом виде упражнений.

Гротовский: «Подойдите поближе... Текст... Кричите... Я — тигр, не вы... Я сейчас разорву вас...»

Неожиданно Гротовский прерывает упражнение и просит одного из них спеть песню. Это позволяет голосу отдохнуть.

Примечание: Особенно важно для тех учеников, которые впервые выполняют упражнение и чей голосовой аппарат еще не приспособлен к работе в подобном режиме.

« «Кинг-кинг»

Сущность упражнения заключается в повторяющемся выкрикивании слова «кинг» на очень высокой ноте и в быстром темпе, с вариациями в диапазоне от очень низких до самых высоких нот.

В конце концов звук идет из затылка, который в этот момент является ртом. Гротовский достигает самых поразительных результатов, импровизируя этим словом на максимально высокой ноте.

Спустя пять минут ученик, занимающийся под руководством Гротовского, достигает совершенно новой для себя высоты звучания.

«Ля-ля»

Упражнение начинается с того, что ученик идет по кругу и поет «Ля-ля-ля». Гротовский ложится на пол рядом с учеником.

«Ля-ля-ля» произносится по направлению к потолку, стене и полу, поочередно с использованием головных, брюшных и грудных резонаторов. Гротовский массирует живот ученика, стимулируя работу резонатора. После этого ученик некоторое время лежит на полу, расслабившись.

Примечание. Результат замечателен. Даже после первого занятия голос ученика обогащается такими интонациями и охватывает такие диапазоны, о владении которыми он и не мечтал.

Стимулирование голосовых (вокальных) импульсов с помощью различных резонаторов:

1) головной голос (по направлению к потолку);

2) голос изо рта (как бы разговаривая с воздухом перед собой);

3) затылочный голос (по направлению к потолку позади актера);

4) грудной голос (перед актером);

5) брюшной голос (по направлению к полу);

6) голос, исходящий из:

а) плечевого пояса (по направлению к потолку позади актера);

б) спины в области талии (по направлению к стене позади актера);

в) поясничной области (по направлению к полу, к стене и остальной комнате позади актера).

У Упражнения с разнообразными:

а) интонациями;
б) нюансами;
в) высотой звука.

Т Тигр

Голосовые упражнения сопровождаются движениями следующего характера: подкрадывание, кружение, царапание когтями. Гротовский твердо знает по опыту, что все это необходимо, так как ассоциации полностью погружают ученика в упражнение.

З Звуки

Произнесение всевозможных нечленораздельных звуков с самыми разнообразными интонациями, доступными ученику. Это напоминает процесс открывания клетки, в которой в латентной форме содержатся животные и растения.

1. Актер лежит вытянувшись, в расслабленной позе. Гротовский обращается к его воображению, убеждая его думать как можно меньше. Реакции нельзя выискивать. Если они не спонтанны, то вовсе бесполезны.

Гротовский указывает те места на теле ученика, которые обогреваются солнцем. Тем временем ученик тихо поет. Через некоторое время голос начинает меняться, сила и интенсивность исполняемой песни изменяются соответственно частям тела, к которым прикасается Гротовский.

После этого вводится новый элемент: йоговская стойка на голове. В таком положении актер должен читать текст и петь песню.

2. Ученик лежит, вытянувшись на полу.

Гротовский: «Представьте, что вы лежите в теплой реке, теплая вода обтекает ваше тело. Сначала помолчите, а потом запойте».

Гротовский прикасается рукой к некоторым частям тела, которые должны ощутить теплую воду.

Ученику нужно просто реагировать.

Упражнение служит стимулированию голосовых центров, которые находятся максимально близко к тому месту или человеку, к которому вы обращаетесь или от кого вы получили импульс.

У Упражнения, основанные на подражании звукам, издаваемым животными

Тигр: продолжительное рычание, издаваемое с одной интонацией и на одном дыхании.

Змея: продолжительное шипение, издаваемое с одной интонацией и на одном дыхании.

Корова: продолжительное мычание, издаваемое с одной интонацией и на одном дыхании.

Во время выполнения этого упражнения тело должно акцентировать произносимые звуки. Самые элементарные движения каждого из этих животных должны воспроизводиться телом.

Затем Гротовский идет чуть дальше. Он вызывает различные реакции в ученике, используя, например, агрессивность по отношению к нему.

1. Актер играет быка, Гротовский — тореадора. Актер должен петь и нападать.

Гротовский: «Все виды техники, использованные нами в голосовых упражнениях, противоположны традиционным. На уроках дикции изучают лишь согласные, изучая гласные, используют фортепиано. Много внимания уделяется дыханию. Это неверно. Не всякий владеет брюшным дыханием.

Люди приспосабливают дыхание к типу выполняемой работы. Дыхание определяется тем, чем человек занят. Будьте осторожны, предлагая улучшить дыхание тому, у кого есть в этом смысле затруднения. Точно так же глупо заниматься дыханием с тем, у кого все нормально. Вот что обычно происходит в большинстве театральных школ. Тип используемого дыхания должен быть скорректирован и направлен.

Более того, здесь есть одно абсолютное правило. Сначала в действие вступает тело, потом — голос. Многие актеры работают в обратном порядке.

Сначала вы бьете по столу, а потом кричите!

Голосовой процесс не может протекать без хорошо работающей гортани. Сначала она должна быть расслаблена, затем — подбородок и челюсти. Если гортань не расслаблена и не открыта, надо попытаться найти способ достичь этого. Вот почему я попросил третьего ученика встать на голову. Если он начнет говорить, кричать или петь в таком положении, появится шанс, что гортань откроется. Я знал актрису, которая страдала от тяжелого голосового кризиса. Врачи не могли помочь ей. Однажды в присутствии публики я несколько раз ударил ее по шее. И она неожиданно запела.

Учитывая все сказанное, процесс можно представить следующим образом: контакт — наблюдение — стимул — реакция.

В голосовом процессе все части тела должны вибрировать. Это очень важно, и я еще раз повторяю: сначала мы учимся говорить телом, потом — голосом.

Взять что-то со стола — это уже заключительный этап сложного процесса, происходящего в теле.

Наблюдение — стимул — реакции (ответ)

Голос — это что-то материальное. Его можно использовать для чего угодно. Все телесные порывы могут быть выражены голосом. Подумайте об ассоциативных возможностях голоса в связи со следующими словами:
— нож,
— мягкий,
— змея,
— собака.

Тело — это центр реакций. Необходимо научиться отвечать телом на все, даже участвуя в ежедневных разговорах. Необходимо постепенно изгнать из тела физические стереотипы: скрещенные руки мешают реакциям.

Все это — голос и телесная выразительность — должно быть индивидуально изучено каждым из нас. Поэтому регулярный ежедневный контроль тела и голоса является главной задачей. Педагог обязан вмешаться, лишь когда возникают трудности. Он никогда не должен прерывать индивидуальный процесс, пока есть шансы достичь результата, и, конечно, не может пытаться менять его. Естественный физиологический процесс — дыхание, голос, движение — не должен ограничиваться или блокироваться из-за навязанных систем и теорий».

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!