Сверхфразовое единство и абзацное чтение текста



Упражнение 124. Внимательно прочитайте советы психологов Р.С. Немова и                 А.И. Новикова начинающим ораторам. Выделите в тексте абзацы, отражая последовательность сверхфразовых единств. Проанализируйте синтаксическую организацию речи. Прокомментируйте пунктуацию, показывая возможные, варианты.

 

Проявляйте уважение к мнениям других людей. Прямо говоря человеку, что он не прав, мы наносим удар его самолюбию, чувству собственного достоинства. Это лишь вызывает раздражение и желание ответить тем же, но редко заставит человека сразу же изменить свое мнение. Если спор неизбежен, не следует начинать его со слов «ты не прав». Это звучит почти так же, как «я умнее тебя». Человеку всегда можно дать понять, что он не прав, интонацией, жестом, причем столь же красноречиво, как и словами. Доказывая свою мысль, желательно изъять из лексикона безапелляционные выражения типа «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно», «я убежден», лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется», их употребление не поколеблет вашей убежденности и позволит скорее убедить собеседника. Если вы не правы, открыто признайте это. Признавая возможность своей неправоты, вы никогда не попадете впросак: Кроме того, значительно легче самому критиковать себя, чем выслушивать замечания со стороны. Допущение возможности своей неправоты быстрее заставит вашего собеседника понять, что и он не прав. Стремясь убедить человека, дайте ему сначала возможность выговориться. Начинайте беседу, в которой вы хотите кого-то убедить или переубедить, с демонстрации дружеского отношения. Если человек находится во власти отрицательных эмоций, вряд ли можно заставить его рассуждать логически. С позиций дружелюбия сделать это гораздо легче. Недружелюбное отношение ожесточает человека, восстанавливает его против вас, убивает желание сотрудничать. Чтобы изменить мнение человека, не вызвав в нем чувства протеста, лучше начать разговор с похвалы, с несомненных достоинств в его поведении и образе мыслей. Гораздо легче выслушать неприятные слова в свой адрес после того, как вас искренне похвалили. Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас имеются разногласия, не следует начинать разговор именно с них. Проявляйте искренний интерес к людям: человек, который не интересуется другими, приносит людям вред. Помните имена людей. Один из простых способов завоевать доброе отношение к себе - помнить имена людей. Техника запоминания имен проста. Улыбайтесь людям. Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого. Она обогащает того, кто ее получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Ода длится мгновенье и оставляет след в памяти надолго. Она отдых для уставшего, свет для отчаявшегося, солнце для печального и лучшее противоядие против любых неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие, встречаясь с этим человеком. Укрепляйте у людей веру в себя. Если вы скажете человеку, что он глуп и не понимает определенных вещей, что он бездарен и делает все неправильно, то вы убьете в нем веру в себя, желание совершенствоваться.

Функционально-стилевая закрепленность разных типов предложений

 

Упражнение 125. Определите функционально-стилевую принадлежность данных текстов и покажите их отличительные особенности в использованных авторами различных синтаксических конструкциях. Мотивируйте обращение к сложным (сложносочиненным и сложноподчиненным) предложениям и простым. Приведите свои примеры простых предложений в разговорной речи и сложных в книжной.

 

I. Многие люди, великолепно владеющие языком, часто чувствуют себя совершенно беспомощными в некоторых сферах общения именно потому, что не владеют практически жанровыми формами данных сфер. Часто человек, великолепно владеющий речью в различных сферах культурного общения, умеющий прочитать доклад, вести научный спор, великолепно выступающий по общественным вопросам, молчит или очень неуклюже выступает в светской беседе. Дело здесь не в бедности словаря и не в стиле отвлеченно взятом; все дело в неумении владеть репертуаром жанров светской беседы, в отсутствии достаточного запаса тех представлений о целом высказывании, которые помогают быстро и непринужденно отливать свою речь в определенные композиционно-стилистические формы, в неумении вовремя взять слово, правильно начать и правильно кончить (в этих жанрах композиция очень несложная).

Чем лучше мы владеем жанрами, тем свободнее их используем, тем полнее и ярче раскрываем в них свою индивидуальность, гибче и тоньше отражаем неповторимую ситуацию общения...

(М.М. Бахтин)

 

II. - Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.

Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепестки розы — одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе.

(Г.Х. Андерсен)


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!