Донецкий национальный университет

Введение

Социальный институт армии и его отоброжение в современной литературе

 

«Вооружённые силы любой страны являются институтом государства, призванным защищать его от внешних угроз с помощью военного насилия. Как инструмент властных структур, их (Вооружённых сил) развитие определяется политическими целями этих структур, объективными и субъективными возможностями реализовать ставящиеся задачи». Как любой социальный институт армия претерпевает трансформации во времени. К тому же каждое крупное изменение в государственной политике неизменно приводит к реформированию вооруженных сил.

На реформирование, которое обычно мотивируется необходимостью поддержания армии в боеготовном состоянии, государства, претендующие на звание ведущих в политической ситуации определенной эпохи, тратят большие средства. Это неизменно объясняется напряжённой геополитической обстановкой в мире, необходимостью защиты своих рубежей. Сам факт существования армий является одновременно и фактором сдерживания, и источником возникновения нестабильной обстановки. Это обусловливает двойственную роль данного социального института в обществе. Но это не единственное противоречие, связанное с армией.

 Вооруженные силы, являясь чётко структурированной системой, на первый взгляд, кажутся организацией достаточно прозрачной. Но по своей основной функции в обществе - сохранение государственной безопасности - армия заведомо превращается в структуру закрытую, стремящуюся закрепиться на особом, привилегированном положении. Вооружённые силы стремятся отгородиться от социума, скрывая свои секреты за грифами «военная тайна», «государственная тайна». При этом армия тесно связана с обществом: процессы, происходящие в обществе, влияют на состояние армии; армия, являясь отражением общества, обнаруживает проблемы в его развитии. В настоящее время главная задача армии определяется как обеспечение безопасности своего государства. В учебном пособии «Военная подготовка. Основы военно-гуманитарных знаний» приводятся выдержки из закона РФ «Об обороне», который определяет задачи, состав и предназначение Вооружённых сил Российской Федерации. «Вооружённые силы России предназначены: для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации; для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории России; для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Многовековой опыт армий, в том числе о российской, свидетельствует о том, что в достижении безопасности государства важное значение имеют вопросы воспитания духовно-нравственной готовности общества к защите Отечества. Немаловажную роль в вопросе боеспособности Вооружённых сил играет связь между армией и обществом, единство самой армии. Единство армии и народа, как формульно обозначают подобное состояние, создает благоприятную атмосферу для высокой боеготовности Вооружённых сил. Военная история свидетельствует, что это входит в число решающих факторов победы над врагом, особенно в том случае, когда тот является агрессором.

Современная российская армия явно находится в кризисном состоянии. Разрушение армейской системы началось ещё в советское время, в 1990 - е годы этот процесс бурно развивался. Идея реформы вооруженных сил витает в обществе с середины 1980 - х годов, о содержании реформы идут постоянные дебаты. Государство, на чьем попечении находится армия, предпринимает попытки как-то изменить положение, но положение армии в обществе по-прежнему оказывается напряженным. С одной стороны, армия воспринимается как показатель мощи общества. Невозможность достойно содержать армию считается проявлением слабости государства. С другой - постоянно поднимается вопрос о том, какой тип армии нужен современной России и каковы должны быть расходы на ее содержание. Все чаще армия рассматривается как закрытая зона, где происходят незаконные экономические операции. С одной стороны, СМИ и реалии современного мира доказывают необходимость мобильных, хорошо организованных и обученных воинских подразделений. С другой - призыв в российскую армию неизменно происходит с напряжением, служба в армии является жупелом, потребность «защитить ребенка от армии» приобретает все большую силу, облекаясь в том числе и в институциональные формы.

Показательное единение армии и народа отсутствует, она перестала также быть институтом, обеспечивающим возможность смены социального статуса для «низших» слоев населения. Карьера военного во многом утратила свою привлекательность. Армия воспринимается как нечто опасное. «Общество по-прежнему отгорожено от армейской жизни бесчисленными заборами КПП и цензурой, официальной и негласной». Литература оказывается своеобразным источником знаний об арми Но если в XIX веке изменение, перестройка социальной структуры, общественного сознания было основной задачей литературы, то в наше время данная цель отошла на второй план, что отчасти связано с появлением более современных средств влияния. Рассматриваемая нами литература функцию непосредственного воздействия в настоящее время возрождает во многом благодаря своей публицистичности. Но дело также и в большом значении объекта армейской прозы, то есть армии, для общества. Показывая этот социальный институт, автор формирует у читателя отношение к объекту описания. От того, в каких он красках изобразит армейскую систему, зависит мнение об армии у матери новобранца, желание или нежелание служить у будущего солдата. Конечно, можно говорить, что влияние данной литературы мало, так как она плохо известна, мало распространена. Это отчасти так, но те, кто интересуется данной проблематикой, находят книги по нужной им тематике. Кроме того, не будем забывать про то, что подобные тексты, особенно сопровождаемые соответствующими аннотациями, воспринимаются читателем как исповедальные.

Автор там был, он это видел, он это знает. В некотором роде пишущий является авторитетом, к нему прислушиваются, воспринимают его опыт. У данных авторов нет задачи, заказа очернить или расхвалить Вооружённые силы. Но все же они стремятся что-то изменить. Александр Карасев, изображая армию как абсурдную, «нарушенную» систему, указывая на недостатки, которые необходимо устранять, тем самым формирует негативное отношение к армии. Это обеспечивает подспудное, достаточно действенное влияние. Основная же задача автора - передать полученный опыт, впечатления. Этот опыт рядового участника очень важен, особенно сейчас, когда роль армии осознана обществом, и стало понятно, что реформировать сложный институт с многовековой историей нужно снизу, в первую очередь, учитывая и решая проблемы нижних слоев (солдат и младших офицеров) института армии. Участники войн в Чечне добавляют к изображению ужасам войны проблему абсурдности самой армии, развала существующей армейской системы, особенно очевидной в условиях «странной», «необъявленной» войны, именуемой локальным военным конфликтом. Армейская система предстаёт в их прозе нарушенной. Дедовщина, коррупция, воровство, нарушение устава воинской службы, циничное отношение к своим воинским задачам - такое предстает современная армия, которая держится только на энтузиазме отдельных офицеров, молодой энергии не желающих погибать зазря солдат и общей неразберихе, в том числе, и среди сил воюющего противника. Армия однозначно изображается как зеркало государственного распада, приостанавливаемого пока только действиями отдельных граждан. Постсоветские солдаты защищают не государство, но землю, в отличие от солдат советских локальных конфликтов - в этом их принципиальное отличие друг от друга. Армия - важный институт современного общества, который призван не только защищать, но и представлять интересы народа и государства.

 

   

Глава 1

Заголовок «Чеченские рассказы» не стоит понимать так, что внутри — кровавая баня. Там, конечно, присутствуют всевозможные «духи», «чехи» и установки «Град» — как неотделимая часть чеченского пейзажа и принадлежность военного быта. Потому что пишет Карасев в основном не о боях — о буднях, точнее, об армии как образе жизни.
«Забуцкий, помятый и красный, говорит Павлёнку, маленькому и сердитому: — Вышел приказ: всем чернобыльцам орден Мужества. Мне Обойщиков: «Пиши наградной»… Мы с Полуэктовым. Водки. Захреначили наградной… посылаем… звонит Обойщиков: «Ты чё-то слабо написал. Не тянет на Мужество. Перепиши»… Я Полуэктова. Водки… Захреначили новый наградной. Посылаем… Звонит Обойщиков: «Ты чё, охренел?!.. Тут как минимум на Героя, а максимум еще награду не придумали такую. Перепиши»… Я Полуэктова, водку. Хренячим средний наградной. Отправляем… ни ответа, ни приве…
— Дапиздец! — перебивает Павлёнок. — Восьмая командировка… Да!.. я в атаку не ходил… Но делал… что надо делать… задачи-бля. Хоть бы нахер «За охрану общественного порядка»…»
На войне все вообще довольно смешно — настоящая жесть начинается на гражданке. Потому что герои Карасёва — армейские, к нормальной жизни совершенно не приспособлены и в штатские профессии не конвертируются. Они медленно спиваются, торгуя бытовой техникой, — и все же это не худшая участь. Бывает хуже. Самая трагическая фраза всей книжки содержится в рассказе, озаглавленном «Дверь», и звучит так: «Он ни дня не служил в армии. Медкомиссия Коломенского артиллерийского училища оказалась в его случае непреклонной».
С точки зрения читателя эти рассказы — немного физиологические очерки о закрытом, плохо нам знакомом сословии. А для персонажей описанный в них образ жизни — единственно мыслимый, пусть и не слишком уютный: к примеру, женщин в этом мире нет, кроме схематизированных матерей у военкомата и жен, которые дождались или не дождались. Оно и к лучшему, потому что когда после дембеля персонаж сталкивается с женщиной лицом к лицу, его трогательная привязанность к окопным вшам становится во многом понятной. Страстный монолог под названием «Загрузился» подводит под всю эту историю про «первым делом — самолеты, а девушки — потом» идеологическую базу. Это, в общем, даже не рассказ, а фельетон — к концу книжки они учащаются и несут на себе все более рельефный отпечаток писателя Зощенко (которому посвящен один из рассказов, видимо, в качестве компенсации за стилистические заимствования). «Загрузился» — это грустная история о наступлении матриархата и полном отмирании мужика за ненадобностью, поскольку «не стало фронта больше — везде тыл», а тыл — это бабье место. Ясно поэтому, что для мужика единственный шанс сохранить себя — в зоне боевых действий. Эта не новая мысль в данном случае подтверждается практикой: если расположить рассказы Александра Карасева по шкале качества, то на одном конце окажутся очень удачные — про войну, а на другом очень плохие — про любовь. Хорошо, что в «Чеченских рассказах» тыл не везде.

Александр Карасёв в жесткой реалистической манере описывает военные будни. Автор отказывается от парадного изображение боевых действий, от ура-патриотической риторики, от эффектных фабульных линий и сосредоточивается на нюансах повседневности, рутине, которые пропускаются в журналистских репортажах. Он говорит как будто с территории этой повседневности, иногда от лица какого-то коллективного субъекта. Этот эффект усиливается использованием большого количества терминов, аббревиатур, жаргонизмов, многие из которых неизвестны читателю. Но они вводятся в текст так, как если бы читатель понимал их значение. В результате исчезает ощущение экзотичности, и происходит погружение читателя в средоточие чеченской войны. В целом тексты, как мне кажется, вполне традиционны и организованы относительно поверхностной проблематикой. Особых стилистических достижений, обещанных рецензентами на задней стороне обложки, лично мне заметить не удалось.

В рассказах А.Карасёва мы видим быт армии 90-х годов XX-в. То что мы не рах слышали в анекдотах, весь тот фарс и развал который был в армии после распада СССР. Это чётко показано во всех рассказах автора. Так же чётко показано ведение боевых действий, весь тот ужас боя с которым сталкиваются солдаты срочной службы во время боя, слабую способность в командовании «вчерашних» выпускников офицерских учились. Которые сами впервые столкнулись с боем, с тем страхом, который приходит в момент осознания происходящего. Так же автор показывает в бытовой ситуации факты неприкрытого воровства и «кумовства», имеет место быть основной армейский принцип «солдат должен быть уставшим», чётко показан и распорядок дня военнослужащего. Да он местами показан, как ненужный, в рассказе «Записки бывшего вэвэшника» показаны так называемые теоретические занятия, во время которых солдаты откровенно бездельничают. Но делают это в учебной комнате, а «молодой» зачитывает им в это время конспект. То есть официально солдаты заняты.

В этом же рассказе показана армейская медицина, за которую мы не раз слышали: «бессмысленная и беспощадная». Можем наблюдать дедовщину в отношении «молодых» солдат, ужимки и работу которые они обязаны выполнять находясь в санитарной части, даже показано реальное отображение анекдота про одну таблетку от всех болезней:

«Анекдот о начмеде, достающем из одного ведра таблетки и от желудка, и от головной боли, и от ангины, не выдуман армейскими остряками, я сам наблюдаю его в санчасти учебного центра, таблетки – это простейшие антибиотики.»

В Рассказе «Записки вэвэшника» представлена позиция автора по поводу армейской жизни:

«Армия – порождение и отражение мира гражданского. Но отражение в кривом зеркале. Отражение искажает и преувеличивает, выворачивает наизнанку и превращает в пошлость привычные для человека представления о том, что хорошо, а что плохо, о мере дозволенности, культуре, морали и чести, о дружбе и о войне.»

Отдельно хочется выделить стиль написания рассказов Карасёва, простой, с сильным преобладанием армейского сленга, местами встречается ненормотивная лексика. Что действительно раскрывает реалии описанной среды. В военном кругу бытует мнение, что мат является не вторым языком в армии, а первым, что нам в более мягкой форме и показал автор.

В рассказе «Воин» автор показывает всю шаблонность армии: флажки с обозначениями, карточки огня в стрелковых ячейках, выделение «секрета» в неизвестный квадрат. Показана безалаберность высшего командного состава, который требует выполнение задач, согласно ранее прочитанного учебника, в котором приведены примеры, ориентировочно времён Великой отечественной войны, а не согласно данным реалиям местности. Показаны реалии, когда «объект должен быть» (вертолётная площадка), потому что так положено по учебнику, пусть не правильная, пусть нет для неё места, но эти реалии действительны даже в современной армии, где всё выполняется согласно учебнику.

Мы смело можем провести параллели армии РФ образца 1990-х годов и современную армию ДНР, встречается выполнение устава своей доскональностью граничащее с глупостью. Доводилось слышать фразу, сказанную офицером из высшего командного состава:

– «Правильно заполненные документы, это половина победы.»

Из этого видим, что на первое место ставится боевая готовность подразделения согласно документации, а не фактическая. То же самое можно заметить в рассказах Карасёва, где высший командный состав беспокоится, только об официальной части.

Рассказ «Капитан Корнеев» показывает нам так называемую офмцерскую дедовщину, применение физического насилия со стороны офицеров к солдатам срочной службы, алкогольную зависимость капитана Корнеева, который весь день ходил вокруг главного героя и под вечер решился спросить у него о наличии алкоголя, расход топлива и личное пользование БТР в поездках за водкой, нарушение всех инструкций и уставов со сторону солдат и позволение этого нарушения, со стороны товарища капитана. И снова как и прежде видим основной офицерский принцып в отношении солдат: «солдат должен быть уставшим». Так же нам показана реальность игры со штатом в армии, где неподготовленный офицер, изначально назначеный замполитом вынужден быть не более чем комондиром взвода, хотя не нужной подготовки, ни образования не имеет. Показан алкоголизм и нарушение всех возможных уставов не только со стороны командиров взводов, но и со стороны их высшего командного состава, что выражается в ведении беспорядочной стрельбы по юутылкам, а со стороны командира батальона в приказе потдержать огнём в сторону «зелёнки», что является не просто нарушением устава, но и грубым должностным преступлением. Этим поступком командир батальона, в следствии алкогольного опьянения, выдал противнику позицию ЗУ-23 что в случии нападения на РОП делает её основной целью для миномётов противника.

В рассказе «Звёздный час Луноходова» нам показана и «обратная сторона медали» взятничество в военных кафедрах, неумение преподователей ставить чёткие задачи, попытки студентов, в частном Аполонова «отмазаться» от армии, позднея смена решения, когда начались боевые действия. И опять же невыполнение инструкций, которое показано в моменте ротации, когда его взвод не выкопал даже окопы.

 

 

Глава 2

Александр Карасев делает снимки, и в принципе даже неплохие. У него есть умение выхватывать нужные моменты из потока повседневности. Инструментарий готов, есть от чего оттолкнуться. Мы видим фрагмент жизни, часто замкнутый, с его оболочкой, фоном, обитателями, описанием их взаимоотношений, переживаний, эмоций. Кадр, секундная подвижка и новый интерьер. Кинематографический принцип возникает еще и потому, что изображаемое часто восстанавливается по памяти, припоминается. Как считает Владимир Маканин, в эпоху кинематографа литература движется в сторону малых форм. Описания, заметно проигрывающие в наглядности живой картинке, уступают динамике диалогов, действий. Сейчас малая форма актуальна еще и потому, что является отражением времени. Времени, которое характеризуется отсутствием грандиозного, героического (героика ушла из поля зрения искусства, стала достоянием и основной чертой растиражированной маргинальной культуры – пестрящего всеми цветами радуги бульварного чтива), обмельчанием основных тем, девальвацией системы ценностей. Времени, когда человек подвергается испытанию не силы, а бессилия, не воли, а безволия. Почему запоем пьет майор Сосновников, герой рассказа «Мечта», прошедший Афганистан, Чечню, почему Андрея (рассказ «Наташа») пугает перспектива семейной идиллии и он бросает Наташу? Майор заходит на территорию части, Андрей – в свою квартиру, и их одолевает страстное желание выпить. Все это потому, что, чтобы самореализоваться, всем им вовсе не нужно, безмерно напрягаясь, проявлять свои лучшие качества, сфера их жизненных интересов давно очерчена, и это отнюдь не Афган. Мы видим человека, запертого в душной конуре и при этом регулярно испытывающего прометеевы муки. Лицом в грязь макают. С истовым азартом макают: мол, знай свое место.

Зачастую создается впечатление, что прозаик сознательно себя в чем-то ограничивает. Его тактика предельной откровенности в тексте работает до поры до времени. Чуть только на горизонте появляется некая грань – писатель замолкает. Он будто страшится проговориться, вынести напоказ другим действительно сокровенное и важное для себя. Об этом свидетельствует язык его рассказов: предельно сдержанный, местами даже невыразительный, сжатая, по-армейски выверенная фраза. Сам язык будто намекает на то, что автор постоянно себя в чем-то ущемляет, от чего-то удерживает. Его язык предельно рассудочен, он на корню пресекает любые возможные кривотолки, варианты истолкований, потому как Карасев пишет рассудком. Но когда вслед за рассудком в рассказы Александра Карасева придет чувство, искреннее и сильное переживание, тогда и текст его существенно преобразится в лучшую сторону.

Проза Александра Карасева лаконична, это будто история в рамочке. Самодостаточной и в то же время случайной: именно такая всплыла из памяти, а могла другая, третья, четвертая, что, впрочем, положения дел совершенно не меняет. Те же мини-истории «Запаха сигарет» могли бы более органично входить в текст, быть более уместными. Ощущение, будто глубокомысленностью выстраиваемых аллегорий автор пытается скрыть тот факт, что ему просто нечего сказать, или пока нечего, а пока остается лишь констатировать факт. Некоторые эпизоды-видения, из которых строится рассказ, доходят до уровня простого анекдота, что, однако, так и должно быть, ведь само название рассказа к этому обязывает. Запах сигарет, а может, запах, вкус окурков, очень едкий, ядовитый, запоминающийся тошнотворностью надолго. Пошлость, декларируемая за принцип жизни, ведь на уровне органов чувств она идеально адаптирована для нашего восприятия, – запах сигарет – вторгается в нашу память и остается в ней надолго, отложением солей мучает организм. Именно эту пошлость, пошлость механистичной жизни без любви, веры, чувства, как нельзя лучше ухватил Александр Карасев. Вся структура его рассказов будто адаптирована к этой самой пошлости и вскрывает ее не посредством многословных рассуждений и глубокомысленных сентенций, а путем отражения ее на языковом, сюжетном уровне, да и всей поэтики рассказов целиком.

Конечно, правду о войне можно узнать, почитав архивные документы, исторические труды. Или личные свидетельства о войне — воспоминания ветеранов, часто правдивые, мощные. Но вот беда, в литературе они, как правило, не остаются. Есть в них жизнь, но нет искусства. Хотя конечно для искусства они бесценный материал. Искусство, литература суммирует их, преодолевает субъективизм изложения, часто необъективность оценок и выдаёт собирательный образ, основанный на личном знании.
Александр Карасёв одним из первых вводит чеченскую войну в сферу литературы. Ценой гигантских усилий он трансформирует свой армейский опыт, составляя из него базу для жизненного и писательского прорыва. Он не кричит во всё горло о себе, не занимается бесконечными рефлексиями по поводу своей личности, он просто пишет рассказы с яркими индивидуальными и в то же время столь традиционными началами. Но всё же это не столько «военная проза», сколько проза о человеке. И не только, кстати, военная: есть рассказы о несложившейся любви, городские истории.
Главный фокус повествования Карасёва — герои. «Пиджаки — презрительное прозвище призванных на два года офицеров, прошедших подготовку на военных кафедрах гражданских вузов». Это герои «его войны». Саня Войтов, Серёга Ершов, Вова Аполлонов, Сантуций… Они пьют водку, бьют солдат, страдают от несчастной любви, могут нелепо выглядеть, иметь опыт наркотиков и даже подозреваться в гомосексуальных связях. Они не штампованно сильные и волевые, а просто — такие как есть, со своими слабостями и «тараканами» в голове. Но всегда — это личности, и от их постижения захватывает дух. Так, титаническая фигура капитана Фрязина в рассказе «Ферзь» буквально возвышается над всем остальным миром, который предстаёт не иначе как его фон. И в тоже время его образ не воспринимается каким-то картонным, искусственным, а именно живым и цельным. Такие герои, такие личности всегда поражают, всегда вдохновляют. Не его обстоятельства дёргают за ниточки, а они — кукловоды реальности. Хотя, конечно, в жизни всё бывает по разному.
Автор каждый раз заново, каждым рассказом погружает читателя в ситуацию войны. Но сам рассказчик при этом отстранён, смотрит со стороны. В технике письма Александр Карасёв тяготеет к импрессионистичности. Он не вязнет в деталях и подробностях. Его война чеканится ёмкой и отточенной, будто штык фразой. Бежать за сюжетом его рассказов — пустое дело, весь их смысл таится в конкретной фразе, в каждой из них — мысль, анализ обретенного опыта, становящийся житейской мудростью.
«Чеченские рассказы» представляют собой монолит мудрости, житейской правды и юмора. Это не просто сборник рассказов, а скорее — роман в новеллах. Лаконичные, яркие, энергичные рассказы, связаны единством замысла. Сюжетные линии пересекаются, но не всегда совпадают. Всё пережито, выстрадано, чувствуется необычайно мощная личностная позиция, система ценностей, на самой вершине которой — жизнь, даже если в какой-то момент кажется, что она ничего не стоит.

 

 

Александр Карасев биография

 

А. Карасев в литературу пришел сравнительно поздно. Свой первый рассказ он опубликовал, когда ему было уже за 30 лет. На тот момент за его плечами было два высших образования, историческое и юридическое, опыт работы в областях, с литературой не связанных (работал слесарем, машинистом, охранником), и несколько лет военной службы. Карасев о войне знает не понаслышке. Он был участником боевых действий в Чеченском конфликте. Кого-то война калечит, если не физически, то морально, эмоционально, а кому-то дает новое понимание жизни, творческий импульс, чтобы выплеснуть все накопленные впечатления, высказать взгляды на жизнь. Александр Карасев относится ко второй категории. В одном из интервью Карасев признался, что не только сам в детстве не мечтал о писательской карьере, но и другим не верит, когда они говорят о своей детской страсти к писательству. Ведь ребенку, в особенности мальчику, скучно выводить буквы на бумаге, ему хочется деятельности. Вот стать водителем большой машины, милиционером, ловящим преступников, или спортсменом, ставящим рекорды, - это интересно, это похоже на детскую мечту. А для того, чтобы захотеть стать писателем, нужно накопить жизненный, житейский опыт.                        

 

Первые литературные опыты

Хотя Карасев Александр всегда любил читать и довольно свободно владел словом (особенно хорошо ему удавались объяснительные, по его собственному ироничному признанию), однако желания написать что-то художественное не возникало вплоть до 25-26 лет. В этом возрасте его захватила идея написать роман. Это ошибка всех начинающих авторов. Попытки написать масштабное произведение, не отработав свой слог и стиль на малых жанрах, почти всегда обречены на провал. Ничего не вышло и у Карасева. Была идея, была интрига, любовная линия, детективные элементы, но роман заглох после нескольких неубедительных страниц. Спустя несколько лет, уже почти забыв о своих первых литературных опытах, Карасев ощутил острую потребность описать то, что происходит вокруг. Это произошло, когда он попал в Чечню. В его руках оказался ежедневник погибшего сослуживца, куда он начал заносить служебные записи вперемешку с отвлеченными размышлениями и описанием характерных сцен военной жизни. Так и начал собираться материал для его будущих военных рассказов.

 

Литературный дебют

Накопив довольно внушительный массив рассказов и бытовых зарисовок, Карасев Александр Владимирович начал сам рассылать их по толстым литературным журналам. В 2003 году в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ «Наташа» о девочке-провинциалке, готовой на любые унижения ради «любви». Незатейливый сюжет, реалистичные персонажи и сложный коктейль из эмоций как послевкусие от прочтения - все это привлекло внимание к начинающему автору. Последовали публикации в журналах «Дружба народов», «Урал», «Новый мир», «Нева» и других. В настоящее время многим знакомо имя Александр Карасев. Писатель имеет более 2 десятков публикаций в известных литературных журналах и 2 напечатанных книги. Это не только и не столько военная проза. Это истории о жизни простых людей в наше непростое время.

 

Александр Карасев - автор рассказов

 

Каждый автор находит для себя оптимальный способ самовыражения. Кому-то лучше удаются стихи, кто-то чувствует себя уверенно, разворачивая перед читателем огромные полотна с множеством действующих лиц, событий, планов повествования, а кому-то достаточно краткого, ёмкого текста, чтобы выразить очень глубокую мысль. Сам Карасев объясняет свою приверженность к жанру рассказа особым типом энергетики. Ему легче взять высоту одним рывком, на одном дыхании, чем долго и планомерно выстраивать ткань повествования, сплетая воедино разрозненные нити сюжета. Его стиль - это максимальная концентрация смысла, отказ от бесконечного числа деталей и лирических отступлений ради одной цели - быть с читателем честным и простым. Рассказы Карасева отличаются яркостью, динамикой, в них чувствуется четкая авторская позиция, основанная на жизненном опыте и незыблемой системе ценностей, главной из которых является жизнь. В плане техники Александр Карасев близок к импрессионизму. Им движет желание запечатлеть жизнь в ее мельчайших проявлениях. Но за кажущейся простотой и подчеркнутой реалистичностью скрывается большая смысловая нагрузка.

                                            

 

Герои произведений Карасева

В каждом рассказе Александра Карасева есть свой герой. Как правило, это военнослужащие, но есть и обычные парни, не связанные с военным делом. Герой для Карасева - это не идеализированный образ без единого изъяна, а живой человек со своими победами и поражениями, слабостями и сильными сторонами, у него могут быть свои «тараканы» в голове, он может временами ошибаться, но он - личность и действует так, как подсказывает ему жизнь. Вспомните, к примеру, героя рассказа «Звездопад». Виктор не сразу заслуживает читательское одобрение. Слишком он хмур, саркастичен, нелюдим. Несмотря на свой маленький рост, на всех он пытается глядеть свысока. Но его внешность, как это часто бывает, оказывается обманчивой. Когда кто-то нуждается в помощи, он не раздумывая встает на его защиту. Герой рассказа «Ферзь» - капитан Фрязин - показан читателю в совершенно других обстоятельствах. Но среди свиста пуль и хаоса неожиданной атаки мы видим у Фрязина те же, что и у Виктора, отличительные черты: смелость, честность и верность своему долгу. Именно таким и видит настоящего героя Александр Карасев.

 

Чеченские рассказы

У Александра Карасева есть цикл «Чеченские рассказы» и есть книга с тем же названием, в которую помимо одноименного цикла входит сборник коротких очерков «Первый снег». Название сборника, вызывающее невольную ассоциацию со знаменитыми «Севастопольскими рассказами» Толстого, и еще живые в каждом из нас воспоминания о военных действиях в Чеченской республике заставляют читателя отнести эти произведения к жанру военной прозы. Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что эта книга выходит за границы батального жанра. В ней мало кровавых перестрелок, отвлеченных рассуждений о патриотизме и войне. В центре авторского внимания не война, а человек, поставленный в жестокие, порой бесчеловечные условия. Эта книга больше похожа на документальные хроники, что, впрочем, не лишает ее художественной выразительности.

 

Творчество Александра Карасева в оценке критиков

 Все критики, описывая творчество Карасева, выделяют одни и те отличительные черты, называют его «концентрированным», «импрессионистичным» и в то же время очень простым и даже обыденным, лишенным каких-либо художественных деталей. Однако в оценке этих особенностей критики не могут прийти к одному мнению. Одни видят в этой лаконичности и сдержанности особый авторский стиль, который идет своими корнями от Чехова, Бабеля, Зощенко. Они замечают за простотой глубину, за обыкновенным - «что-то очень важное». Так, для Яна Шенкмана немногословность Карасева - это особый талант. По меткому выражению критика, ему хватает нескольких фраз, чтобы высказать то, на что другим бы потребовался роман. Олег Ермаков относит рассказы Карасева к жанру «минималистской» и в то же время «психологической» прозы. Елену Крюкову пленили «живая мысль» и «живое сердце», скрывающиеся за простотой. Другим же критикам не хватает художественной выразительности, обобщающих мыслей. Валерия Пустовая склонна относить произведения Карасева к жанру публицистики, а не прозы. Она отмечает, что в них «мало тайны», а только сухой событийный ряд. Андрею Немзеру тоже проза Карасева кажется слишком простой, понятной без всяких усилий со стороны читателя, что существенно снижает ее ценность.

 

 

 Награды

Пока критики спорят о жанрах и стилях, сам Александр Карасев уже нашел своего читателя. Об этом говорят и многочисленные публикации в толстых литературных журналах и сборниках, и авторские книги, и престижные литературные награды. Он является лауреатом Бунинской премии (2008 год), премии имени О’Генри (2010 год), а также ряда других премий и наград.

 

 


 

Вывод.

В последнее десятилетие военная проза снова, как и в советское время, заняла прочное место в художественной литературе. За перо взялись ветераны-«чеченцы», бойцы Афганистана, Приднестровья, Абхазии, Югославии и других малых войн. Не обошли вниманием военную тему писатели — В. Николаев («Живый в помощи»), В. Шурыгин («Письма мертвого капитана»), В. Дёгтев («Крест»), З. Прилепин («Патологии»).
«Чеченские рассказы» Александра Карасёва продолжают эту линию.

Автор — ветеран боевых действий в Чечне, ставший профессиональным литератором. За его плечами публикации во многих толстых журналах. Эта книга первая.
В ней две неравные части. Меньшая и, скажем сразу, лучшая часть рассказов Карасёва посвящена первой Чеченской войне. Собственно боевых действий в них немного. Лишь в одном («Ферзь») идет реальный бой. В остальных война вынесена за скобки, военная атмосфера лишь подсвечивает обыденную реальность. Повествование ведется подчеркнуто сдержанно. Автор намеренно не желает эксплуатировать сильные эмоции. «Подумаешь, война… Ведь это такая же жизнь», — как будто говорит он нам. Вслед за автором хочется верить, что жизнь — это нечто большее, чем сиюминутные переживания. Карасёв не теряет из виду жизни как целого, он спокоен и на удивление не склонен к мрачной рефлексии, которая стала навязчивым литературным штампом. Его метод «романтики от противного» вселяет оптимизм. Однако избранный метод, хорошо работающий в рассказах о войне, дает сбои в сюжетах о мирной жизни. Вторая часть книги, названная «Первый снег», охватывает до- и послевоенный опыт автора. Здесь читатель вряд ли почувствует свежесть, присущую первой части. Наоборот, добротно построенный текст этих рассказов несколько скучноват. За ним не видно дыхания «большой жизни». Без войны, без идеи, незримо присутствующей в художественной ткани произведения, рассказы Карасёва, к сожалению, теряют глубину и объем. Там, где автор стремится подстегнуть интерес читателя, придать повествованию «соль», режет глаз заданность приемов: то это армейская «чернуха» («Чрезвычайное происшествие»), то слишком назойливый юмор («Беспокойная ночь в Липках»). Собственно проблема, с которой столкнулся здесь Карасёв, присуща всей нынешней литературе. Над общей массой поднимаются лишь те произведения, авторам которых удается найти идею, вступающую в резонанс с окружающей действительностью и придающую смысл их повествованию. Безусловно, идея «войны» — одна из таких. Осталось найти подобную и для мирного времени.

 

Содержание

 

1.Вступление: Социальный иститут армии и его отоброжение в современной литературе

2.Биография автора

3.Глава 1

4. Глава 2

5. Вывод

 

Содержание

 

1.Вступление: Социальный иститут армии и его отоброжение в современной литературе

2.Биография автора

3.Глава 1

4. Глава 2

5. Вывод

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Донецкий национальный университет

Филологический факультет


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!