Специфика христианского мировоззрения



Достаточно даже поверхностного взгляда на основное, кульми­национное, событие христианского учения – на распятие Сына Божье­го на кресте, чтобы увидеть главное: человечество в этой религии больше не выступает в качестве случайной игрушки Бога, ибо никто не отдаст сына своего на мучительную гибель ради чего-то случайного и для него несущественного. Ребенок вообще есть высшая, абсо­лют­ная ценность для любого существа, и, отдавая Сына своего в руки зем­ных палачей во искупление людских грехов, всемогущий Бог как бы раскрыл миру величайшую тайну – тайну вселенского смысла бы­тия человеческого рода. Да, человек несовершенен и даже греховен, но он не может быть за это просто уничтожен, ибо спасение его от гре­ховности играет какую-то высшую роль в бытии самого Бога. Каков этот смысл, какова эта роль – для ответа на этот вопрос требовалась более глубокая, чем античная, философская культура, поэтому наивно было бы ожидать найти его явное решение уже в самых ранних, клас­сических, христианских текстах. Но главный шаг был сделан: через рождение, жизнь, смерть и воскресение Христа было провозглашено совершенно новое, античности незнакомое отношение между Богом и человеком – была раскрыта бесконечная значимость, бесконечная цен­ность человечества для Бога. Отношение Бога к человечеству впер­вые было названо любовью.

Рождение Сына от божественного Отца земной женщиной было да­леко не новостью в мировой религиозной истории. Достаточно вспом­нить знаменитых персонажей древнегреческих мифов – Персея или даже Геракла – детей Зевса, имевших при этом земных, смерт­ных, матерей. Но вот какое отличие должно нам сразу же броситься в глаза: соединяясь с человеком, божественное начало в греческой ми­фологии вся­кий раз обременялось неким несовершенством, тогда как челове­чес­кое, напротив, получало колоссальное, земными путями недости­жи­мое возвышение. Как итог – явно промежуточное положе­ние, которое занимали земные дети небожителей в мифическом мире античности. Они были во всех аспектах слабее богов, хотя из числа смертных им не было равных. И предельная вершина, которой уда­лось достичь лишь Гераклу, – полное освобождение от человеческих пут и приобщение к кругу богов-олимпийцев.

С принципиально иной ситуацией мы сталкиваемся в хрис­тиан­стве: в этой религии Бог, соединяясь с человеком, не просто не теряет своего совершенства, а напротив, достигает как Творец своей предель­ной вершины. Конечно, и здесь Сын Божий оказывается смертным, однако смерть эта становится не падением, а высшим взлетом Бога Отца, манифестацией его абсолютного соединения и примирения с соб­ственным твореньем. И не случайно, что принятое в античности по­нятие «полубог» мы никогда не встретим в христианстве употреб­лен­ным в отношении к Мессии, для характеристики которого эта ре­лигия выработала гораздо более адекватное понятие – Богочеловек.

 

Социально-политические взгляды Августина (354–430)

Августин Аврелий жил в эпоху падения Римской империи. Основ­ные социально-философские произведения – «О Граде Божием», «Исповедь». На примере Августина мы можем почувствовать и осо­знать значимость общего мировоззрения эпохи для выработки теоре­ти­ческих представлений об историческом процессе. Так, для антич­нос­ти было характерным представление о циклическом движении ис­тории, по принципу «все возвращается на круги своя». Августин был первым христианским автором, увидевшим принципиальную не­сов­местимость нового мировоззрения с принципами циклизма. Хрис­тос умер лишь однажды, – утверждал философ, – и это событие слиш­ком существенно, чтобы быть многократно повторенным. Отсюда фор­ми­рует­ся представление об уникальности человеческой истории, зна­чит, она обретает направленность, цель и смысл.

Исходя из тезиса о божественном всемогуществе и всеведении, с одной стороны, и абсолютной греховности человека – с другой, Ав­гус­тин обосновал учение о предопределении. Человек греховен на­столь­ко, что никакие земные дела не могут примирить его с Богом, по­это­му все люди от рождения заслуживают адские муки. Однако в силу бо­жественной благодати избранным даруется спасение. Для Бога не су­ществует понятия времени, поэтому люди рождаются уже про­кля­ты­ми или спасенными, и не в силах человека изменить предна­чер­тан­ную судьбу. Это учение оказало огромное влияние на формиро­ва­ние взглядов Лютера и Кальвина, сделавших его одним из принци­пов протестантского мировоззрения. М.Вебер по­казал роль этого мировоззрения в формировании «духа капитализма».

Согласно Августину, избранные образуют «Град Божий», который про­тивостоит «Граду Земному». Воплощением «Града Божьего» на зем­ле является церковь. Но государство также может стать частью «Града Божьего», если оно подчинится церкви. Таким образом, его со­циаль­но политическим идеалом является теократия, т.е. форма правле­ния, при которой руководство в государстве принадлежит церкви. Эта кон­цепция на протяжении всего Средневековья служила идеологи­чес­ким обоснованием для всех политических притязаний папства.

В своих социально-политических произведениях Августин обосно­вывал единство человеческого рода через происхождение его от об­щего отца – Адама. Благодаря этому взгляду формируется новое по­ни­мание общества. В античности это понятие было более узким и более конкретным – семья, союзы друзей, имущественные объеди­не­ния. Его применение к государству нередко носило характер идеала. Лишь у стоиков появляется представление о мудреце как о «граж­да­нине мира». Но последовательное обоснование эта позиция получила лишь в рамках христианства, у Августина. В итоге понятие общества становится более универсальным и абстрактным.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!