Смертельное одиночество Эдгара По

БЕЗУМСТВА ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Литературное ассорти в литературном клубе «Прикосновение»

Библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти». Презентации одноименной книжной выставки. Фоторепортаж от 2.10.18.

       Жизнь одаренных людей зачастую связана с большим риском для самого уязвимого в человеке - его сознания. Восхождение к славе нередко сопровождается опасным заигрыванием с неизвестным, запретным или безумным. Возможно, поэтому многие знаменитые люди в лучшем случае проявляют склонность к экстравагантному поведению, а некоторые из них даже подвержены различным душевным недугам. Психологи считают, что их безумие является обратной стороной одаренности - срабатывает закон компенсации.

2 октября 2018 года в библиотеке «Фолиант» прошло литературное ассорти, посвященное гениальным писателям - безумцам. Мероприятие представляло собой разновидность читательской конференции: практически все присутствующие являлись его активными участниками. Среди них Нина Гусарова и Зинаида Колмакова, Маргарита Скиба и Дина Лыжина, Валентина Федорова и Лидия Пролис, Татьяна Кузнецова и Ольга Лопухова, Людмила Киселева и Людмила Конюхова, Таисия Челышкова и Нина Алтарева.

Читатели заново познакомились с фигурами большой литературы - поэтом советской эпохи Владимиром Маяковским и русским писателем - драматургом, мастером короткого рассказа, Антоном Чеховым.

Узнали о странностях сказочника нашего детства Ханса Кристиана Андерсена и вечного тинейджера и затворника Джерома Дэвида Сэлинджера, яркого представителя американской «эпохи джаза» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и писателя «потерянного» поколения» Эрнеста Хемингуэя.

Чуть больше прикоснулись к двойной жизни Франца Кафки, удивились причудам Виктора Гюго и Фридриха Ницше . Задумались о причинах галлюцинаций Николая Гоголя и смертельного одиночества Эдгара Аллана По, прогрессирующего паралича мозга Ги де Мопассана и проблем с психикой у Вирджинии Вулф и Жан-Жака Руссо.

В ходе литературного ассорти состоялась презентация книжной выставки «Безумства великих писателей» - выставки - удивления, выставки - восклицания.Почти каждая представленная книга была оформлена цветным ярлычком с каким - либо междометием («Ах!», «Ой!», «Ну и ну!», «Вот это да!», «Ух, ты!»).

Биографии великих писателей, написанные их современниками, и ответы, которые выдают по запросу интернет-поисковики, иногда объясняют гений автора, но еще чаще… ставят нас в тупик. Хотя, будем честными, для искренне преданных читателей презумпция невиновности по отношению к любимым авторам работает в режиме нон-стоп.

       Итак.

          Владимир Маяковский, такой большой и такой ненужный…

       Иногда кажется, что набор знаний о Маяковском у среднестатистического читателя включает в себя следующее: Лилю Брик, «Облако в штанах», песню группы «Сплин» - «Маяк».
      Между тем в биографии одного из самых ярких поэтов-футуристов много интересных деталей. Не менее интересных, чем яркая, отчаянная и безумная личность самого Маяковского.
      Впервые Владимир встретился с психиатром в 14 лет. Место, как и возраст, было самым подходящим - Бутырская тюрьма. И хоть специалист написал в заключении, что с психикой юного большевика все в порядке, сквозь творчество Маяковского всю жизнь сквозной нитью проходит страх сойти с ума.
      Есть теория о том, что развитие Маяковского опережало его настоящий возраст и порождало непонимание среди сверстников, что и стало причиной зарождения его комплексов. Однако старшим товарищам понять авангардного поэта было не легче.
      «Такой большой и такой ненужный» - не только поэтическая строка о любви, но и реальная характеристика того, каким Маяковский ощущал себя в обществе.
      Лиля Брик вспоминала: «Всегдашние разговоры Маяковского о самоубийстве! Это был террор. В 16-м году рано утром меня разбудил телефонный звонок. Глухой, тихий голос Маяковского: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик». Я крикнула: «Подожди меня!» - что-то накинула поверх халата, скатилась с лестницы, умоляла, гнала, била извозчика кулаками в спину. Маяковский открыл мне дверь. В комнате на столе лежал пистолет. Владимир  сказал: «Стрелялся, осечка, второй раз не решился, ждал тебя».
     
Нелюбовь Лили - по крайней мере, так чувствовал сам Владимир - постоянная критика его творчества в литературном мире, а главное, полное разочарование в большевистских идеалах усугубляли его состояние и привели к настоящей клинической депрессии. Владимир перестал ценить жизнь, полюбил «русскую рулетку» - заряженный одним патроном пистолет: повезет - не повезет...
       «Не поставить ли точку пули в своем конце?» - однажды Маяковский ответил на этот вопрос утвердительно.

       Вот, что рассказывала его последняя возлюбленная Вероника Полонская:

       «Владимир Владимирович запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,- сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он  дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

                    Антон Чехов: «На пустое сердце льда не кладут…»

       Антон Чехов был человеком непостижимым как для своих современников, так и для нас. Можно предположить, что жить с Антоном Павловичем было нелегко: его дом всегда являлся гостиницей для друзей, поклонников, да и просто случайных знакомых.
      Вот как описывал быт Чехова писатель Корней Чуковский:

       «Ждем Иваненко. Приедет Суворин, буду приглашать Баранцевича», - сообщал он Нате Линтваревой из Мелихова в девяносто втором году. А заодно приглашал и ее. Причем из следующих его писем оказывалось, что кроме этих трех человек он пригласил к себе и Лазарева-Грузинского, и Ежова, и Лейкина и что у него уже гостит Левитан! Восемь человек, но и это не все: в доме постоянно ютились такие, которых даже не считали гостями: «астрономка» Ольга Кундасова, музыкант Мариан Семашко, Лика Мизинова, Мусина-Пушкина (она же - Дришка, она же - Цикада), какая-то Лесова из Торжка, какая-то Клара Мамуна, друзья его семьи, завсегдатаи и великое множество случайных безыменных людей».
       Как с этим мирилась супруга Антона Павловича, Ольга Книппер, остается только догадываться. Любимую Антон Павлович называл «актрисулькой», «собакой», «змеей» и даже «крокодилом души моей». Переписка с Книппер стала достоянием общественности и литературы.

       Чехову всегда были присущи врожденная интеллигентность и благородство. При жизни он не начинал работу над книгой, не надев парадный костюм, и при смерти остался верен себе.

       По свидетельству Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Я вспомнила, что в этом же отеле жили знакомые русские студенты - два брата, и вот одного я попросила сбегать за доктором, сама пошла колоть лед, чтобы положить на сердце умирающего... А он с грустной улыбкой сказал: «На пустое сердце льда не кладут»... Пришел доктор Шверер, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского...»,  покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

                              Странности Ханса Кристиана Андерсена

       Сказочник нашего детства, который подарил миру не одну трогательную, добрую и грустную историю, был, по мнению окружающих, человеком странным и закрытым. Он очень боялся смерти и всегда носил с собой веревку - как думал сказочник, она может спасти его во время пожара. А когда болел, оставлял записку, что пока он жив и его просто нужно разбудить - Андерсену казалось, что его могут похоронить заживо.
       Но самой загадочной деталью биографии писателя остается его личная жизнь. А точнее, ее отсутствие. Пишут, что Ханс Кристиан Андерсен был влюблен в шведскую певицу Йенни Линд, которая для него была той самой «снежной королевой» - красивой, гордой и абсолютно недоступной.       Певица относилась к «сыну башмачника» как к другу и брату, не более. Возможно, причина этому - странности писателя.
      Однажды на глаза Андерсену попалась газетная статья с критикой его творчества - писатель с рыданиями кинулся на лужайку и целый час катался по траве в истерике. Жить с ним вместе было бы трудно любой женщине.
      Даже его друг, писатель Чарлз Диккенс, после того как Андерсен побывал у него в гостях, прикрепил к зеркалу в гостиной карточку: «В этой комнате Ханс Кристиан Андерсен спал пять недель, которые показались семье вечностью».
      В 1852 Йенни Линд вышла замуж за пианиста Гольдшмидта. Андерсен познакомился с ее супругом, и это была его последняя встреча с любимой.
      «Муж ее, которого я видел впервые, отнесся ко мне в высшей степени сердечно. Я опять услышал ее пение. Та же душа, тот же дивный каскад звуков! Так может петь одна Йенни Гольдшмидт!» - написал Андерсен.
      До конца жизни он не пытался найти любовь, создать семью или просто завести сексуальную связь. К старости он полюбил посещать публичные дома, где долго разговаривал с обнаженными «ночными бабочками». Дальше разговоров дело не шло. Друзья писателя утверждали, что Ханс по-прежнему верен Йенни и считает любые отношения с другой женщиной изменой.


                              Затворничество Джерома Дэвида Сэлинджера

       Его называют загадкой литературного мира, вечным тинейджером и писателем-затворником. Он создал великую книгу, которая стала любимой у Билла Гейтса и... Марка Чэпмена, убийцы Джона Леннона. И рассказы, в которых не меньше психологизма, хоть о них говорят значительно реже.
      Чтобы писать книги, «которые прочитывают читателя», нужно быть человеком особого склада ума и души. Возможно, этим и объясняется то, что на пике известности Сэлинджер развернул самую настоящую войну против своей публичности. Он хотел абсолютного затворничества, категорически отказываясь от интервью, эфиров и экранизаций своих произведений.

       Сегодня писателя, возможно, назвали бы дауншифтером и оставили в покое, а тогда биографы, журналисты, да и просто поклонники его таланта были неутомимы в попытках выйти на связь с популярным писателем. Охота шла не только за «телом» автора и его рукописями, но даже за личной перепиской.
      «Когда мне было девятнадцать, - недавно рассказала в одном из интервью актриса Вайнона Райдер, - мой парень подарил мне на Рождество открытку, которую в 1950-х кому-то отправил Сэлинджер. Там не было ничего, кроме «Счастливого Рождества» и подписи. Я хранила ее несколько лет и страшно терзалась.

       В конце концов, я решила отправить открытку обратно. Я написала: «Дорогой мистер Сэлинджер, эту открытку я получила когда-то в качестве подарка, но сейчас я хотела бы вернуть ее вам, потому что бесконечно уважаю ваше право на тайну личной жизни». А потом, представляете, я получила ответ - письмо со словом «спасибо».
       Своему табу на общение с прессой Сэлинджер изменил лишь однажды. Восемнадцатилетней журналистке Джойс Мейнард он написал сам, увидев в газете ее эссе. Все началось с комплиментов литературному таланту юного автора, а закончилось любовной перепиской и долгими телефонными разговорами. Бросив учебу, Джойс переезжает жить к любимому в Корниш. А спустя девять месяцев он отправляет ее домой - без лишних разговоров, не объясняя причин.
      Джойс, для которой Сэлинджер стал главным человеком в ее жизни, не простила отношения к себе как к эпизоду. И сполна отплатила ему мемуарами, в которых истосковавшийся по подробностям читатель смог узнать все, что происходило за закрытыми дверями дома Сэлинджера.
      «Если человек хочет жить уединенной жизнью, если он действительно не хочет, чтобы о нем писали, не стоит вступать в переписку с восемнадцатилетними девочками и приглашать их в свою жизнь. Особенно же не стоило иметь дело с девочкой, которая уже в восемнадцать лет начала писать и публиковать истории о самой себе», - это все, что захотела сообщить прессе после выхода мемуаров Джойс.

 

                              Прожигатель жизни Фрэнсис Скотт Фицджеральд

       Новая волна интереса к писателю американской «эпохи джаза» поднялась после выхода фильма «Великий Гэтсби». Голливудская лента с Леонардо Ди Каприо в главной роли напомнила зрителю о том, что существует одноименный роман и его автор - Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
      Человек, который написал одну из самых красивых историй о мужской любви и зависимости от «зеленого огонька, света будущего счастья», и сам был зависим - от безумных выходок, дающих ему ощущение вседозволенности, алкоголя и своей жены - музы по имени Зельда .
      Начинающий писатель долго добивался руки красивой девочки из богатой семьи. Она же приняла его предложение лишь после публикации первого романа Фицджеральда «По ту сторону рая», который принес ему известность и, конечно же, деньги.
      Признанные светским обществом, молодожены ни в чем себе не отказывали:
«Вчера вечером полицейские арестовали Зельду Фицджеральд за купание в городском фонтане, - сообщала газета Daily News. - На вопрос, как миссис Фицджеральд очутилась в столь неподобающем месте, она ответила, что ей было жарко и она решила освежиться».
      Или: «Скотт Фицджеральд разделся догола на премьере спектакля "Скандалы»! В беседе с нашим репортером он объяснил свой поступок тем, что пришел на «Скандалы», но никакого скандала не увидел и решил устроить его сам».
      Зельда и Скотт Фицджеральд прокатились по городу на такси. При этом Скотт сидел на крыше автомобиля, а Зельда возлежала на капоте. Быть прожигателем жизни - роскошь для простого обывателя, но не писателя: ведь, как оказалось, талант можно пропить. Бесконечные пьянки и непроходящее похмелье не добавляли автору незаурядности мышления, но отнимали у него реальное видение вещей и своего положения.
      За исключением упомянутого «Великого Гэтсби» и романа «Ночь нежна» (прототипом главной героини Николь, страдающей психическим заболеванием, стала жена Фицджеральда) писателю не удалось создать ничего, кроме посредственных рассказов, которые он, по его же словам из автобиографии, нес в редакцию, преодолевая мучительный стыд и отвращение к самому себе.
       Правда, роман «Последний магнат», за который Фицджеральд взялся в 1939 году - в это время Зельда уже несколько лет лечилась в психиатрической клинике, - обещал cтать лучшим в биографии автора. Однако закончить его он не успел, скончавшись в 1940 от сердечного приступа. Фицджеральду было всего 46, но разгульный образ жизни и постоянные переживания за состояние жены сделали свое.

       Что до Зельды - она пережила мужа на восемь лет и говорила с ним каждый день. «Я не боюсь умереть. Скотт говорит, это совсем не страшно…» - повторяла она.


                   Эрнест Хемингуэй: «Умирать либо в бою, либо - пуля в лоб!»

       Эрнест Хемингуэй - один из писателей «потерянного» поколения. В его романах о судьбах людей, навсегда искалеченных мировой войной, столько глубины и тоски, что удивляться постоянным нервным срывам, затяжным депрессиям, паническим атакам и суицидальным наклонностям автора не приходится.
      Он сам обратился за помощью в психиатрическую лечебницу. Однако помочь ему не смогли. Напротив, как чувствовал сам Хемингуэй, там его лишили писательского дара.
      «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают... Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли», – говорил писатель.
      Сразу после лечения он предпринял первую попытку самоубийства, которую в тот раз успели прервать близкие. Однако, в отличие от своих героев, писатель не нашел в себе дальнейших сил бороться с жизнью и за жизнь - и выстрелил в голову из любимого ружья.
      Фраза Хемингуэя «мужчина не имеет права умирать в постели: либо в бою, либо пуля в лоб», увы, оказалась пророческой. К слову, после смерти Хемингуэя остался дом-музей, полный теми, с кем писатель сходился гораздо легче, чем с людьми, - кошками.
Сегодня в музее живет более пятидесяти котов, многие из которых - потомки его шестипалого любимца Снежка. Приехать туда - единственный способ приобщиться к памяти великого писателя.

Смертельное одиночество Эдгара По

Американский писатель Эдгар Аллан По считается родоначальником двух популярных литературных жанров: детектива и романа ужасов. Большое влияние на творчество По оказал Гофман со своим мрачным романтизмом, который По довел до консистенции подлинного кошмара - безвыходного и изощренного. Вспомните его «Сердце-обличитель» или «Падение дома Ашеров»! В жанре детектива По породил Огюста Дюпена - героя рассказа «Убийство на улице Морг» и других - задолго до Шерлока Холмса, использовавшего дедуктивный метод.

Эдгару По не было еще и 30, когда его начали посещать мучительные депрессии, сопровождавшиеся галлюцинациями, провалами памяти, страхом темноты. Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что не лучшим образом сказывалось на его психике. К алкоголю вскоре добавились и наркотики.

Врачи не смогли ни установить точный диагноз, ни помочь писателю. Однажды он был найден в дешевом балтиморском трактире после пяти дней пребывания в неизвестности. Эдгар По был помещен в клинику, где и скончался, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных его кошмаров - смерть в одиночестве - сбылся: он со многих брал клятву быть с ним в последний час, однако ночью 7 октября 1849 года никого рядом с ним не оказалось.

 

Падающего толкни?

 

Немецкий философ и поэт Фридрих Ницше - автор идеи сверхчеловека, а также идеи новой морали, призывающей моралью господ заменить мораль рабов. Вот ее основополагающие тезисы: здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна, больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить («Падающего толкни!»).   

«Бог умер», - сообщил человечеству Ницше. Он еще много что успел сообщить, прежде чем умер сам. Издевка судьбы заключалась в том, что человек, создавший философию, наделявшую человеческий разум и дух максимальным величием, закончил свои дни, лишившись и того и другого.

Последние 11 лет своей жизни Фридрих Вильгельм Ницше, провозгласивший человека Богом, провел большей частью в доме для душевнобольных, будучи не в состоянии даже самостоятельно поднести ложку ко рту. Он страдал манией величия, рассылая записки вроде: «Через два месяца я стану первым человеком на Земле» - и требуя снять со стен картины, ибо его квартира есть «храм». В состоянии помрачения рассудка он обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению.

 В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога собственную мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за канцлера Бисмарка, по-козлиному прыгал и гримасничал. Но именно в эти годы появились наиболее значимые его произведения - к примеру, «Так говорил Заратустра». Врачи поставили однозначный диагноз - «шизофрения».

 

Двойная жизнь Франца Кафки

 

Австрийский писатель Франц Кафка не был широко известен при жизни, мало печатался, но после кончины его творчество покорило многих читателей и стало новым эстетическим направлением в литературе.

Кафкианский мир отчаяния и безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой «литературы с диагнозом», характерной для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

Писательство молодого Кафки семьей не поощрялось, и заниматься этим ему приходилось украдкой. «Для меня это ужасная двойная жизнь, - писал он в дневнике, - из которой, возможно, есть только один выход - безумие». Когда отец стал настаивать, чтобы сын работал в его лавке, Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо другу, сумевшему в последний момент остановить его на краю пропасти.

Однако болезнь не отступала, и периоды глубокого спокойствия сменялись продолжительными периодами болезненного состояния. Он не мог спать, чудовищные видения сотрясали его. Врачи постановили: выраженный невроз, психастения функционального характера, депрессивные состояния, необоснованные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере. Умер Кафка, едва перешагнув сорокалетие.

 

                        Галлюцинации Николая Гоголя

 

Николай Васильевич Гоголь - автор ставших классикой «Мертвых душ» и «Ревизора» - отличался специфической любовью к «маленькому человеку» (обывателю), сочетающей в себе и жалость, и отвращение. Из-под его пера появился целый ряд удивительно точно найденных русских типажей. Разработанные Гоголем несколько ролевых моделей (например, персонажи «Мертвых душ») остаются актуальными и поныне.

Страшной бедой писателя стал его душевный недуг. Его преследовали зрительные и слуховые галлюцинации, а периоды апатии и заторможенности вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители все чаще беспокоили его. Николай Васильевич был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок вообще располагается «вверх дном».

Те или иные проявления шизофрении сопровождали великого писателя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь особенно прогрессировала. После того как умерла его сестра и близкий друг Екатерина, у него начался сильнейший приступ ипохондрии. Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказывался от пищи, утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни у него не обнаружили.

11 февраля 1852 года, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы «Мертвые души», а наутро объяснил этот поступок происками лукавого. Впоследствии состояние его самочувствия постоянно ухудшалось. Помимо прочего Гоголь страдал тафофобией - очень боялся быть похороненным заживо. Лечение - пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и тому подобное - положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался в своем последнем пристанище на Никитском бульваре. Истинные причины его смерти так и остались неясны.

 

Паралич мозга

 

Ги де Мопассан, подаривший миру «Милого друга» и массу других персонажей и историй, проповедовавший в литературе физиологизм и натурализм, в том числе эротический, всю жизнь очень боялся сойти с ума. Писателю было всего 34 года, когда у него начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой: один раз с помощью револьвера, второй - при помощи ножа для разрезания бумаг.

Через некоторое время Ги де Мопассан был помещен в психиатрическую клинику, где и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти в 1893 году. Окончательный диагноз - «прогрессирующий паралич мозга».

 

                           Виктор Гюго и его якорь из бороды

 

Можно было бы вспомнить еще ряд литераторов и философов, имевших серьезные проблемы с психикой. Среди них и Жан-Жак Руссо, и Эрнест Хемингуэй, и Вирджиния Вулф. К счастью, не у всех из них эти проблемы были столь трагичными. Виктор Гюго столь вдохновенно работал над своим бессмертным романом «Собор Парижской Богоматери», что даже остриг себе наполовину волосы на голове и бороде, чтобы не отвлекаться от рукописи, после чего выбросил ножницы в окно. Теперь в таком виде он уже не мог выйти на улицу и потому сидел безвылазно дома, пока не закончил книгу.  

 Есть, оказывается, еще и иные расстройства психики, мешающие великим писателям, - дислексия (неспособность к чтению) и дисграфия (неспособность к письму). Ими в той или иной мере страдали многие выдающиеся люди, в том числе, как ни странно, и некоторые писатели.

 Так, признанная королева детектива Агата Кристи страдала оттого, что не могла самостоятельно писать тексты. В детстве родителям пришлось забрать девочку из школы и перевести на домашнее обучение, так как в каждом слове будущая знаменитая писательница делала кучу орфографических ошибок. Однако, начав литературную карьеру, Агата нашла выход из положения: все свои произведения она диктовала.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ришес К. Гений и безумство/Константин Ришес// Секреты и архивы.- 2018.- №8.- Стр. 6-7., а также 

Интернет: http://paranormal-news.ru/news/genii_i_bezumstva/2015-11-17-11551 - 

 

ЛИТЕРАТУРА О  МАЯКОВСКОМ:

1. В мире Маяковского: Сборник статей. В 2-х кн. Кн. 2.- М.: «Советский писатель», 1984.- 415 с.
2. Волков - Ланнит Л.Ф. Вижу Маяковского.- М.: Искусство, 1981.- 279 с., ил.
3. Дядичев В. Жизнь Маяковского. Верить в революцию.- М.: Алгоритм, 2013.- 448 с. - Тираж: 1000 экз.
4. Жизнь и творчество Владимира Маяковского: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке./ Сост. и вступ. ст. Ю.Л. Прокушева.- М.: Дет. лит., 1987.- 16 с, фотоил. - (Сер. « Выставка в школе»)
5. Ивлев Д. Д. Поэма В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин»: Уч. пособ. для пед. институтов по спец. «Русский язык и литература». - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк.. 1986.- 111с.
6. Имя этой теме: любовь! Современницы о Маяковском/Сост., вступ. ст., комментарии. В. Катаняна.- М.: Дружба народов, 1993.- 336с. - (Сер. «Литературные мемуары. Век 20»)
7. Искржицкая И. Ю. Кормилов С.И. Владимир Маяковский. - М.: Издательство МГУ, 1999.
8. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1990.- 224 с.
9. Маяковский и современность/ Ред. А.М. Ушаков. - М.: Наука. 1985.- 192 с..
10. Машбиц-Веров И. Во весь голос: О поэмах Маяковского.- Куйбышевское кн. изд-во, 1980.- 448с.
11. Михайлов А. Маяковский. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 558с., ил. - (Серия биог. «Жизнь замечательных людей» В.4)
12. Петросов К. Г. Творчество В.В. Маяковского ( о русской поэтической традиции и новаторстве): Учеб. пособ. для пед. ин-тов по спец. "Русский язык и литература".-М. : Высш. школа, 1985.- 151с.
13. Прокофьева Е. Громада любовь/ Елена Прокофьева// GalaБиография.- 2010. - №7. -Стр. 91-104.
14. Скорятин В.И. Тайна гибели Владимира Маяковского. - М.: Звонница, 2009.- Стр. 121.
15. Смола О.П. Владимир Маяковский: Жизнь и творчество: Кн. с комментариями на англ. языке. - М.: Изд-во «Русской язык», 1977.- 231 с.
16. Урбан А.Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском)/Адольф Урбан// В мире Маяковского. Кн. 1. - М., Сов. Писатель, 1984. – Стр.147-173
17. Харджиев Н. Маяковский и Хлебников/Николай Харджиев// Харджиев Н. Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. - М., 1970. - Стр. 96-126, 318-320

 

ЛИТЕРАТУРА О ЧЕХОВЕ:

1. Чехов А.П. Собрание сочинений в 15 томах.- М.: «Книжный Клуб Книговек», 2010.

2. Костюков Л. Антон Чехов, который не знал, как жить/Леонид Костюков// PSYCHOLOGIES.- 2011. - №56.

3. Рейфильд Д. Жизнь Антона Чехова/Дональд Рейфильд. М.: «Б.С.Г.- Пресс», 2008.

 

ЛИТЕРАТУРА ОБ АНДЕРСЕНЕ:

1. Вайль П. Сказки народов севера/ Пётр Вайль //Иностранная литература. - 1997. - № 12.

2. Грёнбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность/ Бо Грёнбек.- Москва, Прогресс, 1979.

3. Кудрявцева Л.С. Звонарёва Л. Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»,2012.- 352 с.: ил.

4. По небесной радуге за пределы мира: К 200-летнему юбилею Х. К. Андерсена: Коллективная монография/ Отв. ред. Н. А. Вишневская, А. В. Коровин, Е. Ю. Сапрыкина. - М., Наука, 2008. - 170 с.

 

ЛИТЕРАТУРА О СЭЛИНДЖЕРЕ:

1. Аствацатуров А. Феноменология текста: игра и репрессия. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 288 с.

2. Борисенко А. Сэлинджер начинает и выигрывает // Иностранная литература.- 2009.- № 7.

3. Галинская И. Л. Загадка Сэлинджера // Галинская И. Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986. - С. 9-64.

4. Завадская Е. В. Чань и литература Запада // Культура Востока в современном западном мире / отв. ред. Л. П. Делюсин. - М.: «Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука»», 1977. - Стр. 100-116. -168 с.

5. Петренко Д.И. Роман Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и его переводы на русский язык /Под ред. проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: «Изд-во СГУ», 2009. – 240 с.

6. Фаликов Б. З. Ради толстой тети. Духовные поиски Дж. Д. Сэлинджера //Иностранная литература.-2009, № 2.

 

ЛИТЕРАТУРА О ФИЦДЖЕРАЛЬДЕ:

Его произведения:

1. Фицджеральд Ф. С. Избранные произведения: В 3 т. Т.3. - М.: Худ. лит., 1977.
2. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. - М.: Менеджер, 2000. - 208 с.
3. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (Пер. Е. Калашниковой); Рассказы. – М.: Художественная литература, 1985. - С.21-160.

4. Фицджеральд Ф. С. Издержки хорошего воспитания: рассказы. – СПб., Азбука- Аттикус, 2013.- 384 с. - Тираж: 15000 экз.
5. Фицджеральд Скотт. Из писем // Вопросы литературы. - 1971. - № 2. - С.162-163.

О нем:

1. Батурин С. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (пер. Е. Калашниковой); Рассказы. - М.: Художественная литература, 1985. - С.3-18.
2. Горбунов А. Н. Романы Скотта Фицджеральда: Автореферат на соискание степени… кандидата филологических наук. - М., 1972. - 16 с.
3. Горбунов А. Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда: Монография. - М.: Наука, 1974.

4. Зверев А. Комментарии // Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (пер. Е. Калашниковой); Рассказы. - М.: Художественная литература, 1985. - С.695-696.

5. Зверев А. Ненаступившее утро // Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. - М.: Худож. лит., 1982. - С.35-54.
6. Зверев А. Фицджеральд // Писатели США. — М.: Радуга, 1990. — С.516-518.
7. Зверев А. Я последний романист…: Вступ.. ст/ Алексей // Фицджеральд. Ф.С. Записные книжки/ Френсис Скотт Фицджеральд. - М., Вагриус, 2001

8. Лидский Ю. Я. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Изд. 2-е. — К.: Наукова думка, 1978. — 407 с.

9. Мышкина А. Зельда и Скотт Фицджеральд. По ту сторону рая/Анна Мышкина//Караван историй.- 2006.-№1.- Стр. 158-171.

10. Николюкин А. Н. Утраченные надежды (американская литература и крушение «американской мечты»). - М.: «Знание», 1984. - 64 с.
11. Олдридж Дж. После потерянного поколения. - М., 1981.
12. Сонькин В. Великий Гэтсби. Тоска по Европе //Русский журнал. - 1999. -№2.
12. Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд. - М.: Наука, 1981.

13. Книги «Биографии». Фицджеральд//Гала-Биография. - 2012.- №11.- Стр. 145.
13. Фрэнсис Скотт Фицджеральд.- М.: «Азбука-Аттикус», 2012.

       Аннотация:

Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чьи романы «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна» стали подлинной биографией «века джаза» и повлияли на формирование новой мировой литературной традиции 20 столетия, писал блестящие рассказы, из которых на русский язык были переведены лишь несколько. Эта книга исправляет досадное упущение.

 

ЛИТЕРАТУРА О ХЕМИНГУЭЕ:

1. Гиленсон Б.А. Хемингуэй и его женщины. - М.: ОЛМА. - Пресс, 1999.

2. Грибанов Б. Наш современник Эрнест Хемингуэй// Хемингуэй Э. Избранное/Сост. И.В. Шабловская. - М.: Высшая школа, 1986. - Стр. 3-18.

3. Грибанов Б. Человека победить нельзя//Хемингуэй Э. Рассказы. Фиеста (И восходит солнце). Старик и море /Пер. с англ. - М.: Правда, 1984. - Стр. 5-17.

4. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй//Хемингуэй Э. Рассказы. Прощай, оружие! Пятая колонна. Старик и море. - М.: Худ. лит. , 1972 .- Стр. 5-21.- (Сер. "Библиотека всемирной литературы", т. 195)

5. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество//Хемингуэй Э. Избранное. - М.: Просвещение, 1984. - Стр. 282 - 298.

6. Евграфов Г. Любовь и смерть сердцееда// Крестьянка.- 2009.-№ 9.- Стр. 48-53.

7. Зверев А. Предисловие// Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. Праздник, который всегда с тобой. - М.: Правда, 1988.- Стр. 3-10.

8. Михайлов И. Роман с жизнью Эрнеста Хемингуэя.- М.: Худ. лит., 2014с.- 351с. -Тираж: 1000 экз.

10. Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961)//100 великих любовников/Авт. - сост. И. А. Муромов - М.: Вече, 2004. - Стр. 289 - 296.

 

P.S. https://vk.com/album-46420619_257218506

- вот в этом фотоальбоме - «Гений и безумство» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе литературного ассорти в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» и презентации одноименной книжной выставки. . Всего их - 101.

           

2.10.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttp://vk.com/library_foliant

 

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!