II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Практические занятия (36 час.)
Занятие 1. Литературоведение как наука. Предмет и задачи теории литературы (2 часа)
А) Основные дисциплины литературоведения. История литературы. Литературная критика.
Б) Предмет и задачи теории литературы.
В) Вспомогательные дисциплины: библиография, палеография, историография, текстология, атрибуция.
Г) Связь литературоведения с историей, лингвистикой, искусствознанием.
Д) Чтение 1-3 глав «Поэтики» Аристотеля с конспектированием.
Занятие 2. Европейская эстетика о сущности литературы. «Поэтика» Аристотеля (2 часа)
А) Платон о сущности искусства (и литературы), о его познавательной и воспитательной ценности.
Б) Аристотель о средствах подражания в различных видах искусств (и в словесном), о предмете подражания в различных жанрах искусства (и в литературе), о способе подражания в родах литературы (гл.1,2,3).
В) Аристотель о причинах, породивших искусство (гл.4).
Г) Аристотель о трагедии, комедии, эпопее (гл.4, 5, 6, 7).
Д) Поэзия как обобщение. Познавательная ценность искусства (гл.4, 9).
Е) Воспитательная ценность трагедии (гл.6, 14).
Ж) Гегель о прекрасном в действительности и в искусстве. Критика эстетики Гегеля в трактате Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».
Занятие 3. Специфика литературы. Трактат Лессинга «Лаокоон» (4 часа)
А) Аристотель об отличии литературы от других видов искусства.
|
|
Б) Трактат Лессинга «Лаокоон». Время и пространство в поэзии и в изобразительных искусствах.
В) Особенности изобразительных искусств трактате Лессинга. Почему, по его мнению, Лаокоон не кричит в скульптурной группе «Лаокоон и его сыновья»?
Г) Действие как основной предмет поэзии. Какие примеры в подтверждение этой мысли приводит Лессинг? Какие примеры можете привести вы ?
Д) Лессинг о преимуществах поэзии перед изобразительными искусствами. В чем они заключаются?
Е) Гегель, Белинский о специфике видов искусства и преимуществах литературы.
Занятие 4. Мировоззрение и творчество писателя, и их взаимоотношения (2 часа)
Контрольная работа № 1.
А) Понятие мировоззрения как системы взглядов. Литературоведение 20-60 годов о взаимоотношениях мировоззрения и творчества писателя.
Б) Н.А. Добролюбов о пути к обобщению у мыслителя, социолога («человека рассуждающего») и автора художественного произведения.
В) Полемика В.Я. Брюсова с В.И. Лениным о свободе слова (художественной литературы).
Занятие 5. Содержание и форма художественного произведения. Художественный образ (4 часа)
А) Понятие содержания. Тема, проблема, идея.
Б) Понятие формы. Элементы формы в литературном произведении.
|
|
В) Взаимоотношение формы и содержания.
Г) Художественный образ.
Д) М. Бахтин об отношении автора к своему герою.
Занятие 6. Система образов в художественном произведении (2 часа)
А) Способы группировки персонажей.
Б) Система образов в драме А. Островского “Бесприданница”. Особое положение Ларисы в драме.
В) Идейное содержание драмы А. Островского.
Г) Назвать особенности формы «Бесприданницы” как драматического произведения.
Занятие 7. Сюжет. Понятие о хронотопе (2 часа)
А) Сюжет и фабула.
Б) Понятие о хронотопе. М. Бахтин о трех типах хронотопа античного романа.
В) Контрольная работа № 2.
Литература.
1. Введение в литературоведение: художественное произведение: основные понятия и термины. М.,1999.- С.381-392.
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Гл. 1, 2, 3.-Теория литературы: хрестоматия, 2000.
Занятие 8. Построение сюжета в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» (2 часа)
А) Элементы сюжета в рассказе.
Б) Идейный смысл рассказа, создаваемый сюжетом.
Контрольная работа №3.
Занятие 9. Компоненты художественного образа-персонажа в рассказе А. Чехова «Человек в футляре» (2 часа)
1. Анализ компонентов, создающих образы
А) Беликова
|
|
Б) Вареньки
В) Коваленко
Г) Буркина
Д) Чимши-Гималайского
2.Определить художественное значение композиционного стремления в рассказе.
Занятие 10. В.Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды (4 часа)
А) Объективное в объективной форме в эпических произведениях.
Б) Субъективное в субъективной форме в лирических произведениях.
В) Драма как соединение объективного и субъективного.
Занятие 11. Литературный род. Статья В. Кожинова «К проблеме литературных родов и жанров» (2 часа)
1. Особенности концепции литературного рода, охарактеризованные в статье В.Кожинова «К проблеме литературных родов и жанров», - Платона, Аристотеля, Гегеля, Белинского. Корректировка концепции драматического рода, данной в работах Гегеля и Белинского.
2. Мера, состав и связь как основные характеристики литературного рода в статье В. Кожинова.
3. Особенности композиции эпического, лирического и драматического рода.
Занятие 12. Эпические, лирические, драматические жанры (2 часа)
1. Эпические жанры. Жанр романа.
2. Лирические жанры.
А) Античные
Б) Существующие в России к началу XIX века
В) Бытующие в русской литературе XX века
3. Лиро-эпические жанры.
4. Драматические жанры
|
|
Занятие 13. Анализ поэтики стихотворения (4 часа)
1. Поэтический синтаксис.
2. Поэтическая фонетика.
2. Силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения.
3. Проверка домашнего задания с анализом стихотворения.
Занятие 14. Литературный процесс и его закономерности. Художественный метод (2 часа)
1. Классицизм.
2. Романтизм.
2. История реалистического метода.
3. Модернизм и постмодернизм.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!