Деление на фонетические слоги



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК     Тема: «Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Орфоэпия и орфоэпические        нормы. Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков».   План   1. Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. 2. Орфоэпия и орфоэпические нормы. 3. Слог. 4. Звуки и буквы. 5. Ударение. Типы ударения. 6. Звуко-буквенный анализ. 7. Орфоэпические ошибки. 8. Произносительные нормы. · Произношение безударных гласных. · Произношение некоторых согласных. · Произношение отдельных грамматических форм. · Особенности произношения русских имён и отчеств. · Произношение заимствованных слов. 9. Использование орфоэпического словаря.   ПОНЯТИЕ О ФОНЕТИКЕ, ГРАФИКЕ, ОРФОЭПИИ   Фонетика — раздел языкознания, изучающий зву­ковую сторону языка: звуки речи, их чередования, свойства звуков, ударение, интонацию, членение речи на фразы, слова, слоги. Графика — это раздел языкознания, который устанавливает состав начертаний, употребляемых при письме, изучает соотношение между буквами и звуками. Основными терминами графики являются: Буква – это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи. Буквы бывают большие (или прописные) и маленькие (или строчные). Строчные буквы пишутся в начале предложений и в начале имён собственных. Алфавит – это совокупность всех букв, расположенных в определенном общепринятом порядке. В русском алфавите 33 буквы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Каллиграфия – это искусство чёткого и красивого письма. Этот термин относится только к рукописным буквам. Орфоэпия (от греч. orthos – прямой, правильный и ems – речь) – это сово-купность правил, устанавливающих единообразное произношение.   ОРФОЭПИЯ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ   Орфоэпия (от греч. orthos – прямой, правильный и ems – речь) – это сово-купность правил, устанавливающих единообразное произношение. Произноси-тельные нормы свойственны устной речи. Орфоэпические нормы – это произно-сительные нормы устной речи. Роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, нуждается в едино-образии письменного и устного своего оформления. Неправильное произношение (как и орфографические ошибки) отвлекает внимание на внешнюю сторону речи и поэтому является помехой при языковом общении. Орфоэпия наряду с орфогра-фией, минуя особенности местных говоров, делает язык средством наиболее ши-рокого общения. Являясь одной из сторон культуры речи, орфоэпия ставит своей задачей поднять произносительную культуру русского языка. Орфоэпическая норма имеет два аспекта: норма произношения и норма ударения. Соблюдение правил в произношении имеет большое значение. Такого рода ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего от-влекается различными неправильностями произношения, и высказывание не вос-принимается во всей полноте. Отклонения от литературного произношения под влиянием письма объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Например, родительный падеж прилага-тельных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой г, а произносится в этой форме звук [в]: большого (произносят больш[овъ]), слова конечно, что пишутся с буквой ч, а в произношении соответствует ей звук [ш]: конешно, што и др. В результате влияния правописания на произношение возникают произно-сительные варианты, допускаемые в литературном языке. Допускается много отступлений от орфоэпических норм в употреблении гласных е или о после мягких согласных под ударением. Основным фонетичес-ким положением, в котором в русском языке осуществилось изменение е в о, яв-ляется положение перед твёрдыми согласными. Поэтому незакономерно произно-шение ударного гласного э в таких словах, как расчёсывать, дёрн, с издёвкой, чёр-точка, подчёркивать, жёлчь, жёлчный, застёгнутый, поблёскивать, блёклый, по-блёкший, белёсый, твёрже. Наиболее трудным аспектом считается акцентоло-гия – наука об ударении. Сложность в обучении ударению состоит в том, что правил, которые могли бы позволить нам безошибочно произносить слова, не су-ществует. Правильная постановка ударения является необходимым признаком куль-турной грамотной речи. Иногда достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (например, новорОжденный, квАртал, катАлог), чтобы составить не слишком лестное мнение о его образовании, общей культуре. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и об-щепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, со-циальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнить свою основную функцию – культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут ока-заться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма не делит сред-ства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесооб-разность. Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонети-ческих позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Влитературном языке произношение, так же как и выбор слов и употребле-ние грамматических форм, подчиняется определённым нормам. В основе русского литературного языка, а значит и литературного произно-шения, лежит московское наречие. В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произно-шения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.   ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 1. В русском литературном языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о про-износится [а], например: к[а]зá (ср.: к[ό]зы), [а]писáние (ср.: [ό]пись). Поэтому, например, про-износятся одинаково слова волы' и валы', сомá и самá, хотя и пишутся по-разному. 2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. на месте звуков [э'], [ό], [á]), в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и], напри-мер: лесок, весна, плясать (ср.: лес, вёсны, пляска). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветúть — посвятúть (от свет и свят), хотя их напи-сание различно. 3. Парные звонкие согласные звуки, обозна-чаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обо-значаемыми буквами п, ф, к, т, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), напри-мер: дуб ([п]), глубь ([п’]), ловко ([ф]), кровь ([ф’]), ногти ([к]), подход ([т]), багаж ([ш]), замазка ([с]), вчера ([ф]), вцепиться ([ф]), подщёлкнуть ([т]). Парные глухие согласные звуки перед парны-ми звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются), например: просьба ([з’]), молотьба ([д’]).   4. В некоторых сочетаниях согласных (стн, здн и некоторых других) происходит выпадение звука, хотя на письме буква и пишется, например: уста — устный; ездить — наездник; солнышко — солнце; лестница, окрестности, поздно, чувства. 5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный Путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и мн. др. Однако в некото-рых словах сочетание чн произносится как [шн], например: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, Саввична, Никитична, Фоминична и др. В некоторых словах допускается двоякое произношение, т.е. и [чн] и [шн], например: булочная, сливочный, яичный, гречневый.   6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти и др. Но в союзе что и в местоимении что, а также в производных от них словах пишется чт, а произносится [шт], например: что, чтобы, что-то, кое-что. 7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигно-вать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла, в других — как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигно- вать, грамм. 8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье ([тэ]), атеист ([тэ]), денди ([дэ]), кашне ([нэ]), кафе ([фэ]), партер ([тэ]), резюме ([мэ]), стенд ([тэ]), шедевр ([дэ]). Однако в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко, например: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, фермер, шинель. 9. В возвратных глаголах на конце пишется -ться или -тся (умываться, умывается), а произносится одинаково — [цца]. 10. В начале некоторых слов пишется сч, а произносится [щ’], например: счастье, счёт. 11. Следует правильно выделять ударные слоги в словах:   Агéнт, аргумéнт, арéст, аристокрáтия; баловáть, библиотéка, буржуазúя; вéрба; демокрáтия, дéятельность, диалόг, диспансéр, договόр, дозвонúться, докумéнт; завúдно, заём, заржáвéть, звонúт, звонúшь, злόба; úздавна, изобретéние, индустрúя; каталόг, каучýк, квартáл, киломéтр, коклю'ш, колόсс, комбайнёр, комбáйнер, крапúва, красúвее, кремéнь; магазúн, медикамéнты, молодёжь; намéрение, недоúмка, некролόг, нéнависть; обеспéчение, облегчúть, обострúть, освéдомиться, отчáсти; паралúч, партéр, пепелúще, портфéль, премировáть, принýдить, приобретéние, простыня', процéнт; револьвéр, ремéнь, ржáвéть; сантимéтр, сиротá, мн. ч. сирόты, слýчай, соболéзнование, срéдства, стáтуя, столя'р; тамόжня; усугýбúть; фарфόр, фόрум; хáнжество, характéрный (танец, поступок), харáктерный (человек), ходáтайствовать, хозя'ева; цыгáн; чéрпать; шофёр; щавéль.   Следует обратить внимание на ударение в некоторых глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях:   а) брать — брал — брáло — брáли — бралá, спать — спал — спáло — спáли — спалá;   б) груб — грýбо — грýбы — грубá, прав — прáво — прáвы — правá;   в) прúнят — прúнято — прúняты — принятá, прόдан — прόдано — прόданы — проданá и прόдана.   Важно соблюдать единообразие в произношения. Орфоэпические ошиб-ки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произно-шение, которое соответству­ет орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.   СЛОГ   Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова. Деление слова на слоги — это характеристика звучащей речи. По составу слог может состоять из одного, двух или более звуков. В речевом потоке мы слышим именно слоги, из которых складываются слова, поэтому фонетический слог (слог) — это наименьшая единица произнесения слова, а звук — кратчайшая единица речи. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го-ло-ва, о-го-род — по 3 слога.  

Ударные и безударные слоги

 

В словах, состоящих из двух и более слогов, один слог обычно является ударным, а остальные — безударными.

Ударные слоги произносятся с большей силой и большей длительностью, чем безударные.

В русском языке ударение подвижное. Оно может стоять на любом слоге слова (в начале слова, в середине или в конце слова) и может перемещаться при изменение формы слова: вой-нА — вОй-ны, тра-вА — трА-вы.

Слова могут состоять

· из одного слога — односложные слова: лес, вес, ум, ель;

· из двух и более слогов — многосложные слова: ре|ка (2 слога — 2 глас-ные) , под|бе|ре|зо|вик (5 слогов) и т.д.

 

Открытые и закрытые слоги

 

Открытые слоги заканчиваются на гласный: трава [тра-ва], гора [га-ра], корова [ка-ро-ва], молния [мо-лн’и-й’а], весна [в’и-сна]. Таких слогов большинство.

Закрытые слоги заканчиваются на согласный: дом [дом], война [вай’-на] , картуз [кар-тус], корпус[кор-пус], желтеть[жыл-т’эт’]

Закрытые слоги встречаются:

· в конце фонетического слова,

· в середине слова при стечении двух и более согласных:

ü после [й’],

ü после непарных по звонкости-глухости [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).

Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра), из двух или не-скольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер), из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель).

Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при фонетичес-ком разборе слова. Деление на слоги производится по фонетической транскрип-ции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.

 

Деление на фонетические слоги

 

Осуществляется по закону восходящей звучности (т.е. слышимости звука на расстоянии): неначальный слог всегда строится от менее звучного звука к более звучному. В порядке увеличения звучности (содержанию голоса или тона) звуки распределяются так:

· глухие (состоят из шума) и звонкие (состоят из шума и тона) — шумные

сонорные (преобладание тона над шумом);

· гласные (голос без шума) звуки.

Сонорные звуки являются более звучными, чем шумные, поэтому слогораз-дел может проходить после сонорного перед шумным. Например: карман — 132232, где каждая цифра обозначает номер звучности (1 — шумные, 2 —сонорные, 3 — гласные) Слогораздел может проходить между цифрами 3 и 2 или между двумя сонорными 22: ка-рман (13-2232) , кар-ман (132-232);
вра-жда (123-113), во-лна (13-223) или вол-на (132-23), ве-сна (13-123)

В неначальных закрытых слогах начало всегда строится по принципу восходящей звучности, напр.: воль-ный (132-232).

Начальный слог может начинаться с любого согласного (ра-порт), с сочетания двух согласных (ста-ло, враг), с сочетания трех согласных (стра-на), а также с гласного (о-боз). Начальный слог может завершаться гласным, а также любым сонорным при допустимом делении на слоги, когда слогораздел проходит между сонорными: о-браз, до-ска, нор-ма, воль-но.

Таким образом, при сочетании нескольких согласных между двумя глас-ными в середине слова слогораздел (граница между слогами) проходит после [й’] перед любой другой согласной: сай-а, вой-на — слог, оканчивающий-ся на й — закрытый; после сонорных звуков (непарных звонких Л, М, Н, Р— [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) перед следующим шумным (глухим или парным звонким звуком):кол|ба [кол|ба], лам|па [лам|па]; в остальных случаях слогораз-дел проходит после гласного звука, перед стечением согласных: молоко [мо|ло|ко], сестра [с’и|стра], весна [в’и|сна], волна[во|лна].

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 887; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!