КАРТИНА ДЕСЯТАЯ (из воспоминаний Чика)



Театр-студия «Поколение»

Сокращенный и переделанный.

Я буду Балдой, тётя!

/по мотивам рассказов Фазиля Искандера «Приключения Чика»/ и сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

 

                              Уж такой народ эти взрослые!

Не стоит на них сердиться.

Дети должны быть снисходительны

К взрослым.

Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Действующие лица:

Чик

Тетушка Чика

Александра Ивановна

Акакий Македонович

Раиса Сигизмундовна

Сонька

Оник

Жора Куркулиа

Лесик

Натэлла

Тамара

Одноклассники Чика

КАРТИНА ПЕРВАЯ

 

Чик сидит на вершине большой развесистой груши у себя в саду.

ЧИК: Меня зовут Чик. Я обожаю сидеть на вершине нашей старой груши. Это удобное место.Не сходя с этого места, можно рвать виноград, груши и инжир в соседнем саду. Конечно, все эти фрукты есть и в нашем саду, но ведь всем известно, что инжир из соседнего сада всегда жирнее, а груша сочнее и слаще, чем из своего. (Рвет фрукты с соседнего сада и ест). Во-вторых, с этого места меня никто не может видеть, а я вижу сразу всех. Например, мою тетушку. Сверху она кажется такой милой и хорошей. Но это только потому, что она не может меня достать.

 

В распахнутых окнах веранды появляется тетушка Чика и садится в своей классической позе со стаканом крепкого чая

ЧИК: Только послушайте, что она говорит.

ТЕТУШКА: Он был персидским консулом. Согласитесь, это что-то значит в нашей  жизни. Пока я была с ним, я каталась, как сыр в масле, он просто обожал меня. Но я бросила его, потому что мне нужно было срочно спасать всех моих инвалидов.

ЧИК: Инвалидами она называет всех нас: бабушку, которая на самом деле вполне здорова, моего брата двоечника, из которого по мнению тёти ничего в жизни не получилось, и его можно считать инвалидом. И я – Чик, - ее любимый племянник, на которого остались последние силы и надежды тетушки. А так как мечты пока не воплотились, я тоже продолжал слыть инвалидом. Нет, все-таки здорово сидеть здесь, на старой груше: здесь я хоть на время могу побыть один. Нет, не то, что я их всех совсем не люблю!.Но они сами мешают мне себя любить. Как они умудряются это делать, не понимаю. Например, Акакий Македонович, наш учитель литературы. Ведь именно с него и началась вся эта история.

 

КАРТИНА ВТОРАЯ (из воспоминаний Чика)

 

Класс, где сидят Чик и его одноклассники. Учитель русского языка и литературы Акакий Македонович прохаживается по классу.

 

   АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Дети, если вы хотите прожить полную и творчески насыщенную жизнь.

 ( все кричат) Да!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Тогда вы должны попробовать свои силы на поприще искусства. Поэтому я приглашаю вас принять участие в школьном театре. А ставить мы с вами будем сказку Александра Сергеевича…

все кричат…Пушкина

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Кто знает как она называется? Куркулия! Неужели ты хочешь сказать?

ЖОРА.«Сказка о пОпе, о пОпе

( все смеются)

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Садись Куркулия! «Сказака о попе и работнике его Балде». Для начала попробуем прочитать текст

 ЧИК: Сонька – мой верный друг с самого детства. Она очень привязана ко мне. И беззаветно предана. Одноклассники выстраиваются и начинают читать.

    СОНЬКА (громко читает): Жил был поп – толоконный лоб,

                                            Пошел поп по базару

                                            Посмотреть кой-какого товару.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Только не надо так кричать. Актер должен проговаривать текст, а не выкрикивать. Ну-ка, попробуй ты, Оник.

ЧИК: Оник – сын Богатого Портного. Больше всего на свете он ждет,  время обеда. Это его любимое времяпровождение, не считая завтраков и ужина.

ТАМАРА, Больше всего на свете Оник любит поесть.

НАТЭЛЛА, Он совсем не вредный, но просто очень любит поесть.

 СОНЬКА. Кажется. Что даже когда ог говорит, он думает что жуёт.

ОНИК: (еле внятно): Навстречу ему Балда,

                                Идет, сам не зная куда.

                                «Что, батька, так рано поднялся?

                                Чего ты взыскался?»

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Нет, Оник,  бубнить не надо. Как же зритель услышит, что ты там шепчешь? Читать надо вот так:

                                   «Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

                                     Повар, конюх и плотник.

                                     А где найти такого,

                                     Служителя не слишком дорогого?»

Ну-ка, Чик, попробуй!

 

Книгу берет Чик.

ЧИК (с выражением): Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

                                 Усердно и очень исправно,

                                 В год за три щелчка тебе по лбу,

                                 Есть же мне давай варёную воблу».

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Очень хорошо, только не воблу, а полбу.

ОНИК. А почему по лбу? И как это есть.

ТАМАРА. Тебе лишь бы поесть!

ЧИК: Написано вместе, то есть полба. А полба это что?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ:Если будешь задавать мне глупые вопросы, никогда не станешь Балдой. Теперь нам нужно найти кого-то на роль попа. Ну-ка, Куркулиа, попробуй.

ЧИК: Жора Куркулиа приехал к нам из деревни и никак не может изжить свою деревенскость. Слово «лошадь» он говорит «лёшадь». И коверкает другие слова так, что можно умереть со смеху.

ЖОРА: Поп говорит Балде: «Ладно.

                               Не будет нам обоим накладно.

                               Поживи-ка на моем подворье,

                               Окажи-ка… 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (перебивая, хватаясь за голову): Свободен, Куркулиа. ( кричит) Навсегда! Театр не твоя стихия.

ЖОРА: ( почти хнычет)А можно я просто так побуду?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Как это просто так?

ЖОРА: Ну, там что-нибудь принести, подать, если надо, сбегать, например, за водичкой.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Можешь, конечно, оставаться. Но запомни, что я тебе сказал. Отправляйтесь домой и все прочтите эту сказку.

 

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

 

Действие возвращается к Чику, сидящему на вершине груши.                   

ЧИК: Так начались наши репетиции. И никто не мог предположить, чем они закончатся. Но кто это меня зовет? Так и знал – тетушка!

ТЕТУШКА (выглядывает из окна своей веранды): Чик! Где ты, паршивец? Слышишь, Чик? Лезь срочно на дерево и нарви груш, да побольше

   ЧИК: Странные эти взрослые. Когда я хочу просто полазить по деревьям, они ругают и наказывают. Но когда  тетушке приспичит полакомиться грушами, она дает мне большую корзину и специально заставляет лезть на то же самое дерево, за которое вчера я от нее получил.

ТЕТУШКА (доставая корзину): Только смотри, Чик, когда полезешь на дерево и потянешься за самыми спелыми грушами (а, ты знаешь, я люблю только самые спелые), то не вздумай упасть, Чик, слышишь меня? Не вздумай  расшибить себе голову, она тебе еще пригодится.

 ЧИК: Эти взрослые полагают, что если они сказали, чтобы ты не упал, то ты  будешькрепче держаться за ветки. А  если ты полез просто так, ты можешь сорваться вниз! Это всё звучит тем более глупо, что перелезать по дереву с ветки на ветку с тетушкиной корзиной гораздо труднее и опаснее. (Лазает по дереву, демонстрируя, что без корзины это легко и просто). Но я давно заметил, что взрослые всегда делают то, что удобно им и думают, что это на пользу детям! Например, Акакий Македонович., разве он не мог предположить, чем всё это обернется?

 

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

 

Чик вбегает в репетицоннный зал, где Жора Куркулиамоет пол.

ЧИК. : Ты это чего?

ЖОРА: Я решил, что буду вашим помощником, ну типа завхоза. (Достает из сумки грушу). Вот угощайся.

 

Чик берет грушу, начинает есть.

ЖОРА: Послушай, Чик, а вот актер – это что, ну как им стать?

ЧИК(говорит, расхаживая вокруг Жоры, снисходительно): Надо читать больше книг, Жора, ходить в кино, пользоваться турником, шведской стенкой, и со временем ты станешь как и мы, актером. Ну-ка пройдись, как Балда.

 

Жора неуклюже начинает вышагивать. Все хохучут.

 

ЧИК: Ну, разве так ходят? Где ты видел, чтобы так ходил сам Балда? (Показывает). Смотри.( показывает как выхаживать)Ну-ка, Жора пробует, у него не получается. Попробуй.

ЧИК: Ну, ничего, для этого нужно время.

 

Входит Акакий Македонович и другие ребята. Начинается репетиция.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Садитесь-садитесь! Сегодня, ребята, мы будем не просто читать текст, а пытаться его разыгрывать. Ну-ка, Чик, попробуй разыграй то место, где Балда соревнуется с бесёнком. Кто быстрее обежит море. Так ( показывает )Ты и ты будете морем. А ты – бесенком!

 

СОНЬКА (за автора): Вынырнул подосланный бесёнок,

                                  Замяукал он, как голодный котенок:

ОНИК (играющий бесёнка): Здравствуй, Балда-мужичок,

                                            Какой тебе надобен оброк?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Не бубни! Мяучь, мяучь, что ты бубнишь? И он вынырнул, вынырнул, понимаешь?

 ЖОРА: А можно я покажу? Мяу-мяу!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: (вызывает кого-то из девочек) Покажи, как выныривает бесёнок. ( показывает, Жора тоже показывает), Куркулия! Я же сказал, что тебе точно ничего не надо показывать! Ни-ког-да! Ты и театр несовместимы!

все  смеются.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Дальше! Появляется Балда. Чик, читай за Балду!

СОНЬКА: «Засмеялся Балда лукаво:

ЧИК: Что ты выдумал, право?

     Где тебе тягаться со мною,

     Со мною, с самим Балдою?

     Экого послали супостата!

     Обгони-ка моего меньшого брата».

Акакий Македонович, а вот скажите пожалуйста, Балда взял вместо одного зайца двух и выходит обманул бесёнка? Разве это не подло? Он ведь положительный герой!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Пушкин писал совсем не об этом, кто кого обманул. Ты, Чик, постарайся, лучше играть, а не критиковать Александра Сергеевича, который был великим писателем. А ты всего лишь ученик обычной средней школы.

ЖОРА: А можно я отвечу Чику?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (удивленно): Ну, попробуй, Куркулиа.

ЖОРА: ( жестикулируя)Дело в том, что черти не платили оброк, и за это Балда их хотел проучить.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Совершенно верно. Молодец, Куркулиа.

ЖОРА: А я, Акакий Македонович, сегодня груши принес. Мама мне из деревни привезла. Дюшес. Очень вкусные. Хотите?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Давай, попробуем твои груши. (Жора ставит корзину для всех, пытается раздать 2-3 груши. А  АкакийМакедонович отставляет корзину так, чтобы она потом досталась только ему, а одну грушу ест, при этом похлопывает по плечу Куркулиа). Божественно…

ЖОРА: А это лично вам, Акакий Македонович! Я еще буду вам что-нибудь приносить!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Божественно…Ублажил, меценат. Послушай, Куркулиа, а ты вполне можешь сыграть… задние ноги лошади, на которую вскакивает Балда. Ну-ка, попробуй. (Принесли лошадь, сделанную из картона). Кто играет передние ноги?

ЛЕСИК: Я.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Начинаем. Задача передних ног. Первое: качать головой, второе: ржать. Третье: указывать направление всему туловищу, так как актер задних ног находится в полной темноте. Показываю. (Показывает, все смеются). Задача актера задних ног: оживлять лошадь игрой хвоста. И выбивать звук копыт. (Показывает на девочку) Ты, выбивай стук копыт! А ты, Лесик должен еще и ржать : иго-го иго-го! Ну-ка, Жора, попробуй.

 

Жора  залезает под лошадь и изображает галопирующие копыта. Лесик кричит иго-го.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Для начала неплохо! Кто знает, может быть ты родился на свет задними ногами, а Куркулиа?

Все смеются.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ. Небольшой перерыв!

 

КАРТИНА ПЯТАЯ

 

Действие возвращается к Чику, сидящему на груше. Он видит приближающуюся к дереву старушенцию.

ЧИКА Ну вот и Сигизмундовна!  Сначала я злился. Что она пришла, но….Именно ее приход открыл мне глаза на природу человека! Но об этом чуть позже. Сигизмундовна - наша библиотекарша приходит уже третий раз. Я взял у нее в библиотеке книгу и ещё не успел ее прочитать, как она уже извещала, чтобы я вернул эту книгу. Смотрит прямо на меня!

СИГИЗМУНДОВНА: А! Вот ты где! А я тебя обыскалась. Хорошо добрые люди подсказали.

 ЧИК: Почему она такая вредная?

СИГИЗМУНДОВНА: Что, решил на дереве от меня спрятаться?

ЧИК: Здрасьте, Раиса Сигизмундовна!

СИГИЗМУНДОВНА: Слезай, негодный мальчишка! Не делай вид, что ты меня не заметил!Давай, давай, слезай! Я ведь везде достану. Ты слышишь меня или нет?! В Ты же брал у меня книги, забыл?

ЧИК: И я пожалел, что брал в библиотеке книги с такой карточкой и с такой дырочкой, которая напоминала глазок в тюремной камере

СИГИЗМУНДОВНА: Ну что ты смотришь, я не понимаю? О чем думаешь?

 ЧИК: О, если бы груши были боевыми гранатами!

СИГИЗМУНДОВНА: Три недели держать такую бесценную книгу! Мерзавец! А ведь ее хотели бы прочитать и другие дети.

 ЧИК: Ведь если начать спускаться, то попадешь прямо ей в руки. Унизительно. (Начинает нехотя слезать с дерева). Однажды я спросил тетушку о том, почему так бывает, что люди бесполезно едят друг друга, а то и истребляют. Почему они не могут жить мирно?

 

В окне появляется тётушка.

ТЕТУШКА: Ну, Чик, это как в природе. Например, змея и человек. В природе змеи кусаются. В природе человека – убивать змею. Так они живут тысячелетиями и будут жить. Люди в этом очень похожи. Да, такова природа.

ЧИК: А уж? Ужи ведь совсем безобидные.

ТЕТУШКА: А в природе ужа вечно страдать за сходство с ядовитой змеей, милый мой. Ты слишком много размышляешь. Будет болеть голова!(Тетушка исчезает).

СИГИЗМУНДОВНА: Нет, чтобы угостить старую библиотекаршу свежей грушей? А вспомни, сколько книг ты мне должен! Слезай, слезай! Что тебе старая библиотекарша! Нет, чтобы догадаться самому – не догадался. Так уже подсказали, ведь вон сколько груш!

 ЧИК: И как она всегда ухитряется всучить не ту книгу, которую ты сам хочешь прочесть, а ту, которую хочет дать она? И с этими грушами прицепилась!

СИГИЗМУНДОВНА: Да уж не надо, не надо! Поздно! Если бы сам догадался, а то получается, что выпросила. Нет, прямо смешно! Одну грушу, всего одну грушу и ему жалко!

     ЧИК: Сорву ей пять, чтоб отвязалась. Но ведь от нее не отвяжешься так просто. (Срывает несколько груш, складывает в рубаху и слезает).! (Отдает груши Сигизмундовне).

СИГИЗМУНДОВНА: Да мне одну только и надо было! (Забирает все груши и уходит).

ЧИК: Я подкупил Сигизмундовну грушами, так же, как Жора Куркулиа Александра Македоновича фруктами из своей деревни. Жора действовал  с другим расчетом.

КАРТИНА ШЕСТАЯ

Чик вбегает в репетиционный зал, где уже сидит Жора Куркулиа и аккуратно раскладывает по кучкам на столе инжир, одновременно отбивая чечетку, изображая галопирующий бег.

 

ЧИК (недовольно): Уже здесь, Задние ноги?

ЖОРА: Я тебе очень благодарен, Чик. Хочешь инжиру?

ЧИК: У нас свой есть.

ЖОРА: Ты же знаешь, свой, это не то что чужой.

ЧИК: Знаю, только ты откуда это знаешь? По чужим садам лазишь?

ЖОРА: Чик, я тебя хотел спросить, а как ты скручиваешь верёвку, когда море у чертей мутишь?

ЧИК: Тебе зачем?

ЖОРА: Очень это ловко у тебя получается, прямо как в цирке. Ты где-то учился? Льстиво. Научи меня, ладно?

ЧИК (смущаясь): Да нет. В общем…Ну, ладно, смотри. Держишь здесь, потом здесь. И вот так.

 

Жора пробует. У него не получается.

ЧИК: Да не так, а вот так.

 

Тренируются. Входят Акакий Македонович и дети, играющие в спектакле.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Сегодня, ребята, репетируем сцену, как Балда соревнуется с бесёнком в поднятии кобылы. Итак, где у нас кобыла?

ЖОРА И ЛЕСИК (хором): Здесь!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Показывает на девочек Так, ты и ты, будешь держать море. Автор, бесёнок и Балда на местах. Отлично! Начинаем.

ЧИК (бесёнку): «Посмотрим, какова у тебя сила.

                     Видишь, там сивая кобыла?

 

Выход кобылы.

 

СОНЬКА (за автора): «Бедненький бес

 Девочки по очереди по строчке:

                                  Под кобылу подлез,

                                  Поднатужился,

                                  Поднапружился,

                                  Приподнял кобылу, два шага шагнул,

                                  На третьем упал, ножки протянул».

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Тужимся, тужимся, как бы приподнимаем кобылу, кобыла ржет. Ржет кобыла! Слабо ржешь, Лесик. Громче!

 

Вдруг раздается громкое, неожиданное для всех ржание.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Это кто?

 

Молчание.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Кто ржал?

 

Со стороны задних рядов раздается слабый испуганный голос.

 

ЖОРА: Это я, Жорик, Задние ноги!

 

Все смеются.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Ну-ка, попробуй еще!

 

Жора ржет громко, выразительно.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Однако, однако! Очень неплохо. Ну-ка, еще раз!

 

Жора ржет еще громче, увереннее.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Удивительно! Знаешь что, Куркулиа, ты пожалуй, и будешь у нас передними ногами. Всем понятно? А теперь по местам! Продолжаем.

 

Лесик и Жора меняются местами.

 

КАРТИНА СЕДЬМАЯ

ЧИК. Акакий Македонович всё время думал, что я посягаю на самого Пушкина. Но я и правда многого не понимал и ничего не мог с собой поделать.

НАТЭЛЛА. Прошел еще один день!

ТАМАРА, С каждым днем на репетиции становилось все интереснее и интереснее.

АКАКИЙ МКЕДОНОВИЧ. Продолжаем!

 

КАРТИНА ВОСЬМАЯ.

 

Идет репетиция.

СОНЬКА (за автора): «А Балда ему:

ЧИК ( в роли Балды): «Глупый, ты бес,

                                Куда ж ты за нами полез?

                               И руками-то снести не смог,

                               А я, смотри, снесу промеж ног».

СОНЬКА: «Сел Балда на кобылку верхом,

             Да версту проскакал, так что пыль столбом».

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Скачем, скачем, кобыла ржет, ноги галопируют, туловище работает! Хвост работает. Кобыла, машет хвостом! Стоп, стоп! Балда, э…Чик, в чем дело?

ЧИК: Акакий Македонович, я всё хочу спросить. Это что же получается. Балда просто-напросто грубо обманывает бедных чертей? Вместо того, чтобы тащить кобылу, как было уговорено, он нагло садится и едет верхом! Короче так легче, но так не договаривались. Получается, что Балда подло обманывает бедного бесёнка?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: В чем дело, Чик? Ты не хочешь играть Балду?

Все девочки.  (шепотом Чику): Чик, Чик, умоляю, не надо.

ЧИК: Я хочу, но я хочу понять, если Балда положительный герой, то почему он ведет себя как отрицательный? И вообще, почему мирные черти должны платить людям, ничем не заслуженный оброк?

ЖОРА: Так ведь это Пушкин, Чик. Великий русский поэт! Ты что против Пушкина, что ли? Акакий Македонович, Чик, наверное устал, давайте отдохнем и все вместе поедим инжир. Мне мама из деревни прислала.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Отличная идея! (Ест инжир). Это из вашего сада инжир, Куркулиа? Божественно, божественно! Ну и задние ноги у нас, будут передними!

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (Соньке и Чику): А вы что же? Не любите инжир?

       ЧИК и СОНЬКА: Мы не любим из чужого сада.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Хм, хм. Очень странно. А из чужого, между прочим, всегда вкуснее.

ЧИК: Мы с Акакием Македоновичем никак не хотели понять друг друга и найти общий язык. И не только по образу Балды. Мы, будто не сговариваясь, объявили друг другу войну.

Все смеются.

 

КАРТИНА ДЕВЯТАЯ

 

КАРТИНА ДЕСЯТАЯ (из воспоминаний Чика)

 Школьный класс. Урок русского языка. Чик сидит в классе за своей партой. Акакий Македонович расхаживает по классу.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Сегодня, ребята, мы разучим с вами вместе, как пишется частица «не» с наречиями. Повторяем за мной хором:

                               Как писать частицу «не»

                               В нашей солнечной стране?

 

Все хором повторяют.

НАТЭЛЛА. (во время хорового чтения): У Акакия Македоновича была странная привычка облачать правила русской грамматики в стихотворную форму. И заставлять нас всё это заучивать наизусть.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: То ли вместе, то ли врозь?!

                                              Не надеясь на авось,

                                              Вы поймете из примера

                                              Нужного для пионера.

 

Все повторяют за учителем.

 

ТАМАРА: Акакий Македонович даже гордился своим искусством.

НАТЭЛЛА: Другим учителям и в голову не придет арифметические или физические законы облачать в стихотворения.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Некрасиво жить без цели,

                                              Это так, но в самом деле,

                                             Не красиво, а ужасно,

                                             Жить без цели, жить напрасно.

Повторяем. (Все повторяют.кроме Сони и Чика.)

 

 ЧИК: Когда я слушаю стихи Акакия Македоновича, мне становится грустно. Я думаю, что у Александра Сергеевича про Балду гораздо интереснее. По крайней мере, весело и смешно.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Жить без цели, жить напрасно,

                                             И теперь любому ясно,

                                             Как писать частицу «не»

                                             В нашей солнечной стране.

 ЧИК: Нет, ну причем тут солнечная страна, скажите?!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Мы сейчас с вами, ребята, хором прочитали стихотворение, чтобы лучше усвоить новое правило грамматики. А что делали все это время Чик И Соня? Все это время смеялись. Давайте, ребята, всем классом попросим их  рассказать над чем они смеялись, и, если это действительно смешно, посмеемся вместе., и расскажите нам, над чем вы смеялись?

ЧИК:  Акакий Македонович! Я смеялся один, Соня тут ни при чем, а я смеялся просто так.

Соня пытается что-то сказать, но чик. Заставляет ее сидеть, не вставать.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Нет, Чик, я видел. что вы смеялись вдвоем.. Кто-то еще видел, что Соня тоже смеялась?

Куркулия тянет руку, но Натэлла и Тамара толкают его. Кто-то грозит кулаком и т.д.

Но я постараюсь это не заметить. Надеюсь, Соня, что это было случайно. А ты по-моему, ты нашел что-то смешное в нашем стихотворении. Может быть, мы все ошибаемся, так поправь нас, Чик. Итак, Чик, отвечай!

ЧИК: Я тогда еще не имел представления о существовании авторского самолюбия, то есть когда кто-то критикует автора в данном случае Акакия Македонович. А у того копится обида на критика, то есть на меня. И я попался на удочку Акакия Македоновича.

ЧИК: По-моему, в вашем стихотворении одна строчка неправильная.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Очень интересно, какая именно?

ЧИК: У вас сказано: «Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране». Но получается, что правило это годится только для солнечной страны, а для дождливой не годится?

 

В классе раздается смех.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Между прочим, очень глупый смех. И нелепое замечание. Мы всегда за критику, но мы против критикантства. (Чику). Завтра придешь с кем-нибудь из родителей.

 

Звенит звонок. К Чику подбегает Сонька. Натэлла и Тамара.

 

СОНЬКА: Зачем ты ввязался в этот дурацкий спор? Солнечная страна или дождливая! Какое тебе до этого дело? Ведь у тебя еще не сыграна роль Балды!

НАТЭЛЛА,Ты забыл? Ты забыл, что этот Жорик Куркулиа из задних ног уже переместился в передние и наступает тебе, Балде, на пятки?

ТАМАРА, И пока он еще не успел принести из маминого сада абрикосы и виноград?!

СОНЬКА, Ради того, чтобы подлизаться к Акакию Акакиевичу, он готов перетаскать весь сад!

ЧИК: Девчонки были правы, но я ничего не мог с собой поделать.

 

КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ

 

Чик приходит на репетицию раньше всех

НАТЭЛЛА. Чик пришел на репетицию раньше других.

ТАМАРА,  Вслед за ним заскакивает Жора.

ЧИК: А, привет. Передние кобыльи ноги? Вот когда ты приходишь? Чуть не опоздал.

СОНЬКА, Ну что ты принес нам на сей раз: кокосы или арбузы? Ты еще не весь огород перетаскал? Не разговаривай с ним, Чик.

ЖОРА: Не злись, Чик. Я, правда, от всего сердца.

ЧИК: Знаем, в каком месте находится твое поганое сердце, лизоблюд!

ЖОРА: Послушай, а скажи, как это ты, когда играешь Балду, так ловко…

ЧИК: Дудки! А вот это ты видел, Передние ноги? Видел?!

 

Бросается в драку. Входит Акакий Македонович.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Эт-то еще что? Разборки? Отставить!

Чик! Это ты затеял драку?

Все девочки. Нет, это не он!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ. Оник! Кто затеял драку?

ОНИК. А я ничего не видел!

 СОНЬКА. Это вовсе не драка, они… репетировали сцену!

Дети, я не хочу, чтобы вы устраивали здесь цирк вместо театра. Нужно уметь находить контакт со всеми. А тебя, Чик, это особенно касается. Особенно после вчерашнего урока русского языка. Играем сцену, где бесёнок выясняет отношения с Балдой.

СОНЬКА (за автора): «Вылез бесёнок

ОНИК: «Полно, мужичок,

               Вышлем тебе весь оброк –

               Только слушай. Видишь ты палку эту?

               Выбери себе любую мету.

               Кто далее палку бросит,

               Тот пускай и оброк уносит.

               Что ж? Боишься вывихнуть ручки?

                Чего ты ждешь?»

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Чик, твои слова.

ЧИК (никак не сосредоточится): Да жду, э…(Размышляет):

СОНЬКА, как ты не понимаешь, что Жора Куркулиа и Акакий Македонович ждут, когда ты провалишь роль. Жорка спит и видит себя Балдой, а Акакий Македонович смертельно обиделся за свою частицу «не».

ЧИК, А вы заметили, что если кто-то ждет вашего провала, то вы непременно провалите?

ОНИК: Чего ты ждешь?

ЧИК: Да жду вон этой тучки, э…

    НАТЭЛЛА. Вдруг из-под лошади раздается громкий, уверенный голос.

ТАМАРА, Это Куркулиа ждал своего момента.

ГОЛОС Жорки: «Зашвырну туда свою палку,

           Да и начну с вами, чертями, свалку».

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Кто это?

 Девочки стараются быстро закрыть Жорку «морем».

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ. Что вы делаете? Мы же репетируем другую сцену. При чем тут море? Кого вы там закрыли? Кто там говорит?

СОНЬКА: Кто-кто? Передние ноги, кто ж еще?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (заглядывая под лошадь): Это ты, Жорик?

ГОЛОС ЖОРИКА: Чик забыл слова, а я просто напомнил.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Что-то Чик стал часто слова забывать. Если бы он знал хорошо частицу «не», я думаю, этого бы не произошло.

ЧИК: А зачем мне учить слова? (Косится в сторону задних ног). У меня суфлёр всегда под боком.

СОНЬКА, Всегда влезает где не нужно.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ:  Что ты говоришь?

НАТЭЛЛА И ТАМАРА, Она частицу «не» повторяет. Мы все повторяем!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ А ты, Чик, ты начинаешь страдать звездной болезнью!

СОНЬКА: Это не Чик. Это Передние ноги переусердствуют.

Все.  Они на место Балды метят, разве не видно?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: А что? В качестве эксперимента можно и попробовать. Жора, ты хорошо знаешь слова Балды?

ЖОРА: Все до единого.

СОНЬКА: Вот видите.

ЖОРА: Просто у Задних и Передних ног нет слов, а я все время слушаю Чика. Я же не могу заткнуть себе уши.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Попробуй, Жора, попробуй, не стесняйся!

ЧИК: Но для начала надо попробовать Жорин виноград, не кислый ли? Доставай, Жорик, ты же наверняка его принес.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: В жизни всё надо пробовать, Чик.

СОНЬКА, А как же Чик, он что останется без роли?

ЧИК: Понял: значит, мне нужно пробовать Передние ноги кобылы? Или лучше сразу задние?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: У настоящего актера нет маленьких ролей.

ЧИК: Ну да, а есть большие кобыльи ноги.

 

КАРТИНА ДВЕНАДЦАТАЯ.

 Жорка крутит веревку. Ребята по одному проходят мимо, потом остаются.

 ЖОРА,  Ну, ничего не получается.

ОНИК, И не получиться.

ЖОРА, Это почему?

 ОНИК, Таланта мало.

Жора протягивает Онику грушу.

ОНИК. Я ошибся. У тебя есть талант, только его надо разглядеть. Сразу не видно.

СОНЬКА. Ты прибереги груши для Акакий Македоновича, Жорик, а то он не разглядит твой талант.

НАТЭЛЛА, Стараться надо!

ТАМАРА. Репетируй. Жорик, репетируй! Может талант  и проснется!

ЖОРА, Уйду я от вас, мешаете мне.

Приходит ЧИК,

СОНЬКА Вы заметили, как Куркулиа крутит веревкой, когда мутит воду?

ЛЁСИК: Как?

ТАМАРА.Он крутит так, будто правда верит, что этой веревкой раскрутит там на дне мозги всем чертям.

ЧИК, И нам всем тоже. Особенно мне.

СОНЬКА: Это ты от злости говоришь.

ЧИК: И как быстро он привык к своей новой роли, будто всю жизнь был Балдой.

СОНЬКА: Я тебе уже сколько раз говорила, что спорить с учителями, только наживать себе врагов. То тебе не нравится частица «не» «в нашей солнечной стране», то не по вкусу, что Балда дурит бесят. Никому до этого нет дела! Тебе что одному больше всех надо?!

ЛЁСИК: И это началось, не вчера, между прочим. Еще в первом классе ты один из всех долго не мог понять, почему на уроке нельзя громко разговаривать и возмущался.

ЧИК: Действительно, почему нельзя? Я думал: разве кто-нибудь спит или больной? И вообще я всегда думаю: разве нельзя?

СОНЬКА: Конечно, нельзя, болван ты, Чик!

ЛЁСИК: На то она и школа, что жизнь и учебу соединить нельзя. Либо жизнь, либо учеба!

СОНЬКА: Либо учеба, либо жизнь.

ЧИК: Неправда! А Александра Ивановна?

НАТЭЛЛА: Александра Ивановна – один случай из миллиона

ТАМАРА: Один! Из миллиона.

ЛЁСИК: Да она у нас и была-то всего один год!

ОНИК: Жалко.

СОНЬКА, Всего год была.

ЧИК: И этот год я буду помнить всегда.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!