УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА 2 страница



Пропуск в Архангельском изводе упоминания об основном священнослужителе (поп, попадья) может быть связан с особым положением православной церковной организации на некоторых землях Литовского великого княжества конца XIV – начала XV в., где суд над священниками осуществляли местные феодалы – светские собственники церквей.

Прощеник – человек, получивший прощение, феодально-зависимое лицо. Происхождение прощеника объясняется по-разному: это бывший холоп или бывший свободный.

Задушный человек – холоп, отпущенный по завещанию (за душу).

Прикладник – лицо, находящееся под патронатом церкви, происхождение которого неясно.

Статья 11

Статья говорит об особом порядке судопроизводства по делам лиц, перечисленных в ст. 10: опрочи мирян, т. е., очевидно, без участия светских свидетелей и сторонних людей.

 

СИНОДАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ

Введение

В основе издания Синодальной редакции – список Синодального извода из приложения XIV в. к Новгородской Синодальной кормчей 1280-х годов. Список находится в Государственном историческом музее (сокращенно – ГИМ, Синодальное собрание, № 132, лл. 628–630). Текст Устава публикуется по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. (издание подготовлено Щаповым Я. Н.)60 [Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976]. Нумерация статей в этом издании несколько отличается от той, которая принята в «Памятниках древнерусского канонического права»61 [Русская историческая библиотека, XXXVI; Пг., 1920].

В вариантах к тексту указаны существенные смысловые разночтения по спискам Крестининского, Румянцевского и Волоколамского изводов Синодальной редакции. Буквенный шифр списков сохранен тот же, что и в издании Я. Н. Щапова.

А. Из списков Крестининского извода использованы:

1. АП – список Академический первой четверти XVI в. из Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград), 21.5.4, лл. 477 об. – 479 об. (из собр. Плигина, № 14).

2. ИК – список Музейский последней четверти XV в. из Государственного исторического музея, Музейское собрание 798, лл. 256 об. – 258.

3. ЕФ – список Егоровский середины XVI в. из Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Егорова 248, лл. 748–751.

4. С – список Синодальный 1586–1587 годов из Государственного исторического музея, Синодальное собрание 524, лл. 395–398.

5. АА – список бывшего Антониева Сийского монастыря 1560-х годов из Библиотеки Академии наук СССР, Арханг. Д. 211, лл. 532 об.– 534 об.

6. Ус – список Успенский конца XVI в., составленный в Москве, из Государственного исторического музея, собрание Успенского собора 21/1072, лл. 463, 464–465 об.

7.З – список Забелинский XVII в. из Государственного исторического музея, собрание Забелина 236–399, лл. 409 об., 410 об.– 411 об.

8. ОУ – список Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина конца XV – начала XVI в. из ГПБ, Q 1.385, лл. 28–30 об.

9. Белоз – список Кирилло-Белозерский 1470-х годов из Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря 9/1086, лл.97 об.– 102.

Б. Из списков Румянцевского извода использованы:

1. РЕ – список Румянцевский последней четверти XV в. из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Румянцева, №232, лл. 198–199.

2. Лв – список Львовский 1565 г. из Львовского исторического музея, № 118 (из Собрания Ставропигийского братства церкви Успения во Львове, № 90), Зименский монастырь около г. Владимира-Волынского, лл. 263–264, 259 об.

В. Из списков Волоколамского извода использован один список:

1. Вл – список Волоколамский 1560-х годов из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Волоколамское 522, лл. 575 об. – 580 об.

 

Текст

УСТАВ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВОЛОДИМИРА,

КРЕСТИВШАГО РУСЬСКУЮ ЗЕМЛЮ, О ЦЕРКОВНЫХ СУДЕХ62

 

1. Во имя отца, и сына, и святого духа.

2. Се яз, князь Василии, нарицаемы Володимир64, сын Святославль, внук Игорев, блаженыя княгини Олгы, вьсприял есмь святое крещение от грецьскаго царя65 и от Фотия патриарха царегородьского, взях пьрваго митрополита Леона66 Киеву, иже кьрсти всю землю Русьскую святымь крещеньемь.

3. По томь же летом многым минушем создах церковь святыя Богородица Десятинъную и дах ей десятину по всей земли Русьстеи ис княжения в сборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а ис торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному Спасу и чюднеи67 его матери68.

4. По томь разверзъше грецьскыи номоканон и обретохом в немь, оже не подобаеть сих судов и тяжь князю судити, ни бояром его, ни судьям69.

5. И яз, съгадав70 с своею княгинею с Анною и71 с своими детми72, дал есмь ты суды церквам, митрополиту и всем пискупиям73 по Русьскои земли.

6. А по семь не надобе вьступатися ни детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века, ни в люди церковные, ни во все суды их.

7. То все74 дал есмь75 по всем городом и по погостом, и по свободам, где76 нъ суть християне77.

8. И своим тиуном приказываю церковнаго суда78, не обидети79 ни судити80 без владычня наместника81.

У. А се церковнии суди: роспуст82, смилное83, заставанье84, пошибанье, умычка85, промежи мужем и женою о животе86, в племени или в сватьстве87 поимуться, вельство, зелииничьство, потвори88, чародеяния, волхвования, урекания три: бляднею и зельи89, еретичьство90, зубоежа. или сын отца бьеть91, или92 матерь, или дчи93, или снъха свекровь94, братя или дети95 тяжються о задницю, церковная татба, мертвецы сволочать96, крест посекуть или на стенах режють97, скот или псы, или поткы98 без великы нужи вьведет99, или ино100 что неподобно церкви подееть, или два друга иметася бити, единого жена иметь за лоно другого и раздавить, или кого застануть с четвароножиною, или кто молиться под овином101, или в рощеньи, или у воды, или девка детя повьржеть.

10. Те все суды церкви даны суть102. Князю и бояром и судьям их в ты суды нельзе въступатися.

11. То все дал есмь по пьрвых царев уряженъю и по вселеньскых святых103 семи зборов104 великых святитель105.

12. Аже кто преобидить нашь106 устав, таковым непрощеным быти от закона божия и горе собе наследують.

13. А своим тиуном приказываю суда церковнаго не обидети и с суда107 давати 9 частии князю, а 10-я святей церкви.

14. 108А кто пообидить суд церковный, платити ему собою, а перед богомь тому же отвечати на страшнем суде пред тмами ангел, иде же когождо дела109 не скрыються110 благая или злая, иде же не поможеть никто же кому, но токмо правда111 избавить от вторыя смерти, от вечныа мукы, от хрещения неспасенаго, от огня негасимого. Господь рече: в день месть въздамь сдержащим неправду в разуме, тех огнь не угаснеть и червь их не умреть, створшим же благая – в жизнь и в радость и неизреченную. А створшим злая112 в въскрешенье суда, им же рече113, неизмолим суд обрести114.

15. Еже искони уставлено есть и поручено115 святым пископьям116 городьскые и торговые всякая мерила и спуды извесы, ставила, от бога тако искони уставлено пискупу117 блюсти бес пакости, ни умалити, ни умножити, за все то дати ему слово в день суда великого, яко же и о душах человеческах.

16. А се118 церковные люди119: игумен, поп, дьякон, дети их, попадия120 и кто в клиросе, игуменья, чернець, черница, проскурница, паломник121, лечець122, прощеник, задушьныи человек123, стороник, слепець, хромець. Манастыреве, болнице, гостинници, странноприимнице124.

17. То люди церковные, богаделные125. Митрополит или126 пискуп ведает межи ими суд, или обида или127 котора, или128 вражда, или задница.

18. Аже будеть иному человеку с тымь человекомь речь, то обчии суд129.

19. Кто преступить си правила, яко же ее мы управили по святых отець правилом и пьрвых царев управленъю, кто иметь, преступати правила си, или дети мои130, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а131 пообидять суд церковный, или кто иныи132, да будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець вселеньскых 133.

 

РАЗНОЧТЕНИЯ

62

АП далее и о десятинех;

63–64

АП Володимер, нареченный а святемь крещении Василии;

65

Вл далее Констянтина;

66

Вл Михаила;

67–68

АП, ОУ Богородици;

69

АП, ОУ, тиуном;

70–71

АП, ОУ, РЕ нет;

72

ОУ далее с всеми князи и с своими бояры;

73

ОУ епископиям;

74–75

Белоз ведает митрополит и епископи;

76–77

Белоз живуть;

78–79

ОУ не судити и наших судов без судии без владычня;

80–81

ОУ десятин деля;

82

Белоз роспуски;

83

ИК смилные;

84

АП, ИК застатье;

85

в основном списке слово умычка вставлено над строкой;

86

АП далее их;

87

АП, Белоз сватовьстве;

88

З плод твори;

89

С зелием;

90

АП еретичеством;

91

АА, Ус убиет;

92–93

Лв дочка матерь биеть;

94–95

РЕ, Вл или кто уречется скверными слоем и прилагая отца и матерь, или сестры, или дети, а любо племя;

96

Белоз одирають;

97

АП, ОУ трескы емлют из креста;

98

ЕФ птицы;

99

АП далее в церковь;

100

АП нет;

101

АП, ОУ или во ржи;

102

РЕ далее законом божьим по правилом святых отець христианьсъкыми цари и князи в всех христианьских людех;

103

АП, ОУ далее отець;

104

АП, ОУ сбор вселенскых;

105

РЕ далее князю и бояром и судиям не прощено от закона божьа вступатися в тыа суды;

106

АП сии;

107

АП, ОУ судов из городских;

108–114

РЕ нет;

109–110

АП, ОУ открыются яве;

111

ОУ далее и добрыя детели;

112–113

АП, ОУ рекше неправо судившем на сем свете и лукавно;

115–116

АП богом святителемь и епископиям их;

117

РЕ митрополиту;

118–119

РЕ, Вл люди церковни предании митрополиту по правилом;

120

РЕ далее диаконица;

121

РЕ пономарь;

122

ОУ далее вдовица;

123

РЕ, ВЛ далее прикладень;

124

РЕ, Вл далее а кто порты чернеческыя съврьжеть;

125–126

АП, ОУ нет;

127–128

АП, ОУ которая;

129

РЕ, Вл далее А присуд и пересуд наполы;

130

АП, ОУ далее князи;

131–132

ОУ имуть обидети суды церковных или отимати;

133

РЕ далее идет Проклинание святого Владимера, в которое почти дословно входит ст. 14 Основного списка. После последних слов этой статьи идет следующий текст: А кто уставление мое порушаеть, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего, или от боярь кто, а порушаеть ми ряд, или уступятся в суды митрополичи, что есми дал митрополиту и епископом, по правиломь святых отець, судивше казнити по закону. Аще кто иметь судити церковный суды, что приданы митрополиту, станеть с мною на страшнем суде прел богомь и будеть на немь клятва святых отець 300 и 18, иже в Никеи всех святых. Аминь; Вл после последних слов ст. 19 Основного списка в Волоколамском списке идет далее следующий текст: А се о десятинах. От всего княжа суда десятая векша, ис торгу десятая неделя, и от даней, от веры и из всего схода и прибытка, и от лова княжа, и от всякого стада, и от всякого жита десятое в соборную церковь епископу. Царь или князь в девятих частих, а церкви соборная в десятой части. Оснований же иного никто не может положити паче лежащего сего и да вси съгражают на сем основании. Иже кто разсыплет храм божий, разсыплет того бог, церкви бо божиа свята есть. И аще кто изменит святыи сей устав, отечьскыи грех и горе себе наследуеть. Далее почти дословно повторяется содержание Проклинания святого Владимира.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Статья 1

Статья не несет нормативной нагрузки, а представляет собой традиционное обращение к богу, во имя которого издается закон.

Статья 2

Статья указывает на факт крещения Руси, что и породило необходимость издания Устава.

В разных списках Устава мы встречаемся с различными именами византийских царей и первых русских митрополитов. Даже в разных списках одной, в частности Синодальной, редакции в качестве первого русского митрополита упоминается то Леон (Основной список), то Михаил (список Волоколамского извода).

Аналогичная картина наблюдается и в списках Оленинской редакции. Этот факт, по-видимому, обусловлен различиями места и времени происхождения текстов и отражает стремление разных церковных кругов увековечить в русской истории имя того или иного митрополита134 [Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв., с. 74-75]. Согласно мнению Я. Н. Щапова, в архетипе Устава значилось лишь имя Леона, его же в качестве первого митрополита называет и Е. Е. Голубинский.

Статья 3

Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной.

Сборную, зборную – соборную.

Векшю, векша – денежная единица, сменившая веверицу.

Статьи 4 и 5

Статьи написаны в соответствии с правилами греческой православной церкви и представляют собой отказ князя от вмешательства в дела, переданные церкви. Таким образом, закрепляется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции.

Княгиня Анна – сестра византийских царей Василия и Константина – была выдана замуж за князя Владимира, заинтересованного в установлении династических связей с Византией. Согласно Повести временных лет, Владимир в противном случае грозил даже пойти походом на Константинополь.

Единственным условием для заключения брака, выдвинутым греческими царями, было принятие князем Владимиром христианского крещения. Это условие, по-видимому, сыграло решающую роль при утверждении князя в решении принять христианство и крестить Русь.

Греческая царевна Анна стала последней и единственной христианской женой князя Владимира (до принятия христианства у него было 5 жен, называемых в летописи водимыя, и 800 наложниц: 300 содержались в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в сельце Берестовом)135 [ПСРЛ, т. I, Спб., 1846, с. 34, под 980 г.]. Именно княгиня Анна являлась проводницей идей византийской церкви и советником князя Владимира. В соответствии с византийским традиционным образцом отношений между царем и церковью на Руси сложилась такая система, при которой князь являлся покровителем церкви. Поэтому церковный Устав издавался от имени князя.

Номоканон – сборник официальных и неофициальных церковных постановлений, возникший в Византии и распространившийся в Древней Руси под названием Кормчих книг.

Пискупиям – епископствам.

Статьи 6–7

Статьи представляют собой наказ князя Владимира своим многочисленным детям (одних только сыновей было 12), внукам и другим родственникам не вмешиваться в компетенцию церковного суда. Князь Владимир подчеркивает бессрочное во времени и неограниченное четкой территорией действие своих установлений.

Критерий для определения пределов действия закона скорее персональный, а не территориальный: где живут христиане.

Погостом – административно-территориальным единицам.

Свободам – слободам, поселкам.

Статья 8

Владыка – священнослужитель высшей церковной иерархии: архиерей, епископ, архиепископ или митрополит.

Данная статья содержит приказ князя своим судьям не вмешиваться в дела, отданные на рассмотрение церковного суда, и более того, не рассматривать впредь без участия наместника владыки даже те дела, которые традиционно входили в компетенцию княжеских судей (см. разночтения по списку ОУ).

Статья 9

Статья содержит перечень поступков, которые стали расцениваться с точки зрения церковного права как преступления. Устав кн. Владимира не определяет меру наказания за эти деяния.

Можно было бы предположить, что приглашенные на Русь византийские церковные иерархи принесли вместе с новой религиозной системой и новую правовую систему. Действительно, в русские Кормчие книги неизменно включались такие законодательные акты, как Эклога – византийский законодательный свод VIII в., Закон Судный людем – южнославянская переработка Эклоги, дополненная покаянными правилами136 [Закон Судный людем. Краткая редакция. Под ред. акад. Тихомирова М. Н. М., 1961, с. 24], Прохирон – византийский свод законов конца IX в. (879 г.), а также извлечения из Пятикнижия Моисея137 [Ключевский В. О. Соч., М., 1956, т. 1, с. 209-210]. Эклога и Прохирон – скорее светские законодательные своды, содержащие нормы гражданского, семейного и уголовного права. В них отсутствуют указания на собственно церковные наказания – епитимии, отлучение, содержащиеся в канонических источниках права. Церковные наказания налагались в Византии наряду со светскими. А в Эклоге и в Прохироне широко представлены как членовредительные наказания (отсечение руки, отрезание носа, оскопление и т. п.), так и смертная казнь. Включение таких законов в русские Кормчие книги служило скорее цели ознакомления русских судей с византийскими законодательными образцами (наряду с национальными законами), чем цели придания им обязательной силы закона. Соглашаясь с М. Н. Тихомировым, «можно сомневаться в том, что юридические нормы Закона Судного людем с их строгими византийскими наказаниями применялись в русской юридической практике XI–XIII вв.»138 [Закон Судный людем, Краткая редакция, 23]. Хорошо известно летописное сказание о том, как приглашенные на Русь византийские епископы предложили князю Владимиру ввести за некоторые преступления смертную казнь. Князь Владимир поначалу согласился, но вскоре вынужден был отказаться от несвойственных Древней Руси жестоких наказаний и вернуться к денежным взысканиям, что соответствовало и интересам самого князя. Очевидно, что византийская система наказаний не соответствовала русской обычно-правовой системе наказаний. Ведь ей, как это видно из Русской Правды, несвойственны ни членовредительные наказания, ни месть по принципу талиона, ни смертная казнь. Это несоответствие византийской системы наказаний русским обычаям, по-видимому, и привело к отсутствию в Уставе князя Владимира указаний на какие бы то ни было наказания вообще. Определенная система наказаний появляется в более позднем памятнике церковного права – Уставе кн. Ярослава. И хотя отсутствие собственных санкций в Уставе кн. Владимира не означает применения византийских наказаний, все же важно знать, с какими мерками пришли на Русь византийские служители церкви.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!