СЛОВА И ПОУЧЕНИЯ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО 11 страница



[38] ...о немь же Давыд прорече... — Β Псалтыри царь Давид говорит: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище...» (21, 17—18) — как и в прочих ссылках этой речи Иосифа, Кирилл относит эти слова κ распятому Христу.

[39] ...о немь же глаголеть пророк... — Приводятся слова пророка Исайи, но в оригинальном словесном оформлении самого Кирилла, а не в древнерусском переводе.

[40] ...изб ѣ гающе въпияху б ѣ си... — Слова, приводимые в тексте, согласно Евангелию произносили бесы, изгоняемые из бесноватых повелением Христа.

[41] ...на Иердан ѣ крестящюся ему... — Приводимые слова сказаны Богом в момент крещения Христа в реке Иордан.

[42] «Яко овча на заколение веденъ быстъ»... — Слова сказаны пророком Исайей; оттуда же взята и следующая цитата ο страданиях, понесенных Спасителем за людей (Исайя. 53, 4, 5, 12).

[43] «И ты въ кръви зав ѣ та своего испустил еси ужникы своя от рова, не имуща воды». — Цитата из Книги Пророка Захарии — намек на бесполезность тела распятого Христа для Пилата.

[44] ...пьрсьтии принесъше цесари... — После рождения Христа убедиться в его появлении пришли восточные цари (волхвы), наведенные на ясли младенца светом вифлеемской звезды.

[45] И положиша и въ гроб ѣ , и привалиша камень великъ къ дверем гробу. — По приказанию Пилата у склепа на три дня была поставлена стража, а вход в нее — запечатан, чтобы тело не могли выкрасть и потом фальсифицировать воскресение из мертвых. Кирилл не останавливается на этом факте, но замечает, что две Марии наблюдали за погребением издали, что каменьемь с печатьми утвьржен бысть, что стражьми стр ѣ гомъ был Иисус, но вышел, не тронув печатей, к омьртв ѣ въшим воиномъ. Считая известной слушателями читателям эпическую основу этих событий, Кирилл касается их только намеками, оценкой различных действующих лиц. Монологическая форма изложения и символический подтекст композиции требовали устранения или редукции фактической основы повествования.

[46] Мария же Магдалыни и Мария Ияковля зряста, кде ú пологаху. — У разных евангелистов содержатся различные сведения ο личности второй Марии; стилистическое предпочтение Кирилла символике числа три ведет его κ необходимости избрать вариант с тремя Мариями, одна из которых — Богородица (в Евангелии от Иоанна речь идет только об одной Марии, пришедшей κ гробу Христа).

[47] ...вся въкуп ѣ жены с мюромь... — Среди женщин, приходивших κ гробнице, перечисляются Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосии, а также Саломия и Иоанна.

[48] ...яко же глаголеть Матф ѣ и... ...о техъ бо Лука написа тако... Марко же ο вс ѣ хъ пов ѣ даеть... — Кирилл перечисляет евангелистов, которые различным образом повествуют об описываемых событиях.

[49] ...т ѣ мь же Иоан Фелогъ рече... — Речь идет об Иоанне Богослове, почитаемом на Руси отцом церкви.

[50] ...яже за Адама въ тьлю падша пострада... — Согласно христианскому учению, Христос пришел на землю, чтобы искупить своей смертью грехи первого человека — Адама.

[51] На тръсти губою оцьта съ золчию въкуси... — Через несколько часов после распятия Иисус воскликнул, что жаждет. Вкусив уксуса, поднесенного κ его устам в губке на копье, он умер. Солдаты пронзили ему копьем ребра, и из ран потекла лимфа (вода) с кровью. На конкретной картине казни Кирилл еще раз строит развернутый символический образ искупления.

[52] Блажен еси, Иосифе, паче патриарха Аврама, Исака и Якова! — Перечисляются наиболее чтимые иудейские патриархи, упомянутые в Библии.

[53] ...его же образа не тьрпя зр ѣ ти въ Хорив ѣ Моиси... — Β молодости Моисей, пася овец у горы Хорив, впервые услышал голос Бога из неопалимой купины; Моисей закрыл лицо руками, боясь увидеть Бога.

[54] ...т ѣ ма и на Фавор ѣ съ Илиею вид ѣ въ Христа...— Β Евангелии от Матфея рассказывается, как Христос повел на высокую гору Фавор трех апостолов и те увидели рядом с ним патриархов Илью и Моисея; это преображение Иисуса убедило апостолов, что Христос — сын Божий.

[55] Давыд бо от Силома кивот съ Божиемь словом принесе... — Не Давид, а Самуил перенес ковчег с заветом из Силома на место сражения иудеев с филистимлянами (1 Цар. 4); смешенне имен возникло от того, что в исходе этой войны именно благодаря Давиду была достигнута победа иудеев над врагами.

[56] Подаждь, святе, вс ѣ мъ нам твою помощь... — Заключительная молитва святому за город, князя и народ,— факт, необычный для торжественных Слов Кирилла и известный только в этом Слове.

[57] ...к Василию, игумену Печерьскому... — Игумен Киево-Печерского монастыря (с 1182 г.) Василий был постоянным корреспондентом Кирилла Туровского, κ нему обращено и Послание Кирилла ο схиме (см. на с. 198). Как сообщают летописи, Василий был поставлен в игумены из попов-бельцов: до пострижения и возведения в игуменский сан (что произошло одновременно) он был настоятелем храма в одном из районов Киева — «на Щекавице», стал игуменом по выбору Киево-Печерской братии.

[58] ...«Блажены, иже обр ѣ те мудрость... разум житьа сего». — Притч. 3, 13.

[59] ...«Да не будеть б ѣ гство ваше зим ѣ , ни в суботу»...— Мф. 24, 20.

[60] ...«Възм ѣ те бо... вся оружиа Божиа... в день лют».— Еф. 6, 13.

[61] Петра бо от церкве за нь... молитва от темници и вериг избави. — Здесь автор имеет в виду событие, описанное в Деяниях апостольских: когда апостол Петр был посажен под стражу, «церковь прилежно молилась ο нем Богу»; и тогда ангел Господен явился κ нему в темницу и чудесным образом, незримо для стражи, вывел его на свободу (см. Деян. 12, 3—10).

[62] …«Паче силы оскорб ѣ ша ны в Асии... но Бог избави ны вашими молитвами». — Ср. 2 Коринф. 1, 8—11.

[63] ...Исаия... смерть Иезекии от Бога подав... сдравие тому же Иезекыи принесе... и граду избавление... Давыда ради отрока твоего». — Здесь автор имеет в виду событие, описанное в Четвертой книге Царств: к тяжело заболевшему царю Иудейскому Езекии явился пророк Исаия и возвестил слова Господа Бога ο том, что царь умрет; но после того, как Езекия горячо помолился, Господь велел пророку возвратиться κ царю и сказать ему, что он исцелит его и спасет от ассирийского царя Иерусалим «ради Давыда, раба его» (См. 4 Цар. 20, 1—6).

[64] ...трие отроци моляхуся, глаголюще: «Авраама ради възлюбленаго... и Израиля святаго твоего»... и в пламени не изгор ѣ вше изидоша. — Речь идет ο трех вавилонских отроках, Анании, Азарии и Мисаиле, брошенных нечестивым царем Навуходоносором в разожженную печь за то, что они не пожелали поклоняться золотому идолу, воздвигнутому царем; в печи отроки славили единого Бога и молили его ο спасении «Авраама ради, возлюбленного тобою, ради Исаака, раба твоего, и Израиля, святого твоего»; и явившийся им в печи ангел Божий сделал для них огонь прохладным, и они невредимыми вышли из огня (см. Дан. 3, 1—93).

[65] ...«Благо мн ѣ ...да научюся оправданием твоим»... — Ср. Пс. 118, 12, 26, 64, 68, 124, 135.

[66] ...«Об ѣ щайте бо ся... и въздадите»... — Пс. 75, 12.

[67] ...«Въздам тоб ѣ об ѣ ты моя, иже изрекосте устн ѣ мои и глаголаша уста моя в печали моей».— Пс. 65, 13—14.

[68] ...«Сказание бо словес твоих просв ѣ щаеть и разум даеть младенцем». — Пс. 118, 130.

[69] ...«Възведохъ очи мои в горы твоя, отнуду же приде помощь мн ѣ ». — Пс. 120, 1.

[70] ...«Господь съхранить вхожение мое и исхожение отсел ѣ и до в ѣ ка». — Пс. 120, 8.

[71] ...«В нощех бо въздежете рукы ваша в святая и благословите Господа»... — Пс. 133, 1—2.

[72] ...«Полунощи въстах испов ѣ датися теб ѣ ». — Пс. 118, 62.

[73] ...«Тако да просв ѣ тится св ѣ т вашь пред челов ѣ кы, яко да узрять д ѣ ла добрая ваша и прославять Отца вашего, иже есть на небесех». — Мф. 5, 16.

[74] ...«Р ѣ х бо,— рече,— схраню пути моя, да не съгр ѣ шу языком моим, онем ѣ х и смирихся, и умолчах от благ». — Пс. 38, 2.

[75] «Аз же яко глух, и не слышах, и акы н ѣ м, не отверзох уст своих»... — Пс. 37, 14.

[76] ...«Бог ны апостолы посл ѣ дняя яви акы насмертникы, яко позору быхом всему миру»... — 1 Кор. 4, 9.

[77] ...«Уроди мы Христа ради, вы же мудри ο Христ ѣ ». — 1 Кор. 4, 10.

[78] ...«Иже бо мякъкая носять, си в дом ѣ х царъскых сутъ»...— Мф. 11, 8.

[79] ...«Глас радости и веселиа в сел ѣ х праведник»...— Пс. 117, 15.

[80] ...«Праведници в в ѣ кы живут, и мзда им от Господа»...— Ср. Пс. 36, 29.

[81] ...«Богатьство иже мимотечеть, не прилагайте сердца»... — Пс. 61, 11.

[82] ...«Не помилую бо вс ѣ х творящих беззаконие»... — Ср. Иез. 24, 14.

[83] ...«Того ради забых сн ѣ сти хл ѣ б мой от гласа въздыханиа моего». — Пс. 101, 5—6.

[84] ...«близ бо Господь вс ѣ х боящихся его... молитву их услышить»... — Ср. Пс. 144, 18—19.

[85] ...«се красен добротою паче сын челов ѣ ческ»... — Пс. 44, 3.

[86] ...«щедр... и милостив Господь»... — Пс. 102, 8.

[87] ...«не придох, да ми послужать, но да послужу и положу душу свою избавление за многы». — Мф. 20, 28; Мф. 10, 45.

[88] ...«И се челов ѣ к высок стояше на тверд ѣ м камени, призывая страны и питаа своя»... — Источник этой цитаты нами не обнаружен.

[89] …«Иже кто ясть хл ѣ б ось и пиеть чашю Господню, недостоин сый, гр ѣ х соб ѣ ясть и пиеть, повинен есть т ѣ лу и крови Господни». — 1 Кор. 11, 27.

[90] ...«Блажени, имже отпущена суть безакониа, имже прикрышася гр ѣ си, имже не вм ѣ нить Господь гр ѣ ха»... — Пс. 31, 1—2.

[91] …«Веселитеся ο Господ ѣ и радуйтеся, праведники!» — Пс. 31, 11.

[92] ...«радость бо бывает на небеси ο единомь гр ѣ шници кающимся»...— Лк. 15, 7.

[93] ...«радуйте бо ся со мною, яко обр ѣ тох погыбшюю драхму». — Лк. 15, 9.

[94] ...«О, суетие, суетою буди!» — Ср. Ек. 1, 2.

[95] «Не спасется... царь многою силою»... — Пс. 32, 16.

[96] ...«Оженивыйся печется женою, како угодити жен ѣ , а неоженивыся печется, како угодити Богови»...— 1 Кор. 7, 32—33.

[97] ...Феодоса игумена Печерьскаго, иже в Киев ѣ ... — Имеетсяв виду основатель русского монашества, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий (ум. 1074 г.) См. Житие и его Поучения в наст. изд., т. 1.

[98] ...«Приемляй праведника во имя праведниче мьзду праведничю приемлеть»... — Мф. 10, 41.

[99] ...«Приемляй... вас мене приемлеть»... — Мф. 10, 40.

[100] ...«Не бойся, малое стадо, яко благоволи Отець мой дати вамь царствие небесное»... — Лк. 12, 32.

[101] ...«иже бо оставить отца и матерь и им ѣ ние имени моего ради, стократицею приимет и жизнь насл ѣ дить». — Мф. 19, 29.

[102] ...«Творяй ангелы своя духы и слугы своя огнь полящь». — Пс. 103, 4.

[103] «Иже бо душю свою погубит моих ради словес, обрящет бо ю в в ѣ чном живот ѣ ».— Лк. 17, 33.

[104] ...«взискающии его не лишатся от всякого блага». — Пс. 33, 11.

[105] ...«и приведутся царю д ѣ вы по ней». — Пс. 44, 15.

[106] ...«Слыши, дщи, и вижь, и приклони ухо твое, и забуди люди товя, и дом отца твоего, и въсхощеть царь доброт ѣ твоей, аще и черна еси». — Пс. 44, 11-12.

[107] «Смагла есмь, но добра». — Песнь. 1, 4.

[108] …«Вся слава дщер ѣ царев ѣ внутрьуду». — Пс. 44, 14.

[109] ...остави вы... на горах 90 и 9 и снидох погыбши ѣ сде ища... — Ср. Мф. 18, 12; Лк. 15, 4.

[110] ...«лицу твоему помолятся богатии людстии». — Пс. 44, 13.

[111] ...«не остави мене, ни отступи от мене»... — Ср. Пс. 37, 22.

[112] ...«И тъ яко пастух, упасеть стадо свое и в руц ѣ свои сбереть агньца и в утроб ѣ имущая ут ѣ шить».— Ис. 40, 11.

[113] «Бес подвига никтоже в ѣ нчаеться». — Ср. 2 Тим. 2, 5.

[114] …«Отче святый, не ο мир ѣ молю, но ο сих, яже дал еси мн ѣ , съблюди авο имя твое; да идеже буду и аз, ту и си будуть съ мною, никто же от них погибнеть, токмо сын погыбелный!» — Ср. Иоан. 17, 9. 10. 12. 24.

[115] ...яко Божия слугы, въ тръп ѣ нии мноз ѣ свое сдевающе спасение. — См.: 2 Кор. 6, 4.

[116] ...и расыплются кости наша при ад ѣ . — Ср. Пс. 140, 7.

[117] ...«Коль сладка... словеса твоя... устомь моим». — Пс. 118, 103.

[118] Нед ѣ ля Цв ѣ тная. — Цветной, или Цветоносной, неделей (то есть воскресеньем) называется последнее воскресенье Великого поста перед Страстной седмицей — двунадесятый праздник в честь входа Господнего в Иерусалим, когда дети еврейские встречали Христа, пришедшего в город с учениками из Вифании (селения близ Иерусалима), где жил со своими сестрами воскрешенный Лазарь, цветущими пальмовыми ветками — ваиями (отсюда название этого праздника — «неделя цветоносная», или «неделя ваий»). На Руси с древнейших времен принят обычай приносить в этот день в храм вместо пальмовых веток вербу и освящать ее (потому — «вербное воскресенье»). Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота, день, когда празднуется воспоминание ο воскрешении Христом четверодневного Лазаря.

[119] Днесь Христос от Вифанья в Ерусалим въходить, вс ѣ д на жребя осля... — См. Мф. 21, 1—9; Мр. 11, 1—10; Лк. 19, 29—38; Иоан. 12, 12—19.

[120] ...«Радуйся з ѣ ло, дщи Сионова: се бо цесарь твой грядеть кроток, вс ѣ д на жребець ун!» — Зах. 9, 9. Ср. Мф. 21, 5; Иоан. 12, 15.

[121] …«Лазоря из гроба возва и от мертвых въскреси и». — Иоан. 12, 17. См. Иоан. 11, 1—46.

[122] ...апостоли на жребя своя ризы възложиша.... — См. Мф. 21, 7; Мр. 11, 7; Лк. 19, 35.

[123] ...«Вселю бо ся в ня и похожю, и буду им Бог, и ти будуть мн ѣ люди». — 2 Кор. 6, 16.

[124] ...народи постилають по пути ризы своя, друзии же... в ѣ тв ѣ постилаша.— См. Мф. 21, 8; Мр. 11, 8; Лк. 19, 36.

[125] ...«Аз бо есмь путь, истина и живот». — Иоан. 14, 6.

[126] ...«Осана сыну Давыдову! Благословен грядый вο имя Господне!» — Мф. 21, 9.

[127] ...Бог Господь и явися нам! — Пс. 117, 27.

[128] Аньна и Каияфа — первосвященники иудейские. Когда Исуса Христа взяли в саду Гефсиманском, его привели κ ним (см. Иоан. 18, 13—24).

[129] ...о немже запов ѣ да Ияков сыном своим, глаголя: «От племене твоего, Июдо, изидетъ владыка небеси и земли, и тъ упование языком, привязая лоз ѣ жребя свое»... — Ср. Быт. 49, 10—11.

[130] ...«Из уст младенець съсущих свершил еси хвалу»... — Пс. 8, 3; Мф. 21, 16.

[131] ...«Веселися, Еросалиме, и уравнай путь Богу твоему, яко придеть в церковь свою, творяй чюдеса и дая знамения»... — Ср. Соф. 3, 14—15.

[132] ...«Уже бо,— рече,— н ѣ сть ми хот ѣ нья в сын ѣ х Израилевых, яв ѣ бых не ищющим мене и рку не людем моим: «Людье мои вы есте».— Ср. Ис. 65, 1.

[133] ...яко блудница... того пречист ѣ и лобызающе ноз ѣ ... — См. Мф. 26, 7; Лк. 7, 37—38.

[134] ...«На руку своею написах ст ѣ ны твоя, Иеросалиме, и вселюся посреде тебе». — Ис. 49, 16.

[135] ...егоже днесъ сам Бог въспомянул... — Четвертая неделя по Пасхе посвящена в годичном богослужебном цикле воспоминанию ο чуде исцеления Исусом Христом расслабленного у Овчей купели. См. об этом: Иоан. 5, 1—15.

[136] Глаголеть бо евангелист: възиде Исус в Иеросалим в преполовление жидовьска праздьника... — См. Иоан. 5, 1; 7, 10, 14.

[137] ...лестьца его и блазнителя нарицающе. — См. Иоан. 7, 12.

[138] ...к Силуамстей вододьрьжи, иже нарицаеться Вифезда, сиречь Овьча куп ѣ ль... — См. Иоан. 5, 2; 9,6, 11.

[139] Над сим б ѣ храм, пять притвор им ѣ я, и ту лежаше множьство болящих, хромых же и сл ѣ пых, и ин ѣ ми недугы болящеи, чающе движения вод ѣ ; ангел бо Господень приходя възмущаше воду, и по возмущении первое въл ѣ зый ц ѣ л бываше. — См. Иоан. 5, 2—4.

[140] ...приде κ Овчи куп ѣ ли и вид ѣ челов ѣ ка раслаблена... и въпроси его, глаголя: «Хощеши ли сдрав быти?» «Ей,— рече,— Господи! Хот ѣ л бых, нъ не им ѣ ю челов ѣ ка, да бы по възмущении ангелов ѣ въвергл мя бы в купель».— См. Иоан. 5, 5—7.

[141] ...превъзидоша безакония моя главу мою. — Пс. 37, 5.

[142] ...и не тако пси Лазоревы облизаху струпы... — Имеется в виду евангельская притча ο богаче и Лазаре. См. Лк. 16, 21.

[143] ...яко зл ѣ расточих даное ми в раи богатьство, и змьемь в Едем ѣ украдена ми бысть чистоты одежа... — Расслабленный здесь олицетворяет, по Кириллу Туровскому, все человечество, несущее бремя первородного греха, унаследованное от прародителей Адама и Евы.

[144] ...Енох и Илия... възята... быста на колесници огньн ѣ и пр ѣ бываета идеже Бог в ѣ сть... — О благочестивом патриархе допотопного мира Енохе и ο пророке Илье Библия сообщает, что они чудесным образом были переселены на небо, не познав смерти. См. Быт. 5, 24; 4 Цар. 2, 11.

[145] ...Моиси... посл ѣ же съгр ѣ ши κ Богу и не въниде в землю об ѣ тованную...— Автор имеет здесь в виду то, что Моисей не удостоен был от Бога войти в землю обетованную и умер прежде, чем народ израильский вступил в нее. См. Быт. 34, 4—6.

[146] ...Соломон премудрый... женами пр ѣ льстивъся, погыбе. — Β последние годы своего царствования Соломон уклонился от веры в единого Бога и стал служить языческим богам; в его гареме содержалось до семисот жен и трехсот наложниц, большей частью из языческих народов. См. З Цар. 11, 1—43.

[147] ...яко отроча родиться, сын Вышняго, и дан бысть нам, и тъ бол ѣ зни и недугы наша понесет. — Ср. Ис. 9, 6.

[148] ...не придох бо, да ми послужать, нъ да послужю.— Ср. Мф. 20, 28.

[149] ...«Бози будуть и сынове Вышняго вси». — Пс. 81, 6.

[150] ...кляхъся Аврамови, глаголя: «Ос ѣ мени твоемь благословяться языци, в Исац ѣ же будеть ти племя, и в томь въплътивъся, отложю обр ѣ зание, створю же бр ѣ жю воду, многа чада поражающю крещениемь»...— Ср. Быт. 21, 12; 22, 16—18.

[151] ...«яко протържеся вода в пустыни».— Ис. 35, 6,

[152] Лазоря, уже раскыс ѣ въша в гроб ѣ ... словомь жива створих... — См. Иоан. 11, 1—44.

[153] ...«Въстани, и възми одр свой, и иди в дом свой!» — Ср. Иоан. 5, 8.

[154] …«Субота есть, и недостоить ти взяти одра!» — Иоан. 5, 10.

[155] ...нъ иже мя есть створил ц ѣ ла, тъ мн ѣ рече: «Въстани... и ходи!» — Иоан. 5, 11.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!