Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 24 страница



Есть к югу от Вифлеема монастырь святого Харитона на той же реке Афамской, вблизи от моря Содомского в горах каменных, и пустыня вокруг него. Грозно и безводно место то и сухо. Под ним находится каменное очень страшное ущелье. Вокруг он был весь обнесен оградой; посреди же огороженного места две церкви; в большей церкви находится гроб святого Харитона. А вне ограды есть усыпальница, сделанная умело, в той усыпальнице лежат святые отцы, телами — как живые, и лежит их там более семисот. Тут лежит святой Кириак Исповедник, телом весь цел; тут лежат сыновья Ксенофонта Иоанн и Аркадий, и благоухание чудное от них исходит. И мы поклонились там, на месте том святом, и пошли на гору, к югу от монастыря того, верста одна расстояние.

 

И ту мѣсто есть равно на нивѣ, и на том мѣстѣ всхищен бысть пророкъ Аввакум, идущу ему на поле к женцемъ съ брашном и с водою. И несе его аггелъ в Вавилон к Данилови пророку в ровъ; и ту накормивъ Данила и напоивъ, и паки всхищенъ бысть аггелом; в то же час в том же дни паки опять бысть на том же мѣстѣ у жнець и дасть им обѣд.[160] И нынѣ есть на мѣстѣ том аки теремець созданъ, знамениа ради. Есть же Вавилон оттуду вдале 40 дний.

И там есть место ровное в поле, на котором восхищен был пророк Аввакум, когда он шел на поле к жнецам с едой и водой. И принес его ангел в Вавилон к Даниилу-пророку в ров, и оттуда, накормив Даниила и напоив, он вновь был восхищен ангелом и в тот же час, в тот же день вновь, опять был на том же месте у жнецов и дал им обед. И ныне стоит на месте том как бы теремок, построенный в честь знамения. До Вавилона же оттуда расстояние сорок дней.

 

И от того мѣста близь церкви велика, клѣтьски создана, во имя святыхъ пророкъ. И ту есть исподи под церковию тою пещера велика, и в той пещерѣ лежита 12 пророка въ трех раках: Аввакум, Наумъ, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Иезекия, Измаил, Савеиль, Варухъ, Амос и Осий.[161]

И от того места близко церковь большая, построенная клетью, во имя святых пророков. И там внизу, под церковью той, есть пещера большая, в которой лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Иезекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осий.

 

И ту есть близь на горѣ село велико велми, и сѣдят в немь срацини мнози, и христиане суть же ту, въ селѣ томъ, мнози. И то село есть святыхъ пророкъ: ту ся суть родили святии пророци, и то их есть отчина село то. И ту лежахом нощь едину в селѣ том, Божиею благодатию храними. И почестиша ны добрѣ в селѣ том християне. И ту опочивше добрѣ нощь ту и заутра вставше рано, идохом к Вифлеему. Старѣйшина бо срациньский сам со оружиемъ проводи ны олне до Вифлеема, и та мѣста вся тоже ны проводил. А лапь не дойти до тѣхъ мѣстъ поганых ради: туда бо ходять мнози срацини и разбивають в горахъ тѣх. И доидохом по здраву о святаго града Вифлеема, и ту поклонихомся Рождеству Христову и, ту почише, идохомъ с радостию въ святый град Иерусалимъ.

И близко там на горе есть село большое весьма; и живет в нем сарацин много; и христиан тут же, в селе том, много. А село это — родина святых пророков: там рождались святые пророки, и это отчина их — то село. И там мы спали одну ночь, в селе том, Божьею благодатию хранимые. И приняли нас христиане в том селе хорошо. И оттуда, хорошо опочив ту ночь и наутро рано встав, пошли мы к Вифлеему. Старейшина же сарацинский сам с оружием проводил нас до самого Вифлеема; и тамошними местами всеми тоже нас проводил. А без охраны не дойти до тех мест из-за поганых, ибо туда многие сарацины ходят разбойничать, в горах тех. И мы дошли поздорову до святого города Вифлеема, и там поклонились Рождеству Христову, и, переночевав там, пошли с радостью в святой город Иерусалим.

 

ИДѢЖЕ УБИ ДАВЫДЪ ГОЛИАФА

ГДЕ УБИЛ ДАВИД ГОЛИАФА

 

И есть ту мѣсто близь Иерусалима, на всток лиць отъ столпа Давыдова яко дострѣлить, и на том мѣстѣ уби Давыд Голияда.[162] И есть мѣсто подобно близь истерны, и ту есть нынѣ нива добра.

И есть там место близ Иерусалима, на восток от столпа Давида, можно дострелить: на том месте убил Давид Голиафа. Место это вблизи цистерны, там сейчас хорошая нива.

 

И оттуда дострѣла есть вдалее до пещеры, и в той пещерѣ лежат мощи многих святых мученик, избиеных въ Иерусалимѣ во царство Ираклиево; и зовется мѣсто то Агаиа Мамила.[163]

И оттуда расстояние выстрел до пещеры, в которой лежат мощи многих святых мучеников, избитых в Иерусалиме в царствование Ираклия; а называется место то «Агия Мамила».

 

ИДѢЖЕ ВЗРАСТЕ ЧЕСТНОЕ ДРЕВО

ГДЕ ВЫРОСЛО ЧЕСТНОЕ ДРЕВО

 

И от того мѣста до Честнаго Креста есть врьста едина; и есть мѣсто за горою, на запад лиць от Иерусалима, и на том мѣстѣ посѣчен есть подножекъ Христовъ, на нем же пригвоздиша пречистѣи нозѣ Господа нашего Исуса Христа. И есть мѣсто то градом одѣлано, и посредѣ града того создана есть церкви велика вверхъ во имя Честнаго Креста, исписана есть добрѣ вся. И под великым олтарем, под трапезою глубоко, и есть пень древа того честнаго. И утвержено есть велми, и покрыто есть над пнемъ тѣм дъсками мрамора бѣлаго. И оконце продѣлано противу древу тому, и есть кругло. И то есть манастырь Ивѣрьскый.

А от того места до Честного Креста одна верста. И есть за горою, на запад от Иерусалима, место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский монастырь.

 

О ДОМУ ЗАРЬИНѢ

О ДОМЕ ЗАХАРИИ

 

И от того манастыря до дому Захариина суть версты 4, и есть мѣсто то под горою, к западу лиць от Иерусалима. В тот домъ Захариинъ прииде Святаа Богородица в подгорие къ Иелисавефи и цѣлова Иелисавефь. И бысть, яко услыша Иелисавефь цѣлованье Марьино, и взаграся младенець, радущами въ утробѣ ея, и рече Иелисавефь: «Откуду се прииде ко мнѣ мати Господа моего? Благословена еси в женах, и благословенъ плод утробы твоея».[164] В том же дому Иоаннъ Предтеча родился есть. И есть нынѣ на мѣстѣ том создана была церькви вверхъ. Идуще въ церковь ту, на левѣй руцѣ под малым олтарем есть пещерка мала, и в той пещерѣ родился Иоаннъ Предтеча. И есть мѣсто то было одѣлано градом каменым все.

И от того монастыря до дома Захарии версты четыре, а место дома — под горой, к западу от Иерусалима. В тот дом Захарьин к Елизавете пришла под гору святая Богородица и поцеловала Елизавету. И случилось, что, едва почувствовала Елизавета целование Марии, взыграл младенец, радуясь в утробе ее, и сказала Елизавета: «Откуда это пришла ко мне мать Господа моего? Благословенна ты в женах, и благословен плод утробы твоей». В том же доме Иоанн Предтеча родился. И теперь на месте том возведена церковь высокая. Когда идешь в ту церковь, по левую руку, под малым алтарем, есть пещерка маленькая, в той-то пещере и родился Иоанн Предтеча. И место то все обнесено оградой каменной.

 

О ГОРѢ, ИДЕЖЕ БѢЖА ЕЛИСАВЕФЬ СЪ ПРЕДТЕЧЕЮ

О ГОРЕ, КУДА БЕЖАЛА ЕЛИЗАВЕТА С ПРЕДТЕЧЕЙ

 

А оттуда есть полъверсты чресъ дебрь горы, въ нюже гору прибѣже Иелисавефь и рече: «Горо, приими матерь с чадомъ!» И абие разступися гора и приятъ ю. Слуги же Иродовы, иже гна вслѣд ея, пришедшие до мѣста того, не обрѣтоша ничтоже и возвратишася томлены. И есть мѣсто то знати на камени томъ и до нынѣшняго дне. И есть над мѣстом тѣм нынѣ создана церквица мала; исподи под церквицею тою пещерка мала, и церквица другая пред пещеркою тою приздана. Ис тоя пещеры исходить вода добра зѣло, и ту воду пила святаа Иелисавефь, съ Иоанномъ ту сущи, в горѣ той; ту бо есть была до умертвия Иродова, аггель бо ю набдяше в горѣ той. И есть же гора та велика велми и лѣсъ по ней есть многъ, и около ея дебри суть многи. И есть на запад от Иерусалима; имя мѣсту тому — Орини.[165] В ту же гору вбѣглъ Давыдъ пророкъ изъ Иерусалима, от Саула царя.[166]

А оттуда — полверсты через ущелье до той горы, к которой прибежала Елизавета и сказала: «Гора, прими мать с ребенком!» И тотчас расступилась гора и приняла ее. Слуги же Иродовы, гнавшиеся по следу ее, придя до места того, не нашли ничего и возвратились усталые. И известно место то на том камне и до нынешнего дня. И есть над местом тем ныне церковка небольшая; внизу под церковкой той пещерка маленькая; и церковка другая перед пещеркой той пристроена. Из той пещеры вытекает очень хорошая вода; эту воду пила святая Елизавета, с Иоанном тут будучи в горе той, ведь тут она жила до смерти Ирода, ибо ангел ее хранил в той горе. Гора же та велика весьма, и лесу на ней много, и вокруг нее ущелий много. А находится она на запад от Иерусалима; называется то место «Орини». На ту же гору бежал Давид-пророк из Иерусалима от Саула-царя.

 

О РАМѢ

О РАМЕ

 

А от тоя горы къ западу лиць есть двѣ верьстѣ до Рамы, и о той Рамѣ пророкъ Иеремѣя глаголеть: «Глас в Рамѣ слышанъ бысть, плачь и рыдание во ушию ею, Рахиль плачющюся чад своих и не хотяше утѣшитися, яко не суть».[167] И есть Рама та дебрь велика, и по дебри той сѣдѣла села многа. И та земля вся около дебри тоа нынѣ зоветься Рама, и то есть область Вифлеемьскаа. И ту Ирод царь посла воя своа в Раму избить святых младенець.[168]

А от той горы к западу две версты до Рамы, о которой пророк Иеремия говорит: «Голос в Раме слышен был, плач и рыдание во ушах ее: Рахиль оплакивает детей своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Рама та представляет собой большое ущелье, по которому разбросано много сел. И вся та земля около того ущелья теперь называется Рама и принадлежит к Вифлеемской области. Сюда-то, в Раму, Ирод-царь и послал своих воинов избить святых младенцев.

 

А ЕЛЬМАУСѢ

О ЕЛЬМАУСЕ

 

А от Рамы к западу лиць суть версты 4 до Елъмауса, и ту Христос въ 3-тий день по въскресении явися Луцѣ и Клеопѣ, идущима има от Иерусалима на село, и ту познася има Христос в преломлении хлѣба.[169] И есть ту было село то велико. На мѣстѣ же томъ была церкви создана. Нынѣ же есть разорено все от поганых, и село то есть Елъмаусъ пустъ. И есть сторонь пути того за горою было то, на правой руцѣ, тамо идуще от Иерусалима къ Яфу.

А от Рамы к западу четыре версты до Ельмауса, где Христос в третий день по воскресении явился Луке и Клеопе, когда они шли из Иерусалима в село, и где ими узнан был Христос по преломлению хлеба. Здесь находилось то большое село. На том месте была построена церковь. Ныне же разорено все погаными, и село то Ельмаус пусто. А место, где оно было, в стороне от проходящей там дороги за горою; по правую руку, когда идешь от Иерусалима к Яффе.

 

О ЛИДДѢ

О ЛИДДЕ

 

А от Елмауса до Лидды суть 4 версты. По полю все доити Лидды. И ту есть был град великъ велми, имя ему Лидда, нынѣ же зовется Рамбилий. И в той Лиддѣ Петръ исцѣлилъ есть Ению, на одрѣ лежаща.[170]

А от Ельмауса до Лидды четыре версты. По полю надо идти до Лидды, На этом месте был очень большой город под названием Лидда, а теперь называется Рамблий. В этой Лидде Петр исцелил Ению, лежащего на постели.

 

О ОПИИ

ОБ ОПИИ

 

А от Лидды до Опии есть верстъ 10, все по полю ити. В том градѣ во Опии святый Петръ апостолъ Тавифу въскресилъ.[171] В том же градѣ постившю Петру на горници въ 9 час, видѣ плащаницю с небеси сходящу, на 4 краи поврьжено; и пришедшю до него, и възрѣвъ Петръ, и видѣвъ плащаницю ту исполнь сущу четвероногых и всякого гада. И рече ему гласъ с небеси: «Петре, вставъ, заколи и яжь!» И рече Петръ: «Господи, николиже скверно и нечисто вниде въ уста моя».— И рече ему глас с небеси: «Еже Богъ очистилъ, ты не оскверняй».[172] И на том мѣстѣ нынѣ церкви создана во имя святого Петра. Есть же гряд-от Опия у моря близь, и приходит море к стѣнам его. И тако нынѣ зовется град-от Яфъ фряжьскиинѣм языкомъ. А от Яфа до Тарсуфа есть верстъ 6.

А от Лидды до Опии верст десять, все по полю. В этом городе Опии святой Петр-апостол Тавифу воскресил. В этом же городе, постясь на крыше в девятый час, Петр увидел плащаницу, с небес сходящую, за четыре конца повешенную, и когда она дошла до него, взглянул Петр и увидел, что плащаница та полна четвероногих и всякого гада. И сказал ему голос с небес: «Петр, встав, заколи и ешь!» И сказал Петр: «Господи, никогда скверное и нечистое не входило в рот мой». И сказал ему голос с небес: «Что Бог очистил, ты не почитай нечистым». И на том месте ныне церковь создана во имя святого Петра. Стоит же город Опий у моря близко, и приходит море к стенам его. И называется ныне тот город Яффа фряжским языком. А от Яффы до Тарсуфа шесть верст.

 

О КЕСАРИИ ФИЛИПОВѢ

О КЕСАРИИ ФИЛИППОВОЙ

 

А от Тарсуфа до Кесария Филиповы суть версты 24, все подлѣ море ити. В той же Кесарии святый Петръ апостолъ крестилъ Корнилия.[173] Ту же есть близь гора, двою версту вдалее от града того на полудне лиць, и в той горѣ жилъ отецъ Маркиянъ,[174] к нему же прииде жена блудница искуситъ его.

А от Тарсуфа до Кесарии Филипповой версты двадцать четыре, все вдоль моря. В той Кесарии святой Петр-апостол крестил Корнилия. Тут же близко гора, в двух верстах от города того на юг, где жил отец Маркиан, к которому пришла женщина-блудница искусить его.

 

О КАПЕРНАУМѢ

О КАПЕРНАУМЕ

 

А от Кесариа Филиповы до Капернаума града есть верстъ 8. И есть Капернаумъ был град велик велми, и людий множество в немъ было, нынѣ же есть пустъ град-от. И есть близь моря Великаго. И о том Капернаумѣ глаголет пророкъ: «О, горе тебѣ Капернаумѣ! Възнеслъся еси до небесъ и до ада снидеши».[175] Ис того бо града изити хотяшеть антихристъ.[176] Да того ради нынѣ фрязи отпустили суть весь град-от Капернаумъ.

А от Кесарии Филипповой до города Капернаума верст восемь. Капернаум был город очень большой, и людей множество в нем было, ныне же пуст тот город. А расположен вблизи моря Великого. Об этом Капернауме говорит пророк: «О, горе тебе, Капернаум! Ты вознесся до небес, и до ада сойдешь». Ибо из этого города должен выйти антихрист. Вот из-за этого фряги и опустошили ныне весь этот город Капернаум.

 

О ГОРѢ КАРЛИНЬСТѢЙ

О ГОРЕ КАРМИЛЬСКОЙ

 

А от Капернаума до Карьмильския горы есть верст 6. И в той горѣ святый пророкъ Илиа жилъ есть в пещерѣ, и той враном бысть прекормленъ Илия пророкъ. На той же горѣ жерьци Вавиловы исклалъ ножем и рече Илиа: «Ревнуя, поревновах по Господи Бозѣ моем».[177] И есть гора та Каръмильскаа высока велми, и море Великое близь горы тоя, яко версты вдалее. От горы Кармильскиа до града до Кифы есть верста едина.

А от Капернаума до Кармильской горы шесть верст. В этой горе святой пророк Илья жил в пещере; и там вороном был питаем тот Илья-пророк. На той же горе жрецов Вааловых исколол ножом Илия и сказал: «Ревнуя, поревновал по Господе Боге моем». Гора же та Кармильская весьма высока, и море Великое близ горы той, примерно в версте. От горы Кармильской до города, до Кифы, одна верста.

 

О АКРѢ ГРАДѢ

ОБ АКРЕ-ГРАДЕ

 

А отъ Кифы до Акры есть верстъ 15. И есть градъ тъ Акра великъ велми и твердъ зданиемъ, и лимень добръ под градом тѣмъ есть. И то град есть срациньский, нынѣ же фрязи держат. А от Акры до Тирова града есть верстъ 10, а от Тира до Сидона есть верстъ 10. И ту есть близь село Сареффа Сидонъскаа; в том селѣ Илиа пророкъ въскресилъ сына вдовича.[178]

А от Кифы до Акры пятнадцать верст. Город же тот, Акра, весьма велик и крепок строением, и залив хороший есть под тем городом. Это сарацинский город, ныне же им владеют фряги. А от Акиры до Тира-города верст десять, и от Тира до Сидона верст десять. И есть тут близко село Сарефта Сидонская: в том селе Илья-пророк воскресил сына вдовицы.

 

О ВИРИТѢ ГРАДѢ

О ГРАДЕ ВИРИТЕ

 

И от Сидона до Вирита града[179] есть верст 15. В том градѣ жидове прободоша образъ Христовъ копиемъ, изиде кровь и вода; и тогда мнози вѣроваша и крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И в от же град Вирит Ксенофонтова сына Иоаннъ и Аркадие пошъла бяста учить философии.[180] А отъ Рита до Зевеля 20 верстъ; а от Зевеля до Триполя 40 верстъ; а от Триполя до рѣки Судии 60 верстъ.

И от Сидона до Вирита-города верст пятнадцать. В том городе евреи проткнули образ Христов копьем: изошла кровь и вода, и тогда многие уверовали и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. И в тот же город Вирит Ксенофонтовы сыновья Иоанн и Аркадий пошли учиться философии. А от Вирита до Зевала двадцать верст, а от Зевала до Триполя сорок верст, а от Триполя до реки Судии шестьдесят верст.

 

О ВЕЛИЦѢ АНТИОХИИ

О ВЕЛИКОЙ АНТИОХИИ

 

На той бо рѣцѣ есть Антиохия Великаа. И есть от моря подале Антиохиев град 8 верстъ. Вдалее Адекия[181] 100 верстъ, таже Малаа Антиохия, таже Каниноросъ, таже Мавроноросъ, таже Сатилия градок, таже Хидониа островець малъ. И ти вси гради суть подлѣ море, да тѣ грады вси минухомъ по морю, не приставающе, и приидохомъ близь къ градомъ тѣмъ; боязни ради ратных не пристахомь в Хилидонии. И оттуда идохомъ в Мира, таже к Патеру граду; и у того града срѣтоша нь хусареве въ 4-хъ галиахъ, и яша ны, и излупиша всѣх. А оттуда дидохомъ къ Царюграду, и доидохом по здраву Царяграда.

На той-то реке стоит Антиохия Великая. А от моря Антиохиев город подалее восьми верст расстоянием. До Адекия сто верст, затем Малая Антиохия, затем Канинорос, затем Мавронорос, затем Сатилия-городок, затем Хидония — островок небольшой. И те все города стоят около моря; и все те города мы минули по морю, не приставая, хотя и подходили близко к тем городам; боясь ратных, не пристали в Хидонии. И оттуда мы шли до Мира, затем — к Патаре-городу, а у того города встретили нас корсары на четырех галерах, захватили нас и ограбили всех. А оттуда мы пришли к Царьграду и поздорову дошли до Царьграда.

 

О ГАЛИЛЕИ И О МОРИ ТИВИРИАДЬСТѢМ

О ГАЛИЛЕЕ И О МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ

 

И есть путь от Иерусалима в Галилею к Тивериадьскому морю, и к Фаорьстѣй горѣ, и к Назарефу. Та бо земля около Тивириадьскаго моря вся зовется Галилея, и есть земля та от Иерусалима на лѣтний въстокъ лиць. И есть Тивириада град 4 дний вдалее от Иерусалима пѣшему человѣку ити, и есть путь страшен сельми и тяжекъ зѣло; в горах каменых ити 3 дни, а четвертый день подлѣ Иорданъ по полю ити все къ всходу лиць, олне до верха Иорданова, отнюдуже поиде Иордан рѣка.

И есть путь от Иерусалима в Галилею, к Тивериадскому морю, и к Фаворской горе, и к Назарету. Вся ведь эта земля около Тивериадского моря называется Галилеей, и лежит та земля по направлению от Иерусалима на юго-восток. И находится город Тивериада в четырех днях пути от Иерусалима, если пешком идти. И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти, все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!