ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ 8 страница



[21] ...такожде и при благочестивом цари Иезекѣи и обстояше Иеросалим градъ Сенанахирим царь Асирский... архистратиг Михаил во едину нощъ уби от полку асирска сто и восмъдесятъ и пять тысящ... — Речь идет о библейском эпизоде (4 Цар. 19), описывающем чудесную победу над ассирийским царем Сеннахеримом иудейского царя Езекия, отказавшегося платить дань соседнему с Иудеей Ассирийскому царству.

[22] ...Такоже и приходитъ ко пречистыя Богородица образу, еже Лука евангелистъ написа... — Согласно преданию, Владимирская икона Богоматери, о которой здесь идет речь, была копией с иконы, написанной евангелистом Лукой. В XII в. икона была привезена из Византии в Киев, затем увезена князем Андреем Боголюбским во Владимир, а оттуда в 1382 г. — в Москву. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

[23] ...с новыми чюдотворцы: с великим святителем Петромъ... — Петр — русский митрополит с 1305 по 1326 г.; деятельность его была тесно связана с политикой московского великого князя Ивана Калиты (деда Дмитрия Донского), направленной на усиление и рост Москвы. После смерти Петра митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву, что имело большое значение для выдвижения Москвы на первое место среди других русских княжеств. Скончался Петр в 1326 г. и был погребен в заложенном им самим Успенском соборе. Он стал первым московским святым, канонизирован как общерусский святой в 1339 г., день памяти — 21 декабря.

[24] ...и Олексѣемъ... — Алексей (в миру Елевферий Бяконт) — продолжатель дела митрополита Петра, второй русский по национальности митрополит в Москве (с 1355 г.), основатель многих монастырей, опекун малолетнего князя Дмитрия (Донского), при котором практически выполнял функции регента-правителя. Умер в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Канонизирован как общерусский святой в 1447 г. Дни памяти — 12 февраля и 20 мая.

[25] ...и Ионою... — Иона — первый русский митрополит, поставленный без санкции Константинополя в 1448 г., преемник митрополита Фотия, усердно помогал Ивану III в борьбе за объединение Руси. Умер в 1461 г. Почитание его было установлено в 1472 г., а общерусская канонизация — в 1547 г., день памяти — 15 июня.

[26] ...и Леонтием... — Леонтий — ростовский епископ, насаждавший в 60-х гг. XI в. христианство в отдаленной от Киева Ростовской земле, был убит местными язычниками около 1076 г. Канонизирован в 1194 г. как ростовский святой, общерусская канонизация относится к XIII в.

[27] ...и со угодникомъ твоим великим чюдотворцомъ преподобнымъ Сергиемъ... — Сергий Радонежский (см. его Житие в 6 т. наст. изд.) — один из самых почитаемых московских святых; как общерусский святой канонизирован в 1447 г.

[28] ...и Никоном... — Никон — ученик Сергия Радонежского, принявший после его смерти игуменство в Троицком монастыре и отстроивший его заново после нашествия Едыгея в 1408 г. Умер в 1424 г. Канонизирован как общерусский святой в 1547 г., день памяти — 17 ноября.

[29] ...и с Кирилом... — Кирилл — Кирилл Белозерский, в миру Козма (1337—1427), ученик и подражатель Сергия Радонежского, основатель Кирилло-Белозерского Успенского монастыря; канонизирован в 1447 г., день памяти — 9 июня.

[30] ...и Димитрием... — Димитрий — Дмитрий Прилуцкий, небесный покровитель г. Вологды, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря — первого на Руси монастыря в честь праздника Всемилостивого Спаса и пресвятой Богородицы (так называемый «первый», или «медовый», Спас), установленного Андреем Боголюбским в 1164 г. Как и Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий был продолжателем дела Сергия Радонежского, с которым ему довелось встречаться. Умер преп. Дмитрий в 1392 г. Одним из посмертных чудес его было явление Ивану Грозному во время казанского похода с обещанием своей помощи. Канонизирован в 1447 г.

[31] ...Сам же благочеспшвый царь и великий князь приходитъ ко образу пречистыя Богородицы, иже на Дону была с православньм великим князем Дмитреем Ивановичем... — В «Сказании о Мамаевом побоище» рассказывается о молении Дмитрия Донского в Успенском соборе в кремле перед выходом в поход против Мамая перед чудотворным образом Владимирской Богоматери, но о том, что князь брал ее в поход, ни в «Сказании», ни в других произведениях Куликовского цикла не упоминается (ср.: Казанская история).

[32] ...и отпущаетъ к Тулѣ перед собя многие люди и наряд в лѣто 7063-го июня 21 день. — Здесь в обоих списках явно ошибочная дата: освобождение Тулы воеводами Грозного произошло накануне взятия Казани в 1552 г.

[33] ...отпустил воеводу своего князя Петра Андрѣевича Булгакова... — П. А. Булгаков (Куракин) — боярин, двоюродный брат Ю. М. Булгакова, сын Андрея Кураки — прямого потомка Ивана Булгака. В 70-е гг. попал в опалу и на десять лет был сослан в Казань, после чего во времена второй опричнины был казнен.

[34] Туры -— стенобитные орудия, предназначавшиеся для штурма крепостей.

[35] ...якоже о фараонѣ и о колесницах его... — Поведению казанцев, не желающих покориться Грозному, автор находит параллель в Библии — в рассказе об обстоятельствах исхода евреев во главе с Моисеем из Египта (Исх. 7—14): жестокосердие фараона, не желавшего отпустить израильтян из Египта, обернулось гибелью его самого и всего его войска в водах Красного моря, расступившихся перед израильтянами и сошедшихся над головами египтян, на многочисленных колесницах преследовавших евреев. Христианские авторы часто обращались к этому библейскому эпизоду в назидание всем ожесточившимся грешникам.

[36] ...нося икону, на нейже написан образъ живоначалъныя Троица и пречистая Богородица со апостолы м преподобный чюдотворецъ Сергий и Никон... — Иконографическая композиция «Сергиева видения», возникшая на основе одного из эпизодов «Жития Сергия Радонежского», включала изображенные на фоне палат фигуры Богоматери и апостолов (справа от зрителя) и Сергия с учеником Михеем (слева). Позднее вместо Михея рядом с Сергием стал изображаться его последователь и преемник Никон, культ которого развивается в XVI в. Икона, полученная Грозным под Казанью, до нас не дошла, однако отчасти представление о ней можно составить по сохранившейся иконе Евстафия Головкина, келаря Троице-Сергиева монастыря, написанной в 1588 г. по заказу царя Федора Иоанновича и позднее ставшей патрональной иконой русских войск, отправлявшихся на войну, вплоть до начала XX в. Таким образом, данный эпизод Троицкого сочинения зафиксировал начальную стадию формирования многовековой традиции использования иконы «Сергиева видения» как патрональной во время важнейших военных предприятий русских самодержцев (см.: Волкова Т. Ф. Комментарий к одному фрагменту «Казанской истории» (Сюжет «Сергиева видения» в сочинениях XVI в. о взятии Казани) // ТОДРЛ. Т. 38, с. 179—184).

[37] Нѣкий же человѣкъ бѣ благочестиваго царя, именем Размыслъ, родом литвин... Сему же повелѣша многия подкопы творити под градныя стѣны. — Автор Троицкого сочинения более точно, чем летописные источники, определяет происхождение специалиста по подкопам и минному делу в войске Грозного — Размысла: он назван не «немчином» (т. е. иностранцем), как в «Летописце начала царства», а «литвином», что соотносится с указанием Никоновской летописи под 1535 г. на появление такой военной новинки, как «подкопование», именно у «литовских людей» (Насонов А. Н. Новые источники... С. 7).

[38] ...но туто на стенѣ ста воевода князь Михайло Иванович Воротынской... — М. И. Воротынский, известный полководец эпохи Грозного, относился к числу служилых князей, занимавших промежуточное положение между удельными князьями и боярством. Его род восходил к черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу, а непосредственным предком, родоначальником фамилии был Ф. Ю. Воротынский. В казанской кампании 1552 г. М. И. Воротынский был воеводой большого полка, руководил осадными работами у Арской башни и Царевых ворот; после взятия города возглавил конную рать, отправившуюся из Казани берегом на Васильсурск. С началом опричнины одним из первых попал в опалу и в 1562 г. был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, однако вскоре получил прощение и в 1565 г. был возвращен в Москву и избран в Думу. В 1572 г. он был назначен главнокомандующим армии, направленной против войск крымского хана, вторгшихся в русские земли, и одержал над ними победу, но был обвинен в измене и казнен 12 июля 1573 г.

[39] ...да Алексѣй Даниловичь Плещѣевъ. — А. Д. Плещеев-Басманов — видный боярин, один из лучших воевод ХѴІ в., принадлежал к древнейшему роду, возвысившемуся в Москве еще в ХІѴ в. и восходящему к черниговскому князю Федору Бяконту; отец его служил постельничим у Василия III. В малолетство Грозного Алексей Басманов участвовал в заговоре против И. Бельского на стороне Шуйских, позднее преуспел на военной службе: отличился под стенами Казани и в знаменитой Судбищенской битве с крымскими татарами 1555 г; в первые дни Ливонской войны с небольшими военными силами овладел неприступной Нарвой, снискав расположение Ивана Грозного и став его главным советником. Позднее он выступает как один из организаторов и руководителей опричнины, однако после раскрытия «новгородской измены» в 1571 г. попадает в опалу. Согласно одной из версий, Алексей Басманов был убит по приказу Грозного собственным сыном — любимцем царя Федором Басмановым.

[40] ...и видитъ... на воздусе апостоли 12 стоящих во святительской одежи, велиим свѣтом сияя... — Далее в обоих известных списках пропуск текста, что ясно из последующей фразы и что подтверждается соответствующим фрагментом «Казанской истории» (см. главу 70), заимствованным из троицкой «Повести».

[41] «И будет едино стадо и един пастырь». — Иоанн. 10, 16.

[42] Не остави мене, Господи Боже мой, и не отступи от мене, вонми в помощь мою! — Пс. 37, 22—23.

[43] Богородицын хлеб — часть просфоры, поставляемой во время литургии на горнем месте за престолом; в монастырях над частью этой просфоры, отделенной в честь Богородицы, после службы и окончания братской трапезы совершался Чин возвышения панагии.

[44] Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми подщися! — Пс. 69.2.

[45] И се внезапу вторый подкоп тако же сотвори... что за градом многия люди со града сметашася... — Этот текст восстановлен по рукописи БАН, 32.8.3; в издаваемом списке он утрачен.

ПЕРЕВОД

СКАЗАНИЕ О ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ, КАКУЮ ВСЕМИЛОСТИВЫЙ БОГ ОКАЗАЛ РАБУ СВОЕМУ БЛАГОЧЕСТИВОМУ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ИВАНУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЗА ПОБЕДУ ЕГО НАД САРАЦИНАМИ И ВЗЯТИЕ КАЗАНИ

 

Приидѣте, отцы и братия, и услышите духовную повесть, еже сотвори всемилостивый Богъ, и помилова раба своего — благочестиваго и благороднаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, самодержца всея Руския земля. И прежде всѣх васъ молю, духовныи отцы и братия, да молите премилостиваго Бога, да дастъ ми разум Богъ на отверзение устом моим, да молитвами пречистыя Богородица и всѣх святых, и всѣхъ руских чюдотворцов, и великого чюдотворца нашего и помощника, и заступника преподобнаго игумена Сергия и ученика его преподобнаго Никона чюдотворца, да и вашими — духовных отецъ и братия молитвами се уже начинаем писати.

Придите, отцы и братия, и услышьте духовную повесть о том, что сотворил всемилостивый Бог и как помиловал он раба своего — благочестивого и благородного царя и государя и великого князя Ивана Васильевича, самодержца всей Русской земли. Но прежде всех вас молю, духовные отцы и братия, молите всемилостивого Бога, дабы вразумил он уста мои, и вот молитвами пречистой Богородицы и всех святых, и всех русских чудотворцев и великого нашего чудотворца, заступника и помощника преподобного игумена Сергия и ученика его преподобного Никона Чудотворца, да и вашими, духовные отцы и братия, молитвами уже начинаем писать.

 

Пишет бо в Божественном Писании, яко тайну цареву добро есть хранити, а дѣла Божия преславно есть проповѣдати;[1] аще кто тайны царевы не хранитъ, от земного царя смертию осужаетца, аще же дѣл Божиих и великия его милости не проповѣдуемъ, не токмо беду души своей наносимъ, но и вѣчным мукам себе предаем, се душевная беда еже вѣчно мучитися. Аз же, окаянный, сея душевныя бѣды убоявся и написал сию милость Божию, еже сотвори Богъ на православном государи нашем и на всѣхъ православных крестиянех, понеже азъ, грешный, таковых чюдес Божиих ово слышати сподобихся от самого самодержца и благочестиваго царя нашего, ово же и своима очима видѣхъ.

Написано ведь в Божественном Писании, что тайну цареву подобает хранить, а дела Божии преславно проповедовать: если кто тайну царскую не хранит, земным царем на смерть осуждается, если же дела Божии и великие его милости не проповедуем, то не только вред душе своей наносим, но и вечным мукам себя предаем, ибо душевная беда — вечно мучиться. Я же, окаянный, этой душевной беды устрашился и написал о той милости Божьей, какую оказал Бог православному государю нашему и всем православным христианам, поскольку я, грешный, о таковых чудесах Божиих удостоился кое-что слышать от самого самодержца и благочестивого царя нашего, а кое-что и своими глазами видел.

 

НАЧАЛО СВИЯСКОМУ ДѢЛУ

НАЧАЛО СВИЯЖСКОГО ДЕЛА

 

В лѣто 7059. Великий въ благочестии и великий в державныхъ, Богом почтенный царь и государь и великий князь Божиею милостию Иванъ Васильевичь всеа Русии самодержецъ видѣвъ убо христианство пленено и многи крови християнския проливаемы, и многим церквам святым запустѣние. От кого убо сия бысть нестерпимыя бѣды? Глаголю же, яко сия бысть злая вся от безбожных казанскихъ срацын.

В лето 7059 (1551). Великий в благочестии и великий среди державных, Богом почтенный царь и государь и великий князь Божиею милостию Иван Васильевич всей Руси самодержец видел, что христианство пленено и много крови христианской проливается, и многие церкви святые пребывают в запустении. От кого же такие нестерпимые беды? Говорю, что все это зло от беззаконных казанских сарацин.

 

Не стерпѣ убо она благочестивая и Богомъ возлюбленная благочестиваго нашего царя душа в сицевых бедах християнству быти, и глаголетъ к себѣ сицевая: «Всемилостивый убо Богъ молитвами пречистыя матери его и всѣх святых и наших руских чюдотворцовъ молитвами устроил мя земли сей православной и всѣмъ людем своим царя, и пастыря, и вожа, и правителя, еже правити ми люди его въ православии непоколебимым быти и еже пасти ми ихъ от всѣхъ золъ, находящих на ны, и всякия нужи их исполняти; а еже от Бога царь азъ имъ бысть, онѣм убо имѣти страх мой на себѣ и во всѣмъ послушливом быти, и страх и трепетъ имѣти имъ на сѣбе, яко от Бога ми власть над ними и царьство приимшу, а не от человѣкъ».

Не стерпела тогда благочестивая и Богом возлюбленная благочестивого нашего государя душа таких для христианства бед, и говорит он себе так: «Всемилостивый Бог молитвами пречистой его матери и всех святых, и наших русских чудотворцев молитвами сделал меня земли этой православной и всех подданных своих царем, и пастырем, и наставником, и покровителем для того, чтобы содержать мне народ его непоколебимым в православии и оберегать тех, кого пасу, ото всех бед, случающихся с ними, и удовлетворять всякие их нужды: онb же — поскольку я им от Бога царь, должны меня бояться и во всем послушными быть, и страх и трепет иметь в душе, ибо Богом дана мне власть над ними и от него принял я царство, а не от людей».

 

Сия убо нашъ царь и государь и великий князь глаголетъ. Воистинну есть пастырь добрый, душу свою полагаетъ за овца! Въспрос: «От кого убо навыклъ еси, благочестивый царю и государю великий княже Иванне? Хощемъ убо мы, нищии твои, разумѣти твоих царьских словес, яко тако хощеши». Отвѣтъ: «Разумѣйте убо моихъ словес силу, азъ убо вижу пленены, мечемъ иссѣцаемы християнѣ. Аще азъ своим воинствомъ за них не подвигнуся пострадати, како нарекуся пстырь добрый, иже душу свою полагаетъ за овца? Который ли отвѣтъ дамъ пастырем начальнику — Исусу Христу, Богу моему, яко той положи душу свою за словесныя овца? Се убо разумѣйте вси, яко возлагаю упование мое на вседержителя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и на пречистую Богородицу, и рать всѣх святых, и рать воинства составляю, и на нечестивых ополчаюся».

Вот что говорит наш государь царь и великий князь. Воистину он пастырь добрый, душу свою отдает за овец! Вопрос: «У кого научился ты всему этому, благочестивый царь государь и великий князь Иван? Хотим ведь мы, смиренные твои, уразуметь смысл царских твоих речей, чего и сам ты желаешь». Ответ: «Уразумейте слов моих силу, ибо вижу я плененных и мечом посеченных христиан. И если я со своим воинством за них не решусь пострадать, как же назовусь пастырем добрым, который душу свою полагает за овец? Какой ответ дам первому из пастырей — Иисусу Христу, Богу моему, который сам положил душу свою за словесных овец? Так узнайте же все, что возлагаю я надежду мою на вседержителя Бога, Отца и Сына и Святого Духа и на пречистую Богородицу, и на рать всех святых, собирая войско, и на нечестивых выступаю в поход».

 

Посылает убо благочестивый царь[2] и государь и великий князь Иванъ Васильевич, всеа Русии самодержецъ, царя Шигалѣя Шиговлѣяровича[3] и воевод к Казани: болярина и воеводу князя Юрья Михайловича Булгакова[4] да болярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского,[5] да болярина и дворетцкого московского Данила Романовича[6] и иных многихъ воевод и с ними многихъ людей. И повелѣ царь и государь в полцех быти воеводам: в большом полку был князь Юрьи Михайлович Булгаковъ, да Данило Романович, да в передовом полку князь Петръ Андрѣевич Булгаковъ, да Иван Федорович Карповъ, в правой рукѣ Иванъ Петрович да князь Давыдъ Палетцкой; в лѣвой рукѣ Григорей Морозов да князь Ондрѣй Васильевич Ногаев; в сторожевом полку Иванъ Ивановичь Хабаров да Долмат Федорович Карповъ. И повелѣ имъ на Свияге рецѣ город поставити.

Посылает тогда благочестивый царь и государь и великий князь Иван Васильевич, всей Руси самодержец, царя Шигалея Шиговлеяровича и воевод к Казани: боярина и воеводу князя Юрия Михайловича Булгакова, да боярина и воеводу Семена Ивановича Микулинского, да боярина и дворецкого московского Данила Романовича и прочих многих воевод и с ними многих людей. И повелел царь и государь так распределиться по полкам воеводам: в большом полку находился князь Юрий Михайлович Булгаков и Данило Романович; в передовом полку — князь Петр Андреевич Булгаков и Иван Федорович Карпов; <в полку> правой руки — Иван Петрович и князь Давыд Палицкий; левой руки — Григорий Морозов и князь Андрей Васильевич Ногаев; в сторожевом полку — Иван Иванович Хабаров и Долмат Федорович Карпов. И повелел он им на реке Свияге поставить город.

 

Онем же пришедшимъ к Казани, и по Волзе, и до Камы, и в Каме на многие версты вси пути у казанцев отъяша и Божиею помощию город на Свияге поставиша и в нем церковь во имя пречистые Богородицы славнаго ея Рожества, и церковъ великого чюдотворца Сергия. И видѣвше нечестивии, яко таково утеснение николи им бываше никогда же, и начаша многие приѣзжати к воеводамъ и бити челом, чтоб царь и государь князь великий ихъ пожаловалъ — далъ им царя Шигалѣя и велѣл бы им себѣ служити; воеводы же ихъ послаша к Москве государю бити челом. Царь же государь и великий князь Иван Васильевичь слышал от нечестивых сия и царя им дав Шигалилѣя,[7] и многими ихъ своими царьскими жаловании издоволи.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!