ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ 12 страница



[29] Королю же литовскому Степану под Луки Великия пришедшу... — 27 августа польско-литовская армия подошла к Великим Лукам. 28 августа в лагерь Батория прибыли московские великие послы. Условия мира (Иван Грозный уступал только те города в Ливонии, которые уже были в польских руках, и часть западнорусских городов, взятых Баторием, но требовал обратно Полоцк) не были приняты Баторием, он требовал кроме уже захваченных городов Псков и Новгород.

[30] ...предаде Богъ сему агаренину Луки Великие и со окрестными грады... — 5 сентября, после сильного пожара в городе, Великие Луки были захвачены войсками Батория. Вслед за ними взяты Невель, Озерище, Заволочье.

[31] ...извычнии его гетманы с подручными имъ мертвотрупабиядателными псы... — Это один из самых сложных образов в «Повести»; возник он, вероятно, не случайно. В Послании Ивана Грозного к Стефану Баторию говорится, что, взяв город Сокол, воины Батория поступили с мертвыми русскими боярами «собацким обычаем», «выбирая воевод и детей боярских лутчих мертвых, да у них брюха възрезывали, да сало и жолчь выимали как бы волховным обычеем».

[32] ...въ царствующем граде Москвѣ, в соборной церкви Пречистыя Богородицы... — Успенский собор в Кремле, здесь хранилась икона Владимирской Богоматери, почитавшаяся как общерусская святыня.

[33] Пригород — город, находящийся в определенной административной зависимости.

[34] Во иныя же страны и во многие языки молебносовещателными грамоты... посылает... — По окончании военной кампании 1580 г. Баторий сразу же начал готовиться к летнему походу следующего года. Он обратился к Георгу Фридриху, герцогу Прусскому, и курфюрстам Августу Саксонскому и Иоганну Фридриху Бранденбургскому с просьбой о денежной помощи. Вел переписку со шведским королем, который побуждал Стефана к войне против московского царя, с князем Трансильванским Христофором о наборе венгерских всадников и пехотинцев. Письменное поручение о наборе немецких солдат было дано Фаренсбеку (Гейденштейн, с. 162—163, 172, 177—178).

[35] ...якоже хитрословцы научат и пишут... гонит верблюда. — Автор цитирует переводную повесть «Стефанит и Ихнилат», она построена в форме бесед царя и философа, который рассказывает царю занимательные истории, дидактически их истолковывая (см. наст. изд., т. 8, с. 210—273).

[36] Первие, зѣло превеликого сказываху, паче же четвероограденъ всекаменными стенами... Чрез сего великого града... рецѣ текущей скрозѣ каменныя стѣны... — Участник похода Батория Пиотровский писал в своем дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеною, за нею красуются церкви, как густой лес, все каменные; домов за стенами не видно» (Пиотровский, с. 92, 94). В XVI в. город опоясывали четыре ряда крепостных стен, общей протяженностью около 10 км. Окольная стена защищала и Запсковье, район за рекой Псковой. Доступ в город по реке преграждали Верхние и Нижние решетки, представляющие собою стену с арочными проемами — «водобежными воротами», которые закрывались бревенчатыми, окованными железом решетками, так что действительно создавалось впечатление, что река течет «скрозб каменныя стбны».

[37] И всяких наемных людей 60 000, а своих у него людей собрано 40 000... — Численность королевской армии преувеличена автором «Повести».

[38] ...якоже древний горделивый Сенахирим... — Излагается библейская легенда о чудесном избавлении Иерусалима от войск ассирийского царя Сеннахирима (Ис. 36; 37).

[39] Король же литовский Степан... начата полки розряжати, коим его великим паном и гетманом в коем полку воиводами быти. — В походе Стефана Батория на Псков командные должности занимали известные польские, литовские, венгерские военачальники, многие из них уже проявили себя в русских походах прошлых лет. Среди них особое место занимала семья Радзивиллов, крупных литовских магнатов: Николай Радзивилл — воевода виленский, великий гетман литовский (с 1578 г.), пользовавшийся большим политическим авторитетом; Христоф Радзивилл, сын Николая, — участник всех войн Батория, за воинские таланты получил прозвище «Гром», стал впоследствии великим гетманом литовским, во время осады был гетманом надворным, кастеляном Трокским; его брат — Николай Радзивилл был воеводой Новогрудским. В походе участвовали также Николай Христоф Радзивилл, великий маршалок Литовского княжества, и Альберт Радзивилл (в «Повести» он назван Онбрихтъ Радив), надворный маршалок литовский. Николай Сапега выполнял ответственные дипломатические поручения, участвовал в посольствах к Ивану Грозному. Ян Дорогостайский проявил себя во время полоцкого похода и командовал гарнизоном Полоцка после взятия города. Филон Кмита — весьма успешно действовал под Смоленском в 1579 г., был начальником гарнизона в Великих Луках, в 1580— 1581 гг. им и Николаем Радзивиллом Младшим были завоеваны Холм, Русса. Евстафий Волович в разное время был подканцлером литовским, кастеляном Трокским, Виленским. Ян Кишка (в «Повести» ошибочно Ян Тишка) — жмудский староста, королевский кравчий, часто выполнял посольские поручения, в частности вел переговоры с московскими послами под Великими Луками.

[40] В болшом полку поставляет пана канцлѣра, гетмана великого польского... — Великим гетманом был назначен в 1581 г. Ян Замойский (1541—1605). Он пользовался большой известностью на родине и в Западной Европе, имел репутацию хорошего администратора, славился образованностью, красноречием, бескорыстием. Был инициатором походов на русское государство.

[41] ...королю Степану... на рубежи Руския земля пришедшу... на Вороноч город пришол... — Королевская армия двинулась на Псков из Полоцка 21 июля через Заволочье, где стояла до 3 августа, затем Воронич, который был взят еще в декабре 1580 г. Воронич — город-крепость на юге псковской земли, ныне Пушкиногорский район, один из самых крупных в XVI в. пригородов Пскова.

[42] Поприще — мера длины, равная приблизительно версте.

[43] ...король... под Остров пригород пришол... — Город Остров, расположенный на реке Великой, был хорошо укрепленной крепостью, 21 августа, после того как была разбита часть крепостной стены, город был взят войсками Батория.

[44] Ручница — ручное огнестрельное оружие.

[45] ...литовскому воинству, пришедшу за пять поприщъ до Пскова града. — Первые отряды королевской армии, которыми командовал племянник Батория Балтазар, появились у Пскова 18 августа.

[46] Государевы же бояре и воеводы противу выласку сотворяют. — Первая вылазка была 24 августа, о чем подробно рассказал в своем дневнике Пиотровский: «Скоро слезли с лошадей и не успели еще раскинуть шатров, как Радомский поспешил известить гетмана, что русские, сделав вылазку, сильно теснят воеводу Брацлавского, который с венгерцами проник до самого города. Не обошлось у нас без смятения. Гетман не дослушал даже обедни и в суматохе долго не мог дождаться коня, так как его отряд еще не пришел к месту стоянки. Он послал отряды на помощь» (Пиотровский, с. 92).

[47] ...в начале индикта, сентября въ 1 день начальный девятодесятаго лѣта, под седьмою тысещею... — По старому счету времени новый год начинался с 1 сентября.

[48] Туры — большие плетеные корзины, засыпаемые землей, для защиты от ядер и пуль.

[49] ...в Угол, во храм Пречистыя Богородицы... — В нескольких метрах от Покровской башни расположена церковь Покрова Богородицы (осн. в XIV в.) бывшего Покровского мужского монастыря. Это место, где крепостные стены сходятся под острым углом, вершиной которого является Покровская башня, издавна называлось «Углом».

[50] ...и около всего Пскова града, на Болшой Окольной стены и в Середнем городе... — Пояса крепостных стен разделяли Псков на части — Кремль, Довмонтов город, Средний город, Окольный город, соответствующие названия носили и стены — Довмонтова, Средняя, Окольная.

[51] Охаб — захаб, изогнутой формы каменный коридор за внутренней стороной ворот, с бревенчатыми боевыми настилами наверху, служил для надежной защиты ворот.

[52] «Блажени бо... плод своих снѣдят». — Пс. 127, 1—2.

[53] «Услышите сия... вкупе богат и убог». — Пс. 48, 1—2.

[54] «Богъ нам прибѣжище... не убоимся»... — Пс. 45, 1—3.

[55] «Велий Господь... заступаетъ и». — Пс. 47, 1—5.

[56] «Богъ оставил есть его... избавляя и». — Пс. 70, 11.

[57] ...Оботуре Степане... — Автор иронически обыгрывает близкие по звучанию слова Баторий-Обатур. Обатур — в псковских говорах обозначает «гордец», «нахал».

[58] «Господь сил с нами... Богъ Ияковль». — Пс. 45, 8, 12.

[59] ... «яко во смирении нашем... от враг наших». — Пс. 135, 23—24.

[60] Раскат — насыпь или помост для установки орудий.

[61] ...нахожения ради Темиря-Аксака царя... — Избавление от нашествия Тимура на Русь в 1395 г. (захватив Елецкое княжество, он повернул назад) приписывалось заступничеству Владимирской иконы Богоматери, перенесенной из Владимира в Москву (см. Повесть о Темир-Аксаке в наст. изд., т. 6, с. 230—241).

[62] ...яко именитого Колтыри... — Прозвище Тимура — Аксак по-тюркски означает «хромец». Слово «Колтырь» образовано от глагола колтать — колтыхать, имеющего значение «хромать, ковылять».

[63] ...зде же по Печерскую икону. — Особо почитаемой в Псково-Печерском монастыре была икона Успения Богородицы. Готовясь к обороне города, икону перенесли из монастыря в Псковский Троицкий собор. Во время осады с нею совершали крестные ходы на места пролома.

[64] ...князя Доманта и Микулу, иже Христа ради уродивого... — Дов-монт 33 года княжил в Пскове (1266—1299), под его руководством псковичи неоднократно одерживали победы над Литвой и Ливонским орденом. Почитался псковичами как патрональный святой, защитник города. Николай Салос — псковский юродивый (ум. в 1576 г.). Предание приписывает Николаю спасение города от кровавых расправ Ивана Грозного в 1570 г.

[65] «Яко силнии враги... исполнены благъ». — Ср.: 1 Цар. 2, 4—5.

[66] «Не помянетъ Господь... гнѣвъ». — Ср.: Иона. 3, 9.

[67] «Аще весь мир... измѣну на души своей». — Мф. 16, 26.

[68] Чеснок — заграждение из вбитых в землю под углом острых кольев.

[69] «Кая польза... безчестие...» — Ср.: 2 Кор. 6, 14—15.

[70] «Аще Богъ по нас... на нас!» — Рим. 8, 31.

[71] ...образ ...великого мученика Дмитрия Селунского... — Икона Дмитрия Со-лунского, воина, спасшего от врагов свой родной город Солунь, особо чтилась псковичами; ее заступничеству приписывались победы и военные удачи псковичей, в частности разгром немецких рыцарей на Чудском озере Александром Невским в 1242 г.

[72] ...повелевает на осаду в прибавку... пройти во Псков град головѣ стрелецкому Федору Мясоѣдову... — Гейденштейн и Пиотровский сообщают о двух больших отрядах, пытавшихся пробраться в Псков 3 и 7 октября. Первый отряд во главе с Никитой Хвостовым был замечен поляками и разбит. Хвостов попал в плен. Относительно второго отряда, который возглавлял Ф. Мясоедов, Пиотровский сообщает, что 150 человек были взяты в плен, несколько десятков убиты, остальные (всего их было 700) спаслись, возможно, проникли в город. По Гейденштейну, из отряда Ф. Мясоедова было убито 150 человек, 60 взято в плен, а 300 проникло в город.

[73] ...римского латинского папы протопопъ Антоней. — Под влиянием военных неудач Иван Грозный еще в 1580 г. обратился к папе римскому с просьбой о мирном посредничестве между Польшей и Россией. Встречные предложения Москвы об антитурецкой лиге вызвали интерес в Ватикане, и папа Григорий XIII послал с миссией посредника иезуита Антонио Поссевино (1534—1611). 13 июня 1581 г. Поссевино прибыл в Вильно к Баторию, 18 августа был в Старице у Грозного. Деятельность Поссевино в некоторой степени облегчила заключение мирного договора между Баторием и Грозным.

[74] ...гордыя Господь... возносит! — Ср.: Пс. 146, 6.

[75] ...Игнилатово лукавства... восприемлет... — Автор Повести сравнивает Поссевино с Ихнилатом, героем переводной повести «Стефанит и Ихнилат», — лукавым, хитрым, льстивым царедворцем (см. наст. изд., т. 8, с. 210—273). Хитрость Поссевино и его двойную роль в переговорах отмечали многие современники — и польские, и русские.

[76] «Жестоко ти есть противу рожна стояти!» — Деян. 26, 14.

[77] «Аще Богъ по нас, ты ли на нас?!» — Ср.: Рим. 8, 31.

[78] ...о пленении Иерусалима Титом... — Тит (Флавий Веспасиан) — римский полководец и император, во время Иудейской войны (66—73 гг.) разрушил Иерусалим. Подробно об этих событиях рассказывается в «Повести об Иудейской войне» (см. наст. изд., т. 2, с. 254—293). Возможно, говоря о «писании», автор «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков» имел в виду именно это произведение.

[79] «Нѣсть языка... царьство християнское»... — Ср.: Деян. 4, 12.

[80] ...«упразнитца всяко начало... Отцу». — Ср.: 1 Кор. 25, 24.

[81] «Егоже бо любит Богъ... егоже приемлет». — Притч. 3, 12.

[82] ...«но претерпѣвый, рече, до конца и спасетца». — Мф. 24, 13.

[83] «И убо пришед, сынъ человеческий... умаления вѣры». — Ср.: Лк. 18. 8.

[84] «Многи скорби праведным... Господь». — Пс. 33, 20.

[85] «Потерпи Господа... наслѣдити землю». — Пс. 36, 34.

[86] Всѣх же тѣх вылазок из града 46... — Тот факт, что псковичи совершали частые и успешные вылазки, подтверждается свидетельствами с польской стороны. В дневнике Пиотровского, который кончается записями 15 декабря, зафиксировано 20 вылазок.

[87] ...пришол из литовского воинства руской полоненик во Псков, а принес с собою велик ларец... сицевым образом хотяше уморити. — По свидетельствам участников событий, послать в Псков ящик, начиненный порохом, предложил офицер Остромецкий. Он сблизился с пленным русским, уверив его, что он, Ганс Миллер, служил раньше вместе с Фаренсбеком (реальное лицо, маршалок датского короля, был на службе у Грозного, затем перешел к Баторию) у московского царя, помнит милости царя и хочет вновь перейти к нему на службу, но вперед себя посылает ларец, который просит не вскрывать, а если его все же захотят вскрыть, то пусть сделают это в присутствии И. П. Шуйского. Пленный исполнил все, как ему было сказано (см.: Коялович, с. 577—578, 689— 691; Гейденштейн, с. 250—252).

[88] «Праведный бо, рече, живъ будет»... — Рим. 1, 17.

[89] «Се даю вам власть... не вредит». — Лк. 10, 19.

[90] ...что государевы послы по государеву приказу с королевскими послы мир учинили. — Мирные переговоры между польскими и русскими послами начались 13 декабря в деревне Киверова Гора, в нескольких километрах от Яма Запольского, и продолжались больше месяца. 15 января было заключено перемирие на 10 лет.

[91] ...великия княгини Олги... — Память Ольги (ум. в 969 г.) особо чтили в Пскове, так как согласно преданию она была псковитянкой.

[92] Евфросин — основатель Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом, ум. в 1481 г.

[93] ...имя же ему есть сие... — Автор Повести применил тайнопись, основанную на цифровых значениях букв русского алфавита: «единица дважды» — 1 X 2 = 2 = в; «со единем» — 1 = а: «пятьдесятница же усугубити дважды» — 50 X 2 X 2 = 200 = с; «четверица сугуба» — 4x2 = = 8 = и; «и тридесятница» — 30 = л; «с пятерицею» — 5 = е; «совершает же ся десятерицею» — 10 = і; «и всѣх обрящеши писмен семь» — и всего в имени семь букв, то есть — Василей.

[94] «Друг другу... закон Христовъ» — Гал. 6, 2.

Во второй половине XVI в. Русское государство вело напряженную войну с Литвой, Польшей, Ливонским орденом, Швецией за выход к Балтийскому морю. В начале Ливонской войны (1558—1583 гг.) русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. В походах 1579—1581 гг. он отвоевал ливонские земли, занятые ранее войсками Ивана Грозного, и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал Псков. В августе 1581 г. польско-литовская армия осадила город, надеясь на скорую победу. В течение пяти месяцев воины Батория безуспешно пытались взять Псков. Мужество и стойкость псковичей, остановивших под стенами своего города противника, разрушили планы Батория и позволили России достойно, без ощутимых потерь выйти из войны. О героической обороне Пскова, во многом определившей исход Ливонской войны, и рассказывает «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». «Повесть» была написана по горячим следам событий, в 80-е гг. XVI в., жителем города Пскова иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником обороны (хотя и не пишет об этом прямо), возможно, был близок к И. П. Шуйскому, главному герою обороны, и имел доступ к документам из его канцелярии. Почти все подробности и детали в рассказе Василия об осаде и обороне города находят подтверждение в других источниках этого времени, русских и польских. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» интересна и ценна не только точностью описания исторических событий. Это художественное произведение, и по своим идеям и эстетическим достоинствам «Повесть» относится к числу лучших памятников древнерусской литературы на воинскую тему. Высокие чувства переполняли автора: горячая, непритворная любовь к родине, родному городу Пскову, прекрасному, величественному, удивление и преклонение перед героизмом псковичей, бояр и воевод, их умом и мастерством. Искренность и глубина патриотизма роднит «Повесть» прежде всего с такими воинскими и историческими произведениями, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о Темир-Аксаке», «Казанская история» и другие, эти памятники связаны друг с другом и литературными традициями.

В историческом повествовании конца XVI — начала XVII в. начинают намечаться новые тенденции. Но «Повесть о прихожении Стефана Батория» традиционна и во взглядах на мир, и в манере повествования. Автор «Повести» по-прежнему объясняет события «попущением Божиим за грехи наши», по-прежнему для него существуют только две краски в изображении человека — черная и белая, он пытается дать зарисовки психологических состояний героев, но делает это в духе исторических повествований XV—XVI вв., традиционно абстрактно, вкладывая в их уста приличествующие случаю монологи, речи, молитвы. Манера повествования Василия риторична, витиевата. Ему, как и многим другим писателям этого времени, свойственна любовь к сложным составным словам, замысловатым выражениям, повторам слов с одним корнем, длинным предложениям с множеством однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, что придает стилистическому строю «Повести» тяжеловатую торжественность. Своеобразная величественность и монументальность формы подчеркивают значительность содержания произведения, посвященного важной для государства победе русских войск.

«Повесть» послужила источником для описания событий 1581 г. в летописях и в «Повести о Псково-Печерском монастыре»; она дошла до нас более чем в 40 списках. Издается «Повесть» по списку XVII в. — РНБ, собр. СПб. Дух. Ак., № 302; пропущенный в списке фрагмент текста «видя же таковое к себѣ... душю свою отщетит» восполняется по списку РНБ, собр. Погодина, № 1629, XVII в., по этому же списку и по изданию В. И. Малышевым Вязниковского списка («Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». М.; Л., 1952) делаются и другие дополнения и исправления, они отмечены курсивом. Опускаются при издании читающиеся на полях рукописи заголовки (их немного), определяющие содержание фрагментов. Многочисленные описки писца рукописи исправляются после проверки по другим спискам и отмечаются в тексте курсивом.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!