ЖИТИЕ МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО 1 страница



Подготовка текста и комментарии Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко

ВСТУПЛЕНИЕ

Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских — памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского.

О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт.

О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV—XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей.

Мартиниан общался с такими книжниками XV—XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

Мартиниан играл заметную роль в политической жизни своего времени. Согласно Житию, он вдохновлял великого князя московского Василия II Васильевича Темного на борьбу с его двоюродным братом Димитрием Шемякой за великокняжеский престол.

Умер Мартиниан в Ферапонтовой монастыре в 1483 г., над его ракой на южной внешней стене собора Рождества Богородицы замечательные художники рубежа XV—XVI вв. Дионисий с сыновьями, расписавшие собор внутри, поместили фреску с изображениями Ферапонта и Мартиниана.

Житие Мартиниана существует в двух редакциях; причем вторая была написана вскоре после первой, в ней добавлены чудеса, происходившие у гроба святого. Житие Ферапонта тоже до нас дошло в двух редакциях, вторая была напечатана в Прологе, изданном на Московском печатном дворе в 1662 г.

Впервые (исключая проложное Житие Ферапонта) эти жития издавались в 1991 г. небольшим тиражом (Ферапонтовский сборник. М., 1991. С. 359—400).

Тексты житий (Житие Ферапонта в первой редакции, а Житие Мартиниана — во второй редакции) публикуются здесь по их старейшему известному списку — РНБ, Софийское собр., № 467, 60-е гг. XVI в., л. 14—120.

ОРИГИНАЛ

МЕСЯЦА ГЕННУАРИЯ ВЪ 12 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО МАРТИНИАНА БѢЛОЕЗЕРСКАГО, УЧЕНИКА СВЯТОГО КИРИЛА ЧЮДОТВОРЦА

МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 12 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАРТИНИАНА БЕЛОЗЕРСКОГО, УЧЕНИКА СВЯТОГО КИРИЛЛА ЧУДОТВОРЦА

Богъ всемилосердый не навыче презирати угодникъ своих, молящихся Ему и служащихъ день и нощь, но всегда бывает печалным утѣшение, сирымъ отецъ, нищимъ питатель, вѣренъ бо есть заступати притѣкающих к Нему. Сице и сего услыша моление раба Своего Ферапонта, якоже иногда древле израильтяном сътвори (взятъ от них Моиссиа пророка и дасть имъ в него мѣсто Исуса Наввина пещися ими и промышляти),[1] такоже и здѣ сицевым образом сътвори: аще изволи милость его взяти от насъ Ферапонта, тогда же, часа того посла в него мѣсто преподобнаго Мартиниана, ученика святаго Кирила чюдотворца, о немже нынѣ намъ слово предлежит (аще и медлено видится исшествие, но скоро на истину прииде). И служителя того крѣпка Пречистѣй Богородици, Матери своей, постави еа святыми молитвами.

У Бога всемилосердного не в обычае презирать угодников своих, молящихся и служащих ему день и ночь, но всегда оказывается Он для печальных утешителем, для сирых отцом, для нищих кормильцем, ибо верный заступник Он тех, кто обращается к Нему. Так услышал Он и мольбу этого раба Своего Ферапонта и сделал — как некогда в древности израильтянам: взяв у них пророка Моисея, дал им вместо него Иисуса Навина, чтобы тот пекся и заботился о них. Так же и здесь таким же образом Он поступил: хоть и изволила милость Его взять у нас Ферапонта, но тогда же, в тот же час послал на его место преподобного Мартиниана, ученика святого Кирилла чудотворца. О нем — лежащее теперь перед нами слово (хоть и медленным кажется исход, но скор к истине приход). И верным служителем Пречистой Богородицы, своей Матери, поставил Он его ее святыми молитвами.

О рождении святаго

О рождении святого

Съ преподобный отець нашь Мартинианъ родися[2] от благочестиву и христиану родителю, и крестишя ѝ въ имя Отца и Сына и Святаго Духа и нарекошя имя ему въ святомъ крещении Михаилъ.

Преподобный сей отец наш Мартиниан родился у благочестивых родителей-христиан, и крестили они его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарекли имя ему во святом крещении Михаил.

Устрабившу же ся отроку, и прочее растущу ему въ всякомъ благоговѣинствѣ и чистотѣ и просвѣщеном разумѣ, в послушании родитель своих, и бывшу ему уже в разумѣ о учении грамотномъ, и не обрѣте доволна пекущегося о немъ на таковое устроение. Всѣхъ же насъ промысленикъ и строитель животу человѣчьскому Богъ всемилосердый изволи попещися о отроцѣ семъ: приведе его нѣкогда в руцѣ угодника своего блаженнаго Кирила.

Когда же отрок подрос, и дальше возрастал во всяком благоговении и чистоте, в просвещенном разуме и в послушании у своих родителей, и был уже достаточно разумен, чтобы учиться грамоте, не оказалось человека, который позаботился бы о том, чтобы это устроить. И тогда промышляющий обо всех нас и устраивающий человеческую жизнь всемилосредный Бог изволил Сам позаботиться об этом отроке: привел его однажды в руки угодника Своего, блаженного Кирилла.

И еще ему сущу от млады връсты, сродници же его, приведше, поставишя его близъ святаго. Отрокъ же, видѣ его акы аггела стоаща и разсматряюща юность его, недовѣдѣ что ино глаголати, токмо умиленно падаше на нозѣ святаго: «Възми мене, господине, к себѣ», — глаголаше. Блаженный же видѣ юннаго умилена стоаща, милосердова о немъ, зжаливъси, акы отець благоютробный, и поразумѣ благородие душа его, с радостию приатъ его яко Богомъ предана ему суща.

Еще совсем юного родственники привели и поставили его перед святым. И пока тот стоял и размышлял над его молодостью, отрок смотрел на него, как на ангела и, не зная, что еще сказать, пав к ногам святого, умиленно говорил одно: «Возьми меня, господин, к себе». Блаженный же, видя умиление мальчика, смилостивился над ним, сжалился, как добрый отец, и, почувствовав благородство его души, с радостью принял его как врученного ему Богом.

И в та времена прилучися — близ обители святаго человѣкъ нѣкый живяше, имя ему Олеш Павловъ, диакъ монастырскый.[3] Дѣло его бѣаше книгы писати и учити ученикы грамотныа хытрости, и зѣло искусенъ сый таковому художьству. Сего Кирилъ призвавъ, рече ему: «Друже, сътвори ми любовь Божию: научи ми отрочка сего грамотѣ, егоже видиши. Да и се ти глаголю пред Богомъ: съхрани его, яко зѣницю ока, въ всякой чистотѣ». Он же, вземъ благословение от святаго и отрока, начат усердно прилежание о немъ творити. И въскорѣ Божиею благодатию научи его грамотнѣй хытрости доволно и спѣшно, яко всѣмъ дивитися скорому его научению: акы въ снѣ шествие преидоша молитвами святаго. И приведе его учитель его, предасть ѝ в руцѣ преподобнаго. Святый же вземъ у него отрока и благослови его и отрока.

А в то время случилось, что поблизости от обители святого жил некий человек по имени Олеш Павлов, монастырский дьяк. Делом его было книги писать и учить учеников искусству грамоты, и он был в этом очень искусен. Призвав его к себе, Кирилл сказал ему: «Друг, сделай Божеское дело: выучи мне этого мальчика, которого ты видишь, грамоте. И вот еще что говорю тебе перед Богом: сохрани его, как зеницу ока, во всяческой чистоте». И тот, приняв от святого с благословением отрока, начал усердно с ним заниматься. И вскоре Божьей благодатью успешно и достаточно научил он его грамоте, так что все удивлялись скорости его учения: как во сне прошел он этот путь молитвами святого. И привел его учитель его, и вернул в руки преподобного. Святой же, взяв у него отрока, благословил их обоих.

И еще ему из младыа връсты сущу, искушаше и сматряаше его святый, кое предложение имать. И повелѣ ему святый книгамъ поучатися.[4] И опасно издавна опытавъ о немъ, — яко не от далныхъ странъ имать пришествие отрок, но от ближнихъ властей святаго, Сяма зовомо,[5] — видѣв же преподобный кротость и смирение юннаго, наипаче душевную чистоту и незлобие, възлюби его зѣло. Постризает его, и одѣвъ въ иноческаа, и нарече имя ему Мартинианъ. И сътвори его блаженный себѣ ученика, и въ своей келии жити повелѣ. И бысть ему любимый ученикъ.

И пока тот был еще мальчиком, испытывал и наблюдал его святой, (стараясь понять), к чему тот способен. И повелел ему святой изучать книги. Подолгу тщательно расспрашивая о нем — не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма, — увидел преподобный его кротость и смирение, особенно же душевную чистоту и беззлобность, и очень его полюбил. И постриг он его, и, одев в иноческие одежды, нарек ему имя Мартиниан. И сделал его блаженный своим учеником, и повелел ему жить в своей келье. И стал тот его любимым учеником.

Сего видѣвъ преподобнаго си отца, Мартинианъ възревнова доброму его житию, и всѣм умомъ повиновашеся ему, и опасно зряше аггельскаго того пребываниа, въ молитвах протяжное, безгнѣвное же, и въ трудѣхъ любомудреное. Видящи же его безмѣрныа труды, а и в толицей старости тако подвизающася, яко отнюдь нечесомуже падати от заповѣданыхъ, юноша же тщашеся вся събою та исправити, и тако бяше старцу повинуася, якоже аггелъ Христу. И велми радовашеся душею, благодарствуа бяше Бога, яко такову мужу святу вдасть его Господь Богъ в руцѣ в научение блаженнаго дѣланиа.

Глядя же, как живет его преподобный отец, Мартиниан поревновал его добродетельной жизни и, всем умом ему повинуясь, внимательно изучал ангельский образ его бытия, проходящего в долгих молитвах, безгневного, философски трудолюбивого. Видя безмерные труды человека, и в глубокой старости подвизающегося так, что совершенно не выпускал он из того, что подобало совершать, юноша старался и сам тому же научиться и повиновался старцу, как ангел Христу. И очень радовался он душой и благодарил Бога, что такому святому мужу в руки дал его Бог для научения блаженному деланию.

И сице постъ вмѣняаше, яко наслаждение нѣкое, и наготу, яко красное одѣание, и тако въздръжаниемъ томляше плоть свою, по реченному апостолу, «плоть изнуряа, душю же просвѣщаа». Моляше же и о семъ святаго, дабы ему постъ уставилъ выше трапезнаго времене юности ради. Преподобный же не попусти ему, но повелѣ ему з братиею хлѣбъ ясти, и сиа не до сытости.

И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, «плоть изнуряя, душу же просвещая». И просил он святого о том, чтобы тот установил ему пост далее времени трапезы ввиду его молодости. Преподобный же этого ему не позволил, но повелел ему с братией есть хлеб, пусть не до сытости.

Егда же блаженный Кирилъ в келии своей пѣние съвръшааше, сему повелѣваше поклоны творити. И сиа многажды бывааше и до времени клепаниа мало нѣчто дааше ему сна причаститися телесныа ради нужда. В соборѣ же тщаашеся прьвѣе всѣхъ обрѣстися на пѣнии и послѣ всѣхъ исхождааше.

Когда же блаженный Кирилл совершал в своей келье пение, он повелевал ему класть поклоны. И часто бывало, что до самого утреннего клепания лишь немного давал он ему сна причаститься ради телесной нужды. В соборе же Мартиниан старался оказываться на службе раньше всех и после всех уходил.

Егда же бяше помыслы когда стужати ему начинаахуть или разлѣнение, та онъ вся старцу своему съ страхомъ сказоваше, наипаче силою Животворящаго Креста и молитвами святаго вся сиа без вѣсти от него бывааху. И толико старцу служааше съ смирением и келию его храняше, яко и самому тому блаженному Кирилу радоватися о нем, и благодарити Господа Бога и Пречистую его Богоматерь, и глаголати братии: «Съ хощет, братие, искусенъ инокъ быти». Якоже и бысть святыми его молитвами.

А когда начинали одолевать его помыслы или лень, он обо всем этом со страхом говорил своему старцу, и тут же силой Животворящего Креста и молитвами святого все это у него бесследно исчезало. И с таким смирением служил он старцу и келью его сохранял, что и сам тот блаженный Кирилл радовался о нем, благодарил Господа Бога и Пречистую его Богоматерь и говорил братии: «Он, братья, будет искусным иноком». Что и осуществилось его святыми молитвами.

Бысть же у великаго того подвижника время немало, никоеа же своеа воля имый, токмо неразсуднаго послушаниа, посем же повелъниемъ святаго посылаемъ искуситися в службахъ в хлѣбню и в поварню. Он же тамо начатъ въздержатися, и вся чювства своа добрѣ храняше без зазрѣниа всякого, и съ смирениемъ всѣхъ послушаше, воду нося, и дрова сѣкый, и хлѣбы братиамъ принося, и от всѣхъ молитвы приемля и благословение, и всѣмъ припадаа съ смирениемъ многым, моля молити Бога о нем и Пречистую Его Богоматерь, и в келию отхождаше блаженнаго Кирила съ молитвою и молчаниемъ. И вѣру толику къ святому стяжа, не яко человѣка его, но яко аггела Божиа зрѣти, не бо грубо или что безумно глаголати пред нимъ, но всегда съ благословениемъ отходя, такоже и в келию приходя. Блаженный же възлюби его и толико его в келии дръжа, елико довлѣет его юность исправити.

Пробыл он у того великого подвижника немалое время, никакой своей воли не имея, слушаясь его без рассуждений, а потом повелением святого был послан испытать себя в службах в хлебне и поварне. Он и там стал вести воздержанную жизнь, все свои чувства хорошо сохраняя, совершенно безупречно, со смирением всех слушаясь, воду нося, дрова рубя, хлеб братии доставляя и от всех принимая молитвы и благословение, всем кланяясь с глубоким смирением, умоляя молиться о нем Богу и Пречистой Его Богоматери и с молитвой молча уходя в келью блаженного Кирилла. И такую веру обрел он в святого, что смотрел на него уже не как на человека, но как на ангела, и не говорил перед ним не слова грубого или неумного, но всегда благоговейно уходил и так же приходил в келью. И блаженный полюбил его и держал его в своей келье столько, сколько было нужно, чтобы его в его юности наставить.

Разумѣ же преподобный на нем Божию благодать, яко может и единъ в келии жительствовати. Святый же отпущает его съ молитвою и благословляет в жительство къ братии. Блаженный же Мартинианъ молитвами святаго си старца и тамо благостройно живяаше, вся заповѣданаа ему от старца съ страхомъ исправляаше.

Понял потом преподобный, что есть на Мартиниане Божья благодать, так что может он и один в келье жить. И святой с молитвой отпустил его и благословил жительствовать с братией. Блаженный же Мартиниан молитвами своего святого старца и там жил добрым образом, все заповеданное ему старцем со страхом выполняя.

Посемъ преподобный клирика его сътворяет[6] и, тако мало время згодивъ, в диаконство поставляет его съборнѣй церкви с ним служити. Он же вся службы церковныа с подобающим смирениемъ опасно сматряаше и прилѣжно печашеся ими съ многым смирением и благоговѣниемъ. Якоже видит отца творяща, тако и онъ тщашеся исправити, — наипаче младости ради, якоже и многым братиамъ, зрящимъ его смирение и трьпѣние, ползоватися от него и ревновати его добрымъ дѣломъ и глаголати: «Блажен братъ съ, яко такова подвижника сподобися ученикъ быти!» И въскорѣ исправися милостиею Божиею и преподобнаго молитвами и учениемъ.

Потом преподобный сделал его клириком, а немного времени спустя поставил его в дьяконы соборной церкви, чтобы с ним служить. И тот все церковные службы с подобающим старанием внимательно наблюдал и прилежно о них заботился с глубоким смирением и благоговением. Видел он, как совершает их отец, и сам старался так же исполнять, — потому особенно, что был молод, так что многие братья, видя его смирение и терпение, получали от этого пользу, подражали его добрым делам и говорили: «Блажен этот брат, что сподобился быть учеником такого подвижника!» И он быстро выучился, милостью Божией, молитвами преподобного и его научением.

Овии любяше его и моляаху Бога о нем, инии же завистию подстрѣкаеми, зазирающе ему, осуждааху, якоже многажды въ человѣцѣх бывает страсть сиа смущеннаа. Он же вся сиа Бога ради трьпяаше и ничтоже о сихъ вмѣняаше, якоже наученъ бысть от святаго старца вся Бога ради претрьпѣвати. На едина праведнаа сматряаше, тѣмъ поучаашеся, всѣхъ равно вмѣняаше и всѣхъ равно почитааше, съ смирением и любовию всѣм покаряшеся, и всѣхъ послушаше, и низко покланяшеся, и с любовию къ всѣмъ отвѣщавааше.

Одни любили его и молили Бога о нем, другие же, подстрекаемые завистью, порицали и осуждали его, ибо часто бывает, что людей смущает эта страсть. А он все это Бога ради терпел, никакого значения этому не придавая, так как был научен святым старцем все Бога ради претерпевать. На одних праведных он смотрел и тем себя воспитывал, считая всех равными, равно всех почитая, со смирением и любовью всем покоряясь, всех слушая, всем низко кланяясь и с любовью всем отвечая.

Что же по сих? На святѣмъ Кирилѣ изволися быти воли Божии, якоже и на всѣхъ человѣцѣхъ бывает общий судъ Божий. Преставися убо блаженный Кирилъ от житиа сего и взыде къ Господу в вѣчный покой, Ему же усердно послужи и желаемаа получи от Господа Бога, Спасителя душямъ.

Что же было затем? Исполнилась на святом Кирилле Божия воля, совершился над ним общий, всех людей постигающий Божий суд. Ибо преставился блаженный Кирилл от этой жизни и взошел в вечный покой ко Господу, которому усердно послужил, и желаемое получил у Господа Бога, Спасителя душ.

Блаженный же Мартинианъ, добрѣ проводивъ отца своего, и молитвеника к Богу велика предпосла, благодаряше Бога и Пречистую Его Богоматерь, яко желаемаа получи от Бога наказаниемъ старчим. Аще и жалостию намнозѣ съдръжимъ, добляго си отца и учителя оставъ и проводивъ къ гробу святыа и честныа его мощи, болма начатъ подвизатися, святаго си отца на молитву призываа бяше и поминаа доброе жителство его, акы на хартии, держа писана на сердци своемъ, и яко по лѣствицѣ добрѣй шествие свое творяше. И поживе немало врѣмя в пострижении своемъ.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!