Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской 11 страница



[27] ...въ недѣлю по Пятдесятницы... — Первая неделя (воскресенье) после Пятидесятницы посвящается празднованию Дня Всех Святых. В день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, празднуется сошествие Святого Духа на апостолов.

[28] ..яко въ послѣдня времена мнозѣми скорбми и бѣдами спасутся и будутъ не менши первыхъ... — Ср.: Мф. 19, 30; 20, 16; Лк. 13, 30.

[29] ...глаголющихъ... яко въ нынѣшняя времена такова знамения не бываютъ... — Речь идет о московско-новгородских еретнках, которые отрицали возможность чудес в современности и среди которых были сильны иконоборческие настроения.

[30] ...по божественому апостолу: «Болше сеа радости не имамь, да вижу моя чада во истиннѣ ходяща». — 3 Иоан. 1, 4.

[31] ...Горе же тайно ядущему, по писанию Григориа Двоеслова, и вещи, и сребреникы особно имущему». — Григорий Великий, или Двоеслов, папа римский (590—604), не был сторонником строгой аскезы, его идеал — соединение созерцательной жизни с земной деятельностью. «Диалоги о жизни и чудесах отцов италийских и о бессмертии души» папы Григория Великого были переведены на славянский язык в X—XI вв., известны авторам славянских Прологов, в Древней Руси они назывались «Римский патерик». «Диалоги» Григория Двоеслова были популярны в иосифлянской литературной среде, они цитируются в посланиях Иосифа Волоцкого, являются источником для Досифея Топоркова, составителя Волоколамского патерика. Обличению «тайно ядущих» монахов посвящены рассказы Римского патерика о святом Венедикте, о брате монаха Валентиниана (кн. II, гл. 12 и 13), а также рассказ о монахе Галатова монастыря, который постился при братии, но имел обыкновение есть тайно; умирая, он поведал братии, что «предан дракону для пожрания» (кн. IV, гл. 38). Обличению «вещи и сребреникы особно имущих» посвящен рассказ Римского патерика о враче Иусте, тело которого после смерти Григорий приказал бросить в навозную яму вместе с сокрытыми тремя золотыми монетами (кн. IV, гл. 55).

[32] «Се есть милостыня обще живущимъ, еже пострадати другъ другу... и не воздати зла за зло». — 1 Петр 3, 9; Рим. 12, 17.

[33] ...оба тезоименита Божиа дара: Феодосие-живописець и ученикъ его Феодоръ... — В переводе с греческого языка имена «Феодосий» и «Феодор» означают «Божий дар». Феодосий — сын известного древнерусского изографа Дионисия. Вместе с ними Досифей Топорков участвовал в поставлении и росписи Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря (1484—1486). Истолкование имени Феодосия и сообщение, что «изящный живописец» «по имени и житие свое управил», входят и в Надгробное слово Иосифу, написанное Досифеем. Рассказ Феодосия о чуде с попом-еретиком читается и в Житии Иосифа Волоцкого редакции Саввы. Феодосий был богатым вкладчиком Иосифо-Волоколамского монастыря; сюда, например, он вложил «землицу, и ту землицу продали, а взяли на ней 40 рублев, на те деньги купили 2 деревни на Фаустовой горе». Видимо, под влиянием Феодосия развивалось мастерство Досифея, иконописца и миниатюриста. В композиционном и колористическом отношении выполненные им заставки близки к стилю Евангелия 1507 г., орнаментированного Феодосием и предназначавшегося для дворцового казначея И. И. Третьякова. О художнической грани таланта Досифея Топоркова можно судить по наличию в его литературных произведениях ряда портретных зарисовок героев, выполненных в стиле иконописного подлинника. Для писательской манеры Досифея характерны стремление к созданию «зримого» образа героя, акцентирование внимания не только на духовном, но и на внешнем облике святого.

[34] ...якоже мудрии, масло куповаху... — Имеется в виду евангельская притча (Мф. 25, 1—12): из десяти дев, которые вышли со светильниками навстречу жениху, пять было мудрых и пять неразумных. Мудрые вместе со светильниками взяли масло, а неразумные нет. Когда у неразумных дев стали гаснуть светильники, они пошли покупать масло и опоздали на брачный пир.

[35] Бѣ же тогда обыскъ отъ державныхъ государей Русскиа земля на безбожныя еретики. — Московско-новгородская ересь, возникшая в Новгороде в 1470—1471 гг., широко распространилась в среде духовенства и мирян, проникнув и в великокняжескую среду. Еретики выражали сомнение в существовании загробной жизни и отвергали главную функцию монахов как молитвенников за умерших. По свидетельству Соборного приговора 1490 г., многие еретики «ругалися образу Христову и Пречистые образу, написанным на иконах... а инии... святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали». Обнаруживший ересь новгородский архиепископ Геннадий учинил розыск и направил дело в Москву. На церковном соборе 1490 г. еретики были преданы проклятию. Относительно мягкий приговор объяснялся сочувственным отношением к еретикам Ивана III, заинтересованного в ликвидации монастырского землевладения, и его невестки Елены Волошанки. Иосиф Волоцкий отстаивал наиболее радикальный способ борьбы с ересью — полное физическое уничтожение «жидовствующих»: убить еретика — «руку освятити», жалость к ним преступна; чтобы искоренить «еретическое семя», нужны «рать и нож». В Послании Ивану III о еретике Кленове Иосиф убеждает великого князя: «...они, государь, почели каитися мук деля, а не Бога ради». Иосифу Волоцкому было необходимо доказать вынужденный характер покаяния еретиков, потому что смертной казни могли подвергаться лишь нераскаявшиеся еретики. Рассказ Волоколамского патерика о ложно раскаявшемся попе-еретике восходит к событиям 1490 г. и развивает в сюжетной форме мысль Иосифа, что еретики — вероотступники и их покаяние недействительно. См. текст Слова об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого, а также комментарии к нему, входящие в наст. т. Окончательный разгром московско-новгородской ереси относится к 1504 г., когда по решению церковного собора предводители движения были казнены, а остальные еретики заточены в монастыри. Вторая половина 80-х—90-е гг. — время активного сотрудничества Досифея, автора патерика, и Феодосия, рассказавшего Иосифу Волоцкому о «страшном чуде».

[36] ...и потырь имѣя въ руку своею. — Потир — греческое название сосуда в виде чаши на высокой ножке, употребляемого во время литургии для вознесения святых даров.

[37] ...волиа ис потыря въ огнь пещный... и видъ во огни отрочя мало. — Это чудо, с небольшими разночтениями входящее и в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы (ВМЧ, сентябрь, 1—13. СПб., 1868, стб. 475), близко к распространенным в средневековье христианским легендам о спасении святыни от поругания. О традиционных мотивах этого рассказа патерика и литературных параллелях к нему см. подробнее: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 1—5. Варшава, 1902. С. 148—159. Чудо о попе-еретике имеет под собой реальную историческую основу: «жидовствующие» не отрицали евхаристии, но пытались реформировать это понятие, видя в хлебе и вине только символы, а не подлинные тело и кровь Христа.

[38] Повѣда намъ отець Васиянъ... — Вассиан Санин (ум. в 1515 г.), архиепископ Ростовский, писателъ, брат Иосифа Волоцкого, родился в середине 40-х гг. XV в., в начале 60-х гг. постригся, как и его брат, в Пафнутьево-Боровском монастыре. Поддерживал Иосифа, выступавшего за введение в монастыре строгого общежительного устава, однако, по мнению Я. С. Лурье, не ушел вместе с братом на Волок, что привело к «разлучению» между ними, о чем Иосиф упоминает в Послании к Вассиану Санину. С 1502 по 1506 г. Вассиан — архимандрит московского Симонова монастыря, где какое-то время жил Досифей Топорков. Его переход от Иосифа в Симонов монастырь был, видимо, связан не только с «немощью» или существованием внутренних разногласий в иосифлянской среде, но и с потребностями общего с Вассианом литературного дела. В Житии Пафнутия Боровского, созданном Вассианом, и в Волоколамском патерике Досифея Топоркова много «общих мест». Вассиан Санин, бывший с 1506 г. архиепископом Ростовским, умер в Москве, похоронен в кафедральном соборе Ростова.

[39] ...на Москвѣ въ соборной церква... Успениа... — Успенский кремлевский собор был заложен в августе 1326 г. по инициативе митрополита Петра Иваном Даниловичем Калитой. Митрополит Петр завещал похоронить себя в этом соборе. В 1472 г. храм был разобран за ветхостью; в 1475 г. итальянский архитектор Аристотель Фиораванти начал возводить его по образцу владимирского Успенского собора. См. об этом подробно в Независимом Московском летописном своде 80-х гг. XV в. (наст. изд., т. 7). Начиная с XVI в., Успенскнй кремлевский собор в Москве стал главным храмом Руси.

[40] ...молящася прилѣжно великому мученику Христову Никите... — Никита (ум. в 372 г.) — готский воин, проповедовавший христианство между соплеменниками и за это, после истязаний, сожженный по приказу царя Афанариха. Кроме канонического Жития Никиты Готского существовало апокрифическое переводное житие другого христианского мученика Никиты. В Прологах и Минеях они стояли рядом, что привело к отождествлению их героев-святых. Древнерусский человек видел в мученике Никите главного защитника от демонов, поэтому на иконах, как правило, святой предстает попирающим беса и бьющим его цепью.

[41] ...Избавитель нашъ во Евангелии поминаетъ Лазаря нищего... отнесену ему быти ангелы на лоно Авраамле. — В евангельской притче о богатом и бедном Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных, нищий и больной Лазарь обрел после смерти вечную жнзнь, так как был добродетельным и богобоязненным человеком (Лк. 16, 19—31). Евангельская притча о Лазаре дважды упоминается в Волоколамском патерике, как и в Римском. В главе 29-й четвертой книги Римского патерика Григорий Двоеслов вспоминает ее, чтобы доказать, что душа грешника «терпит от огня не только видением, но и ощущением», поскольку богач умолял Авраама: «...посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем»; в главе 33-й — утверждая, что «добрые узнают добрых в царстве небесном, а злые злых в аде», недаром богач просит за братьев, которые, как и он, могут попасть в «место мучное». Популярность притчи о богатом и Лазаре в иосифлянской среде связана с обостренным вниманием к проблемам эсхатологии, с борьбой за утверждение идеи личного нестяжания среди монашества.

[42] ...разболѣся сухотною... — Сухотная, сухотка — болезнь, ведущая к истощению организма, иссушающая тело.

[43] Во обители старца Иосифа нѣкий человѣкъ, отъ славныхъ родомъ, именемъ Елевферие Волынский именуемъ... — По-видимому, речь идет об Алферии Селивановиче Волынском, правнуке князя Д. М. Волынского-Боброка, прославившегося в Куликовской битве.

[44] ...Исусова молитва. — молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

[45] ...полагати начало. — Речь идет об определенной последовательности молитв, которые предшествуют всякой службе: церковной, келейной и домашней.

[46] ...якоже древний Иевъ: червемъ ногу его грызущимъ, глаголемымъ волосатикомъ... — Иов — библейский персонаж, являющийся примером терпения и преданности Богу во всех постигших его несчастиях; в конечном счете был возвышен и вознагражден Богом за все его страдания. Волосатик — тонкий волосообразный червь, проникающий в организм человека с водой и вызывающий прободение внутренних органов, язвы и опухоли.

[47] ...яко вещни суще, по Лѣствичникову слову, вещно и житие изволиша проходити. — Иоанн Лествичник (ум. ок. 606 г.) — христианский подвижник, 40лет бывший отшельником, а затем выбранный братией настоятелем Синайского монастыря (отсюда прозвание «Синаит»). Известен как автор «Лествицы райской», книги, где дается руководство монахам для восхождения по «лестнице» к духовному совершенству. В Волоколамском патерике приводится цитата из 26-го слова «Лествицы» (статья 200).

[48] ...въ прихожение еже къ Угрѣ безбожнаго царя агарянскаго Ахмата... — Ахмат (Ахмед, ум. в 1481 г.) — сын Кичи-Мухаммеда, внук Тимура-Кутлу, с 1465 г. был ханом Большой Орды, образовавшейся во второй четверти XV в. в низовьях Волги после распада Золотой Орды. В 1480 г. предпринял поход на Русь в связи с отказом великого князя Ивана III платить ежегодную дань Орде. После неудачной попытки войска Ахмата форсировать Угру и наступления, по сообщению Софийской Второй летописи, «мразов великих» монголо-татары не решились на ведение активных боевых действий против объединенного войска русских князей и отступили. Бегство Ахмата было обусловлено и тем, что его союзник польский король Казимир IV не пришел ему на помощь, а с тыла Ахмату угрожал союзник Ивана III Менгли-Гирей. «Стояние на Угре» и завершившийся неудачей поход Ахмата на Москву привели к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. Повесть о «стоянии на Угре» см. в наст. изд., т. 7.

[49] ...якоже иногда Лазаря. — Лазарь — брат Марфы и Марии, друг Христа, которого Господь воскресил из мертвых на четвертый день после смерти. См.: Иоан. 11, 1—46.

[50] ...яко Анастасие-царь пораженъ бысть громомъ... — Анастасий (ок. 430—518) — император Восточной Римской империи, узурпатор, поддерживал монофизитов, вел войну с персами (502—505), подавил народные восстания в Константинополе (512) и во Фракии (515). В Хронографе редакции 1512 г. рассказывается, что царь Анастасий увидел во сне «мужа страшна», который предрек ему сокращение жизни на 14 лет и поразил молнией. После того как был положен во гроб, спустя несколько дней ожил, начал звать на помощь и кричать, чтоб открыли гроб. Этот фрагмент Волоколамского патерика восходит к хронографической статье о царе Анастасии, он введен Досифеем Топорковым и в составленную им редакцию Синайского патерика (45-я глава).

[51] Нѣкий человѣкъ отъ болярьска роду, именемъ Борисъ, порекломъ Обабуровъ... — Речь идет о боярине Борисе Степановиче Обобурове, дьяке волоцкого князя Бориса Васильевича, в иночестве Пафнутии, который был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря.

[52] ...манастырь есть дивический, церковь же въ немъ святыя и великиа мученици Варвары. — Варварин девичий монастырь был расположен в посаде г. Волоколамска. В 1764 г. упразднен и обращен в приходскую церковь Покрова.

[53] ...игуменъ святаго Покрова... — Покровский мужской монастырь в Волоколамске существовал с XIII в. Известно, что игуменом монастыря в 1296 г. был Антоний. Монастырь упоминается в 1523 г.; он значится и в списке монастырей, получивших грамоты до 1623 г. В 1760 г. на месте обители была приходская деревянная церковь.

[54] ...бысть нѣкий боляринъ князь Андрей, прозваниемъ Голенинъ; и роди три сыны: Иоанна, и Семиона, и Андрея... — Андрей Федорович Голенин — потомок ростовских удельных князей, боярин волоцкого князя Бориса Васильевича, незадолго перед смертью постригся в Иосифо-Волоколамском монастыре под именем Афанасия, умер около 1482 г. Андрей Андреевич Голенин — сын А. Ф. Голенина, в 1495—1501 гг. был воеводой русского князя Ивана Борисовича, с 1503 г. находился на службе у дмитровского князя Юрия Ивановича. В 1508 г. принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре под именем Арсения. Известен своей книгописной деятельностью, входил в число соборных старцев, пользовался уважением Иосифа Волоцкого и считался одним из возможных преемников Иосифа на игуменском посту, умер после 1515 г., вскоре после смерти Иосифа. Был погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре, как и старшие его братья — Семен и Иван Голенины.

[55] ...мати ихъ Мариа... — Мария Ивановна Голенина — княгиня, вдова Андрея Федоровича Голенина, мать волоцкого монаха Арсения Голенина. Давала вклады в монастырь и находилась в переписке с Иосифом Волоцким. В «Послании к некоей княгине-вдове, давшей по своих детех сорокоуст и пороптавшей» (после 1504 до 1513 г.) Иосиф Волоцкий создает образ Марии Голениной, отличный от образа этой женщины в Волоколамском патерике. Письмо вдовы к волоцкому игумену не дошло до нас, о его содержании и стиле мы можем судить по ответному посланию Иосифа. Защищая право церкви на многочисленные и разнообразные доходы с прихожан, обосновывая принцип платности всякой церковной службы («даром священник ни одное обедни, ни понафиды не служит»), Иосиф сначала приводил аргументы в споре из письма «пороптавшей вдовы»: «Писала еси к нам: “Коли у меня было, и яз милостыню давала”»; «А что еси писала: по твоих детех не бывала ни одна понафида у нас»; «А что еси писала: “И четверть от того возмуть, что в синаник написати”»; «А что еси писала о том, что “дати 20 рублев на семь лет, ино то грабежь, а не милостыня”»; «А что еси писала: дала еси по своем князе и по своих детех боле семидесят рублев»; «А что еси писала: “Толко выпишете моего князя и моих детей из годовова поминания, ино судия вам Бог”». Образ Марии Голениной в послании Иосифа далек от идеализации: перед нами женщина, расчетливая даже в глубоком горе. По смерти сына Ивана она делает в Иосифо-Волоколамский монастырь вклад (одиннадцать рублей и лошадь), «а велела еси писати в сенаник князя Афонасиа, — да отца своего Ивана, — да сына своего Ивана»; когда же прошло «лет с пятнадцать и больши того», потребовала особой ежедневной службы по умершим родственникам, в том числе и по сыне Семене, по смерти которого она дала в монастырь «шубу да два мерина» (см. наст. т. «Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной»). Сведения о Марии Голениной в сочинении Иосифа Волоцкого нельзя расценивать как документальный источник, ибо Послание тенденциозно по своей основе, но они позволяют наполнить условный образ «благочестивой женщины», созданный Досифеем Топорковым, исторически конкретными, индивидуальными чертами.

[56] Мати же много плакавши, якоже древняя Клеопатра... — Клеопатра — блаженная, жена Тирона, жила в Египте в IV в. Построила церковь во имя святого мученика Уара, куда перенесла его мощи. После смерти двенадцатилетнего сына Иоанна Клеопатра, «припаде ко гробу Иуарову, два дни невосклонно вопиаше». Святой Уар, явившись во сне возроптавшей Клеопатре, сообщил, что Иоанн взят им в небесное воинство, и предсказал, что через год женщина умрет. После смерти Клеопатра была погребена в построенной ею церкви. Житие Клеопатры вошло в состав Великих миней четиих под 19 октября.

[57] ...и поревнова божественому Святоши... — Святоша — Святослав Давидович (ок. 1080—1142), князь Черниговский и Луцкий. В 1098 г. принимал участие в битве на Рожне поле в составе войск Святополка Изяславича Киевского против войск Владимира Мономаха и Василька Теребовльского. 17 февраля 1106 г., оставив черниговское княжение, дом и семью, Святослав постригся в Киево-Печерском монастыре под именем Николая. Стал одним из самых авторитетных печерских монахов. Служил в поварне и трапезной, был монастырским привратником, занимался врачеванием и перепиской книг. В 1141 г. участвовал в переговорах между Ольговичами и Ярославичами по поводу спорных владений. Канонизация его как местночтимого святого относится к 1643 г., как общерусского — к 1762 г. Житие Святоши, созданное Симоном, епископом Владимиро-суздальским, в 20-х гг. XIII в., входит в состав Киево-Печерского патерика (см. наст. изд. т. 4)

[58] И многое богатьство, и села свои — все приложи къ манастырю отца Иосифа... — Андрей Андреевич Голенин (в иночестве Арсений) являлся одним из богатых пострижеников Иосифо-Волоколамского монастыря, о которых Иосиф с гордостью сообщал в Послании к Б. В. Кутузову (кон. 1510 — нач. 1511): «...почали ся стричи в чернци добрые люди от князей, и бояр, и от детей боярскыхъ, и от торговых людей, и они, господине, давали много». Андрей Голенин в качестве вклада передал в монастырь не только деньги и ценности, но и земли, принадлежавшие родителям или пожалованные ему князем. В Житии Иосифа Волоцкого редакции Саввы сообщается, что при пострижении А. А. Голенин вложил в монастырь «села Бели с храмом Преображения Христа, Момашино и Скирмано». Из документальных источников известно, что кроме сел Скирманово, Бели и Мамошино Арсений Голенин передал в монастырь села Фроловское, Кореневское и Спасское с деревнями.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!