Кем была уничтожена Александрийская библиотека?



Вопрос. Ислам враждебен науке. Всем известно, что халиф Умар сказал при сожжении Александрийской библиотеки: «Если в этих книгах написано то, что в Коране, то это у меня уже есть, а если не то, то их тем более следует сжечь!»

Ответ. Полулегенда, полуанекдот о том, что знаменитую Александрийскую библиотеку якобы сожгли мусульмане, часто встречается в некоторых популярных изданиях. Отдельные авторы даже умудряются преподносить ее как исторический факт. В связи с этим ниже приводим фактические материалы, опровергающие эти домыслы.

1. «Александрийская библиотека, основанная в Александрии Птолемеем II, заключала в себе более 500 тысяч книг; значительная часть сгорела во время осады Александрии Юлием Цезарем в 48-47 гг. до н. э., но была заменена Пергамской библиотекой, другая часть уничтожена христианскими фанатиками в 391 г.» (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

2. «В этой связи хочется снять с Умара предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой – сожжении якобы по его приказу знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару добродетельный поступок – уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако, ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о грабежах и погромах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминают пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало – она тихо угасла под напором борьбы христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков» (Большаков О. Г. История халифата. Т. 2. С. 122. http://gumilevica.kulichki.net/HOC/ hoc 24.htm).

24. Ислам о браке. Сколько жен было у Пророка Мухаммада ﷺ?

Вопрос. Коран разрешает иметь до 4 жен одновременно, об этом сказал ваш Пророк. Это уже само по себе есть разврат, угождение похоти, Библия такие вещи запрещает. Если в ней и говорится, что кто-то из праведников имел не одну жену, то это может быть и прощаемая по ветхозаветным временам, но все-таки слабость. Христос такие вещи запретил. Однако ваш Магомед нарушил и эту им же установленную норму, ибо имел то ли 9, то ли 11 жен. Получается две морали: одна – для избранных, другая – для рядовых мусульман?

Ответ. В Коране говорится: «Ва ман кулли шайен халакна завай-нела алакум тазакарум», – что переводится: «Все, что есть, Мы сотворили парами, чтобы вам над этим поразмыслить...» (51:49). Такой парой является и человек, из плоти которого сотворена ему жена.

Творение Всевышним человека являет собой начало его брачного существования. Ответственность мужа и жены друг перед другом и перед детьми прямо вытекает из их ответственности перед своим Создателем:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (4:1).

Адам и Хава (Ева) – первая супружеская пара, и то, что таковой она была в Эдеме, говорит, что это – идеальное состояние. Цель брака – не столько продолжение рода, сколько любовь:

И среди Его знамений – то,

что Он сотворил из вас самих жен для вас,

чтобы вы находили в них утешение,

и посеял между вами любовь и милосердие.

Истинно, в этом, знак для людей мыслящих (30:21).

Любовь и милосердие – это проявление взаимопомощи супругов, действующих в обществе как единое целое, как монолитный субъект социальных отношений. Любящие супруги становятся даже внешне все более похожими друг на друга: «Женщины и мужчины – словно дети-двойняшки», – сказал Пророк Мухаммад ﷺ.

Однако временная жизнь, в которой мы живем, далека от идеала: есть принуждение и ошибки в заключение брака, есть грехи и ошибки в браке, есть войны, болезни и прочие трагедии. И ислам считает недопустимым подменять идеал любви двоих юридической обязательностью моногамного брака, ибо если любви нет и не было, то чисто внешнее, юридическое принуждение не может насильно поселить в живых душах взаимное тяготение, любовь и счастье.

Есть ли любовь – это зависит от самих людей и от милости Аллаха, но Творец не ставит неодолимых преград для людей, наделенных свободой выбора и желающих более счастливо устроить свою законную семейную жизнь. Грех – это бросать на произвол судьбы свою первую жену, с которой, допустим, не сложились отношения, если она не совершала прелюбодеяния или если она бездетна. Но взять вторую жену, сохраняя статус и честь первой жены, вполне гуманно и разумно. Ислам разумно ограничил число таких браков, позволяя мужу иметь одновременно не более четырех жен.

Что касается истории многоженства в религии монотеизма, то, во-первых, многоженство – древнейшая практика, и никто из святых людей, включая Иисуса Христа, не говорил о его порочности или о его отмене. По несколько жен имели праведники и пророки Бога: Иаков-Исраиль (Якуб), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса). Причиной многоженства бывали, как правило, личные мотивы, связанные с любовью или с отсутствием потомства. У Давида (Дауда) и Соломона (Сулеймана) было много жен. Этот порядок регламентирован Торой – шариатом Моисея, обязательным для верующих до ниспослания Корана:

«Если у кого будут две жены: одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой» (Втор. 21:15-17).

Закон уравнивает статус детей от всех жен, признавая первородным первого по рождению сына, независимо от предпочтительности жен. Количество жен Торой не ограничивается. Ислам ограничил количество жен четырьмя и отменил статус «любимой» и «нелюбимой» жены, запретив брать вторую жену, если муж не сможет быть одинаково справедливым по отношению ко всем женам:

«Если вы опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами, [находящимися на вашем попечении], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен [на войне с неверными]. Это ближе [к религиозному закону], если не хотите уклониться от него» (4:3).

При этом устанавливается жесткая ответственность мужчины. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто имел двух жен и не был справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз».

Во-вторых, основанием для женитьбы более чем на одной женщине является не стремление к удовольствиям, а естественное желание взять на себя посильную ответственность за судьбы женщин, оставшихся без мужа, дать поддержку и радость еще одной обездоленной женщине либо стремление содействовать объединению родов и племен. И то и другое имело место и до ислама:

«Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жены и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего... Если же он не захочет взять невестку свою, то... тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: "так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему"» (Втор. 25:5-10).

Помимо вдов, также предписывалось жениться на девушках, взятых в плен на войне. Все эти основания не исчезли ни в VII веке н. э., ни позже, и поэтому ислам лишь ограничил число жен и ввел большую меру ответственности.

Что касается числа жен у Пророка Мухаммада ﷺ, то здесь необходимо отметить следующее. Все его браки были заключены до того, как был ниспослан аят, ограничивающий число жен четырьмя, поэтому сам Мухаммад ﷺ ничего не нарушал. Единственным исключением для него было то, что, в отличие от других, которым было велено оставить не более четырех жен, а с остальными развестись, он не должен был разводиться ни с кем, ибо каков был бы статус женщины, получившей развод от самого Посланника Аллаха ﷺ?

Кроме того, нужно внимательнее изучить жизнь Пророка ﷺ, чтобы увидеть мотивы его поступков. Как известно, Мухаммад ﷺ 15 лет жил только с одной женой Хадиджей, которую он очень любил, и не брал себе других жен.

Однако общественное положение Мухаммада ﷺ изменилось. Он стал не только проповедником религии, но и ведущим политическим деятелем, главой государства. Для консолидации разрозненных арабских племен и созидания мира между людьми и строительства единого многонационального государства необходимо было предпринимать различные шаги. В ту эпоху это достигалось, в том числе посредством «династических» браков, значение которых издревле было очень велико.

Близкий друг Пророка ﷺ Абу Бакр был влиятельнейшим и почетным человеком в среде арабов. Он немало сделал для укрепления ранней мусульманской общины, и по этой причине брак его дочери Аиши с Пророком ﷺ был необходим как для него, так и для главы мусульманского государства, ибо весь род Абу Бакра становился родственным Мухаммаду ﷺ, а для духовно незрелых еще людей наличие родства служило символом политического объединения. И, как показали дальнейшие события, именно Абу Бакр укрепил положение молодого мусульманского государства после смерти Пророка ﷺ. Но Аллах ﷺ премудро устроил так, что Аиша сама полюбила Пророка Мухаммада ﷺ, и потому их династический брак был браком по любви и поистине счастливым.

Государственные цели имел и брак Пророка Мухаммада ﷺ с Хафсой, дочерью Умара ибн Хаттаба, который также был одним из лидеров мусульманской общины. Этот брак помог еще больше укрепить мусульманское государство и личную дружбу Мухаммада с Умаром. Другой женой Пророка Мухаммада ﷺ была Рамла – дочь его врага, лидера мекканских язычников Абу Суфьяна. Он тоже был влиятельным человеком, игнорировать которого было нельзя. В конечном итоге, после победы Мухаммада ﷺ Абу Суфьян стал его приближенным и сделал много полезного для объединения арабов.

Женой Пророка Мухаммада ﷺ была и коптская девушка Мария (Марьям), которую отправил к нему в наложницы византийский наместник Египта Мукавкас в знак своего уважения. Женившись на ней, Мухаммад ﷺ уже думал о своем влиянии в Египте.

Государственные цели имели место и в случае женитьбы Пророка Мухаммада ﷺ на еврейской девушке Сафии. Она была дочерью вождя иудейского племени Бану Надир. После сражения мусульман с иудейскими племенами при Хайбаре она попала в плен к мусульманам. В связи с тем, что она была дочерью влиятельного человека, ее передали на суд Пророку Мухаммаду ﷺ. Он принял ее очень хорошо и предложил ей на выбор два варианта: либо принять ислам и остаться с мусульманами как вольная женщина, либо же уйти обратно к своему народу. Сафия выбрала первое предложение. В ответ Пророк ﷺ, тронутый таким решением, предложил ей стать его женой.

В то же время некоторых своих жен Пророк ﷺ брал, руководствуясь соображениями благотворительности. Наглядным примером этого является его брак с 60-летней Зайнаб бинт Хузайма. Она была женой погибшего в битве при Бадре Убайды ибн Хариса. После гибели мужа она опасалась за свою дальнейшую судьбу, поэтому Пророк ﷺ предложил ей свое покровительство, но войти в дом чужого ей мужчины женщина могла, только заключив с ним брак.

Таким образом, Коран повествует нам о творении Аллахом только брачной пары: мужа и одной жены, взятой от плоти своего мужа. Брак – естественное и здоровое состояние человека. Исламский шариат позволяет мужчине иметь до четырех жен одновременно, но это – не обязанность, не рекомендация, а только разрешение, причем ограниченное нелегким условием: быть одинаково справедливым со всеми женами. В это входит проведение примерно равного времени с каждой женой, уделение ей и детям соответствующего внимания. Муж несет всю полноту ответственности за всех своих жен перед Аллахом, включая их религиозность, нравственность, образование, обеспечение питанием, одеждой и медицинской помощью, а также полностью отвечает за всех детей. Все жены должны также иметь раздельное жилье. При невозможности выполнить данные условия многобрачие запрещается.

Пророк Мухаммад ﷺ имел одну жену на протяжении большей части своей жизни, любил ее и уважал. Лишь в последние годы жизни, став главой государства, перераставшего в огромную империю, он заключил ряд династических, а также благотворительных (на немолодых вдовах) браков, число которых не нарушало действовавшую на тот момент норму Шариата, норма о четырех женах была ниспослана позже, и после ее ниспослания он более уже не женился. Только для Своего Посланника ﷺ Аллах сделал исключение, повелев ему после ниспослания аята об ограничении количества жен оставить на своем попечении всех своих жен, поскольку женщины, получившие развод от Пророка ﷺ, находились бы в униженном положении.

Айдын Али-заде, Али Вячеслав Полосин


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!