Правовое положение зависимого населения и жителей посадов по Соборному Уложения 1649 г.
Крестьяне:
Началось массовое бегство крестьян. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали возможность перехода в Юрьев день. Теперь же в условиях разорения они начали покидать свои земли в поисках лучших мест. Мерой борьбы с переходами и явилось закрепощении.Процесс закрепощения:
- Судебник Ивана 3 1497 г. - введение Юрьева дня
- Судебник Ивана 4 1550 г. - подтверждение Юрьева дня
- заповедные лета 1580 г. - ограничение перехода в Юрьев день
- перепись населения - закончилась в 1592 г.
- Урочные лета 1597. - 5 летних сыск беглых крестьян
- 1607 г. - увеличение срока - 15 лет
- Соборное Уложение 1649 г. - бессрочный сыск беглых крестьян
Теперь крестьянина можно было оторвать от земли, он отвечал по долгам хозяина, его можно было продать без земли, можно было разлучать детей и родителей. Крестьянство закрепляется за промыслом, служили - за службой, ремесленники - за ремеслом.
Обязанности крестьян:
1) подводное обложение
2) несение военной службы
3) сбор денег для выкупа пленных
Проявляются тенденции отношения к крестьянину как к товару (принадлежность крестьянина тому или иному владельцу в спорным случаях могло решаться жребием). Крестьяне являлись не субъектом, а объектом права.
Проявляется тенденция приравнивая крестьян и холопов.
Побег за границу также не освобождал от зависимости. Единственный способ освободиться - после плена.
|
|
Виды крестьян:
• Государевы: дворцовых сел и черносошные
• Частновладельческие: вотчинные и поместные
Холопы: численность сократилась. К ним примыкала новая категория зависимого населения - кабальные люди. Они формировались из свободных крестьян, потерявших земли. Для того, чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты. Холопы, посаженные на землю, именовались странниками - они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины.
Источники холопства:
1) служба без оформления кабалы более 3 месяцев
2) по холопу раба, по рабе холоп
3) Замена кабала
4) жилые записи
5) рождение в семье кабального холопа
Ограничение холопства:
1) объектом похлопления не могли быть лица моложе 15 лет и связанные старинными вилами холопства
2) дети боярские не могли стать холопами
3) не детей, родившихся до оформления холопства их родителями и живущими у кого другого, не распространяется зависимость их родителей
4) Запрещается оформлять служилые кабалы на сбежавших крестьян
5) Запрещаюсь оформлять слуддилую кабалу на собственного кретьсянина
6) запрет православным служить в качестве золота у иноверных иноземцев
|
|
Освобождение от холопства:
1) выход из плена
2) отпускная грамоты
3) возвращение долга (при заемной кабале)
4) во время голода отпускают на волю
Виды холопов:
1) полные (обельные) - освобождались от податей и повинностей
2) Докладные - пошли в сужение к другим феодалам и попали в холопство
3) кабальные - находились в зависимости определенный срок, утанволенный кабально грамотой
- служилая – поступление на служение при подписании грамоты с условиями. Пытались оформить служилые люди, чтоб откосить от армии, но пресекается с 17 в.
- заемная – это попадание в холопы за долги, неисполнение договора, за преступление..
4) Купленные люди - права распоряжения ими были широки: их завещали, дарили, оформляя данные, давали в приданое, продавали. Права наследования переходили, даже если купленные люди не были указаны в духовной умершего владельца.
5) старинные холопы - по давности, наследовались
Особенности кабального холопства: - С 15 лет
- Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских - Дети кабального холопа по наследству не передавались
- Кабальным холопам выплачивалось жалование
- Зависели от господина до его смерти
|
|
Посадское население:
Городское население к середине 17 века окончательно сложилось в сословие, которое называли посадками людьми - это население, жившее в городах на государственной земле, занятой торговлей, ремеслом и промыслами и несшее определенные повинности. Посад имел монополию на торговлю.
Посадские люди делились на:
1) белые - не несли тягла
2) черные - несли тягло
Чёрные «записывались за беломестцев».Тягло распределялось между чёрными людьми. Так, это вызывало социальный кризис из-за круговой поруки. Отмена белых слобод. + потом платить должны уже все.
Прикрепление к посаду:
o Запрет переходить из одного города в другой
o Ушедшие из посада в псари возвращались с семьёй
o Если отец стрелец, то в стрельцы можно только третьего сына, а первых двух в посад – в тягло.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2117; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!