Основные принципы Морита-терапии



1. Принимай свои чувства. Если у человека есть навязчивые мысли, не стоит пытаться контролировать их или избавиться от них. Учителя дзен-буддизма так говорят о своих переживаниях: «Если мы постоянно пытаемся перекрыть одну волну другой, мы получим бесконечное волнующееся море». Мы не изобретаем своих переживаний, они приходят к нам извне, и их нужно принимать, приветствовать в себе. Сёма Морита говорил, что человеческие эмоции подобны погоде: мы не можем ни предсказать их, ни подчинить себе, остается лишь наблюдать за ними. Он нередко цитировал вьетнамского монаха Тхить Нят Ханя, который говорил: «Здравствуй, одиночество, как ты себя чувствуешь сегодня? Иди, сядь рядом со мной, я позабочусь о тебе».

2. Делай что должен. Не стоит зацикливаться на том, чтобы снять симптомы невроза: выздоровление придет само. Нужно сосредоточиться на настоящем, и, если в этот момент мы страдаем, – прожить это страдание, а не пытаться рационализировать его. Цель терапевта – развивать характер пациента, чтобы тот ни перед чем не отступал, а характер формируют поступки. Морита-терапия ничего не объясняет пациентам: они должны учиться сами, действуя. Врач не учит пациента медитировать или писать дневник, как это принято на Западе.

3. Найди свою жизненную цель. Наши чувства нам неподвластны, но каждый день мы сами решаем, как действовать в той или иной ситуации. Поэтому нужно всегда помнить о своей цели и о принципе Морита: «Что нужно сделать прямо сейчас. Для этого необходимо заглянуть в глубь себя и найти икигай».

 

Четыре этапа Морита-терапии

Терапевтическая техника, которую изобрел Сёма Морита, была рассчитана на период выполнения от 15 дней до трех недель и состояла из следующих этапов.

1. Уединение и отдых (пять – семь дней). На первой неделе лечения пациент уединяется в комнате, изолированный от всех внешних раздражителей, – без телевизора, книг, друзей, родственников, – он даже не может разговаривать. Собственные мысли – единственное, что ему остается. Большую часть дня он проводит в постели, умственно и физически восстанавливается, его часто навещает терапевт, но общаются они мало. Пациенту рекомендуется просто лежать и наблюдать за тем, как внутри него поднимаются и спадают эмоции. Когда пациенту становится скучно, он готов к следующей фазе терапии.

2. Легкая трудотерапия (пять – семь дней). Во время второго этапа терапии пациент в тишине занимается однообразными делами, в частности, описывает свои мысли и чувства. После недели взаперти пациент выходит на улицу, гуляет и делает дыхательные упражнения. Кроме того, он начинает выполнять несложную работу – например, ухаживает за садом или рисует. На этой стадии лечения пациент не разговаривает ни с кем, кроме врача.

3. Трудотерапия (пять – семь дней). Пациент занимается делами, требующими физической активности. Доктор Морита предлагал своим пациентам рубку дров. Кроме того, у них были и другие занятия – писать, рисовать, лепить из глины… На этом этапе пациенты могли разговаривать, но только о заданиях, которые они выполняли.

4. Возвращение к «реальному миру» и социальной жизни. Пациент выходит из больницы и возвращается к обычной жизни, но продолжает заниматься медитацией и трудотерапией. Идея в том, чтобы он вернулся новым человеком, у которого есть цель в жизни и который не идет на поводу у общества и своих эмоций.

 

Практика благодарности найкан

Морито был большим мастером медитативной техники найкан, направленной на погружение в себя. Многие его идеи берут начало из этой практики. В центре медитации найкан – три вопроса, который должен задать себе человек:

1. Что я получил от человека X?

2. Что я дал человеку X?

3. Какие проблемы я принес человеку X?

В поисках ответов на эти вопросы мы перестаем винить в своих бедах других и обретаем чувство собственной ответственности. Как утверждал Морита: «Если ты зол и хочешь драться, подожди три дня. Через три дня это желание покинет тебя».

 

А теперь – икигай

Принципы логотерапии и Морита-терапии сходятся в одном: они опираются на личное уникальное переживание, для которого не нужны ни врачи, ни отшельничество: поиск икигай – предназначения, экзистенциального «топлива» человеческой жизни. А когда его найдешь, нужны силы и смелость, чтобы не отклоняться от выбранного пути.

В следующей главе мы рассмотрим инструменты, необходимые, чтобы встать на этот путь, заниматься делом, которое выбрал, и осторожно поддерживать себя на случай столкновения с трудностями. Для начала нужно смириться с тем, что мир несовершенен, как и его обитатели, однако полон возможностей для роста и самореализации.

Ты готов окунуться в свои стремления с головой, словно в мире нет ничего важнее?

 

Глава 5

Погружайся в каждое дело

Как превратить свою жизнь в поле для самореализации

 

Мы то, что мы делаем изо дня в день.

А значит, совершенство – результат не действия, а привычки.

Аристотель

Понимание потока

Представь, что ты идешь на лыжах по любимому парку. Твои лыжи взметают снежную пыль, как чистейший белый песок. Погода идеальная.

Все твое внимание направлено на то, чтобы ехать как можно лучше. Ты точно знаешь, какое движение нужно совершить в данный момент. Нет ни прошлого, ни будущего – только настоящее. Ты чувствуешь снег, лыжи, свое тело и свои мысли. Все это единое целое. Ты полностью захвачен этим переживанием, не отвлекаешься ни на что другое. Твое «Я» растворяется, и ты становишься частью того, что делаешь. Именно это ощущение имел в виду Брюс Ли, говоря: «Ты наливаешь воду в чашку, и она становится чашкой. Ты наливаешь воду в бутылку. Она становится бутылкой. Ты наливаешь воду в чайник. Она становится чайником. Будь водой, друг мой».

Ощущение времени исчезает, когда мы заняты любимым делом. Начнешь готовить любимое блюдо, и нескольких часов как не бывало. Днем сядешь почитать, забудешь обо всем и придешь в себя только на закате – а ведь ты еще не ужинал. Серфер встает на доску – и забывает обо всем, пока не почувствует ломоту во всем теле.

А бывает и наоборот: когда делаешь что-то без охоты, постоянно смотришь на часы, и каждая минута тянется бесконечно.

Вот что, по легенде, сказал об этом Эйнштейн: «Если вы держите у себя на коленях очаровательную девушку, то вам час покажется минутой. Если же вас посадить на горячую плиту, то и одна минута покажется вам часом. В этом суть теории относительности».

Любопытно, что кто-то может наслаждаться занятием, от которого ты стараешься побыстрее избавиться. Так что же заставляет нас любить какое-то дело, отдаваясь ему полностью? В какие моменты мы чувствуем себя счастливыми?

 

Состояние потока

Этими вопросами задавался американский психолог Михай Чиксентмихайи; он подробно изучал состояние, в которое входит человек, полностью поглощенный каким-то занятием. Он назвал его потоком и определил следующим образом: «Удовольствие, наслаждение, творчество и процесс, в который мы полностью погружены».

Не существует магического рецепта счастья, но один из необходимых его ингредиентов – способность входить в состояние потока. Для этого нужно посвящать больше времени делам, которые вводят нас в это состояние, а не заниматься тем, что приносит сиюминутное удовольствие, – например, не объедаться шоколадом, сидя перед телевизором, не пить слишком много, не употреблять наркотиков.

Как замечает Михай Чиксентмихайи, «поток – это состояние, в которое входит человек, абсолютно поглощенный своим занятием, – когда ничто другое его не волнует. Это столь сладостное ощущение, что многие люди жертвуют другими делами, только чтобы снова его испытать».

Состояния потока можно достичь, не только занимаясь творчеством, требующим полной отдачи. Инженеры, атлеты и шахматисты тоже большую часть времени пребывают в нем.

Согласно исследованиям Чиксентмихайи, шахматист, находясь в состоянии потока, чувствует то же, что и математик, решающий сложную задачу, или хирург в ходе операции. Ученый проанализировал данные людей, принадлежащих к различным культурам и живущих в разных уголках мира, и выяснил, что потоковое состояние мы все переживаем одинаково, вне зависимости от культурной принадлежности и возраста. В Нью-Йорке или на Окинаве – все описывают поток схожим образом.

Что же происходит в нашем сознании, когда мы входим в состояние потока?

Мы полностью сосредоточены на определенном занятии, ни на что другое не отвлекаемся. Наше сознание упорядочено.

А бывает наоборот: берясь за какое-то дело, мы думаем о посторонних вещах. Существуют различные техники, позволяющие максимально увеличить вероятность вхождения в потоковое состояние, не отвлекаться и концентрироваться на определенном занятии.

 

Семь условий вхождения

В потоковое состояние

По мнению психолога Оуэна Шаффера, чтобы войти в поток, человеку необходимо:

1) знать, что делать;

2) знать, как это делать;

3) понимать, насколько хорошо ты это делаешь;

4) знать, куда идти (если процесс предполагает движение);

5) иметь амбициозные цели;

6) использовать по максимуму свои возможности;

7) не отвлекаться.

 

Техника 1


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!