Кто становился революционерками



XVII  научно-практическая конференция «В ответственности за будущее»       Социально-психологический портрет русской революционерки на примере Надежды Крупской     Выполнила ученица 10 класса ГБОУ СОШ № 193 Центрального района Санкт-Петербурга ОСАДЧАЯ НАДЕЖДА   Руководитель: учитель истории ГБОУ СОШ № 193 КУЗЬМИНА Ольга Владимировна     Санкт-Петербург, 2018

Содержание

1 Введение С.3
2 1 Глава. Служение своему народу как основа психологического портрета русской революционерки С.5
3 Глава 2. Кто становился революционерками С.9
4 Глава 3.Как становились революционерками? С.10
5 Заключение С.12
6 Приложения С. 13

 


 

Введение

 

Актуальность темы вызвана не только столетним юбилеем революции 1917 года и возможностью по-новому взглянуть на тот революционный процесс и оценить деятельность ее участников, не только развитием родственных истории наук феминологии и гендерологии[1], но и тем фактом, что одна из известных революционерок начала ХХ века Надежда Крупская была ученицей частной женской гимназии княгини Оболенской, правопреемницей которой является наша 193-я школа Центрального района Санкт-Петербурга[2]. Школа в послевоенное время носила имя Надежды Константиновны Крупской.

Объект исследования – женщины – революционерки, участницы русских революций начала ХХ века.

Предмет исследования - социальное происхождение, уровень образования и особенности характера женщин – революционерок.

Цель исследовательской работы – найти в различных источниках те характеристики женщин – революционерок, которые помогут составить представление об их социально-политическом портрете.

Задачи исследования:

· Изучить литературу и другие источники по данному вопросу;

· Выявить объединяющие всех революционерок социальные признаки (социальное происхождение, образование);

· Познакомиться с основными каналами попадания в революционный процесс женщин -революционерок;

· Определить специфичные черты личности женщины-революционерки, необходимые для ведения революционной борьбы;

· Проанализировать полученные результаты и конкретизировать их на примере революционерки Надежды Крупской.

Методы исследования:

· Анализ литературы по данной тематике;

· Исторический метод;

· Метод индукции (мы применили выводы об отдельной представительнице русского революционного движения к обобщенной характеристике женщины – революционерки начала ХХ века).

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о личности и социальных характеристиках женщин-революционерок. Также результаты нашего исследования могут быть использованы в процессе изучения учениками школы революционного процесса и революционных личностей начала ХХ века.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «История России». Но главное – в работе школьного музея. Это исследование является рассказом об одной из учениц частной женской гимназии княгини Оболенской, правопреемницей которой является наша 193-я школа.

Источники изучения данной темы разнообразны. Главный из них книга Леонида Млечина о Н.Крупской[3], Автобиографические статьи Н.Крупской[4]. Довольно много материала о Крупской в Интернете. Это страницы Википедии, отдельные статьи, книги воспоминаний Николая Владиславовича Вольского (псевдоним Н. Валентинов)[5], воспоминания Льва Троцкого о Крупской[6], архивные материалы, хранящиеся в школьном музее, словари и справочники по психологии, феминологии и другие.


 

Глава 1

Служение своему народу как основа психологического портрета

Русской революционерки

 

В год столетия революции в России мы задумались о судьбе женщин, отдавших свои жизни и судьбы «Ее Величеству Революции». Предположили, что они обладали какими-то особенными чертами характера и попробовали составить психологический портрет личности[7]русской революционерки.

А что значит быть революционеркой? Ответ на этот вопрос мы нашли в словарях, но термин объяснен в мужском роде: Революционер - участник революционного движения, деятель революции. Ленин писал: «…Быть революцинером значит ломать все вредное, отжившее самым решительным, самым беспощадным образом»[8]. В словаре синонимов звучит: революционер- бунтовщик, мятежник, повстанец[9].

Есть ли разница между революционером и революционеркой? Думаем нет. В «Воспоминаниях террориста» Борис Савинков писал: «Важнейшей чертой революционера является преданность своему делу, готовность пойти на жертвы во имя свой цели. Член боевой организации должен быть человеком выдержанным, дисциплинированным и конспиративным, готовым пожертвовать своей жизнью каждую данную минуту»[10]. И эти слова относятся как к мужчинам, так и к женщинам, участвующим в революционной борьбе в России.

Но если для мужчины роль революционера соответствует стереотипу мужественности, командира, борца. То для женщины должны найтись очень веские причины порвать с общественными стереотипами и стать революционеркой. Думаем, мы нашли такие причины. Целью жизни революционерок было, прежде всего, служение своему народу.

 Не видит гендерной разницы между революционером и революционеркой и великий социолог, философ Эрих Фромм в своем исследовании «Революционный характер»[11]. Он дает следующее политико-психологическое объяснение: «Все революционеры борются за свободу и независимость;..революционный характер присущ тому, кто отождествляет себя с человечеством;..революционный характер способен сказать «Нет», иначе говоря, революционный характер – это человек, способный к неповиновению…Большинство людей никогда не имело революционного характера. Но если мы не живем больше в пещерах, то именно благодаря революционным характерам».

Важную информацию о русских революционерках мы нашли в Википедии, обработали ее и представили в виде таблицы. Анализируя таблицу, мы пришли в следующим выводам.

 Первое: в революции в России участвовали и в большинстве своем девушки от 14 до 25 лет[12]. Они были молоды, а значит, они стремились ко всему новому, были мобильны, активны. А в силу юношеского максимализма стремились к справедливости, идеалы которой они видели в революционном переустройстве российского общества.

Второе: мы можем сделать вывод о хорошем образовании, которое получили революционерки: это гимназии, домашнее обучение, профессиональные курсы и даже зарубежные университеты. А долгие годы учебы (зубрежки и многократных повторений), формировали в них особый тип мышления, основанный на вере. В революции верили со всей страстностью женской натуры. Отсюда их самоотверженность, упорство, верность революционной борьбе. Деятельность на благо народа отодвигала на второй план их личные интересы.

Третье: образованность помогала революционеркам понимать общественные проблемы, откликаться на них. Они могли увидеть, понять и предвидеть, как можно решить проблемы. Они посвятили себя революции, были настроены оптимистично, верили в лучшее будущее для народа. Эта вера помогала переживать величайшие испытания, которые выпали на их личную женскую долю. Судьбы некоторых поражают трагизмом[13].

Четвертое: мировоззрение женщин-революционерок формировалось в условиях наступательной борьбы атеистических идей. Хотя они могли относить себя к определенному вероисповеданию, но большинство были атеистками. Нужно обладать определенной смелостью для отстаивания своих убеждений, противостоящих убеждениям большинства.

Годы революционной борьбы воспитали в них умение конспирироваться. Вся внутренняя жизнь революционерки была скрыта от внимания общества.

Приведем несколько характеристик революционерок. В книге Бориса Савинкова[14] «Воспоминания террориста» мы нашли описания террористок – участниц народнического движения и членов социал-революционной партии России. Эти характеристики навели нас на мысль, что в революционерках было нечто особенное, что помогало им заниматься запрещенной и очень опасной деятельностью, переживать тяжелые испытания. Они не мыслили своей жизни от революции.

Описание первой встречи с Дорой Бриллиант: «Маленького роста, с черными волосами и громадными, тоже черными, глазами, Дора Бриллиант с первой же встречи показалась мне человеком, фанатически преданным революции. Она давно мечтала переменить род своей деятельности и с комитетской работы перейти на боевую. Все ее поведение, сквозившее в каждом слове желание работать в терроре убедили меня, что в ее лице организация приобретает ценного и преданного работника»[15].

Другое описание Доры: «Молчаливая, скромная и застенчивая Дора жила только одним — своей верой в террор. Любя революцию, мучаясь ее неудачами».

А вот случай в Сестрорецке: «В Сестрорецк ко мне приехала Дора Бриллиант. Мы ушли с нею в глубь парка, далеко от публики и оркестра. Она казалась смущенной и долго молчала, глядя прямо перед собою своими черными опечаленными глазами.

— Я хотела вот что сказать…

Она остановилась, как бы не решаясь окончить фразу.

— Я хотела… Я хотела еще раз просить, чтоб мне дали бомбу.

— Вам? Бомбу?

— Я тоже хочу участвовать в покушении.

— Послушайте, Дора…

— Нет, не говорите… Я так хочу… Я должна умереть.

Я старался ее успокоить, старался доказать ей, что в ее участии нет нужды, что мужчина справится с задачей метания бомбы лучше, чем она, наконец, что если бы ее участие было необходимо, то — я уверен — товарищи обратились бы к ней. Но она настойчиво просила передать ее просьбу Азефу[16], и я должен был согласиться.

А вот Татьяна Александровна Леонтьева. «Она, — сообщает Савинков, — участвовала в терроре …с радостным сознанием большой и светлой жертвы». В Леонтьевой было много той сосредоточенной силы воли, которою была так богата Бриллиант. Обе они были одного и того же — «монашеского» типа. Но Дора Бриллиант была печальнее и мрачнее; она не знала радости в жизни, смерть казалась ей заслуженной и долгожданной наградой. Леонтьева была моложе, радостнее и светлее. Она участвовала в терроре с тем чувством, которое жило в Сазонове, — с радостным сознанием большой и светлой жертвы[17]».

Почему эти женщины отказались от обычной женской судьбы и увлеклись революционной борьбой?

А сколько еще было женщин-революционерок? Ответ на это вопрос мы нашли в Интернете[18]. Более 120 женщин.

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна. Кто они: Надежда Константиновна Крупская, Александра Михайловна Коллонтай, Инесса Фёдоровна Арманд, Засулич Вера Ивановна, Вера Николаевна Фигнер, Мария Александровна Спиридонова, Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, Мария Марковна Школьник и другие.

Обратим внимание на характеристики Надежды Крупской.

Она была очень эмоциональной, впечатлительной. Еще в раннем детстве научилась ненавидеть царизм. В ее воспоминаниях читаем: «Мама часто рассказывала о том, как она жила в гувернантках у помещицы и вдоволь насмотрелась, как обращались помещики с крестьянами, какое это было зверье. Однажды мы поехали на лето гостить к той помещице, а на обратном пути нас чуть не убили дорогой крестьяне, приняв за помещиков, избили ямщика и сулились спустить в прорубь. Отец не винил крестьян, а потом в разговоре с матерью говорил о вековой ненависти крестьян к помещикам, о том, что помещики эту ненависть заслужили. Так же рано (мне было тогда шесть лет) я научилась ненавидеть фабрикантов. Отец служил ревизором в Угличе на фабрике Говарда и часто говорил о всех тех безобразиях, которые там делались, об эксплуатации рабочих»[19].

Надежда вспоминала о работе в марксистских кружках: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было. Бывали, может быть, ошибочные шаги, иначе и быть не могло, но ошибки поправлялись, а движение шло широкой волной к цели... Я пять лет работала в воскресно-вечерней школе Варгунина за Невской заставой. Школа эта помещалась в селе Смоленском, в самом центре рабочего района, и вместе с женской и Обуховской школой вмещала около 1000 учеников-рабочих разной подготовки, начиная с безграмотных. Я близко узнала рабочую жизнь, рабочих, старалась разъяснять ученикам марксизм»[20]. Эти воспоминания характеризуют Надежду как смелого, терпеливого человека. Она ждала своего часа. Час настал, когда она познакомилась с Владимиром Ульяновым. Она уже состояла в подпольном петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», как и Владимир Ленин. После ареста Ленина единомышленники поручили Крупской общаться с ним, по возможности навещать его в заключении, посылать ему книги. Затем и ее арестовали. А в ссылку они отправились уже вместе в село Шушенское как муж и жена.

Надежда упорно стремилась соответствовать своему мужу. В ссылке выучила французский, немецкий, польский языки. Стала писать политические статьи и помогала Ленину как секретарь.

Крупская была верным помощников Ленина. Когда семья эмигрировала за границу, приняла на себя обязанности по делопроизводству газеты «Искра», избавив мужа от раздражающей его обширной переписки. Этим делом она овладела в совершенстве. Всего написала тридцать тысяч конспиративных писем, помнила все адреса, вела трудную, громоздкую работу по расшифровке. И ношу свою она несла, несмотря на усталость, болезнь. Чрезвычайно работоспособная, организованная, требовательная к себе и к другим, она работала без устали.  Со времен она стала незаменимой для Ленина.

Она была бесконечно предана Ленину, во всех вопросах доверяла ему, поддерживала его позицию. Это была настоящая жена-соратник.

Вся жизнь Надежды Константиновны была отдана партии, борьбе за победу рабочего класса, борьбе за строительство социализма, за победу коммунизма.

Были у нее и свои интересы в революции -  и большая мечта о развитии народного образования в России. Об этом ее книги и статьи. После победы Октября партия поручила именно Надежде Константиновне работу по народному просвещению. Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно были в центре ее забот и внимания.

В 1939 году  Л. Троцкий пишет горестную статью «Умерла Крупская». В статье преклонение перед этой женщиной и боль от утраты: «Крупская была не только женой Ленина - не случайно, разумеется, - она была сверх того лично выдающимся человеком: по своей преданности делу, по своей энергии, по чистоте своей натуры. Она была несомненно умным человеком. Но нет ничего удивительного, если рядом с Лениным ее политический ум не получил самостоятельного развития. Она слишком часто убеждалась в его правоте и привыкла доверять своему великому спутнику и руководителю»[21]. Далее Троцкий говорит о ее непреклонности: «После смерти Ленина Сталин всегда жил под страхом протеста с ее стороны. Она слишком многое знала. Она знала историю партии. Она знала, какое место занимал в этой истории Сталин. Вся новейшая историография, которая отводила Сталину место рядом с Лениным, не могла не казаться ей отвратительной и оскорбительной. Сталин боялся Крупской, как он боялся Горького. Крупская была окружена кольцом ГПУ». Но Надежда Крупская стойко сопротивлялась.

 


Глава 2

Кто становился революционерками

 

Революционерками становились девушки, которые были стать независимыми и которые смогли бы прервать родственные связи.

В большинстве своем это были дворянки (по таблице это 28 человек);

Служащие -10 человек,

Мещане – 9 человек,

Дочери купцов и торговцев – 10 человек,

Дочери чиновников – 5 человек,

Дочери рабочих- 5 человек,

Представители творческих профессий – 16 человек.

Семья Крупской имела высокий социальный статус - дворяне. Хотя как она вспоминает: «. Родители хотя и были дворяне по происхождению, но не было у них ни кола, ни двора, и когда они поженились, то бывало нередко так, что приходилось занимать двугривенный, чтобы купить еды. Отец Константин Игнатьевич Крупский воспитывался в корпусе и военном училище, откуда вышел офицером, но служил недолго. Надежде было 14 лет, когда он у мер. Мать Елизавета Васильевна Тистрова воспитывалась на казенный счет в институте, была круглой сиротой и прямо со школьной скамьи пошла в гувернантки[22].».   


 

Глава 3


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!