Духовность и псевдодуховность



Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что «Бог есть дух» (Ин. 4,24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе.

Основными признаками правильной духовной жизни в Православии являются: живая совесть, боль души о грехах и покаяние; стремление к тщательному исполнению всех заповедей Христовых; проистекающее отсюда видение (познание) своего реального состояния, своей неспособности искоренить в себе самость и прочие страсти без помощи Божией; немечтательная и все более постоянная молитва, приводящая к миру души; смирение, т.е. видение себя хуже неверующих и иноверующих, хуже всей твари; долготерпение и милосердие ко всем людям без различия; бескорыстная любовь; радость...

Правильная духовная жизнь невозможна без евангельской нравственности, которая существенно отлична от т.н. общечеловеческой, мирской нравственности. Первая основана на сознательной борьбе со своими страстями, на смирении и любви, вторая – на идее справедливости. Но справедливось без любви часто оборачивается жестокостью и без победы над самим собой («славолюбием, сребролюбием, сластолюбием») очень зыбка; действительные же смирение и любовь заключают в себе все добродетели.

Мирская духовность предполагает т.н. порядочность, эстетическое и интеллектуальное развитие, образованность, культуру поведения. Однако не имея понятия о необходимости борьбы человека с грехом в себе, культивируя гордость и славу, почитая богатство, «не замечая» всесильных и тоталитарных богов человечества: чрева и подчрева, – она предоставляет полный простор для развития тайных и явных, нередко жутких, страстей, полностью уничтожая, таким образом, все, что может именоваться духовностью (см., напр., еп. Варнава. Основы искусства святости. Т. 2. Отд. 111. Гл. 2. § 2 и прим. к нему: №№ 29, 34, 36).

Истинное понимание смирения и любви у православных святых по сравнению с «романтическими» смирением и любовью к Христу в католичестве; смирением перед страшным колдуном или гневным Божеством в язычестве; смирением и любовью, изображаемых, например, в работах архим. Софрония (Сахарова) «Видеть Бога как Он есть» и «О молитве», в книгах, написанных из состояния «прелести», например: «Подражание Ии-сусу Христу» Фомы Кемпийского, «Откровенные рассказы странника», и т.д.

 


Истинность христианства

 

Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

1. Исторический аргумент. Факт широкого распространения христианства и покорения им всей Римской империи в условиях непрерывной смертельной угрозы каждому исповедующему Христа, приведшей к мученической кончине миллионов Его последователей, поражает каждого изучающего историю христианства. Единственно удовлетворительным объяснением этого беспрецедентного в истории религиозных движений факта можно признать лишь многочисленные сообщения писателей того времени о поразительных, сверхъестественных дарах исцеления, чудотворения, пророчества, знания иностранных языков, воскрешения мертвых, о великой радости, препобеждающей все страхи и саму смерть, о необычайных духовных и нравственных изменениях, происходивших с принимающими христианство, – сообщения, в которых прямо говорится, что все это совершалось учениками Христа благодаря действию в них благодати Божией. Такого не знала ни одна религия.

 

2. Вероучительный аргумент. Поражает «неестественный» характер всех основных христианских истин (Троичности, Боговоплощения, Креста, Воскресения, Церкви и др.), их логическая невыводимость из каких-либо религиозных и философских посылок иудейской и эллинской мысли – «безумность» (ср. Тертуллиана: «Credo, quia absurdum est»); принципиальное отличие от всех предшествовавших идейных аналогов; нетривиальность (например, Христос есть истинный Бог и истинный человек); полное несоответствие посюсторонним целям жизни (Первое послание Коринфянам 1,23). Эта «необычность» и в то же время поразительная философская глубина христианских догматов вызывает тем больший вопрос об их происхождении, что проповедовались они людьми некнижными и простыми (Деяния святых апостолов 4,13).

 

3. Духовно-нравственный аргумент. Многие христианские идеи, относящиеся к духовно-нравственной сфере жизни, такие, как идеал обожения и достижение личностью богосыновства (а не растворение в божестве или осознание себя им); спасение грешников (т.е. осознавших себя недостойными Бога и покаявшихся, как мытарь, блудница, благоразумный разбойник), а не только праведников; понимание заповедей Божиих – не как средств «заработка» Царства Божия, а как условий познания себя, приобретения смирения и через это – единения с Богом (спасение); совершенно иное понимание бесстрастия (не бесчувствие стоиков, а чистота души от всякого зла и совершенство в любви), мира (ирини, в отличие от иудейского шалома), любви (даже к врагам) и др., оказались принципиально новыми, неизвестными древнему миру. Каков же источник этой неведомой доселе «оригинальности» и высоты духовно-нравственного учения, если ни Сам Основатель христианства, ни апостолы не были ни философами, ни учителями, ни учеными...?!

 

4. Пророчества Священного Писания, в верности которых может убедиться каждый современный человек. Например: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1,48); «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук. 2,34); «Не останется здесь [в Иерусалиме] камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24,2,34); «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24,14); «Многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», – и многих прельстят... И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24,5;11,24); рассеяние евреев (Лук.21,24); развращение человечества перед концом мира (Мф.10,21. Лук. 17,26-30).

 

5. Научно-философский аргумент

1) Христианское учение представляет собой мировоззрение, отвечающее на все жизненноважные вопросы человека не только и не просто в чисто теоретическом плане, но и подтверждаемое историческим опытом жизни Церкви (особенно ее святых). Давая конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос о смысле и цели его жизни (вечное бытие личности в единении с всеблагим Богом), оно удовлетворяет важнейшей потребности человека. При этом достижение указанной цели не игнорирует никаких реальных потребностей человека в земной жизни (ср. «пари Паскаля»).

2) Христианство не только не содержит каких-либо положений, противоречащих разуму или совести, но, напротив, дает человеку беспримерный по своей высоте в истории религиозной и философской мысли духовно-нравственный идеал святости и смысла жизни, о чем красноречиво свидетельствует факт исповедания христианства многими выдающимися людьми (мыслителями, учеными и др.) как прошлого, так и настоящего времени.

3) Истинность христианства как научной теории удостоверяется как наличием огромного числа подтверждающих его фактов (переживание, видение Бога и Христа миллионами людей, особенно святыми; достижение состояний богоподобной любви, радости, мира, перед которыми в ничто превращались даже самые страшные казни; видение человеческой души, святых, ангелов, демонов; пророчества и предсказания; поразительное нравственно- и духовно перерождающее воздействие святых на обращающихся к ним; чудеса святых как при их жизни, так и по смерти, например, святителя Николая, Ксении Петербургской, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадтского; преображающее воздействие таинств, особенно Крещения, Покаяния, Причащения; чудотворения от святых икон и других христианских святынь, их мироточение; многолетняя сохранность святой воды; и многое другое, так и реальной возможностью для каждого человека, искренне ищущего истины, лично проверить христианский опыт богопознания (принцип верифицируемости), что очень многие и сделали.

 

КОНЕЦ, И БОГУ СЛАВА


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!