О СУДЕ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗНЫХ, И ДВОРОВЫХ ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ, И КРЕСТЬЯН 12 страница
108. А которые люди учнут тягатися о холопе, и один того
холопа учнет называть старинным человеком, а другой кабалным, а
именем и прозвищем учнут его называть не однем, и станет истец,
или ответчик слатися в повалной обыск, что у него того человека в
старинном холопстве знали и чтобы того спорного человека
поставить перед обыскными людми, и того спорного холопа перед
обыскными людми ставить, и будет про него обыскные люди скажут,
что они его в старинном холопстве у кого знали многие лета, и
того спорного холопа по тем обыском отдать тому, у кого его
обыскные люди в старинном холопстве знали. А будет в обыску про
такова спорного человека обыскные люди скажут, что того человека
знают они у кого в холопстве лет десять или дватцать, а старинной
ли он холоп, того, у кого они его знают, про то они не ведают, а
те люди, которые о том холопе тяжутся, один называет его
старинным своим холопом, а другой на него положит кабалу, а
обыскные люди того холопа знали у того, кто ту кабалу спорит,
напередь той кабалы, и по тем обыском того спорного холопа отдать
тому, у кого его обыскные люди знали в холопстве до той кабалы. А
будет та кабала будет старее обыску, и того холопа по той кабале
отдать тому, кто на него ту кабалу положит.
109. А кто истец, или ответчик в холопех учнут слатися на
опчюю правду, а опчая правда будет в далных городех в Сибири или
в Астарахани, или в повалной обыск на те же далные городы, и кто
|
|
из них один учнет против такие ссылки бити челом, что в такие в 262
дальные городы шлется для волокиты, и в те дальные городы о
допросе опчие правды и о повальном обыску государевы грамоты не
посылать, a верьшити дело по суду, до чего доведется, чтобы в том
никому лишния волокиты не было.
110. А которые холопи учнут кому давати на себя и на детей
своих служилые кабалы, а дети у них вътепоры будут лет в
пятнатцать, или в дватцать и больши, а учнут те холопи тех своих
детей в кабалы писати с собою за очи, и тех холопьих детей в
кабалы и в кабальные книги за очи не писать, а велеть их к
кабалной записке ставить налицо, и в кабальные книги записывати
их в рожей и в приметы всех, а за очи на таких холопьих срослых
детей кабал не давати. А у которых холопей втепоры, как они учнут
на себя давати кабалы, дети будут в недорослях, менъши
пятинатцати лет, и тех их детей, по их скаскам, в кабалы и в
кабалные книги писать с ними и за очи.
111. А будет кто до сего государева указу имался у кого за
холопа, и приведчи того холопа в приказ, не искал на нем
холопства многое время, и тем он в том холопе обвинен и отдан тот
его холоп тому, у кого он имался, и тому холопу и впредь быти в
|
|
холопстве у того, кому он ис приказу прежним государевым указом
отдан потому, что он того холопа сам у себя потерял, что на нем
холопъства не искал многое время. А впредь с сего государева
указу в холопьих делех ни кого без суда не винити.
112. А которые люди поимаются у кого за чьих холопей, и
приведут тех холопей в приказ, а чьи те холопи, и те люди втепоры
будут на государеве службе в далных городех в Сибири, или в
Астарахани, или в и(ы)ных городех, а крепости на тех приводных
холопей те люди, кто их в приказ приведет, скажут с теми их бояры
в тех же городех, а холопства на тех приводных холопех без бояр
их те люди, которые тех холопей изымают, искати не учнут; и таких
приводных холопей до тех мест, как исцы их приедут из далных
городов, отдати тем людем, у которых за них поимаются, и велеть
тем людем, кому они будут отданы к приводу руку приложить. А как
тех холопей у них в приказ спросят, и им тех холопей велеть
поставить. А будет они тех людей держати у себя не похотят, и тех
приводных людей, до исцов их, дати на поруки. А будет по них 263
поруки не будет, и их отдати беречи приставом, а кормити их
велеть у приставов тем людем, кто за них изымается и у кого за
них изымается. А будет тот, кто за них изымается и у кого
|
|
изымается, кормити их не учнет и их велеть кормить приставом, а
впередь за тех людей прокорм и пожелезное приставу велеть
доправити на виноватом.
113. А кто помещик, или вотчинник возъмет служилую кабалу на
своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на крестьянку
свою или на крестьянскую дочь девку, и тот крестьянин, или
крестьянской сын, или крестьянка, или крестьянская дочь, пожив у
него в холопстве, от него збежат и в бегах дадут на себя кому
другую кабалу иному кому, а прежней их боярин за них поимается, а
ответчик учнет на него бити челом и уличати тем, что он кабалу
взял на своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на
крестьянку, или на крестьянскую дочь, и тем того человека учнет
тот ответчик у него оттягивати, и похочет быти прав своею
кабалою, и таких беглых людей ис холопства отдать прежним их
боярам во крестьянство. А что тот их прежней боярин взял на них
служилые кабалы, и ему за то, что государь укажет, для того, что
по государеву указу ни кому на крестьян своих и на крестьянъских
детей кабал имать не велено.
114. А от кого побежит крепостной холоп, и в бегах кому даст
на себя служилую кабалу, и дав ту кабалу, из бегов воротится к
|
|
прежнему своему боярину, и учнет у прежняго своего боярина
служити по его смерть, а по смерти прежнего своего боярина бъет
челом в холопи, и кабалу даст кому иному, мимо того, кому он
напередь того кабалу на себя дал, бегаючи от прежнего своего
боярина и тот холоп тому и крепок, кому он даст на себя кабалу по
смерти перваго своего боярина. А что он наперед того дал на себя
кабалу при первом своем боярине в бегах, и та кабала не в кабалу
потому, что он ту кабалу дал на себя бегаючи от первого боярина
воровством.
115. А от которого боярина зъбежит холоп, а от другого
боярина зъбежит раба, вдова или девка, а оба они холоп и раба
кабальные или старинные, или один кабалной, а другой старинной, и
бегаючи холоп женится на той беглой рабе на вдове, или на девке,
а после того за них поимаются те люди, от кого они збежат, и
учнут бити челом один о холопе, а другой о жонке, или о девке, и
им дати жеребей, и чей жеребей вымется, и ему дати тому, чей 264
жеребей останется, за холопа или за рабу десять рублев, а холопа
с рабою взяти к себе, и служити у него тем людем по крепости, а
куплеными людьми ему тех людей не называти.
116. А которые тяглые люди учнут в Холопей приказ приносити
житейские записи на детей своих или на братью и племянников не
тяглым всяких чинов людем, на урочные на многие годы, и на таких
тяглых людей не тяглым людем житейских записей на многие годы не
записывати, а записывати такие житейские записи только на пять
лет, а больши пяти лет не записывати.
117. Да в прошлом во 132-м году послан указ, блаженныя
памяти великаго государя царя и великого князя Михаила
Феодоровича всеа Русии в Сибирь, да в Астарахань, татар и
татарченков мужеского и женского пслу всяким людем покупати и
даром ни у кого имати и крестити, и на Русь ни с кем высылати не
велено.А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович
всеа Русии указал таких татар и татарченков в Астарахани и в
Сибири покупати всяким людем попрежнему, опричь воевод и всяких
приказных людей, которые воеводы и всякие приказные люди у
государевых дел будут в Сибири и в Астарахани. И будет таких
купленых татар кто приведет к кабалной записке, или по купчей,
или по даной, и тех купленых татар записывати в книги в рожей и в
приметы, и с книг давати тем людем, кто их к записке приведет,
выписи за дьячьею рукою.
118. А будет кто в Астарахани и в Сибири татар и татарченков
учнет у кого красти или отъимати силно, и тем, людем за то по
сыску чинити жестокое наказание, и тех татар и татарченков,
которых они украдут, или отъимут силно, взяв у них будет они не
крещены, отдати тем людем, у кого они их украдут или отъимут. А
будет они тех татар и татарченков крестят, и на них за тех татар
и за тех татарченков доправити против тамошния продажи болшую
цену, и отдати тем людем, у кого они тех татар и татарченков
украдут, или отъимут, а тем новокрещеным татаром быти у них.
119. А которые судные дела о холопех вершены по государеву
указу и по боярским приговором до сего Уложенья во всех приказех,
и тем делам и быти по тому, как те дела вершены, а впредь тех дел
не всчинати и не переговаривати.
ГЛАВА XXI 265
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!