Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы XX в. (В. Золотарева, Н.Чуркина, Н. Аладова, Е. Тикоцкого, А.Богатырева).
Белорусская музыкальная культура XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки.
На протяжении ряда столетий в Беларуси закладывались основы профессиональной музыкальной культуры.
Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы.
Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрение белорусского языка в учебники, газеты, журналы.
Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ.
1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер, П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.
Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику.
Основные жанры – опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.
Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.
Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.
|
|
Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а
возобновила работу только через 11 лет.
Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать.
В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага.
После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.
Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.
В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.
Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов.
Это время обновления традиций белорусской музыки.
|
|
Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.
Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.
Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).
Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.
Симфония главенствующее место в творчестве белор. композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма, философская трактовка.
Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.
Николай Ильич Аладов (1890-1972)
Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.
В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.
В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.
|
|
Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.
Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.
Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)
Советский белорусский композитор.
Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.
В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.
|
|
Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.
Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)
Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.
Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.
А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.
Является автором ораторий, кантат, фортепианного трио, сонат для скрипки и фортепьяно, для виолончели и фортепьяно и для фортепьяно.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!