Оператор присваивания и выражения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие указания к выполнению лабораторных работ. 2
1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ.. 4
1.1. Оператор присваивания и выражения. 4
1.2. Операторы вызова процедур. Ввод/вывод данных.. 5
1.2.1. Процедуры ввода READ и READLN.. 6
1.2.2. Процедуры вывода WRITE и WRITELN.. 7
Лабораторная работа № 1. 8
2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ АЛГОРИТМОВ.. 11
2.1. Составной и пустой операторы.. 11
2.2. Организация ветвлений. Операторы выбора.. 12
2.2.1. Оператор ветвления IF.. 12
2.2.2. Оператор варианта CASE.. 14
Лабораторная работа №2. 16
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ.. 20
3.1. Оператор WHILE.. 20
3.2. Оператор REPEAT.. 21
3.3. Оператор FOR.. 22
Лабораторная работа № 3. 24
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДПРОГРАММ. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ.. 26
4.1. Процедуры и их типизация. 27
4.1.1. Встроенные процедуры.. 28
4.1.2. Процедуры пользователя. 29
4.1.3. Процедуры без параметров. 29
4.1.4. Процедуры с параметрами-значениями. 30
4.1.5. Процедуры с параметрами-переменными. 32
4.1.6. Комбинированные процедуры.. 33
4.2. Функции пользователя. Рекурсивные функции.. 35
4.2.1. Определение функции. 35
4.2.2. Функции пользователя. 36
4.2.3. Рекурсивные функции. 37
Лабораторная работа №4. 39
5. ОБРАБОТКА МАССИВОВ.. 43
5.1. Одномерные массивы.. 43
5.2. Многомерные массивы.. 45
5.3. Примеры работы с массивами.. 46
Лабораторная работа №5. 47
6. ОБРАБОТКА СТРОКОВЫХ ВЕЛИЧИН.. 52
6.1. Тип данных CHAR.. 52
6.2. Массивы литер. 54
6.3. Тип данных STRING.. 55
6.4. Строковые функции и процедуры.. 56
|
|
Лабораторная работа №6. 59
7. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ГРАФИКИ.. 62
7.1. Инициализация графического режима.. 62
7.2. Простейшие графические операторы (процедуры) языка TurboPascal. 64
7.3. Основные приемы работы с графикой.. 67
7.3.1. Работа с цветом.. 68
7.3.2. Заполнение (закрашивание) произвольной замкнутой фигуры.. 69
7.3.3. Построение простейших геометрических фигур. 70
Лабораторная работа №7. 76
Литература.. 81
Общие указания к выполнению лабораторных работ
Основная цель при выполнении лабораторных работ - практическое освоение всех этапов разработки программ для решения задач, начиная от анализа условия задачи и заканчивая сдачей отчета по написанной программе.
Задание каждой лабораторной работы включает не менее двух задач и предусматривает следующие виды работ:
1. Анализ условия задачи и выработка подхода к ее решению.
2. Пошаговая разработка алгоритма решения и его описание.
3. Составление блок-схемы алгоритма.
4. Разработка программы на языке Паскаль.
5. Отладка программы и демонстрация правильной ее работы на выбранном наборе данных.
Подготовка к выполнению задания осуществляется во внеурочное время. Выполнив лабораторную работу, учащийся оформляет отчет, который должен включать:
|
|
Тема и цель работы.
Условия задания.
Схема алгоритма решения задачи:
- математическая модель задачи;
- блок схема алгоритма.
Анализ алгоритма.
Текст программы и размещение исходных данных при вводе.
Результаты выполнения программы.
Обоснование правильности разработанной программы.
Выводы.
При защите отчета проверяется правильность его выполнения, учащийся должен быть готов отвечать на контрольные вопросы и уметь пояснять как работу программы в целом, так и ее отдельных частей.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ
Всякая Паскаль-программа есть последовательность операторов, которые подразделяются на простые и структурные. Каждый оператор имеет определенную структуру и записывается с использованием служебных слов и символов языка. Говорят, что оператор характеризуется своим синтаксисом и семантикой.
Синтаксис оператора есть правило его описания, которое может быть задано либо в виде общей формы записи оператора, либо в виде синтаксической диаграммы. Синтаксическая диаграмма помимо синтаксиса задает и семантику оператора, т.е. определяет те действия, которые заложены в этом операторе, и порядок выполнения этих действий. Для некоторых сложных операторов помимо синтаксической диаграммы необходимо давать дополнительные пояснения по их семантике.
|
|
Различают простые и структурные операторы. Простым оператором является оператор, не содержащий в себе других операторов. В простом операторе определяется, как правило, одно элементарное действие. В Паскале имеются три простых оператора: присваивания, вызова процедуры и перехода. Структурные операторы подразделяются, в свою очередь, на составные, условные, цикла и операторы над записями. Структурный оператор включает в себя другие операторы (как простые, так и составные). Существует несколько способов формирования структурных операторов, о которых речь пойдет в разделе «Структурные операторы».
Оператор присваивания и выражения
Оператор присваивания относится к простым операторам. По этому оператору переменной присваивается значение выражения. Несмотря на кажущуюся простоту оператора присваивания, при его выполнении осуществляется целый набор элементарных действий:
переменные, находящиеся в выражении, получают свои значения;
вычисляется значение выражения;
переменной слева от знака присваивания «:=» присваивается полученное значение.
|
|
В простейшем случае, когда выражение задано константой или другой переменной, вычислений не производится и переменная сразу получает свое значение, например:
RAZN := A – 3.5;
N := 25; C := D; Y := 'программа';
L := true; P := X > 10.
В языке Паскаль существует несколько типов выражений: арифметические, литерные, логические (булевские). В этом пункте мы рассмотрим только арифметические выражения.
Арифметические выражения складываются из констант, переменных, стандартных функций с использованием скобок и знаков операций. В Паскале определены следующие операции над числами: * , / , + , – , DIV, MOD, где DIV – деление нацело; MOD – вычисление остатка от деления. Приоритеты:
*, /, DIV, MOD – высший;
+, – – низший.
Например:
A := 13 DIV 5; (результат: A = 2),
B := 13 MOD 5; (результат: B = 3).
Каждое арифметическое выражение может иметь типы INTEGER и REAL. Тип константы определяется самим видом константы, тип переменной задается в ее объявлении.
Тип арифметического выражения определяется по следующему правилу:
1. Для операций «*, +, -» результат имеет тип REAL, если хотя бы один из операндов имеет тип REAL. Если оба операнда типа INTEGER, то и результат имеет тип INTEGER.
2. Для «/» результат всегда имеет тип REAL.
3. Для «DIV, MOD» операнды и результат имеют тип INTEGER.
Значение переменной интервального типа, образованной на основе INTEGER, всегда имеет тип INTEGER. При использовании оператора присваивания нужно соблюдать типизацию объектов слева и справа от знака «:=». Смешение типов недопустимо за исключением случая, когда слева от знака «:=» стоит тип REAL, а справа – тип INTEGER.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!