Под защитой Русского Императора



Летию освобождения десницы Святого Прока, Предтечи и Крестителя Иоанна от пленения магометанами и 219-летию прибытия в Россию в числе других Святынь посвящается

 

Перенесение из Мальты в Россию части древа Животворящего Креста Господня, десницы Святого Прока, Предтечи и Крестителя Иоанна и иконы Божией Матери «Филермская»

 

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».

Святое Евангелие от Иоанна Богослова

(Ин. I, 6-8)

 

«…ты бо сподобился еси коснутися веху Царя Христа, вземлющяго грехи мира, Агнца Божия…»

 

Из молитвы Святому Пророку и крестителю Господню Иоанну

 

"Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».

.

Боярин Борис Петрович Шереметев,

Специальный посланник Царя Петра I Алексеевича

Промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность Православия множеством нетленных мощей Святых угодников Божиих. Мы ведаем, что Святые прославляются Создателем чудесным образом в различной мере. Тела Святых и угодников Божиих, пребывающие в нетлении, укрепляют нас в истинности христианского учения о воскресении мертвых и жизни будущего века.

 

Видя пред собою святые останки почивающих среди нас Святых, мы чувствуем, что они помогают нести наше земное бытие, и видимо посредствуют между нами и Творцом. И силой Божией совершаются от них чудеса непрестанно там, где есть горячая молитва в их заступничество, слезное молитвенное воздыхание и упование на милосердие Владыки.

Нетленные тела – милость Божия, пребывающая с нами до скончания века. Бог дивно являет мощи угодников Своих и первого из них – Ангела пустыни, Святого Пророка, Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Нам трудного объять человеческим умом ту милость, которую Всемилостивый Бог даровал нам по Своему Вознесению – лицезреть и получать великое число исцелений от той самой правой кисти первейшего и чистейшего из когда либо живших на земле людей, коей он коснулся главы Спасителя в тот самый миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Агнца Божия. Вот какую радость, какое утешение, какое свидетельство и надежду на спасение оставил нам Господь! Возможно ли умолчать о такой Святыни в день торжества Собора Святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна? А потому - слушайте и внимайте повествованию о честных останках первого по благодати мученика Христова.

 

Обретение и спасение

Честные мощи Предтечи и Крестителя Господня, погребенные учениками его близ Севастии (древняя Самария – столица Израильского царства, построенная Ахавом на горе Саморон, купленной царем Амврием, разрушенная ассирийским царем Салманассаром и восстановленная Иродом Великим под именем Севастии), вскоре прославлены были многими чудесами и стали предметом благоговейного чествования по всей Палестине. Однажды пришел в Севастию, проповедуя Святое Евангелие, Святой евангелист Лука и пожелал было взять тело Крестителя на родину свою. Но жители Севастии решительно воспротивились сему и только десную руку Предтечи, руку, крестившую Господа, Святой Лука мог взять с собою и перенести в Антиохию, где она хранилась благоговейно, подавая верующим благодатную помощь.

Между тем, в Севастии, уже в начале II века, над гробом Предтечи, был сооружен небольшой храм, в котором верующие собирались прославлять Пророков честнейшаго, пострадавшего за Истину.

Впоследствии Святым Императором Константином Великим в Севастии был воздвигнут обширный и великолепный храм, на подобие иерусалимского храма Воскресения Христова, над гробами Святых Пророков Авдия и Елиссея. В их погребальную пещеру перенесены были и мощи Крестителя, положенные с великими почестями среди пророческих гробниц посередине этой усыпальницы. Но враг и здесь преследовал того, более которого нет среди рожденных женами.

Одержимый племянник Святого Императора Константина Великого – Юлиан богоотступник (в 361-363 гг. император Римский), воцарившийся по кончине равноапостольного защитника Христианства, не только живых христиан гнал и убивал, но и кости Святых выбрасывал из гробов и предавал огню.

Когда пришлось ему быть в Антиохи (столица Сирии – родина имени Христиан), он всячески искал в ней руки Крестителя, чтобы сжечь ее. Но христиане сумели ее скрыть внутри городского столба. Тогда, как рассказывает предание, богоотступник послал в Севастию язычников и иудеев, своих верных слуг, чтобы все тело Крестителя, кроме главы и десницы, и храм и гроб его сжечь и развеять. Однако благочестивые иноки иерусалимского монастыря, узнав о нечестивом повелении, переоделись и, вмешавшись в толпу иудеев и язычников – исполнителей воли отступника, успели спасти часть драгоценных мощей великого Прока, даже пепел от костра, и передали все это Святителю Афанасию, Патриарху Александрийскому (память (18) 31 января и (2) 15 мая). Однако предание, будто Иулиан Отступник сжег мощи Пророка Иоанна Крестителя, не имеет прочного основания (См. «Иерусалим и Синай», А.С.Норова, Санкт-Петербург, 1878).  

Некогда спасенная десница того, кто шел пред лицом Господа уготовать пути Его, в 956 году, когда магометане овладели Антиохиею, была перенесена в Халхидон – город при входе в Босфор Фракийский (ныне Турция). Позднее в X веке десницу Святого Пророка торжественно перенесли в Константинополь, где безценное сокровище и пребывало более пяти столетий. Здесь установлен был праздник в воспоминание этого события, совершавшийся в день Собора Предтечи, на другой день Богоявления Господня седьмого  (20) января.

По свидетельству русского паломника Антония в 1200 году, десная рука Предтечи находилась в Царьграде, в Царских палатах. 

В 1263 году по взятии и разграблении Царьграда крестоносцами, плечевая часть мощей Крестителя поступила в аббатство во Францию. В XIV и XV веках правую кисть Крестителя русские паломники видели в Царьграде, а левую в Иордане.

По взятии после длительной осады и штурма 29 мая (11 июня) 1453 года войсками турецкого султана Мехмеда II Константинополя, Святыня оказалась в плену у магометан. По воле султана все Святые мощи и прочие Святыни, находившиеся в Царьграде, были собраны и хранились в Царской сокровищнице за печатью. Однако не долго пребывали Христианские Святыни в руках нечестивцев. 

В 1484 году по смерти второго Александра Македонского, как называли Мехмеда II Завоевателя в Европе, появилась надежда возвратить святыни Вселенской Православной Церкви.

Сын Мехмеда (Магомета) II Завоевателя султан Баязид II (султан в 1481-1512) в то время искал мира с рыцарями и не желал ссориться с великим магистром ордена Пьером д'Обюссоном, ибо у него в то время находился его младший брат принц Зизим - конкурент и претендент на турецкий престол. По той лишь причине Баязед II был вынужден передать величайшую Святыню Христианства – десницу Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в дар Родосским рыцарям - Мальтийскому Ордену, коим остров Родос был завоеван у турок и сарацин в XIV веке. Однако и после этого события жертвователь не переставал воевать с христианами, ведя войны с Венецией и Венгрией. Его единоверцы продолжали теснить христианские царства.

Так, в конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове, где пребывала десница Святого Предтечи, и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. В обороне участвовали и женщины.

20 декабря (2 января) 1522 года над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось:

"…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы… за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова".

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят десницу и другие Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

24 марта (6 апреля) 1530 года император Священной Римской империи Карл V (1519-1556) передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. 26 октября (8 ноября) того же года Святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта.

 

Под защитой рыцарей

 

По воле Божией, десница Предтечева и чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы обретают новую родину и надежное укрытие от грабителей, иудеев, язычников и магометан. Местом хранения Святынь сделался форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила – главная резиденция Мальтийского Ордена.

По молитвам к Заступнице Небесной и Святому Пророку Иоанну разбита была тридцатитысячная турецкая армия султана Сулеймана, под командованием сераскера Мустафы-паши, высадившаяся 19 мая (1 июня) 1565 года в юго-восточной части острова.

С 21 августа (3 сентября) 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Матери Божией «Победной».

15 (28) марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой.

С тех пор икона стала именоваться «Филермской». Более двух столетий Святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, стражем Богоустроенного порядка и мира.

 

Святые персты Крестителя

 

Известно, что на нетленной Святой кисти Пророка отсутствует два пальца – малый и средний. Предыстория оного разделения Святой десницы такова. 

Мизинец от Святой кисти Пророка и Крестителя Иоанна находился с 1200 года в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре Царьграда у берега Мраморного моря в храме во имя Святого Пророка Иоанна Крестителя (давно обращенном в мечеть). Отсюда нетленный мизинец был перенесен в град Константинополь (ныне Стамбул), где и хранится до сего дня не в стенах православного храма, а в нечистой темнице – Оттоманском музее.

До 1222 года средний Святой перст Иоанна Крестителя принесен был Святителем Саввой, Архиепископом Сербским (память (12) 25 января) Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222), и положен был в Жичском монастыре в Сербии, что в пяти верстах от г. Кароновца, в древней Печской епархии. В течение многих десятилетий Святыня хранилась здесь, в месте пребывания Патриархов и коронования Царей Сербских. Но и здесь враг рода человеческого стремился погубить Святыню.

В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Елена, супруга Чурчева – сына деспота (владетеля Греческого Княжества и потомка Византийского Императора) Лазаря Баранковича, с величайшим трепетом торжественно перенесла ковчег со Святым перстом в Морею (южный полуостров Греции), к своему отцу деспоту Морейскому Фоме Палеологу, Августейшему брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолог (1405-1453), убиенного магометанами при штурме Константинополя. Именно Фома Палеолог (ум. в 1465), спасаясь от нашествия турок и, действуя, поддавшись страху, перебрался в Рим, и передал Святыню в руки латинян - римскому папе Пию II (1458-1464), которым принят был с почетом и уважением.

Глава Рима вынашивал план обращения в католичество турецкого султана и с этой целью предпринял безнадежные усилия по организации очередного Крестового похода с целью отвоевать у турок Константинополь. 14 (27) августа 1464 года папа тщетно ожидал появления союзнического флота крестоносцев, который он собирался лично возглавить и препроводить до Босфора. По легенде, когда же его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения.

Папа Пий II передал Святой перст Пророка и Крестителя Господня Иоанна в храм Святой Марии Сиенской, в свой родной город, где до избрания на папский престол был он епископом. Раз в году эта Святыня и теперь выносится для поклонения верующим, пребывающим в Сиену в этот день со всего мира.  

С 1458 года до известных событий 12 (25) октября 1799 года все части нетленной Святой десницы первейшего из Святых угодников Божиих Иоанна Крестителя, т. е. мизинец, перст и сама кисть пребывали в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. За это время Святыней владели магометане Оттоманской империи, Родосские рыцари (Мальтийский орден) и Римский папа.

Другую часть Святой десницы видел в 1845 году известный ученый Архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885) на Афоне, в монастыре Дионисиате, основанном в 1118 году искоренителем крымских иудеев-работорговцев Византийским Императором Алексием I Комниным (1081-1118) и возобновленном в 1375-1380 гг. Святым Дионисием. В том монастыре построен им и иждивением Царским соборный храм во имя Святого Пророка Иоанна, воссозданный в 1647 году Валашским господарем Иоанном Владислаосом. В нем и храниться доныне часть от Святого локтя до кисти с перстами. Она усыпана по среброзлащенному окладу жемчугом и бриллиантами. О Святыне тогдашний игумен Дионисиата рассказывал Архимандриту Порфирию, что в 1810 году тайно была она взята из сокровищницы нечестивого гонителя христиан султана Махмуда II драгоманом Порты Янакакием и передана в монастырь Дионисиат. Здесь даритель принял монашество и учредил общежитие монахов (См. «Первое путешествие Порфирия», Ч. 1, отд. 2, Киев, 1877, С. 117, 138 и 94-95).

Как будто еще частица правой Святой руки Предтечи показывается в Афонском монастыре Кутлумуше (Куртумуше), также построенном Императором Алексием I Комниным. 

Вернемся же к событиям, связанным с прибытием в Россию Святынь Мальтийского ордена.

 

Духовная связь с Россией

 

Первым подданным Российской Империи, узревшим Мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним, был православный христианин боярин Борис Петрович Шереметев (1652-1719), будущий генерал-фельдмаршал Русских войск и Андреевский кавалер, а в то время специальный посланник Царя Петра I Алексеевича (1672-1725).

Произошло это событие первого (14) мая 1698 года, что и было засвидетельствовано в исторических записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 году:

"Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать". (И далее идет редчайшее описание десницы).

"Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды".

Спустя два месяца после ознакомительного визита 19 июля (1 августа) 1698 года боярина Бориса Петровича Шереметева, на остров Мальта, во время которой он впервые увидел и позднее описал в воспоминаниях Святую десницу Предтечи, на остров рыцарей Мальтийского ордена пребывает стольник, боярин Петр Андреевич Толстой (1645 – 1729).

Изучив укрепления самого города и фортов, он вместе с гроссмейстером Ордена осмотрел соборную церковь Святого Иоанна Предтечи, где пребывали в ту пору Мальтийские реликвии.

На том визиты православных к Святыне до времени прекратились. Однако с восшествием на престол Государыни Императрицы Екатерины II (1763-1796) визиты русских паломников на Мальту возобновились.

С 1764 года по Высочайшему повелению Ее Императорского Величества к христианским Святыням на поклонение отправляются многие русские офицеры и государственные деятели. По воле Божией, спустя 100 лет после первого визита в столицу Ордена русского паломника Б. П. Шереметева, Святая десница Иоанна Крестителя, древнейшая «Филермская» чудотворная икона Пресвятой Богородицы и часть древа Животворящего Креста Господня, составляющие Святыни Мальтийского ордена на протяжении многих веков, покидают Мальту, чтобы быть отныне и навсегда пребывать в лоне православной Церкви.

Свершилось это по Промыслу Царя Небесного следующим образом.

 

Нашествие Наполеона

 

10 (23) июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления захвачен был 40-тысячной армией французского тирана Наполеона. Двумя днями позднее на борту флагманского корабля "Орион" подписана была капитуляция, названная из уважения к прошлой славе Ордена, конвенцией.

В "благодарность" за не оказанное сопротивление французский диктатор присвоил себе все богатства рыцарей. Кафедральный собор рыцарей был разграблен полностью. Одних только редких книг с Мальты было вывезено 972 840 экземпляров, но все, стараниями врагов, погибли на корабле близ Египта. Как указывали очевидцы: "Сокровища, взятые здесь ими, были безчисленны..." Но, по милости Божией, величайшие христианские Святыни спасены были от уничтожения безбожным корсиканским диктатором. 

Покидая Мальту, по приказанию пораженного революцией французского правительства, великий магистр ордена Фердинанд Джозеф фон Гомпеш (1744-1805) увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Вместе с ними он вывез и символы Ордена - печать, корону и "кинжал чести".

Спасая Святыни от рук французских вольнодумцев, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр, как частное лицо, остановился, в надежде найти защиту в лице Австрийского императора.

 Лишь по прошествии года, Фердинанд Джозеф фон Гомпеш огласил свое решение добровольно отказаться от титула великого магистра Мальтийского ордена. О том он сообщил в письмах Австрийскому императору Франциску II (1792-1806) и Всероссийскому Государю Императору Павлу I (1759-1801). Так, будущее Святынь, по воле Божией, было предрешено. 

15 (28) августа 1798 годаоставшиеся верными клятве защищать христианство кавалеры и сановники Ордена из России и Европы общим решением низложили магистра Гомпеша. Они обвинили его в "…глупейшей безпечности" – предательской сдаче Наполеону о. Мальта без боя. Рыцари сочли возможным назвать его соучастником измены, после чего обратились с нижайшей просьбой к Государю Императору Павлу I Петровичу принять Мальтийский Орден под свое Державство. Однако, по тайному внушению свыше, Самодержец Всероссийский не спешил с принятием рыцарского титула.

 

Под защитой Русского Императора

 

Государь Всероссийский принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена только 24 ноября (7 декабря)1798 года.

Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный в помощи Российского Императора - единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. Угроза агрессии возрастала день ото дня. Армия Наполеона скоро докатилась до папского государства, и подчинила его  в 1797 году власти Французской Директории.

Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Александр Луи Бертье (1753-1815), будущий маршал Франции, Князь Нефшательский вывез папу Пия VI (1775-1799) в Сиену, во Флоренцию, а затем и далее на юго-восток Франции в крепость Валанс на реке Рона, где понтифик вскоре и умер.

Государь Император Павел I Петрович в Высочайшем Манифесте при восшествии на Престол Государства Российского объявил о своем желании всеми угодными Богу возможными средствами противиться "…неистовой Французской республики", угрожающей всей Европе "…совершенным истреблением закона, прав, имущества и благонравия". Государь не на словах, а на деле участвовал в противостоянии с армией французского диктатора. 

Известно, что Русский Самодержец дал Французскому королю Людовику XVIII (1755-1824) убежище в Митаве, а на Волыни и в Подолии разместил 7-тысячный корпус, состоявший из пяти полков французов-эмигрантов, состоявших на русской службе, под командованием принца Конде. Т. о. на титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право, поскольку Монарх самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить католический орден.

Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы – Императора «Священной Римской империи немецкой армии» и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Монарх этот был последним не православным Государем, во владении которого находилась Святая десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другие Святыни Мальтийского Ордена.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил Фердинанда Джозефа фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него Священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни по приказу Австрийского императора без промедления отосланы были  специальной делегацией в новую резиденцию Ордена – Царствующий град Санкт-Петербург. Так в числе других Святынь, в лоно Православной Церкви и державы Всероссийской вернулась Святая десница великого угодника Божия Пророка и Крестителя Иоанна.

 

Прибытие в Россию

 

 219 лет назад, величайшие для всего христианского мира Святыни пересекли границу Православной Державы Российской.

С того дня и до сего времени мы веруем несомненно, что Промысел Божий привел эти Святыни на Русскую землю в утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной веры.

В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I – 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена.

Рыцари просили Самодержца принять Святыни Ордена за оказанные Русским Императором благодеяния и заботу. Приняв дары, Государь повелел отметить столь значимое событие с особой торжественностью и увековечить его в истории Русской Церкви.

В сентябре 1799 года Двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, в резиденцию с 1783 года принадлежащую Цесаревичу Павлу Петровичу. На 12 (25) октября 1799 года назначены были два важнейших события.

Первое касалось Августейшей Семьи Государя – бракосочетание любимой Августейшей старшей дочери Государя Павла I Петровича Великой Княжны Александры Павловны (1783-1801), по воле Державного родителя браковенчавшейся с эрцгерцогом Дома Габсбург, палатином Венгерским Иосифом (1776-1847), старшим Августейшим сыном императора «Священной Римской империи немецкой нации» Леопольдом II (1747-1792). Союз великих Христианских Держав укреплял дружбу и оборону империй перед угрозой французского вторжения.

Второе и важнейшее для России событие навсегда вошло в православный Церковный месяцеслов - торжества по случаю перенесения из Мальты в Россию Святой десницы Пророка и Крестителя Господня Иоанна и других Христианских Святынь, а также орденских реликвий.

 

Торжественное перенесение

 

В 10 часов утра из Гатчинского Дворца выехал Императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена.

После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна Государь Император с Августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во Дворец.

Торжественно во главе Крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта (1765-1839), везший на красной бархатной подушке золотой ковчег со Святой десницей Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За графом следовали Мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери «Филермо» и Крест из части древа Животворящего Креста Господня.

Рядом с каретой в парадном облачении Великого Магистра шел Государь Император Всероссийский Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей.

По прибытии во Дворец Павел I собственноручно взял золотой ковчег и внес его в Дворцовую церковь, где Святыня положена была на отведенное для нее место.

Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега – для Святой десницы Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня.

Так, по милости Божией, Россия обрела три Великих христианских Святыни.

 

В Императорском Дворце

 

В память великого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября общецерковное празднование Дня перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, «Филермской» иконы Божией Матери и Святой десной руки Пророка Иоанна.  

«Служба на пренесение честныя руки Предтечевы», составлена была придворным протоиереем, членом Вольного экономического общества отцом Сергием Ливотовым (ум. 1808) и в том же году опубликована. Однако праздник торжественно отметили лишь однажды - в 1800 году, и после насильственной смерти первого (14) марта 1801 года, от рук заговорщиков Государя Императора Павла I праздник только значился в месяцеслове.

С 1801 года Мальтийские Святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так продолжалось четверть века, пока в декабре 1837 года не случился ужасный пожар, во время которого Святыни были спасены, но на время покинули резиденцию Императоров Всероссийских.  

По восстановлению Зимнего Дворца, в День Благовещения 25 марта (7 апреля) 1839 года Святитель земли Русской Митрополит Филарет (Дроздов) (память (19 ноября) 2 декабря) в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого и Августейшей семьи освятил обновленный собор Спаса Нерукотворного Образа, в котором Святыни и заняли подобающее им место.

День пренесения Святынь в Гатчину 12 (25) октября и ныне празднуется в Павловском соборе торжественно, с полагающимся всенощным бдением. Изображения Мальтийских Святынь полагают на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, служащий собор и богомольцы под звон колоколов следуют Крестным ходом в пренесении Святынь из верхнего храма в нижний.

Во время шествия поется особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение».

В нижнем храме в честь Святой десныя руки Иоанна Предтечи (устроен в 1918 году для служения в зимнее время, освящен Священномучеником Митрополитом Вениамином (Казанским) (1874-1922)) заканчивается бдение, там же обычно служат и раннюю литургию в самый день праздника. Поздняя литургия совершается Архиепископским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течении месяца, до дня отдания праздника, у изображений Мальтийских Святынь поются молебны.

Промысел Божий

 

Некоторое время до сего события третий Августейший сын Государя Императора Павла I Великий Князь Николай Павлович (1796-1855), будучи предызбран промыслом Божиим Императором Всероссийским, не мог, как и многие его современники, объять всю мудрость и прозорливость убиенного Августейшего отца своего. Оттого, будучи Императором Всероссийским Павел I Петрович решился принять рыцарский титул католического Мальтийского ордена? Отчего Всероссийский Самодержец был провозглашен гроссмейстером Ордена, зависимого от Рима и папы?

Смущения эти имели место быть до тех пор, пока Сам Господь не открыл Императору Николаю I ответы на эти вопросы устами преданного престолу "Нестора российской дипломатии" – посла в Лондоне (в 1840-1854, 1858-1874), Андреевского кавалера барона и графа Филиппа Иоанновича Бруннова (1797-1875).

Умный и наблюдательный дипломат, отличавшийся даром усваивать и излагать особые мнения, как и убиенный Государь Император Павел I, до самой кончины оставался убежденным противником революций, особенно французских. Первым откликнулся он на масонский переворот во Франции в 1848 году, и объяснил Государю Николаю I Павловичу истинные причины, последствия и историческое значение свершившегося в 1799 году события - принятия благочестивым Августейшим отцом Государя Императором Павлом I титула Великого Магистра Мальтийского ордена.

Этим шагом, по воле Божией, незабвенный Император Павел I Петрович готовился отразить нашествие безбожников на Русь и Европу, и, тем готовился собрать под знамена Мальтийского ордена все живые и способные к сражению здоровые христианские силы старой Европы; материальные и моральные, военные и духовные, дабы повсюду установить Богом дарованный порядок, укрепив христианскую цивилизацию, против кощунственных идей богоборческого разрушения, те самые, которые породил демон Французской революции. Но враги России и православия не дали этому замыслу Императора Павла I осуществиться до конца. Монарх был подло убит англичанами-масонами вкупе с предателями – поданными Императора из ближайшего окружения Августейшего сына его Цесаревича Александра I Павловича. Будущему Императору Александру I Павловичу (1777-1825) Господь попустил испытать многие скорби, в том числе и известное нашествие диктатора Наполеона.  

Отечественною войною 1812 года Император Александр I Павлович Благословенный не только духовно закалился, но и впервые за многие столетия отразил очередную атаку врага рода человеческого на Святыни христианского мира. Столь кровопролитной войною укрепился в вере и Русский народ. Так, Третий Рим принял на себя удар наполеоновской армии, как и прочих охотившихся за безценными сокровищами христианской цивилизации. 

Ограждая Династию

 

С собором Спаса Нерукотворного образа в Императорском Зимнем Дворце, где с 1799 года пребывали Святыни, связаны многие события в жизни Императорской Семьи: венчания, крестины, молебны и панихиды.

Члены Императорской Фамилии молились обычно в моленной за Алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались. Исключением являлся только престольный праздник. В этот день из часовни Спасителя приносили Его чудотворный Нерукотворный Образ.

Каждый год, 12 (25) октября, в праздник переноса Мальтийских Святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного Государя Императора Павла I Петровича. Такое же торжественное Богослужение в присутствии правящего Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 16 ноября (9 декабря), в Юрьев день.

Также известно, что с 1798 года настоятели собора Спаса Нерукотворного образа, из которых обычно выбирались Императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство.

 

Прошение народа

 

Тем временем, в 1852 году, в Гатчине завершилось шестилетнее строительство великолепного, величественного собора во имя Святого Апостола Павла.

Торжественное освящение собора проходило в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого. В этот день прихожане осмелились обратиться с прошением к христолюбивому Императору с просьбой перенести Мальтийские Святыни в собор, носящий имя небесного покровителя убиенного Августейшего отца его Государя Мученика Павла I Петровича.

Державный сын благочестивого Государя Император Николай I Павлович не дерзнул расстаться с реликвиями, поднесенными державному отцу его и православной Церкви, но отдал распоряжение ежегодно переносить Святыни в Гатчину для поклонения и лобызания их народом. А кроме того, уступая просьбам верующих, в том же 1852 году Государь Император распорядился: "…поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое".

Высочайшее повеление было тотчас исполнено и список с чудотворной иконы «Филерской» выполнен был с особой любовью, и вскоре обрел свое законное место в Павловском соборе. Однако на том его история не закончилась.

С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Свершалось это всегда накануне праздника. Именно оттуда 12 (25) октября совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Они имели счастье, по милости Божией и своего Государя поклониться Святыням, и, конечно, же, помянуть добрую память убиенного Государя Мученика Павла I Петровича.  

22 октября (4 ноября) Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так происходило до 1916 года.  


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!