Консолидация устойчивого позитивного мира
Создание условий, необходимых для обеспечения устойчивости достигнутого в результате соглашения мира, представляет собой позитивный аспект миростроительства. Деятельность по консолидации мира связана с деятельностью по предотвращению рецидивов насилия, но она в принципе носит более широкий и долгосрочный характер, ориентирована прежде всего на обеспечение долгосрочной устойчивости конституционной и институциональных реформ. Консолидация устойчивого мира предполагает восстановление и перестройку деформированных в результате насильственного конфликта экономической, социальной и политической систем полиэтничных сообществ, в результате чего может произойти переход к отношениям мирного сотрудничества конфликтовавших сторон.
Как уже отмечалось, военная фаза конфликтного взаимодействия оставляет тяжелое наследие для стадии, наступающей после заключения мирного соглашения. Это наследие присутствует в виде утраченных человеческих жизней, горя и страданий оставшихся в живых, разрушенных во время войны политических институтов экономических структур, разорванной ткани социальных отношений, а также в виде новых акторов, интересов и политической повестки дня.
Основной вызов, с которым сталкиваются миростроители, связан с масштабами деструктивных последствий современной войны. Сравнительно-политические исследования показывают, что, хотя конкретные исторический фон, культурная, экономическая и политическая ситуации могут значительно различаться от одного случая насильственного этнического конфликта к другому, «полевая реальность» последствий интенсивного и длительного по времени этнического насилия повсюду удручающе схожа. Практически все гражданское население стало объектом и невольной жертвой политики злоупотреблений, эксплуатации
|
|
и насилия. Существовавшие до конфликта политические и гражданские институты или отменены, или не работают. Преобладающие в политической культуре нормы этноцентричны, интоле-рантны и оправдывают недоверие и насилие. В литературе это состояние часто характеризуют при помощи ярких метафор: «разорванные войной сообщества», «разбитые вдребезги социальные структуры», «исковерканные государства и экономики» и др. (192;
215).
В конфликтологической литературе содержание деятельности по консолидации устойчивого мира часто описывают как комплексные попытки восполнить три взаимосвязанных дефицита, от недостатка которых страдают выходящие из периода затяжной войны территории: во-первых, политический дефицит, который связан со слабостью политических институтов и их неспособностью упорядочивать и осмысленно структурировать взаимодействия субъектов политики; во-вторых, экономический и социальный дефицит, выражающийся в деградации экономических и социальных структур общества; в-третьих, социально-психологический дефицит, который является следствием психологической травмы, нанесенной населению войной. Позитивная миростроительная деятельность ставит целью восполнить эти структурные дефициты. Она включает постконфликтные восстановление (реконструкцию) и социально-психологическую реабилитацию.
|
|
3.3.1. Восстановление: экономическая, политическая и социальная реконструкция
Восстановление означает реконструкцию экономических, политических и социальных структур, которые должны создать более справедливое общество и устранить или уменьшить причины конфликта в будущем. С конфликтологической точки зрения все три аспекта (экономический, политический и социальный) настолько тесно взаимосвязаны и равнозначимы, что любое их перечисление может идти не в порядке очередности приоритетов, а только в порядке изложения (89, 149).
Экономическая реконструкция предполагает восстановление материальной инфраструктуры гражданской жизни (жилье, госпитали, школы, заводы и офисы, транспорт и коммуникации), удаление мин и других взрывчатых веществ с территорий, необходимых для земледелия, скотоводства и туризма, предоставление экономических возможностей испытавшим тяготы войны лицам, принятие мер против криминализации экономики, осуществление аграрной реформы и др. Решение этих задач в разделенных обществах может быть связано с обострением межгрупповой конкуренции (чьим нуждам отдать приоритет?) и обвинениями (кто больше виноват в разрушениях?). Вместе с тем реконструкция в целях обеспечения обших жизненных потребностей может и объединить ранее разделенных людей, способствуя тем самым строительству межэтнических структур гражданского общества.
|
|
Политическая реконструкция включает восстановление институтов гражданской власти и управления там, где они были узурпированы военными или вовсе разрушены (например, институт свободных и равных выборов). Деятельность по политической реконструкции также обычно предполагает установление власти закона, независимой судебной системы и полиции. Ясно, что для такого рода политических и правовых реформ может потребоваться длительное время, но приступать к ним в какой-то предварительной форме необходимо уже в начале мирострои-тельной стадии. Как показывает опыт, разработка конституции с ясно сформулированными принципами, которых согласны придерживаться все стороны, а также согласованный реалистичный график мероприятий по политической реконструкции способствуют росту стабильности и уверенности в обществе.
|
|
Социальную реконструкцию обычно рассматривают как составной аспект материальной и политической реконструкции, включающий реинтеграцию испытавших тяготы войны людей, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев, демобилизацию солдат, обеспечение этих категорий людей жильем, возможностями для профессионального обучения и занятости; помощь пострадавшим от физических и психологических последствий конфликта, особенно незащищенным категориям (детям, сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, престарелым), наконец, гражданское просвещение с целью развития уважения к правам человека и этнических групп (89, 150—151).
3.3.2. Примирение и социально-психологическая реабилитация
Другим важнейшим компонентом консолидации устойчивого мира являются примирение и социально-психологическая реабилитация враждовавших этнических групп. Примирение является необходимой составляющей социально-психологиче-
ского исцеления разбитых вдребезги сообществ. Как известно, насильственный конфликт разрушает отношения социального доверия между людьми и группами и само чувство целостности, в котором нуждается любое сообщество людей. Примирение — это восстановление этих аспектов, и оно необходимо, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость достигнутого мирного соглашения.
Социально-психологическая реабилитация требует, с одной стороны, решения специфической для переходного периода проблемы справедливости, а с другой — реконструкции личных и общественных отношений. Решение проблемы справедливости переходного периода означает необходимость взаимного признания ответственности за причиненный ущерб. Отдельные лица и группы должны признать факт ущерба, который они нанесли другим, и потери, которые они понесли сами. Существенно, чтобы это было сделано в духе честной оценки своей роли, а не в духе возложения ответственности на других. Как отмечается в литературе, признание ответственности не должно быть процессом сравнения и разделения (кто больше виноват?), а, напротив, должно стать формой конструктивной терапии через «переработку прошлого», которая необходима, чтобы двигаться из настоящего в будущее. Оно может принимать разные формы в разных культурах, но его смысл заключается в том, чтобы признать, что «все мы были ответственны определенным образом и в определенной степени». Мирный процесс должен осуществляться в духе прощения, великодушия и амнистии, а не мести. Целью является формальное публичное признание преступлений в гуманитарной сфере, а не наложение суровых наказаний. При этом независимо оттого, проводятся судебные процессы или нет, справедливость должна быть соблюдена путем предоставления компенсации тем, кто стал жертвами насильственного конфликта, а не воевавшим сторонам.
Социально-психологическая реабилитация также требует существенной реконструкции личных и общественных отношений. Насильственный конфликт разрушает ценности и опыт, на которых базируется жизнь любого общества. Поэтому реабилитация должна включать прежде всего восстановление доверия, надежды и веры, что будущая жизнь в мирном обществе может быть лучше, чем в прошлом, и что эти ценности и опыт разделяются всем обществом (89, 152).
Очевидно, что негативная и позитивная группы задач постконфликтного миростроительства являются весьма сложными. Эффективная миростроительная деятельность осложняется изза того, что существует неизбежная напряженность между указанными группами задач, если рассматривать их вместе. Очевидно, что в краткосрочной перспективе, в период непосредственно после заключения соглашения, по важности абсолютно доминируют задачи предотвращения рецидивов насилия и создания условий негативного мира. Без их решения нельзя приступить к практическому решению ни одной задачи по реконструкции и реабилитации. Позитивные задачи, связанные с созданием условий для самоустойчивого этнического мира, приобретают основную значимость позднее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Без комплексной реконструкции и реабилитации постконфликтных сообществ прекращение открытого насилия будет всего лишь временным.
В равной степени не вызывает сомнений, что обе группы миростроительных задач (как негативная, так и позитивная) тесно взаимосвязаны. Вместе с тем очевидно, что логика, присущая деятельности по решению негативных задач, в краткосрочной перспективе часто противоречит приоритетам решения позитивных задач. В частности, негативная задача предотвращения рецидива войны требует некомфортных сделок и компромиссов, которые могут поставить под угрозу достижение устойчивого мира (например, необходимы амнистии и предоставление «золотого парашюта», спасающих согласившихся на мир лидеров, известных своими жестокими действиями во время войны). Система мер, основанных на посылке, что рыночная экономика и демократия являются наилучшими условиями, придающими устойчивость миру в долгосрочной перспективе, может по мере реализации увеличить риск рецидивов насилия. В конфликтологической литературе неоднократно отмечалось, что в политико-конституциональной сфере конфликтный избирательный процесс неизбежно обостряет политические различия и ведет к росту политической конфликтности (72; 191; 219). В экономической и социальной сферах конкурентная природа свободного (либерального) рыночного капитализма также может порождать нестабильность и конфликт (161; 220). В психо-социальной сфере действует хорошо известная напряженность между приоритетами мира, примирения и справедливости (15). Искусство миро-строительства заключается в творческой и новаторской разработке тщательно сбалансированной программы действий, учитывающей как ньюансы конкретной ситуации, так и специфику этнически разделенных обществ.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!