Научные и технические достижения
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Египет дает нам самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.
Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:
- Древнее царство: 3197—2160 гг. до н. э.
- Среднее царство: 2160—1580 гг. до н. э.
- Новое царство: 1580— 1100 гг. до н. э.
- Поздний период: 1100 г. до и. э. — 395 г. н. э.
В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три самостоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории -Дренвнего Египта
В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Египет проникает ислам.
Географическое положение
Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось плодородием иловых почв, образованных разливами Нила, и возможностью получать несколько урожаев в год. Этот географический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.
Административное деление на номы (сельскохозяйственные общины), которыми управляли номархи, позволило обеспечить четкое управление страной.
|
|
Особенности мировоззрения
Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), сосредоточивший в одном лице все формы власти. За ним — жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже — крестьяне, еще ниже — ремесленники, торговцы. В подножье пирамиды — рабы, не имевшие никаких прав. Ряды рабов пополнялись военнопленными: Египет вел завоевательные войны.
Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управления, совершенное по тому времени законодательство, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в истории древнего мира).
Религия.
Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, повиноваться и поклоняться.
|
|
Боги в изображении древних египтян — это существа с человеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу.
Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).
Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные — крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покровитель фараонов — символизировал их божественное происхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного правителя.
К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение умирающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.
|
|
Одной из особенностей древнеегипетских верований, определивший характер древнеегипетского искусства, является заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элементов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), После смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Осириса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чудовищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе праведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима внешняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заменить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.
Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Нилом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельческими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фараон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.
|
|
Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скрепляла все проявления культуры, искусства, науки в единый идеологический монолит.
Письменность и литература
Египтяне — создатели иероглифического письма, в котором информация передается с помощью рисуночных знаков, неадекватных алфавиту. Умение зафиксировать мысль письменно египтяне считали важнейшим качеством мудрости. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. Древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда остались в их текстах. Живописное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, делом жрецов.
Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. На первый взгляд, такая иероглифическая система письма чрезвычайно сложна. Однако в процессе ее изучения выяснилось, что египетские письменные знаки передавали и звуки. Гласных не писали, поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. В Египте появился первый алфавит, азбука из 25 букв.
Кроме иероглифов употреблялись и другие виды письменности. Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо (деловое скорописное). Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно. Гораздо позднее появился еще один вид письма - демотика. Система этого письма та же: звуковые знаки, определители, но намечается попытка обозначить гласные.
Основным материалом для письма был папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали перпендикулярно друг другу так, что края находили один на другой. Полоски смачивали водой и клали под пресс. После высыхания получался лист папируса. Писали чернилами, а в качестве ручки употребляли тростниковую палочку, распушенную на конце.
История расшифровки египетской письменности связана с Жаном Франсуа Шампольоном. Постоянно читая труды, касающиеся Египта, он глубоко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — прочесть древнеегипетские тексты. В этом исследовании он пошел своим собственным путем. К тому времени был обнаружен так называемый «Розеттский камень» — каменная (базальтовая) плита, покрытая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Ценность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Сравнивая отдельные слова и фонетические знаки, можно было раскрыть тайну египетских иероглифов. Шампольон сумел в 1822 г. дешифровать не только этот текст, но и многие другие, написанные на папирусах, став крупнейшим научным авторитетом в египтологии.
Литература. Развитие письменности и технология обработки папируса (тростника) для письма привели к появлению литературы. Значимость слова, не магического, а человеческого, слова как выражения человеческой мудрости, проявлялась в Древнем Египте особенно ярко.
Египет — родина исторической повести, сказок, басен, любовной лирики («Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения», «Песнь арфиста» и др.). Религиозно-мистические, медицинские, научные тексты, хроники и летописи составлялись и хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах или записывались на стенах гробниц и пирамид, т. е., письменность являлась неотъемлемой частью древнеегипетского искусства.
Научные и технические достижения
Науки в Древнем Египте носили прикладной характер: математика, астрономия, механика были связаны с сельским хозяйством (ирригационные и земледельческие работы), мореплаванием, строительством. Химия и медицина (в основном, хирургия) — с искусством бальзамирования.
О высоком развитии математики свидетельствуют математические трактаты. Из них видно, что египтяне оперировали с дробными величинами, умели возводить в степень, решали уравнения с двумя неизвестными. Особенно велики были достижения в области геометрии: вычисление площадей различных фигур, приемы вычислений объемов пирамиды и цилиндра.
Врачи (сину) самых различных специальностей имелись уже в Древнем царстве. Многие болезни описаны в медицинских трактатах довольно подробно. Кроме лекарств, среди которых были очень сложные по составу, египетские врачи применяли магию, заговоры, заклинания. В Египте возникла первая в истории медицины теория возникновения болезней: египетские врачи считали причиной многих заболеваний изменения деятельности сосудов и сердца. Описано много случаев повреждений и лечения черепа, мозга, области шеи, горла, ключиц, грудной клетки, конечностей. Древние египтяне подошли к изучению физиологии, к убеждению связи деятельности головного мозга и других органов.
С древних времен развивается астрономия. Египтяне располагали звезды по созвездиям, но называя их по-своему, вели наблюдения за планетами.
В эпоху Среднего царства начали составляться «энциклопедии», т.е. сборники слов, виды продуктов питания, виды злаков, сорта хлеба, виды животных, описания чужеземных городов и т. п. Египтяне впервые культивировали яблоню, гранат, маслину. Развились и начала других наук: зоологии, географии, физики, химии.
Влияние египетской науки заметно в области научных терминов. Египетские слова для самых разнообразных понятий через греческий, латинский, древнееврейский, арабский языки были восприняты романскими, германскими, славянскими языками и имеют широкое хождение до сих пор: Ливия, оазис, ибис, лев, папирус, химия, натр, стибиум (сурьма), а само слово «хими» означает «Египет».
Египтяне — создатели первой в истории человечества аграрной экономики.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!