Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков
277
2. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато
психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией
А. А. Бодалева, В. Pi. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. —
М., 2002.
4. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста
дия алкоголизма. — М.,1988.
5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным
поведением.
6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Обра
зование в России: медико-психологический аспект» // Материа
лы конференции. — Калуга, 2003.
Материалы для семинарского занятия
Основные ПОНЯТИЯ Девиантное поведение; девиации; аддиктивное поведение.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию |
На семинарском занятии предлагается обсудить со студентами основные приемы воспитания девиантных подростков, а также привить необходимые навыки практического их применения.
Приемы воспитания девиантных подростков — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. При работе с девиантными детьми можно использовать следующие приемы воспитания.
Первая группа приемов индивидуального педагогического воздействия.
|
|
Прием — просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах.
Прием — оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием — обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступ-
ки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием — добрый поступок. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием — обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения.
Прием — стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
|
|
Прием — рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием — мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием — сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием — ролевая маска. Учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности.
Прием — непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
|
|
Прием — самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
278
Основы специальной педагогики и психологии
Глава 11. Аевиантное поведение детей и подростков
279
Прием — импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают* основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
|
|
Прием — распределение ролей. Четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием — коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
Прием — самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием — распределение инициативы. Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ритуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием — обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием — мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.
После изучения теоретического материала желательно отработать данные приемы в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим домашнее задание по данной теме семинара должно включать практическую часть по отработке данных приемов.
Литература
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический сло
варь: Личность образование, самообразование, профессия. -
Минск, 1998.
2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павле-
нок. - М., 1998.
3. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера: Хре
стоматия по психологии и типологии характера. - Самара, 1997.
4. Социальные отклонения. — М., 1989.
5. Социологический словарь. — Минск, 1991.
6. Чудковский В. С, Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. - Рос
тов н/Д, 1997.
Глава 12. Акцентуации характера
281
Глава 12
Акцентуации характера
Краткое содержание. Характер и черты личности. Акцентуации характера как крайний вариант нормы. Типы акцентуаций характера подростков по А. Е. Личко. Развитие и трансформации акцентуаций характера.
12.1 ♦ Характер и черты личности
( |
Характер — это совокупность устойчивых черт личности , определяющих отношение человека к людям ; к выполняемой работе .
Черты личности проявляются в деятельности и общении (как и темперамент) и придают поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобных качеств ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Креч-мером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.
При создании типологии человеческих характеров ученые исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
♦ характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на
протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или
менее устойчивый;
♦ те сочетания личностных черт, которые входят в характер челове
ка, не являются случайными. Они образуют четко различимые ва
рианты, позволяющие выявлять и строить типологию характеров;
♦ большая часть людей в соответствии с этой типологией может
быть разделена на определенные группы.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!