Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 11 страница
Тем не менее принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-кор-рекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы, дополняя методы биологической терапии, социальную работу и иные формы психотерапии.
Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.). Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей художественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выразить свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью.
Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы сколь-либо большого значения при этом не имеет. При определении показаний к проведению арт-терапии специалист может отчасти ориентироваться на те критерии, которые используются при отборе клиентов для использования иных форм психотерапевтической работы. При этом он учитывает ту информацию, которая содержится в направлении, и то, что сообщает ему сам клиент (или его родственники и прочие лица). В некоторых случаях могут использоваться иные источники информации: так, при работе психотерапевта в социальной сфере это могут быть сведения от социального работника; при работе в школе — сведения от педагога или психолога и т. д.
|
|
Многое может проясниться в ходе первой встречи с клиентом, когда психотерапевт выясняет его основные жалобы или проблемы, собирает сведения об истории его жизни, оценивает его биопсихосоциальный статус, время появления у кли-
72 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
ента тех или иных нарушений и их изменение с течением времени, а также определяет ожидания клиента относительно арт-терапевтической работы. Кроме того, в ходе первой встречи с клиентом психотерапевт также объясняет ему основные правила и условия проведения арт-терапии, а также содержание и общие задачи работы.
|
|
Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на проведение арт-терапии, что, конечно же, невозможно без его информированности о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Поэтому психотерапевт должен предоставить клиенту эту информацию. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными представителями, если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособности) условий психотерапевтического контракта. Контракт регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, общее число сессий, их частоту и продолжительность, Взаимные обязательства сторон, порядок и размер оплаты услуг специалиста и другие моменты. Хотя соблюдение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом является одним из основополагающих этических принципов его деятельности, этот момент может быть дополнительно оговорен в контракте. То же самое относится и к условиям хранения художественных работ клиента и праву его собственности на свою изобразительную продукцию.
|
|
В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем будет заключаться их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изобразительные материалы опасным для себя и окружающих образом). Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весьма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.
К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание «безопасного» пространства, что является важным условием установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт-терапевтическая работа связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рассматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического пространства. Это имеет непосредственное отношение к оформлению арт-тераневти-ческого кабинета и его оснащению соответствующими инструментами и материалами. К. Кейз и Т. Делли отмечают, что «каждый приходящий в арт-терапевтиче-ский кабинет человек использует его по-разному и устанавливает с арт-терапевтом
|
|
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 73
уникальные отношения. И хотя одно и то же пространство каждый клиент воспринимает по-своему, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Case & Dalley, 1992, p. 20).
Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой, обусловленной тем, что клиенту здесь предоставлены такие условия и средства для выражения им своих чувств и мыслей и действуют такие правила, которые отсутствуют эа его пределами. Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта, и хотя стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта позиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью. С этой точки зрения арт-терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего рода «фасилитирующей среды*. Понятие «фасилитирующая среда*, как известно, было введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами*. Арт-терапевтический кабинет и его оснащение могут поэтому рассматриваться как то пространство, в котором роль «транзитных объектов* выполняют различные изобразительные материалы и средства изобразительной деятельности.
Все это, по-видимому, дало основание Д. Шаверьен описать арт-терапевтический кабинет следующим образом; «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и является предметом для наблюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения вынесенного за пределы внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно — то есть так же, как мы ведем себя в повседневной жизни. Наличие определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственны» поведением* (Schaverien, 1989. р. 149).
Таким образом, основными задачами психотерапевта на подготовительном этапе арт-терапевтического процесса являются следующие.
Создание атмосферы высокой терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности, что достигается за счет заключения психотерапевтического контракта, эмпатических качеств психотерапевта, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета.
Структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психотерапевтом посредством разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете, основных задач и содержания работы, определения взаимных обязательств сторон и знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.
Пользуясь системными определениями, можно сказать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
74 Часть !. Основные понятия. Концепции системной арт-терапии
моделирование системы психотерапевтических отношений и ее структурно-функциональных параметров (что связано со знакомством клиента и психотерапевта, обозначением пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, определением взаимных обязательств сторон и основных правил их поведения);
определение информационных, энергетических и материальных ресурсов системы, что связано со сбором психотерапевтом исходной информации о клиенте и оценкой его биопсихосоциального статуса, первичным налаживанием с ним эмпатического контакта, знакомством клиента с имеющимися в арт-терапевтическом кабинете материалами и инструментами изобразительной деятельности, определением показаний для арт-терапевтической работы и ее общей продолжительности, а также частоты и продолжительности сессий);
целеполагание (исходя из оценки биопсихосоциального статуса клиента, его основных жалоб и проблем и имеющихся материальных, энергетических и информационных ресурсов системы).
Этап формирования системы
психотерапевтических отношений
и начала изобразительной деятельности клиента
Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.
Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит также от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отношения клиента к психотерапии и его личности специалист может гибко менять используемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.
Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального резонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиента и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Многие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и позиций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средством поддержки его хрупкого чЯ». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 75
Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей клиента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивное™ и эмоциональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Как было отмечено, многие арт-терапевты, в особенности если речь идет о работе с клиентами с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со стороны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выражению своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента может вызвать у него негативную реакцию. «В целом, — отмечает Фицджеральд, — чем более серьезны проблемы пациента, тем в большей поддержке он нуждается» (2001, с. 87). Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточна, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходимый для клиента уровень директивное™ и эмоциональной поддержки. Фицджеральд, в частности, предлагает принять во внимание:
степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
способы его психологической защиты;
выраженность интраспективных черт личности.
Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.
Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-терапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблюдателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-тера-певтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербальной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их отношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к психотерапевту.
Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом кабинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее дополнительное разъяснение психотерапевтом особенностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на
76 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
создание «эстетической продукции*, и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопротивлением.
Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процесса также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной работе очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, потребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразительными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и поведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфликтами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их разрешения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятельность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психотерапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным* и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.
С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на поведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а также фасилитации им выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это достигается за счет «эмоционального присоединениям, к клиенту, включения психотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом игровой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомого», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и в случае необходимости оказания ему «технической* помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или неоднократном повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с перенесенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами переживаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения* клиента (в частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограничения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, задавая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента, и т. д.).
В качестве иллюстрации начального этапа арт-терапевтического процесса можно привести следующий эпизод, отражающий один из моментов третьей сессии. Данный эпизод приводится в статье Б. Болл (2001, все права защищены; публикуется с разрешения автора).
Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла — семилетняя девочка аф-роамериканского происхождения — входит в него, следуя за арт-терапевтом по имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к большому столу. Энн садится па стул с зеленой обивкой рядом со столом...
Шейла. Я хочу сегодня резать бумагу.
В голосе Шейлы звучит решительность. В этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне,
Глава 4, Apm-терапевтический процесс и его системное описание 77
что ей хочется делать. Она размахивает ножницами, которые выглядит в ее руках крупными и угрожающими. Ш е Й л а. Резать, я люблю резать. Энн. Что ты хочешь резать? Бумагу?
Энн встает, для того чтобы взять бумагу из расположенной у окна стопки. Она берет довольно много листов, но протягивает Шейле всего один лист. Остальную бумагу она кладет себе на колени.
Шейла разрезает бумагу па четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается усеян кусочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн. Шейла. Мне нужна еще бумага. Энн продолжает держать бумагу на коленях. Энн. Что ты хочешь делать с бумагой, которую ты разрезала? Ты ее собираешься
как-то использовать?
Шейла (обращаясь к Эпн). Мне нужна еще бумага. В ее голосе звучит раздражение.
Энн. Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала, Шейла. Вы начальница, а я — гений. В ее голосе звучит еще больше злости. Э н н. Я начальница?
Шейла. Вы начальница, и вы меня пе слышите.
В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как своенравная начальница, а Энн — как ее секретарша, которая безропотно выполняет ее приказы и записывает то, что та диктует. Шейла часто строго отчитывает арт-терапевт а. На примере данного описания видно, что на начальном этапе арт-терапевтиче-ского процесса девочка испытывает определенные затруднения в переходе к изобразительной деятельности и отреагирует свои чувства в деструктивном манипулировании с ножницами и бумагой. При этом арт-терапевт использует различные приемы «ограничения» деструктивных проявлений и структурирования поведения девочки, задавая ей вопросы, направленные на выяснение целей ее действий, и ограничивая количество бумаги. Кроме того, стремясь «присоединиться» к девочке и оказать ей эмоциональную поддержку, она вступает с ней в ролевую игру и играет роль «ведомого» (секретарши). На этом этапе сессии внимание девочки и психотерапевта сфокусировано на их отношениях. Связанные с ними чувства девочки, а также те, которые отражают перенесенный его травматичный опыт, проявляются в основном в ее ролевом взаимодействии с психотерапевтом.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!