Почему жанр романса появился в русской вокальной музыке именно в это время?

Музыкальная жизнь 1-й половины XIX века

в вопросах и ответах…

 

Расскажи о концертной и театральной жизни России в первой половине XIX столетия. Почему средоточием музыкальной жизни стали салоны?

Политическая и экономическая жизнь в 1-й половине XIX века отличалась сложностью и нестабильностью. Искусство приобретает новое, гражданское звучание, сохраняя способность противостоять тирании. Расцветает золотое слово русской поэзии: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер, Батюшков, Баратынский. В эти же годы рождаются и музыкальные произведения, ставшие музыкальной классикой. Композитор М.И.Глинка стал главой новой русской школы с национально-неповторимым музыкальным языком.

 

В 1802 году в Петербурге учреждено Филармоническое общество. Оно занялось устройством концертов. За 100 лет своего существования Общество организовало 205 концертов. Прозвучали монументальные оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, «Мессия» Генделя, «Реквием» Моцарта, 9-я симфония Бетховена.

В 1811 году написана первая русская оратория – «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» С.Дегтярёва. Через несколько лет её же исполнили на церемонии открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Жанр комической оперы, популярный в XVIII веке, уступил место водевилю – лёгкой развлекательной комедии, где роль музыки ограничивалась шутливыми куплетами. Первый водевиль, «Казак-стихотворец» на текст А.Шаховского, создан Катерино Кавосом. Он же написал и первые русские сказочные оперы – «Князь–невидимка» (1805) и «Илья-богатырь» (1806), а также патриотическую оперу «Иван Сусанин» (1815).

В 1835 году была написана опера А.Верстовского «Аскольдова могила», в которой композитор соединил элементы русской истории с причудливыми фантастическими легендами.

Продолжали строиться или переоборудоваться театральные и концертные залы.

Ещё в 1803 году в Петербурге впервые была создана оперная труппа, отдельная от драматической. Однако специальное театральное здание русские оперные певцы и оркестранты получили в Москве лишь в 1825 году, когда на месте сгоревшего Петровского был построен новый Большой театр.

В 1832 году в Петербурге был открыт Михайловский музыкальный театр, а в 1836 году открылся перестроенный и обновлённый Большой, или Каменный театр. Но они арендовались французскими и итальянскими оперными труппами.

Для устройства концертов в Москве в 1834 году было создано Московское музыкальное благородное собрание. В Петербурге концерты проводились в доме Энгельгардта на Невском проспекте или в открытом в 1839 году здании Дворянского собрания (в настоящее время – соответственно Малый и Большой залы Филармонии), где в 1830-40-х годах прошли гастроли всемирно известных музыкантов – Ференца Листа, Рихарда Вагнера, Гектора Берлиоза.

В летнее время особую популярность у петербуржцев приобрели концерты лёгкой танцевальной музыки в Павловском «вокзале» - уютном павильоне вблизи станции только что проложенной Царскосельской железной дороги (здание было построено в 1838 году и полностью разрушено во время ВОв). С 1856 года в течение 10 лет Павловским оркестром дирижировал знаменитый «король вальсов» - Иоганн Штраус (младший).

 

Несмотря на обилие театров и концертов, большую часть музыкальных впечатлений любители прекрасного получали в салонах – домашних кружках, в которых богатыми покровителями искусств устраивались музыкальные вечера.

Так, в Петербурге (а с 1824 года, после переезда, – и в Москве) особой известностью пользовался салон княгини Зинаиды Волконской, одарённой певицы. Её дом стал центром художественного и интеллектуального общения.

Братья Михаил и Матвей Виельгорские  были ещё более известны своим пристрастием к музыкальному искусству. В особняке на Михайловской площади братья устраивали домашние концерты, на которых бывали и именитые гости – например, пианист-виртуоз Ференц Лист.

 

Повсеместно устраивались балы, на которых на смену старинным танцам пришли новые – кадриль и галоп, но наиболее популярен в это время был вальс, распространившийся из австрийской столицы Вены по всей Европе.

 

Почему жанр романса появился в русской вокальной музыке именно в это время?

Все приметы тогдашней музыкальной жизни – балы с непременным вальсом, салонное музицирование, бурное развитие поэзии, интерес к народной песне, распространение гитары, цыганское исполнительство – слились в новом, наиболее любимом музыкальном жанре того времени, романсе. Он вобрал в себя и мелодичность русских песен, и надрывность цыганских напевов, и вальсовый трёхдольный аккомпанемент, и имитацию гитарных переборов в сопровождении. Существуют разные жанровые разновидности романса:

песни-романсы мелодически близки крестьянским протяжным напевам;

лирические романсы пленяют грустными выразительными мелодиями и трепетными стихами о любовных переживаниях;

• для элегий характерна меланхолия, сдержанность чувств, выраженная часто в коротких речитативных фразах;

цыганские (или «жестокие») романсы наполнены страстью, изливаются нетерпеливо и бурно;

застольными назывались весёлые заздравные романсы, певшиеся на дружеских вечеринках;

баллады – развёрнутые, романтически взволнованные музыкальные повествования.

Для большинства романсов характерны:

- простота музыкальной формы (чаще куплетной);

- опора на несложное гармоническое развитие (T-S-D, отклонения в близкие тональности, возвращение в T).

Признанные мастера этого жанра – А.Варламов, А.Гурилёв, А.Алябьев.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Ознакомиться с жизненным и творческим путём Александра Егоровича Варламова (1801-1848).

2. Прослушать и проанализировать (один на выбор) романсы:

- «На заре ты её не буди»;

- «Белеет парус одинокий»;

- «Горные вершины»;

- «Оседлаю коня»;

- «Ах ты, время, времечко»;

- «Что ты рано, травушка, пожелтела…»;

- «Вдоль по улице метелица метёт».

3. Ознакомиться с жизненным и творческим путём Александра Львовича Гурилёва (1803-1858).

4. Прослушать и проанализировать (один на выбор) романсы:

- «Колокольчик»;

- «Матушка-голубушка»;

- «И скушно, и грустно».

5. Ознакомиться с жизненным и творческим путём Александра Александровича Алябьева (1787-1851).

6. Прослушать и проанализировать (один на выбор) романсы:

- «Иртыш»;

- «Зимняя дорога»;

- «Изба»;

- «Деревенский сторож»;

- «Соловей»;

- «Я вас любил»;
- «Узник»;

- «Зимняя дорога».

 

3. Расскажи о жанровых разновидностях романса на примере прослушанных тобой произведений.

                   


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!