А.Т. Твардовский “Василий Теркин” (глава «Гармонь»)



ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Тезисы

· Сила искусства способна перевернуть жизнь человека

· Картины  талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека

· В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненные силы

· Искусство способно передать мысли, которые невозможно выразить словами

· Роль творцов и ремесленников в развитии общества

· Предназначение художника

· Талант и бесталанность. Истинный и мнимый талант

· Граница между ремеслом и искусством

· Нужен ли ремесленнику талант художника?

· Роль созидания и труда в жизни человека

· Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория

· Ремесло и искусство как две составляющие таланта

·

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир” (роман-эпопея)

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками” (рассказ)

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”, глава «Гармонь» (поэма)

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» («маленькая трагедия», пьеса)

А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (стихотворение)

Н.В. Гоголь “Портрет” (рассказ)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман)

Н.С. Лесков «Левша» (сказ)

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда” (рассказ)

В. Короленко “Слепой музыкант” (повесть)

Ф.М. Достоевский «Идиот» (роман)

Б. Екимов «Музыка старого дома» (повесть)

В. Железников «Чучело» (повесть)

К.Г. Паустовский «Золотая роза» (новелла)

Л.Н. Толстой “Война и мир”

Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

§ Настоящее искусство может исцелить душу. Например, такой эпизод описывает Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Наташа была очень весела и приветлива, ей очень нравилось то, что Денисов влюблен в нее и внимательно наблюдает за ней, восхищаясь красотой девушки. Но рядом с ними сидел ее огорчённый и разочарованный в себе брат, который накануне проиграл в карты очень большие деньги. А ведь их семья так бедна! Николай сгорал от стыда и не знал, как выйти из проблемной ситуации. Вначале он искренне сердится на сестру за ее радость, ему она кажется несвоевременной. Но во время ее чарующего пения молодой человек позабыл обо всех своих несчастьях. Ему казалось, что этой чистотой красивого голоса он стер все то, чем был встревожен. «Вот оно, настоящее» — думал он о музыке, в которой растворялись все переживания и невзгоды. Таково действие искусства на душу человека, и это влияние нельзя недооценивать.

§ В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.

 

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

 

А.Т. Твардовский “Василий Теркин” (глава «Гармонь»)


По дороге прифронтовой,Запоясан, как в строю,Шел боец в шинели новой,Догонял свой полк стрелковый,Роту первую свою. Шел легко и даже бравоПо причине по такой,Что махал своею правой,Как и левою рукой. Отлежался. Да к тому жеЩелкал по лесу мороз,Защемлял в пути все туже,Подгонял, под мышки нес. Вдруг — сигнал за поворотом,Дверцу выбросил шофер,Тормозит: — Садись, пехота,Щеки снегом бы натер. Далеко ль?— На фронт обратно,Руку вылечил.— Понятно.Не герой?— Покамест нет.— Доставай тогда кисет. Курят, едут. Гроб — дорога.Меж сугробами — туннель.Чуть ли что, свернешь немного,Как свернул — снимай шинель. — Хорошо — как есть лопата.— Хорошо, а то беда.— Хорошо — свои ребята.— Хорошо, да как когда. Грузовик гремит трехтонный,Вдруг колонна впереди.Будь ты пеший или конный,А с машиной — стой и жди. С толком пользуйся стоянкой.Разговор — не разговор.Наклонился над баранкой,—Смолк шофер,Заснул шофер. Сколько суток полусонных,Сколько верст в пурге слепойНа дорогах занесенныхОн оставил за собой... От глухой лесной опушкиДо невидимой реки —Встали танки, кухни, пушки,Тягачи, грузовики, Легковые — криво, косо.В ряд, не в ряд, вперед-назад,Гусеницы и колесаНа снегу еще визжат. На просторе ветер резок,Зол мороз вблизи железа,Дует в душу, входит в грудь —Не дотронься как-нибудь. — Вот беда: во всей колоннеЗавалящей нет гармони,А мороз — ни стать, ни сесть...Снял перчатки, трет ладони,Слышит вдруг:— Гармонь-то есть. Уминая снег зернистый,Впеременку — пляс не пляс —Возле танка два танкистаГреют ноги про запас. — У кого гармонь, ребята?— Да она-то здесь, браток... —Оглянулся виноватоНа водителя стрелок. — Так сыграть бы на дорожку?— Да сыграть — оно не вред.— В чем же дело? Чья гармошка?— Чья была, того, брат, нет... И сказал уже водительВместо друга своего:— Командир наш был любитель...Схоронили мы его. — Так... — С неловкою улыбкойПоглядел боец вокруг,Словно он кого ошибкой,Нехотя обидел вдруг. Поясняет осторожно,Чтоб на том покончить речь:— Я считал, сыграть-то можно,Думал, что ж ее беречь. А стрелок:— Вот в этой башнеОн сидел в бою вчерашнем...Трое — были мы друзья. — Да нельзя так уж нельзя.Я ведь сам понять умею,Я вторую, брат, войну...И ранение имею,И контузию одну.И опять же — посудите —Может, завтра — с места в бой... — Знаешь что,— сказал водитель,Ну, сыграй ты, шут с тобой. Только взял боец трехрядку,Сразу видно — гармонист.Для началу, для порядкуКинул пальцы сверху вниз. Позабытый деревенскийВдруг завел, глаза закрыв,Стороны родной смоленскойГрустный памятный мотив, И от той гармошки старой,Что осталась сиротой,Как-то вдруг теплее сталоНа дороге фронтовой. От машин заиндевелыхШел народ, как на огонь.И кому какое дело,Кто играет, чья гармонь. Только двое тех танкистов,Тот водитель и стрелок,Все глядят на гармониста —Словно что-то невдомек. Что-то чудится ребятам,В снежной крутится пыли.Будто виделись когда-то,Словно где-то подвезли... И, сменивши пальцы быстро,Он, как будто на заказ,Здесь повел о трех танкистах,Трех товарищах рассказ. Не про них ли слово в слово,Не о том ли песня вся. И потупились суровоВ шлемах кожаных друзья. А боец зовет куда-то,Далеко, легко ведет.— Ах, какой вы все, ребята,Молодой еще народ. Я не то еще сказал бы,—Про себя поберегу.Я не так еще сыграл бы,—Жаль, что лучше не могу. Я забылся на минутку,Заигрался на ходу,И давайте я на шуткуЭто все переведу. Обогреться, потолкатьсяК гармонисту все идут.Обступают.  — Стойте, братцы,Дайте на руки подуть. — Отморозил парень пальцы,—Надо помощь скорую.— Знаешь, брось ты эти вальсы,Дай-ка ту, которую... И опять долой перчатку,Оглянулся молодцомИ как будто ту трехрядкуПовернул другим концом. И забыто — не забыто,Да не время вспоминать,Где и кто лежит убитыйИ кому еще лежать. И кому траву живомуНа земле топтать потом,До жены прийти, до дому,—Где жена и где тот дом? Плясуны на пару параС места кинулися вдруг.Задышал морозным паром,Разогрелся тесный круг. — Веселей кружитесь, дамы!На носки не наступать! И бежит шофер тот самый,Опасаясь опоздать. Чей кормилец, чей поилец,Где пришелся ко двору?Крикнул так, что расступились:— Дайте мне, а то помру!.. И пошел, пошел работать,Наступая и грозя,Да как выдумает что-то,Что и высказать нельзя. Словно в праздник на вечеркеПоловицы гнет в избе,Прибаутки, поговоркиСыплет под ноги себе.Подает за штукой штуку:— Эх, жаль, что нету стуку,Эх, друг,Кабы стук,Кабы вдруг —Мощеный круг!Кабы валенки отбросить,Подковаться на каблук,Припечатать так, чтоб сразуКаблуку тому — каюк! А гармонь зовет куда-то,Далеко, легко ведет... Нет, какой вы все, ребята,Удивительный народ. Хоть бы что ребятам этим,С места — в воду и в огонь.Все, что может быть на свете,Хоть бы что — гудит гармонь. Выговаривает чисто,До души доносит звук.И сказали два танкистаГармонисту:— Знаешь, друг...Не знакомы ль мы с тобою?Не тебя ли это, брат,Что-то помнится, из бояДоставляли мы в санбат?Вся в крови была одежа,И просил ты пить да пить... Приглушил гармонь:— Ну что же,Очень даже может быть. — Нам теперь стоять в ремонте.У тебя маршрут иной.— Это точно...— А гармонь-то,Знаешь что,— бери с собой.Забирай, играй в охоту,В этом деле ты мастак,Весели свою пехоту.— Что вы, хлопцы, как же так?.. — Ничего,— сказал водитель,—Так и будет. Ничего.Командир наш был любитель,Это — память про него... И с опушки отдаленнойИз-за тысячи колесИз конца в конец колонны:«По машинам!» — донеслось. И опять увалы, взгорки,Снег да елки с двух сторон...Едет дальше Вася Теркин,—Это был, конечно, он.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!