Формирование веротерпимости в молодежной среде



Современная молодежная среда в России коренным образом отличается от молодежной среды советского времени, которая характеризовалась крайним атеизмом. Значительная часть современной молодежи привержена религиозному мировоззрению. Согласно исследованиям социологов, парадоксальность сегодняшнего дня заключается в том, что дети порой являются более религиозными, чем их родители, которые получили атеистическое воспитание и которым трудно изменить свое отношение к религии, так как они еще помнят те времена, когда их отцы и деды «рушили церкви».

Особенностью современного российского общества, как известно, является многоэтничность и многоконфессиональность. Наиболее остро экстремистские настроения, которые часто рядятся в религиозные одежды, проявляются в молодежной среде. Поэтому, с одной стороны, важно сохранить внутреннее политическое, культурное и религиозное единство, с другой — не потерять индивидуальность и самоидентификацию российского общества.

В сохранении нашей индивидуальности и неповторимости в условиях современного общества важнейшая роль, безусловно, принадлежит религии. При этом речь идет не только о православии как исторически доминирующей религии в нашей стране. Речь идет, прежде всего, о возможности и необходимости использования нравственного регулятива религии как одного из важнейших механизмов социального контроля.

Известно, что все традиционные религии построены на сходных общечеловеческих подходах к оценкам морали и нравственности в поведении человека, призывают к общественному миру и согласию к преодолению розни и уважению различий. Но при этом известно также и другое — непрерывная многовековая борьба религий и их сторонников друг с другом и тщетность попыток формирования религиозной, национальной и культурной гармонии.

Путем к решению данной дилеммы может служить наш собственный исторический опыт. Когда мы задаемся вопросом о причинах существования некого единства в распавшемся постсоветском пространстве, то чаще всего ошибочно находим его, в казалось бы лежащем на поверхности, нашем общем советском прошлом. Но корни этого единства, очевидно, гораздо глубже и даже не в его имперской истории, как это представляется другим. Они, на наш взгляд, заключаются в проходящей красной нитью через все времена, через все периоды нашей истории уникальной традиции миролюбивого сосуществования и развития представителей различных народов, культур и вероисповеданий. 

Современный политический диалог мировых культур, как известно, определяют пять мощных духовно—религиозных традиций: православно-славянская, западно-христианская, конфуцианско-буддийская, индо-буддийская и исламская. Опыт России уникален тем, что на его территории существовали и продолжают существовать практически все из названных религий: православие, католицизм, ислам, иудаизм и буддизм. Истоки этого состояния, как уже было сказано, следует искать в истории развития и становления нашей страны как полиэтнического сообщества.

В условиях всеобщей глобализации насущной необходимостью для нашей страны становится наличие межконфессиональной нравственной системы ценностей в обществе, имеющей общегосударственное значение.

Это позволило бы сформировать атмосферу согласия в обществе, что, в свою очередь, стало бы своеобразным гарантом гармоничного сосуществования на территории нашей страны различных конфессий, народов и этносов, свободно исповедующих свою религию и живущих в соответствии с присущими им культурными традициями, с сохранением национальной идентичности и религиозного своеобразия. 

Для формирования толерантной среды в межличностном общении необходимо создание и культивирование возможностей коммуникации людей различных вероисповедований. Такие возможности, на наш взгляд, обеспечиваются следующими факторами:

· наличие стройной системы мировоззрения, основанного на твердых убеждениях и уверенности в надежности собственных позиций;

· знание об истории становления различных вероисповеданий на территории нашей страны, а также их специфике;

· уважение к инаковерующему за его искреннюю приверженность и любовь к своей вере;

· не исключать возможности найти в чужом вероисповедании созвучия собственным религиозным воззрениям;

· не идти на компромиссы в религиозных убеждениях, не стараться разными способами обеспечить преимущество одной стороны над другой;

· совместное противодействие распространению аморализма и укрепление нравственных начал в жизни общества;

· противостояние распространению различных сект, деструктивных религиозных и псевдорелигиозных движений;

· преимущественные методы ведения диалога — это разъяснение и убеждение.

Данные принципы могли бы, на наш взгляд, стать основой формирования межконфессиональной толерантности и в молодежной среде, которая наиболее склонна к религиозному максимализму и экстремизму.

 

 

Иванова О.М., студентка СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!