Выявление опорных ориентиров.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

 

Музыкальная память – это способность исполнителя быстро запоминать музыку, узнавать и исполнять ее без нот, прочно сохранять в памяти и максимально точно воспроизводить произведение даже спустя длительный срок после выучивания. Она должна характеризоваться достаточной емкостью, быстротой запоминания, точностью и оперативностью воспроизведения.

Известный факт, что многие великие музыканты-исполнители, обладатели выдающейся музыкальной памяти, без видимого труда могли удерживать в голове почти всю основную музыкальную литературу (Моцарт, Лист, Рахманинов, А. Рубинштейн, А. Тосканини и др.). Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта, давая возможность эффективно развиваться и совершенствоваться его исполнительскому мастерству, т.к. игра наизусть всегда более совершенна, чем игра по нотам. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память» (Р. Шуман).

Как известно, музыкальная память – понятие синтетическое, включающее в себя различные ее виды: слуховая, двигательная, зрительная, словесно-логическая и эмоциональная. Каждый из этих видов имеет у разных людей свои индивидуальные отличия, связанные с природными особенностями нервной системы того или иного человека. Исходя из этого, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти. У специалистов нет согласия по поводу врожденности качества памяти: одни считают, что необходимо примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы; другие утверждают, что музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.

Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество разных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек – это память уха, глаза, прикосновения и движения. В процессе музыкальной деятельности эти компоненты могут развиваться неравномерно. Однако наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов. Слуховой компонент в музыкальной памяти является ведущим.

Необходимо избегать чисто двигательного запоминания исполняемой музыки, вырабатывать устойчивые навыки, при которых исполнительские движения зависят и полностью соответствуют точным музыкально-слуховым представлениям.

Большое значение для развития музыкальной памяти придается современными психологами и методистами и предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное  запоминание материала. Важность и эффективность этого метода запоминания была доказана в работах отечественных и зарубежных исследователей – Г. Уиппла, Г. Ребсона, Л. Маккиннон, К. Мартинсена, С. Е. Фейнберга, В.И. Муцмахера и др. Американские психологи Г. Уиппл и Г. Ребсон экспериментально доказали, что метод предварительного изучения произведения до практической работы с инструментом значительно превосходит методы запоминания непосредственно с инструментом. Как отмечали исследователи, «без изучения структуры материала запоминание его сводится к приобретению чисто технических навыков, которые сами по себе зависят от бесчисленных и долгих тренировок».

По мнению Л. Маккиннон, «способ анализа и установления сознательных ассоциаций является единственно надежным для запоминания музыки...Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле».

Аналогичной точки зрения придерживался и А. Корто. «Работа над запоминанием должна быть целиком разумной и должна облегчаться вспомогательными моментами в соответствии с характерными особенностями произведения, его строением и выразительными средствами».

Важность аналитического подхода к работе над художественным образом подчеркивается и в работах отечественных музыкантов-педагогов. По словам С.Е. Фейнберга «Музыке, прежде всего, свойственна логика…Мы всегда найдем в ней последовательность глубоко обусловленных звучаний. И эта обусловленность родственна той деятельности сознания, которую мы называем логикой».

Именно разум человека, активно задействованный в процессе аналитического познания материала, его строения, характерных особенностей и использованных выразительных средств, облегчает и запоминание, и воспроизведение по  собственной воле. Деятельность сознания сближается с логическими, специально организованными действиями. Следовательно, основным условием улучшения процессов запоминания является познание через специально организованные действия, т.е. развитие произвольной логической памяти.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловое разделение, выявление опорных пунктов-ориентиров и смысловое сопоставление.

Смысловое разделение.

Это направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы. Сущность приема заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, которые представляют собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, части циклов и т.д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), самые мелкие компоненты структуры (период, предложение, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные в более крупные.

Выявление опорных ориентиров.

Данное направление, выявляя в каждой структуре нечто, привлекающее особое внимание, превращает его в опорный пункт – ориентир для организации соответствующих исполнительских действий. На первоначальном этапе важнейшим является сознательная регуляция движения от одного ориентира к другому, но далее сознание должно освобождаться, переключаться на более крупные построения вплоть до целостного художественного образа, предоставляя подсознанию всю прочую работу, что и придает исполнительским действиям свободу и естественность.

Смысловое сопоставление.

Третье направление осуществляется в тесной взаимосвязи со вторым, т.к. в основе этого приема лежит использование мыслительных операций по сопоставлению выявленных ориентиров (тонального и гармонического планов, линий фактуры и особенностей голосоведения, элементов формы и выразительности) и осмыслению их взаимодействия и взаимозависимости. Многое зависит от объема музыкально-теоретических знаний исполнителя, но и элементарные единицы (интервалы, аккорды, секвенции и т.д.) могут служить ориентирами. Важно в процессе осмысления соблюдать  формообразующую, самобытную и эмоциональную роль каждого элемента музыкального текста.

До сих пор в музыкальной педагогике дискуссионным является вопрос: какой способ запоминания предпочтительнее – произвольный (т.е. преднамеренная, специально ориентированная деятельность) или непроизвольный (т.е. непреднамеренный, как естественный результат достаточной работы над произведением)?   Противоположные подходы к данному вопросу дают на практике примерно одинаковые результаты, следовательно, не существует жесткой установки, все зависит от личностного склада музыканта, индивидуальной манеры деятельности.

По мнению А.Б. Гольденвейзера и С.И. Савшинского в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на рациональном использовании специальных приемов и тщательном продумывании размучиваемого материала. Приверженцы второй позиции (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах) считают, что произведение эффективнее запоминается без всякого насилия над памятью, в процессе самой работы над художественным содержанием произведения.

Считается, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности, аналитический склад ума, обусловленный (предположительно) ведущей активностью левого полушария головного мозга. Среди музыкантов другой группы преобладающее большинство составляют действующие музыканты-исполнители, ориентирующиеся в своей работе преимущественно на образное мышление, которое обусловлено активностью правого, «художественного» полушария.

Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительным тот метод, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.

Иногда, признавая осознанную установку на запоминание как единственное условие плодотворной работы памяти, можно спровоцировать такие нерациональные, а, следовательно, ошибочные действия, как запоминание в результате многократных повторов или запоминание к определенному сроку. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Такой способ решения проблемы является негативным, создающий дополнительную нервозность для психики исполнителя.

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод: непроизвольное запоминание есть результат произвольной, сосредоточенной, осознанной работы над произведением, при рациональном использовании времени, с применением разнообразных приемов стимуляции памяти и полного отсутствия тревоги за окончательный результат.

 

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

 

На ранних этапах становления музыканта необходимо выполнение следующих рекомендаций, способствующих эффективности процесса запоминания, из которых постепенно будут отбираться и сохраняться наиболее подходящие индивидуальности обучающегося:

– сосредоточенное чтение нот, стимуляция зрительной памяти;

-- сольфеджирование и другие способы стимуляции слуховой памяти;

-- подчеркнуто активное исполнение, стимулирующее моторно-двигательную память;

--использование механизмов синестезии, т.е. представление через цвет, запах или вкус звучания отдельных исполняемых элементов;

--подключение логической памяти через прослеживание драматургии движения от одной смысловой точки к другой;

-- использование простейших произведений для запоминания и проигрывания в результате только просматривания текста (своеобразный тест, определяющий сиюминутное состояние работоспособности памяти учащегося);

-- недопущение «ленивых действий», расточающих время и приводящих к сомнительным результатам, т.к. только сочетание и взаимодействие мыслительной, сенсорной и чувственной активности приведут к скорейшему результату.

Практически работа исполнителя непосредственно над музыкальным произведением состоит из восприятия текста с помощью инструмента или без него и воспроизведения текста с помощью нотной записи или наизусть. Порядок и интенсивность этих видов деятельности зависят от индивидуальных возможностей исполнителя, уровня его профессионального развития и сложности самого материала.

Мысленное восприятие музыкального текста (т.е. без инструмента) позволяет с опорой только на нотную запись и представления звучания при помощи внутреннего слуха достаточно полно воспринимать и осмысливать все компоненты музыкального построения, как в статике, так и в развитии. Кроме того, этот способ позволяет осуществить взаимосвязь ощущений «вижу – слышу» и на основании опыта владения инструментом прогнозировать последующее – «играю».

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента – один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. В литературных источниках зарегистрированы многочисленные примеры, когда высококлассным мастерам достаточно было только зрительного восприятия нотного текста для концертного воплощения. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по выявлению и определению:

• главного настроения произведения;

• средств, при помощи которых оно выражается;

• особенностей развития художественного образа;

• главной идеи произведения;

• понимания замысла автора;

• своего собственного личностного смысла и понимания анализируемого произведения.

Проигрывание произведения после мысленного ознакомления направлены на обретение двигательных ощущений и проверку предположений и предчувствий идеальных представлений, уяснения общего художественного смысла. Поэтому на этом этапе характерно эскизное ознакомление с произведением в близком к окончательному темпе, но без стремления к точности и тщательности. Затем следует детальная проработка всех направлений, намеченных в процессе умственных действий, что, в свою очередь, является условием непроизвольного запоминания, т.к. хорошо запоминается только то, что понято. Это вычленение смысловых опорных ориентиров, трудных мест, подбор удобной аппликатуры, освоение в медленном темпе новых исполнительских движений. Продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить произведение сразу целиком. Необходима разумная дозировка выучиваемого материала, поэтому лучше запоминать текст отдельными небольшими фрагментами.

Работа над произведением без текста характерна на завершающем этапе формирования художественного исполнительства. При этом продолжают укрепляться все виды памяти (слуховая, логическая, двигательная), заметнее становится роль автоматизированных действий. Привлечение поэтических ассоциаций, взятых из жизни и других видов искусства и соединение их со слышимыми звуками, активизация эстетического чувства пробуждают и развивают эмоциональную память, которая не только значима для художественной натуры, но и эффективно укрепляет рациональный ум.

После выучивания произведения наизусть необходимо регулярно повторять его для закрепления в памяти. Но следует избегать механического повторения, напоминающее по своему характеру «зубрежку», которое тормозит развитие музыканта, ограничивает его репертуар, притупляет художественное восприятие. Любой повтор должен содержать элементы новизны или в ощущениях, или в ассоциациях, или в технических приемах.

Быстрота и прочность заучивания связаны и с рациональным распределением повторений во времени. Надежным являются повторы через короткие промежутки времени после первоначального заучивания, например через день. Не рекомендуется делать большими промежутки иначе очередной повтор может превратиться в новое заучивание наизусть. Со временем их можно увеличивать без риска утраты надежности.

При заучивании наизусть хорошо зарекомендовали себя приемы пассивного и активного повторения, при которых материал сначала играется по нотам, а затем делается попытка воспроизведения его по памяти.

Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, не рекомендуется расставаться с нотным текстом. Надежно выученное произведение полезно просматривать по нотному тексту, выискивая в нем все новые смысловые связи, детали, проверяя новые идеи, уточняя возникшие в памяти пробелы, освежая музыкальные представления.

Полная исполнительская свобода наступает, когда музыкант в состоянии восстановить произведение во всех деталях мысленно, не только повторять, но и совершенствовать его, не глядя в ноты и не прибегая к инструменту. Такая способность развивается постепенно и является весомым признаком зрелости исполнителя. Чем раньше обучающийся начнет постоянное чередование реального исполнения с мысленными представлениями, тем лучше. Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного выступления, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.

Таким образом, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, важнейшими из которых являются слуховой и моторный. Логические способы запоминания (смысловое разделение и смысловое сопоставление) также улучшают запоминание. Выбор произвольного или непроизвольного запоминания зависит от особенностей мышления исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Достижение особой прочности запоминания характеризуется правильным распределением повторений в процессе заучивания и возможностью музыканта на уровне музыкально-слуховых представлений многократно проигрывать музыкальное произведение в уме.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!