Общие вопросы специфики работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

 

Обсуждено на заседании                                              Утверждено на заседании

фортепианного отдела                                                  педсовета

МАУ ДО «ДШИ»                                                          МАУ ДО «ДШИ»

Протокол №_____                                                          Протокол №_____

от «____» __________ 20___г.                                      от «____» __________ 20___г.      

 

Обсуждено на методсовете                                           Утверждаю:

МАУ ДО «ДШИ»                                                          Директор МАУ ДО «ДШИ»

Протокол №_____                                                          ________________ О.И.Воронова

от «____» __________ 20___г.                                      Приказ№____от «___»_____20___г

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Специфика работы концертмейстера в классе флейты ДШИ»

Образовательная область: инструментальное исполнительство

Специализация: фортепиано

 

 

Автор:

преподаватель

Маркелова Светлана Исламгареевна

 

г. Стерлитамак, 2016

 

План

Введение…………………………………………………………………. 3
1 Общие вопросы специфики работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ………………………………………………………………………   6
2.Навыки и умения, необходимые для работы……………………….. 2.1. Чтение с листа……………………………………………………… 2.2. Владение навыками игры в ансамбле……………………………... 2.3. Эрудированность…………………………………………………… 2.4. Психологические аспекты деятельности………………………….. 7 7 8 9 9
3. Специфика работы концертмейстера в классе флейты…………………………………………………………………….   10
3.1. Блокфлейта. Вопросы настройки инструмента…………………... 3.2. Диапазон поперечной флейты, тембральная окраска и сила звучания по регистрам.………………………………………………….. 3.3. Штрихи. Техника исполнения и особенности нотации………….. 3.4. Выступление на сцене с юным солистом…………………………. 3.5. Психологическая компетентность концертмейстера……………. 10   12 17 22 24
Заключение………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………….. 30

 


 

Введение

Концертмейстер – самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе, и на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре, в хореографии и на преподавательском поприще. Однако, при этом, многие музыканты относятся к концертмейстерам свысока: игра по нотам и «под солистом», якобы не требует большого мастерства. Но это ошибочная позиция. Солист и пианист (концертмейстер) в художественном смысле являются членами единого, целого музыкального организма. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильно ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля.

 Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным, Метнера с Шварцкопфом. Великие советские пианисты: Игумнов, Гольденвейзер, Нейгауз, Рихтер, Гинзбург и многие другие считали полезным появляться периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов – ансамблистов. Выдающийся английский пианист Дж. Мур выступал концертмейстером таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шворцкопф, Э. Минухин. Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации (в средних и высших музыкальных заведениях открылись классы концертмейстерского мастерства), что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому – выдающаяся творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С.Давыдовой, М. Карандашовой, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича.

Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента» и Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». Эти авторы, в частности, подробно освещают важные для аккомпаниатора методические аспекты работы над чтением с листа и транспонированием. Немало ценного материала, в том числе практических советов концертмейстерам содержится в книге Дж. Мура «Певец и аккомпаниатор». Эти авторы ставят своей задачей помочь работе молодого концертмейстера над воплощением художественных образов произведений, наметить возможные варианты их исполнительских трактовок. При этом внимание обращается на содержание произведения, его композиционную структуру и характер фактуры. Статьи об особенностях работы концертмейстера с солистами-инструменталистами – единичны. Так о концертмейстерстве в классе струнных смычковых инструментов ведут речь Е. Шендерович, С. Урываева, Г. Брыкин. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует особого призвания, высокого музыкального мастерства и художественной культуры. Концертмейстер – пианист, помогающий певцам,  инструменталистам разучивать партии, и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. А деятельность аккомпаниатора подразумевает лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнении, знание их исполнительской специфики, умение подсказать путь к исправлению недостатков

Цель методической разработки: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.

Задачи методической разработки:

- описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;

- выявить специфику деятельности концертмейстера в классе флейты в условиях детской школы искусств;

- систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы.


 

Общие вопросы специфики работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ

Деятельность концертмейстера в школе многопланова. Она заключает в себе не только творческую, но и педагогическую направленность.

Этапы работы концертмейстера в школе:

· Участие в выборе программы.

· Разбор нотного текста.

· Основная работа над произведением.

· Выступление на сцене.

Для того, чтобы претендовать на роль творческого соратника педагога по классу флейты, наставника и помощника ученика – солиста, необходимы определенные умения и навыки.

Участвуя в выборе программы, концертмейстеру нужно обладать педагогическим чутьем – учитывать индивидуальные способности ученика: характер, профессиональные возможности, одаренность, физиологические данные.

Кроме того, репертуар должен быть так подобран по уровню сложности, чтобы ученик имел возможность профессионально расти.

Большое количество учеников в классе предполагает разнообразие и обширность репертуара. Обычно у концертмейстера не остается времени для долгого выучивания программы каждого ученика.

И здесь большое значение имеют концертмейстерские навыки. «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать». Трудно поспорить с мнением, высказанным в свое время Иосифом Гофманом. Практический опыт – первейшее условие предпосылка образования любого навыка.

Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности. Ф. Брянская определила последовательность процесса игры с листа, как сложную цепь действий, которые условно представить объединенными в три группы.

Первая группа включает действия, предваряющие собственно игру с листа: определение по авторским ремаркам  характера, темпа; беглый просмотр текста.

Вторая группа действий относится непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов.

Действия третьей группы «озвучивают» нотный текст – это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата.

Следует постоянно работать и развивать все упомянутые группы действий. У профессионального концертмейстера они доведены до автоматизма. Музыкант, свободно играющий с листа, видит перед собой конечную цель – художественное исполнение. Поэтому, многое из того, что предшествует этой цели, осуществляется помимо его сознания.

Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!