Сильная, слабая, слабая, сильная, слабая, слабая, сильная, слабая, слабая и т. д.

Новые слова: звукоряд, диапазон, регистр, ритм. Звукоряд – ряд музыкальных звуков, которые расположены по порядку, по высоте. Полный звукоряд можно сыграть на инструменте фортепиано. Диапазон – количество звуков, которые можно извлечь на каком-либо музыкальном инструменте или спеть (расстояние от самого низкого до самого высокого). Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос обладает определённым диапазоном. Инструмент фортепиано имеет очень большой диапазон (88 разных по высоте звуков). На клавиатуре фортепиано низкие ноты находятся слева, при перемещении вправо они повышаются. Регистр – часть звукоряда. Названия регистров: низкий, средний, высокий. Если разделить весь звукоряд фортепиано на 3 одинаковые, равные части, то слева мы увидим клавиши-ноты низкого регистра, в середине – среднего регистра, справа – высокого регистра. Для записи на нотном стане (нотоносце) звуков низкого регистра применяется басовый ключ (бас – название низкого мужского голоса), для записи звуков среднего и высокого регистров – скрипичный ключ (скрипка – струнный музыкальный инструмент, обладающий достаточно высоким звучанием). Нотная строка (нотоносец) состоит из пяти линий, счёт которых ведётся снизу вверх. Ноты могут записываться на линейках и между линейками. Для записи некоторых звуков употребляются короткие добавочные линейки.   Музыкальные звуки различаются не только высотой, но и продолжительностью (длительностью). Чередование в музыке звуков разных длительностей называется ритмом. Звук, который длится приблизительно столько же времени, сколько времени занимает 1 шаг при спокойной ходьбе, обозначается закрашенной (чёрной) нотой. Справа к головке ноты пририсовывается вертикальная палочка (штиль), направленная от неё вверх.     Если за время одного шага прозвучали 2 короткие, одинаковые по длительности ноты, они пишутся закрашенными, к каждой из них дорисовывается штиль, а сверху они соединяются горизонтальной линией, которая называется ребром.   Как читать ритм. Для чтения ритма применяются слоги: – та, –  – ти-ти. Попробуйте прочитать следующий ритм, используя слоги. Для того, чтобы он получился правильным, чётким, следует шагать одновременно с прочтением (шаги должны быть обязательно одинаковыми по времени, равномерными), тогда время 1-го шага будет равно ноте «та» или же 2-м коротким нотам «ти-ти». Сыграйте в данном ритме песню (см. ниже), найдя на клавиатуре фортепиано ноты до, ре, ми и фа. Пойте песню а) с названиями нот (до-до, ре-ре, ми-ми, фа и т. д.), б) с названиями музыкальных длительностей (ти-ти, ти-ти, ти-ти, та и т. д.), в) с текстом. Текст песни: Как под горкой, под горой Торговал старик золой. Картошка моя Вся поджаренная.     Названия музыкальных длительностей. Понятия: доля, такт, тактовая черта, метр, музыкальный размер. – четвертная (та)      – восьмые (ти-ти)   При записи мелодии с текстом под нотами, восьмые не соединяются ребром, а пишутся каждая отдельно с хвостиком (флажком). 1 шаг = = Доля – это промежуток времени в музыке, равный одному шагу, то есть четвертной длительности. За время одной доли может прозвучать одна четвертная нота или две восьмые. Восьмые соединяются в записи ребром по две, так как две восьмые составляют одну долю. Доли бывают сильные и слабые. Сильные доли легко услышать в мелодии – это опорные звуки в музыкальном движении. Определить ритм и чередование долей можно также в любом стихотворении, например: Милая улитка, Покажи мне рожки. Дам тебе за это Зёрнышки да крошки. Ниже записан ритм первой строки («милая улитка» – ти-ти, ти-ти, та, та).     (сильная доля) (слабая доля)     (сильная доля) (слабая доля) Каждая строка данного стихотворения повторяет тот же ритм. Перед звуками каждой сильной доли в нотной записи ставится вертикальная черта (проводится от 5-й до 1-й линейки нотного стана), она называется тактовой чертой. Такт – расстояние от одной тактовой черты до следующей, фрагмент музыки между двумя тактовыми чертами. Перед звуками первого на нотной строке такта тактовая черта не ставится.   Чаще всего доли в музыке чередуются следующим образом: сильная, слабая, сильная, слабая, сильная, слабая и т. д. или

сильная, слабая, слабая, сильная, слабая, слабая, сильная, слабая, слабая и т. д.

Чередование (равномерное, одинаковое) сильных и слабых долей в музыке называется метром. Метр бывает двухдольный (в одном такте помещаются сильная и слабая доли) и трёхдольный (в одном такте помещаются 3 доли – сильная, слабая, слабая).

В двухдольном метре между сильными долями, каждая из которых является началом определённого такта, помещается одна слабая доля, а в трёхдольном метре между сильными долями помещаются две слабые доли.

Счёт долей в двухдольном метре: раз (сильная доля), два (слабая доля).

Счёт долей в трёхдольном метре: раз (сильная доля), два (слабая доля), три (слабая доля). В трёхдольном метре (на «раз-два-три») пишутся вальсы и др., в двухдольном – польки и др.

Тип метра (двухдольный или трёхдольный) в мелодии можно определить на слух следующим образом. 1) Обратить внимание на звучание сильных долей, выделяющихся в музыкальном движении. 2) Прослушать музыкальный фрагмент снова, произнося во время звучания каждой сильной доли слово «раз» (сильная доля всегда является началом такта). 3) Выяснить, сколько слабых долей помещается между сильными (если после счёта «два» остаётся время ещё одного шага до следующей сильной доли, значит метр трёхдольный – «раз, два, три»).

 

Музыкальный размер отражает количество долей такта и длительность каждой доли. Чаще всего доля равна четвертной длительности.

К примеру, указание размера «две четверти» означает, что метр в музыкальном поизведении двухдольный и каждая доля в данном метре равна четвертной длительности.

Т е. музыкальный размер – это выражение метра определенными длительностями.

Основные музыкальные размеры: две четверти (двухдольный метр, где каждая доля равна четвертной длительности) и три четверти (трёхдольный метр, где каждая доля равна четвертной длительности).

Обозначается музыкальный размер двумя цифрами, расположенными одна над другой в верхней и нижней частях нотного стана. Указывается он после ключа (скрипичного или басового) на первой строке музыкального произведения.

 

См. также полностью записанный ритм стихотворения «Милая улитка»:

См. также пример:

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!