Более общее и разнообразное :

Введение в философию просвещения во Франции

(Философия просвящения получила такое название в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. )

 

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения.

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя.

В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения – Ш.Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах.

Черты и особенности философии французского просвещения

Черты: отрицательное отношение к феодальным порядкам и привилегиям, радикальная критика церкви, ее устоев, принципов и религии, как социального института.

Особенности  мировоззрения просветителей:

1.стремление материалистически объяснить общественную жизнь. Французские материалисты XVIII в. рассматривали историю жизни людей как прямое продолжение развития природы, не связанное с какими-либо специфическими, качественно новыми закономерностями. Структуру движений разума они сводили к физической и узко механической структуре.

2.стремиление описать человека материалистически, усматривая его сущность в естественных потребностях, страстях, стремлении к полному счастью. Натурализм соединялся у них с оптимистической верой в человеческий разум, который совершенствуется, становится руководителем людских поступков и «просветляет» побуждения людей знанием последствий их действий. В этой концепции человека перекрещивались два различных мотива: 1)человек есть послушное звено во всемирной цепи причинно-следственных связей; 2)человек есть вершина природы, ибо от всех ее прочих созданий его отличает разум.

В  концепции «человеческой природы» многое было направлено против идеализма и теологии. Отброшена средневековая абстракция «греховного человека», провозглашение «действительного человека», имеющего полное право на земные радости и счастье .

3. выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса

4. причина человеческих несчастий и том числе социальных бедствий состоит людском невежестве

Человек рассматривался как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положения о его материальном единстве.

 

Концепция Ж .Ж.Руссо

Руссо предложил целостную концепцию естественного управления жизнью людей, имея ввиду, прежде всего, воспитание и общественное устройство. Воспитание должно быть естественным, то есть развивающим лишь то, что присуще человеческой природе, а поскольку природа каждого человека индивидуально своеобразна, то воспитатель должен исходить не из общих схем педагогического процесса, а из учёта индивидуальных особенностей ребенка. Природа человека - это единство духовного и физического элементов, а потому Руссо уделяет большое внимание в воспитании физическому развитию. Духовная природа человека включает в себя разум и чувства, а потому следует формировать в ребенке не только абстрактное мышление, но и конкретные навыки, практические способности, - всё, что необходимо для развития наглядно-образного, эмоционального отношения к действительности.

Что касается социальной философии, то Руссо ее основную задачу видит в установлении идеального общественного строя - государства равенства и свободы. Последовательно проводя радикально-демократические идеи, Руссо выступает даже против представительной системы власти, предоставляющей некоторым гражданам больше прав, чем остальным, что нарушает естественные принципы равенства и свободы.

По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества.

Руссо считал сущностью человека не разум, а чувство, которое естественно, а потому способствует установлению правильных отношений между человеком и природой: состояние рефлексии, утверждал Руссо, не соответствует природе, а потому рассуждающий человек есть не что иное, как "извращенное животное". Истинная ценность человека определяется его "сердцем", а не разумом, достоинства которого часто вступают в противоречие с моральными ценностями "сердца". Даже в сфере познания чувство способно сделать больше, чем разум, если учесть, что размышления философов не развеяли ни одного из гнетущих человека сомнений. Истинность того, что диктуется "сердцем", Руссо противопоставляет мнимой очевидности, достигаемой разумом: совесть, а не разум, учит тому, что есть истина и благо. Человек может разработать естественную религию и этику, но он должен основывать их на совести – этом "божественном бессмертном инстинкте", а не на разуме, как это делают философы и теологи. Вышесказанным определяется враждебная установка Руссо по отношению к науке и философии.

Руссо воспринимает природу, как таинственную силу. Его понимание природы включает несколько аспектов:

1.Телеологическое понимание природы основано на признании субъектности природы, происходящей от её божественной сотворённости.

2.Естественноисторическое понимание проявляется в трактовке естественного человека и животных, действующих на основании инстинктов, как проявления естественных законов; а также в трактовке утилитарных взаимосвязей между человеком и природой.

3.Психологическое понимание природы определяет восприятие человеком своего места в мире через ощущение приобщенности, включенности, единения с природой или, наоборот, разобщенности, отчуждения, разъединения. Эстетическое понимание природы Руссо связано с определением гармоничности и природосообразности как критериев красоты.

Реконструкция взглядов Руссо на природу позволяет представить её как динамическую гармонию, включающую в свой замысел человека как самосовершенствующееся существо и общество как среду и средство самосовершенствования человека.

Более общее и разнообразное :

ЖанЖака Руссо считал, что человек – по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. Отстаивает материальность души и сознания человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественнонаучного детерминизма. Вольтер считает человека общественным существом, социальным животным, которое испытывает потребность обществе. Вольтер стал на позиции эмпиризма и рационализма, гуманности к простому люду, уважения его прав. Он полагал, что большинство рождаются добрыми, но зависимости от тех или иных воздействий законов общества, формируются добрых или злых.

В работах Локка содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма  (от латинского sensus — чувство , ощущение) , подчеркивавшего важнейшую роль чувственных восприятий познании, он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественноправовой идеал, о котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса. Право на собственность у Локка, сущности, тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, частности Лессинга. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся самой познавательной способности.

Локка, объясняя интеллектуальную и нравственную деятельность человека природой его ощущений. В Германии носителями идей Просвещения являлись Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гердер. Его произведения Кандид, Философский словарь, Философские пись­ма сыграли большую роль философском просвещении европейского общества. Наиболее последовательным выразителем философских взглядов французского материализма стал барон Поль Анри Дитрих Гольбах и Дени Дидро. Самое большое негодование вызывает у Дидро религиозный фанатизм, порожденный не только невежеством, но и извращенным представлением о Боге. К факторам, образующим социальную среду, он относил и форму государственного правления, и прочитанные книги, и бесконечное множество других событий, причину и сцепление которых человек не может указать вследствие незнания. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно конечном счете вторично по отношению к материи. Исходные идеи эпохи Просвещения культ науки а следовательно, Разума и прогресс человечества.

Концепции человека и общества трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………. Человек подчинён законам природы и этом состоит его судьба и несвобода. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещённого человеческого разума истории. В самом значительном своём труде Об общественном договоре, или Принципы политического права Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы. Гольбах свою социально философскую концепцию тесно увязывает с этической. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме. Человек, по мнению Ламетри, отличается от животного лишь большим количеством потребностей. Также по его мнению, главными движущими силами развития общества явля­ются просвещение народа и деятельность выдающихся личностей и жизнь есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи

В работах Об общественном договоре, или Принципы политического права Руссо утверждает концепцию гражданской свободы. На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего она - причина. Руссо различал два вида неравенства физическое, проистекающее из разницы возрасте, здоровье, даровании.

Таким образом, человек есть полностью продукт материи, и нельзя делить его на две составляющие — на материальную и на духовную. Следовательно, высшая добродетель, как высший смысл и как высшая ценность человеческой жизни, исходя из законов материи, состоит том, чтобы способствовать счастью ближних. Различение добра и зла дополнительно не требует ничего, кроме познания природы человека, которая есть материя, а законы материи требуют того, чтобы человек тянулся к добру и избегал. В философии истории просветители впервые попытались сформулировать цель исторического процесса, его движущие силы и смысл.

Все люди одинаковы и со­вершенно равны представление о природном равенстве людей станет для просветителей основанием для требования равных социальных и политических прав. Философы материалисты высказывались за полное отделение царства морали от царства религии, поскольку они несовместимы и их интересы не могут слиться с Гольбах. Для утверждения добродетели совершенно недостаточно нравст­венных проповедей, высокопарных призывов вроде любите ближне­го, жертвуйте собой ради общего блага.. Необходимыми формами общественной связи Ламетри считал мораль и религию.

Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям, прежде всего на базе законов механики

Теоретики Просвещения предложили две теоретические модели, объясняющие состояние общества просвещение – мудрость – добро – прогресс – любовь к знаниям – свободомыслие – счастье

 

 



Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!