Несколько слов о совпадениях.



Посмотрел оба фильма о "Титанике". Первый фильм - о трагедии людей, второй - о любви. Пусть она наивна, но ее так не хватает нам сегодня. Именно за это он нравится современным девушкам-подросткам. Но меня просмотренные картины натолкнули еще и на вот какие мысли…

В жизни очень часто случается то, что мы привыкли называть совпадением. Примеров тому - масса как в жизни отдельного человека, так и в истории всего рода человеческого. Самым глобальным "совпадением" было прямое следование земной жизни Иисуса Христа ветхозаветным предсказаниям о Мессии. Эти "совпадения", наверное, сильно мучали фарисеев: явился не Царь, а Сын плотника, но почему все события жизни соответствуют предсказанному пророками?

А стоило ли удивляться? Люди любят поговорить о чудесах, о знаках с небес. Но разве подобного рода совпадения не есть некий знак-напоминание свыше о том, к чему мы идем? Просто надо уметь это увидеть…

Об этом же - в фильмах о "Титанике". Ведь уже название корабля говорит само за себя. Как когда-то титаны восстали против богов, так и в начале XX века огромный, мощный корабль самоуверенные люди называют "Титаником". И вот - непотопляемый - утонул, неуязвимый - разбился об айсберг. Странное, неожиданное совпадение с греческими мифами - может заметить кто-то. И будет неправ. В общем-то, человеческая самоуверенность и погубила корабль. И как титаны, в свое время, были обречены, так и корабль, который, как выясняется, был построен далеко не из лучших материалов и не лучшим образом, пришел к своему закономерному концу. Помните, как пел капитан Врунгель: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет…"

В подобных "совпадениях" действует не случайность, а закономерность. Ничем другим подобный вызов окончиться и не мог.

Если же провести параллель с человеческой жизнью, то очевидно, несмотря на то, что человек часто восстает против Бога, это восстание всегда заканчивается катастрофой души.

Роман, 25 лет

 

ПЕРВАЯ СЛУЖБА. ОБМОРОК Хочу рассказать вам о своем первом посещении Литургии. Когда я первый раз пришла в храм, то упала в обморок…

Тогда я только начинала знакомиться с Православием, в церковь ходила редко, а, войдя и прочитав про себя единственно известную "Отче наш...", с чувством выполненного долга тут же покидала храм. О Вечном рассуждала исключительно за праздничным столом и не могла понять, почему я обязательно должна молиться перед сном и после. Ближе знакомясь с Православием, я вдруг поняла, что никогда не смогу понять смысла поста и молитв, если только буду продолжать праздные рассуждения о том, чего я, на самом деле, не знаю. Друзья давно звали с собой на службу, и я согласилась (мне почему-то казалось, что отстоять три часа не так уж и сложно). Единственное, что пугало - множество разговоров о "злых старушках", которые, якобы, вечно недовольны поведением неофитов в храме. Я не знала, как следует себя правильно вести. Хорошо, друзья были рядом, подсказали.

В тот день пришлось встать очень рано, и, честно говоря, вставала я с трудом. Храм, в котором совершалось богослужение, еще реставрируется, службы там проходят редко, поэтому они длиннее обычных. Признаюсь, я действительно переоценила свои силы. В начале третьего часа службы я стала терять сознание. Помню звон в ушах, все медленно стало погружаться во мрак. Бешено стучало сердце. Я попробовала опереться на стену, но она была далеко. Потом почувствовала, что кто-то помогает мне сесть на скамейку. Чувство жалости к себе очень быстро сменилось чувством благодарности к тем самым "злым старушкам", которые бегали за святой водой, за чистым платком, прикладывали холод к щекам и лбу, заставили выпить валидол…

Эта искренность и готовность помочь меня очень поразили. Неужели у этих людей не было других дел, кроме как тратить свои человеческие доброту и любовь на меня, неблагодарное и грешное создание!? Они видели меня первый раз в жизни и сделали для меня так много. Я очень им благодарна, ведь этот первый и очень важный день моего пути к Православию запомнился не тем, что было тяжело стоять, и стало плохо, а тем, что рядом с незнакомыми людьми я чувствовала себя "своей", чувствовала, что я не одна. И именно благодаря этому чувству я стала ходить в храм чаще...

Оксана, 20 лет

 


СВИДЕТЕЛЬСТВО.

Так случилось, что с детства меня никогда не покидало очень сильное чувство одиночества. Я была твердо убеждена - человек всегда один, в любой ситуации, с любыми друзьями, с самыми близкими людьми. Это было такое жуткое ощущение, которое сложно передать словами…

Я всячески пыталась избавиться от этого чувства, "занимаясь" разными религиями. Побывала у йогов, потом была кришнаиткой, одно время ходила даже к бахаистам, но как-то долго везде не задерживалась, чего-то все не хватало. Потом когда начала заниматься системой Иванова, решила, что наконец обрела, что искала: все ладилось, все было очень хорошо.

В разных жизненных ситуациях, когда я его просила о чем-нибудь - есть там такая просьба к учителю - все действительно исполнялось. Просьбы могли быть разными от какой-нибудь мелочи до "приобретения" друга.

Года через два таких интенсивных занятий у меня начались стрессы. Я никого не хотела видеть, ничего не могла делать. Такое состояние продолжалось довольно долго, периодически - утихнет, потом сразу опять. Это было ужасно, а совета спросить не у кого было. Я опять осталась одна. Надо сказать, что незадолго до этого я крестилась. Мое крещение не было каким-то четко продуманным шагом - просто мне сказали: хорошо бы, а я подумала: а почему бы и нет? Просто, пошла, как все - не готовилась, ничего особо о Церкви не знала. Я даже не причастилась тогда. Но не потому, что не хотела или не смогла, а просто по незнанию.

С тех пор я больше в храм не заходила и вспомнила о Церкви только тогда, когда вновь с остротой стала испытывать чувство одиночества. Поначалу мне просто было интересно. Поэтому и в церковь пошла, что любопытно стало: а зачем вообще люди ходят в церковь, что они там делают. Может быть, мне это поможет.

Но когда я в церковь пришла, то вдруг почувствовала совершенно неожиданно некую умиротворенность, такое удивительное спокойствие. Конечно, всякое было: бабушки сразу стали говорить: "Этого не делай, это не так" и т.д., причем в довольно резкой форме. Но служба действительно производила на меня какое-то удивительное впечатление. Она давала ощущение спокойствия и, быть может это будет громко сказано, но чувство вечности, уверенности, чего-то определенного и постоянного. Это было так хорошо, что первое время после службы мне просто служба снилась: я сплю и вижу: церковь наша, идет служба. Так что все дни завершались тем, что продолжалась служба, блаженство…

Такое же спокойствие у меня бывает еще только в одном случае - когда читаешь Евангелие. Я не знаю, как это объяснить… На службе, за чтением Евангелия я не чувствую себя одинокой. Быть может, это для меня самое главное из того, что я обрела в православии. Или точнее, от чего я избавилась - от леденящего душу холода одиночества...

Елена, 23 года.


ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

То, что я сейчас хочу сказать, касается не собственно журнала “Фома” (который мне нравится и который, я считаю, сейчас нужен). Проблема, которую я вижу, относится к любому религиозному изданию и наверное сегодня неразрешима. Но знать о ней надо.

По форме “Фома” - нетрадиционен, отличается от многих религиозных, православных изданий. И здесь могут начаться проблемы. С одной стороны, “ревнители благочестия” могут увидеть в журнале отсутствие необходимого пиетета, т.е. рассматривать его как очередную уступку миру. Это может произойти, потому что часто принято считать: говорить на языке данной культуры - значит говорить на мирском языке и о мирском, легковесном. Это неправда. И “Фома”, хотя и говорит языком современной культуры, - это совсем не простой журнал. Он очень строгий по содержанию. Там говорится о вещах, которые взывают к душе бескомпромиссно… Но вот его внешние свойства могут быть восприняты иначе, просто потому, что не все там написано языком воскресной школы…

Но именно из-за этого языка “Фома”, в то же время, может быть воспринят как очередная игра - теми, кто совсем не понимает ни Церкви, ни веры. К сожалению, среди пришедших к вере в последнее время очень много таких, - вчерашних хиппи или панков, - которые видят в Православии лишь продолжение своей игры в свободу. Им непонятен ни христианский подвиг, ни “безумие Креста”… Такие читатели могут считать: “Ура! Вот появился и еще один “наш” журнальчик!” И будут неправы!

Повторяю, вряд ли можно избежать таких опасностей. Однако о них нужно помнить, чтобы суметь выдержать то, что начали, и не склониться ни к уступке миру, ни к игре в бисер.

Н. ТРАУБЕРГ, г.Москва.

 

В предисловии к последнему номеру вашего журнала прочитала, что Вас часто упрекают в том, что Вы много пишете о смерти, страданиях, боли, а нужно, мол, больше писать о радостях и красоте.

В последнее время, когда берешь в руки газету или журнал, создается ощущение, что тебя хватают за уши и тычут носом в эту невозможную грязь и мерзость, заворачивая их в яркую обертку под названием "жизнь без прикрас".

Недавно натолкнулась на письмо Павла Флоренского Василию Розанову. Он писал ему следующее: "Вы говорите правду, однако не всякую правду должно говорить. Все твердят о хамстве, однако не замечая, что хамство - не в личном грехе, какой бы он ни был, а в бесстыдном обнажении наготы отца. И современная литература...почти вся насквозь - хамство, даже когда она говорит самую подлинную правду. Но, позвольте, я просто не хочу знать всякие гадости, которые мне предупредительно подносят".

Наверное, с тем же чувством брезгливости многие нынешние читатели порой отбрасывают литературу, натолкнувшись на страдания и горести, которыми они и сами не прочь поделиться, на то, о чем они знать не желают или знания чего они вынести не могут.

Я часто ловлю себя на мысли, что большая часть того, что я читаю, проходит мимо, не трогает, не задевает. Пишут не те, не так и не про то. Читаешь о людской боли, несправедливости, о людях, зовущих на помощь. Вроде, нельзя не посочувствовать... Но и все. Очерствела я что ли?

Но вот прочитала Ваш материал об Олеге Сысоеве, его стихи, прозу. Его слова меня как-то задели. Не содержанием, даже не смыслом, а интонацией. Обожгли горящей, спрессованной в них болью.

Это удивительно, но русский язык еще хранит в себе оттенки. И если вот так бережно расставлять слова и акценты, то получается нечто утешительное. Кто-то это прочтет, услышит, отзовется.

И хорошо, что Вы не уводите нас подальше, куда-нибудь к василькам и ромашкам. Это было бы нечестно. И правильно, что пишете о том, что не все сейчас под теплой крышей, что кто-то сейчас в пути, кто-то в больнице, а кто-то находится на пороге смерти. И как-то с Божией помощью люди находят в себе силы идти дальше. Очень важно, чтобы никто об этом не забывал. Для этого-то журналист едет, летит, для этого пишет, кусая кончик ручки. И ваш журнал как живое подобие чеховского колокольчика - того, что должен звонить у двери всякого думающего человека.

Д. С., г.Москва.

 

Это письмо - отклик на подборку молодёжных высказываний "Свобода любить". Очень интересно. В основном интересен подход девушек (кстати, юношей крайне мало -жаль) к самому понятию "свободной любви" и свободы в любви. И, пожалуй, дело не в развращенности нашего поколения, как пытаются иногда объяснить - несмотря на высказывания о "другом времени, когда это считалось позором"…

Важно другое--трусость. Да, да трусость, боязнь ответственности. Ужасает количество попыток оправдания (довольно стандартных - "это сильнее меня", "что естественно, то не безобразно"). - А что "естественное" из "нормального" превратилось в "обычное", показано в подытоживающей статье ("Разговор выше пояса") очень хорошо.

Оговорюсь сразу - Я ЗА СВОБОДНУЮ ЛЮБОВЬ!!!

Каждый выбирает для себя - менять партнеров или любить одного человека, а также - зарабатывать ли деньги честным трудом, грабить на большой дороге либо отказаться от мирских благ, "презрев богатства мира", покупать на книжном лотке Библию или Достоевского, или "Евгения Онегина" - а кто-то и чего похуже (плохо отношусь к бульварной литературе, особенно к кровожадной и распущенной). Собственно, свобода выбора - признак, ставящий людей выше ангелов и присущий ему по естеству. НО - сделав выбор, не обижайся и не оправдывайся.

Первая часть покаяния - признание себя неправым. Называть себя слишком слабым - грех, так как кто же слаб настолько, чтобы не мочь попросить о помощи? Ведь Господь дает силы просящим у Него…

А свободная любовь - это в первую очередь свобода любви. Странно, что об этом, кажется, никто так и не упомянул. Так же человек волен исполнять и всякий закон, данный Богом (и не отвертеться-мол, не знал - "закон на скрижалях сердца", совесть у каждого есть). Волен человек выбирать и кого ему любить.

Я свой свободный выбор сделал, основываясь на этом принципе - готовности нести за него ответственность. Я счастлив в своём браке, и свободен так жить - и мне не стыдно своей свободы…

Андрей МИКИТЮК, г.Москва.

 

Трудно сейчас говорить об интеллектуальном развитии общей массы людей: даже школьные знания в полном объеме доступны не всем - особенно в сельской глубинке. О воспитании молодежи и думать порою не приходится: повальная нищета, отсутствие даже самой элементарной современной литературы в библиотеках, если таковые на селе еще остались, отсутствие самых простых азов нормального человеческого общения. Пьянство, хамство, примитивное мышление, т.е. сплошная “чернуха”.

В одном из номеров вашего журнала за 1997 год прочла статью “(Не)обыкновенный поход”. И что меня увлекло до конца прочтения - это отсутствие этой самой “чернухи”. Необыкновенно добрая аура похода и самого рассказа. В рассказе нет ни тени осуждения самых отрицательных встретившихся явлений, да и не затем отправились в поход цельные, нравственные люди. Наверное, действительно надо быть душевно очень богатым человеком, чтобы нести в создавшуюся действительность радость духовную, радость веры.

Можно быть воинственным атеистом, но повернув взгляд в сторону хороших, замечательных людей, о которых написано, невольно обращаешь внимание на себя: а смогла бы я быть такой же терпеливой и отзывчивой...

Не знаю, сможет ли состоявшийся поход помочь молодежи найти себе применение в прикладном понимании при нынешнем равнодушии и невозможности помочь ближнему, но увидеть прекрасное, духовную поддержку в вере, найти и следовать нравственным общечеловеческим принципам, подобные походы помогут не только тем, кто хочет и стремится верить и служить Богу, но и неверующим.

Ирина КИРИЛЛОВА, г.Москва

 

…Вера нужна в первую очередь и власть имущим, чтобы легче было держать стадо человеческое в своем повиновении, чтобы люди исполняли библейские заповеди, чего делать самим власть имущим даже, по-моему, и в голову не приходило. В моем понимании, жизнь на Земле есть господство одних над другими. Это очевидно, в этом нельзя сомневаться, это видно невооруженным глазом. Ну почему такая несправедливость, будет ли когда-нибудь в отношениях между людьми доброе начало, смогут ли люди радовать друг друга. Пока все идет по нарастающей в худшую сторону, не оставляя никаких надежд.

Когда я смотрю по телевизору грандиозные Пасхальные и Рождественские шоу, они не вызывают во мне никакой благости и желания падать ниц... Для меня все происходящее - красивая сказка, не более. Хорошо отрепетированный спектакль. Человечество предпринимает какие-то жалкие усилия по налаживанию жизни, но мне ближе высказывание Альберта Швейцера, которое я когда-то прочитала: “Человек утратил способность предвидеть и предвещать. В конечном счете он уничтожит землю.”

Из публикаций в вашем журнале двумя руками подписываюсь под высказыванием Марии Егоровой и не спорю с мнением протоиерея Аркадия Шатова. В конце концов, все познается в сравнении.

О нужности журнала “Фома”. Пусть выходит, пускай люди читают, думают, анализируют, обретают веру. Хотелось бы и мне не быть такой мятежной, но эта вечная моя страсть все анализировать и задавать вопросы, подвергать сомнению какие-то истины, видимо, не даст мне возможности обрести веру.

В храм хожу редко. Обычно в дни поминовения усопших и на Пасху...


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!