Занятие 59. Ритмопластика. Музыкально-пластические импровизации



Цель. Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Ход занятия

1. Упражнение "Осенние листья".

2. Упражнение "Бабочки".

3. Упражнение "Утро".

Дети стоят в центре зала. Звучит вальс-фантазия М. Глинки.

Упражнение "Осенние листья".

П е д а г о г. Представьте, что вы – осенние листья. Ветер играет листьями, они кружатся в причудливом танце, постоянно опускаясь на землю.

Упражнение "Бабочки".

Звучит музыка Д. Кабалевского "Мотылек".

П е д а г о г. Представьте, что вы – бабочки, летаете на летнем лугу. Одни бабочки собирают нектар, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, бабочки порхают и кружатся в своем радостном танце.

Упражнение "Утро".

Дети сидят на стульчиках и слушают музыку (Э. Григ. "Утро" или М. Мусоргский. "Рассвет на Москве-реке"). Педагог дает задание: "Вы сидите, ваши головы опущены. Вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром".

Занятие заканчивается коллективным танцем под мелодию "Светит месяц".

Занятие 60. Культура и техника речи. Скороговорки

Цель. Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Ход занятия

1. Игра "Любитель-рыболов".

2. Работа со скороговорками.

Дети сидят на декорации-корабле с воображаемыми удочками в руках – они рыбачат. Один ребенок изображает рыбака, у него в руках удилище на леске – магнит, а на полу разложены рыбы, вырезанные из бумаги. С обратной стороны каждой рыбы прикреплена металлическая шайба и написана скороговорка. Звучит вступление к песне "Любитель-рыболов", муз. Н. Старокадомского.

Дети поют:

С утра сидит на озере

Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак "ловит" рыбу, педагог читает скороговорку:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Дети повторяют скороговорку, удилище переходит к следующему рыбаку. Дети поют:

Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель-рыболов.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак "ловит" рыбу, педагог читает скороговорку:

Пришел Прокоп – кипел укроп,

Ушел Прокоп – кипит укроп,

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

Дети повторяют скороговорку, рыбак передает удилище другому ребенку. Дети поют:

Песенка чудесная -

И радость в ней, и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Рыбак "ловит" рыбу, педагог читает скороговорку:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Ребята повторяют скороговорку, рыбак передает удилище следующему ребенку. Дети поют:

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается.

Тра-ля-ля.

Тра-ля-ля.

Тра-ля-ля.

Рыбак ничего не поймал.

Дети сходят с корабля, садятся в творческий полукруг и разучивают диалогические скороговорки:

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Дети несколько раз медленно повторяют скороговорку, затем рассчитываются на первый-второй.

Первые. Расскажите про покупки.

Вторые (удивленно). Про какие про покупки?

Первые. Про покупки (убежденно), про покупки (грозят пальчиком), про (медленно) по-ку-поч-ки свои.

Затем вторые номера говорят слова первых.

Педагог добивается разнообразных интонаций, жестов; следит за дикцией, четкостью и правильностью произношения скороговорки.

Занятие 61. Театральная игра "Карусель"

Цель. Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.

Ход занятия

1. Театральная игра "Карусель".

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им рассчитаться на первый-второй. Первые и вторые номера образуют два круга, встав лицом к центру. Вторые номера во внутреннем круге берутся за руки, первые – во внешнем круге делают полшага влево с тем, чтобы каждый из них стоял напротив соединенных рук игрока внутреннего круга. Все поют хором (на мотив русской народной песни "Во саду ли, в огороде"): "Вот на площади – веселье…"

При этом дети из внутреннего круга поднимают соединенные руки вверх и отходят на 4 шага назад, а игроки внешнего круга проходят под руками к центру, делая 4 шага. Затем со словами: "Запестрели карусели…", делая 4 шага, возвращаются на свои места, причем дети, образовавшие внутренний круг, берутся за руки и поднимают их вверх, пропуская под руками игроков, находящихся снаружи.

Далее дети поют:

А народ жужжит, как шмель,

Ах, какая карусель!

Дети повторяют предыдущие движения.

После этого ребята, стоящие в наружном круге, поворачиваются направо, правую руку вытягивают в стороны, а левую кладут на соединенные руки игроков, стоящих во внутреннем круге. Дети из внутреннего круга крепко держатся за руки. Оба круга идут вправо сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее, произнося хором:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Дети бегут, двигаясь по кругу без песни (речитатива). Музыка повторяется.

П е д а г о г.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Дети замедляют бег и переходят на ходьбу со словами:

Раз и два, раз и два -

Вот и кончилась игра.

"Карусель" останавливается. Дети отдыхают на стульчиках, затем меняются местами: игроки наружного круга становятся во внутренний круг и берутся за руки, игроки внутреннего круга встают снаружи и опускают руки.

Играть можно без музыкального сопровождения или под мелодию "Как у наших у ворот" или "Во саду ли, в огороде".

При исполнении первого куплета можно упростить движение: один круг двигается в одну сторону, другой – в другую, а затем наоборот. Дети крепко должны держаться за руки.

Занятие 62. Репетиция финала спектакля "Теремок"

Цель. Закреплять мизансцены, репетировать пляску и хоровую декламацию четверостишия "Нынче праздник веселый у нас".

Ход занятия

1. Беседа о театральной терминологии.

2. Репетиция финала спектакля "Теремок".

Дети в творческом полукруге.

Педагог рассказывает им о театральной терминологии: "На репетиции вы часто слышите слово мизансцена – оно означает сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мизансцена должна смотреться хорошо, быть продуманной актерами. Актеры не должны закрывать друг друга во время игры. По форме мизансцены бывают диагональные, спиральные, круговые, треугольные, прямоугольные. Мизансцены бывают на первом (ближнем к зрителям) и на втором плане. Мизансцены могут быть на возвышенности, приподнятые, например, в нашем спектакле – в теремке на втором этаже. Сочетание слов "если бы" – это такое выражение, которое помогает актеру представить себя в предлагаемых обстоятельствах, точнее и вернее действовать на сцене. Предлагаемые обстоятельства – это все, что подвластно фантазии и воображению актера; и в жизни вы играете каждый день, представляете, что действие проходит в магазине, в поезде, в самолете".

Репетиция финала спектакля "Теремок".

Актеры произносят свои слова четко, громко, радостно, чтобы донести до зрителя радость одержанной победы над "врагами".

Во время пляски ребята должны двигаться свободно, произносить слова в соответствии с музыкальным сопровождением.

Дети, не занятые в спектакле, помогают аплодисментами. Ребята должны так весело и дружно танцевать, чтобы Ежик мог остановить танец словами:

Вот что, братцы, – довольно плясать.

Завтра утром попляшем опять.

Все соглашаются и расходятся.

П е д а г о г. Почему Ежик предложил прекратить пляску? (Ему не до пляски: он будет всю ночь сторожить теремок, колотушкой отгонять непрошеных гостей.)

Дети, занятые в финальной сцене, надевают маски и выходят на сцену репетировать финал.

Занятие 63

Цель. Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

Ход занятия

Дети в творческом полукруге. Педагог назначает исполнителей ролей, ответственных за костюмы, реквизит, занавес и игровой занавес, выход героев спектакля на сцену; дежурных по залу и встрече гостей.

По сигналу педагога подается первый звонок (аудиозапись – крик петушка). После второго звонка на сцену выходит ведущий и делает объявление о начале спектакля.

Звучит третий звонок. В зале гаснет свет, включается театральный свет, звучит музыка, медленно открывается занавес, начинается спектакль. По окончании спектакля зрители аплодируют исполнителям и организаторам спектакля. Ведущий называет имена и фамилии исполнителей ролей героев сказки.

Занятие 64. Премьера спектакля "Теремок"

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое праздничное настроение. Дети начинают понимать, что театральное искусство коллективно, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

На премьеру приглашаются воспитатели, родители и, конечно, дети из других групп. После премьеры не имеет смысла проводить обсуждение – ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи.

На следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически дети способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, они учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

Занятие 65. Повторный показ спектакля "Теремок"

Повторный показ спектакля – это заключительный этап работы над спектаклем.

Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Если ребята понимают, что именно они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-новому, а это – уже элемент творческой импровизации.

Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый исполнитель вкладывает в нее свой опыт, эмоции и ощущения.

Задача педагога – раскрыть индивидуальность каждого ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Спектакли желательно фиксировать (фотостенды, альбомы, видеозапись).

Занятие 66. Театральная игра

Цель. Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

Ход занятия

1. Развлекательная программа "Это вы можете".

Игра на внимание "Последний герой".

Дети садятся на стульчики в центре зала, образуя круг. Педагог читает стихотворения-загадки, а ребята хором отгадывают их:

Сдобный, пышный, круглощекий,

У него румяный бок,

Убегает по дорожке

И зовется… (Колобок).

Унесла его лиса

Аж за темные леса.

Слышен тонкий голосок.

Кто же это?.. (Петушок.)

Хитрая плутовка,

Рыжая воровка,

В лесу первая краса.

Догадались кто?.. (Лиса.)

Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется… (Бабою Ягой.)

Он герой нам всем известный

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать… (Емеля.)

Он гремит костями странно

Злобный, жадный и ужасный,

Ходит в черном он плаще

И зовется царь… (Кощей.)

Кощеем заколдована,

Иваном очарована.

Зеленая подружка… (Царевна-лягушка.)

Педагог хвалит детей за хорошее знание сказок.

Игра на внимание "Последний герой".

Дети стоят прямо, держась руками за спинки стульчиков. По команде педагога: "Начали!" они под музыку бегают вокруг стульчиков.

Правила игры: нельзя приостанавливаться, браться за спинки стульчиков, перебегать через круг. Как только музыка остановится, необходимо быстро сесть на стульчик. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры и убирает один стульчик. Игра продолжается до последнего стульчика.

Занятие 67. Показ спектакля "Красная Шапочка"

Цель, Познакомить детей с особенностями театрального искусства.

Ход занятия

Педагог рассказывает детям, которые пришли посмотреть спектакль "Красная Шапочка", о театральном искусстве: "Театр использует и объединяет литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров. В отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство создается коллективно, то есть усилиями всех участников творческих коллективов. Театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. В подтверждение этому сегодняшнее представление – спектакль по сказке Шарля Перро "Красная Шапочка"".

После просмотра спектакля, если у зрителей возникнут вопросы о спектакле, педагог и участники спектакля отвечают на них. Зрители с большим удовольствием фотографируются на память с актерами.

Занятие 68. Театральная игра "Морское путешествие"

Цель. Создать веселую и непринужденную атмосферу на занятии, подбодрить зажатых и скованных детей.

Ход занятия

Методику проведения этой театральной игры см. в занятии 51.

Занятие 69. Театральная игра "Сам себе режиссер"

Цель. Создавать условия для импровизации мини-спектакля.

Ход занятия

Дети делятся на группы и самостоятельно сочиняют сюжеты мини-спектаклей; распределяют роли, уточняют вместе с педагогом развитие сюжета и фантазируют предлагаемые обстоятельства.

Педагог будит творческое воображение и фантазию организаторов (режиссеров) мини-спектаклей, задает вопросы: "Какой это герой?" (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

Театральная игра "Сам себе режиссер" продолжается на следующем занятии.

Занятие 70. Театральная игра "Сам себе режиссер"

Цель. Создавать условия для импровизации мини-спектакля.

Ход занятия

Продолжается просмотр самостоятельных режиссерских работ детей. Они уже хорошо себе представляют, что режиссер должен не только сочинить мини-спектакль и быть драматургом, но и организовать ребят, чтобы они согласились быть актерами и помощниками в создании мини-спектакля. Дети дома сочиняют сюжеты спектаклей и приносят на занятие готовые сценарии. Каждый ребенок старается осуществить свою постановку спектакля.

На просмотры мини-спектаклей приглашаются в качестве зрителей дети младших групп.

Спектакли разыгрывают в костюмах и масках, используя декорации, реквизит.

Занятие 71. Театральная игра "Цирковое представление"

Цель. Создать условия для организации цирковых номеров.

Ход занятия

Дети любят показывать цирковые номера. Само понятие "цирк" несет в себе радость, предполагает необычность и привлекательность.

Педагог обращает внимание детей на понятие "номер": "Что такое номер? Это порядковое выступление артиста в концертной программе. На концерте вы слышите, как ведущий говорит: "Следующим номером нашей программы…" Для номера, особенно циркового, необходим так называемый трюк – неожиданный поворот сюжета".

Педагог приглашает детей разыграть клоунаду "Наездники". На сцене два клоуна – Белый и Рыжий.

Рыжий. Давай поиграем в наездников?

Белый. А как это?

Рыжий. Ну, сначала ты будешь лошадью, а я буду наездником, а потом наоборот.

Белый. Давай, садись!

Рыжий клоун влезает на спину Белого. Тот подхватывает его под коленки и ходит по кругу. "Наездник" понукает "лошадь".

Рыжий. Но, но!.. Быстрее скачи, а то ходишь как кляча! Давай!..

Белый (возмущенно). Хватит, слезай!

Рыжий. Подожди, еще кружочек.

"Лошадь" падает на колени. "Наездник" делает кувырок.

Белый. Ну, а теперь моя очередь. Становись на четвереньки!

Рыжий встает на четвереньки, но Белый неожиданно пинает его. Рыжий растягивается на полу.

Белый. Вот тебе! Не будешь мучить доверчивых лошадей!

Белый клоун убегает. Рыжий вскакивает и бежит за ним.

После показа клоунады педагог продолжает свой рассказ: "Как вы видели, в клоунаде был неожиданный поворот – второй клоун бьет ногой первого. Когда вы будете работать над цирковым номером, помните о неожиданном повороте – трюке. Жанры номеров могут быть разные. Жанр – это род произведения в искусстве, в данном случае это клоунада, гимнасты, штангисты-тяжеловесы, канатоходцы, дрессированные кошки, дрессированный попугай, фокусники, силовые акробаты, гимнастки".

Педагог приступает к работе над номерами.

Приведем пример циркового номера.

Номер "Гимнастки".

Выходят четыре девочки. После приветствия они сходятся вместе в круг, берутся за руки и по команде: "Раз!" прогибаются назад, образуя "ромашку", и, фиксируя ее, возвращаются в исходное положение. "Раз" – делают шаг назад. "Два" – опускаются на корточки. "Три" – перекатываются назад и делают стойку на локтях – "березку". Исходное положение – становятся в один ряд и делают "ласточку". "Раз" – две девочки становятся в стойку, широко расставив ноги. Две другие встают сбоку для подстраховки. "Два" – делают "мостик" и т. д. Упражнения выполняются под аудиозапись мелодии на 4/4.

Занятие 72. Театральная игра "Цирковое представление"

Цель. Создавать условия для организации цирковых номеров.

Ход занятия

1. Цирковой номер "Штангисты-тяжеловесы".

2. Цирковой номер "Гири".

Для работы над номерами "Штангисты-тяжеловесы" и "Гиревик" педагог изготавливает бутафорские большие гирю и штангу.

Цирковой номер "Штангисты-тяжеловесы".

Клоуны Белый и Рыжий выходят на арену и объявляют номер: "Начинается матч на звание сильнейшего штангиста между представителями Орловской, Львовской, Тигровской и Вороненской областей. Просим спортсменов на арену".

Звучит выходной цирковой марш. На сцену в банных халатах выходят "штангисты". Они под музыку проходят круг почета, приветствуют зрителей, сбрасывают халаты на руки клоунам и в спортивных шортах еще раз проходят круг почета, показывая зрителям мускулы. В это время клоуны, "надрываясь", выносят большую штангу.

Рыжий. К штанге приглашается штангист из Орловской области, прошу.

Спортсмен, выпятив грудь, подходит к "ящику с тальком", натирает руки, грудь, встает перед штангой, берет штангу за гриф, тянет ее вверх, резко приседает и "берет ее на грудь", с трудом встает. Потом выставляет одну ногу вперед и выбрасывает штангу вверх. Приставляет ногу, держит штангу над головой. Его руки дрожат от напряжения.

Рыжий. Вес взят!

Штанга с грохотом (озвучивание за сценой) опускается на помост.

Зрители аплодируют.

Белый. К штанге приглашается спортсмен из Львовской области. Встречайте! (Аплодирует.)

Спортсмен выполняет те же действия со штангой, что и предыдущий исполнитель.

Белый. Вес взят!

Штанга с грохотом (озвучивание) опускается на помост.

Зрители аплодируют.

Рыжий. К штанге приглашается пока еще незаслуженный мастер спорта из Тигровской области. Встречайте! (Аплодирует.)

Спортсмен выполняет те же действия со штангой.

Рыжий. Вес взят!

Штанга с грохотом (озвучивание) опускается на помост.

Зрители аплодируют.

Белый. К штанге приглашается известный спортсмен из Вороненской области. Встречайте!

Спортсмен выполняет те же действия, что и предыдущие штангисты, но вес не берет и падает под штангу.

Белый (радостно ). Вес не взят! Ура! Ура! Ура!

Спортсмены обходят круг почета, а клоуны поднимают четвертого спортсмена и уносят с арены. Три спортсмена берут штангу за гриф и уносят ее.

Номер "Гири".

Клоуны, надрываясь, выносят на арену бутафорскую гирю, вытирают пот с лица тряпкой, поднятой с пола (чистая белая ткань).

Белый. На арену цирка приглашается гость из ближайшего зарубежья – спортсмен, специалист по поднятию тяжестей Самохвалов. Встречайте!

На арену выходит спортсмен в плавках, ноги колесом, грудь втянута – это Самохвалов.

Клоун Рыжий дружески "бьет" по животу спортсмена в знак приветствия. Спортсмен сгибается и кашляет. Второй клоун подходит и бьет его по спине. Спортсмен выпрямляется. Клоун радостно улыбается – доволен, что помог откашляться.

Спортсмен подходит к "ящику с тальком", натирает руки, грудь и встает перед гирей. Берется за гирю, но поднять не может, опускает ее на помост. Жестами показывает зрителям: сейчас отдохну. Берет стульчик, подносит его к гире и садится рядом. Он ласково гладит гирю, как бы говоря: "Ну, что же ты не поднимаешься?" Погладив гирю, убирает стульчик в сторону и резко поднимает гирю до плеча, а дальше поднять не может. К нему подбегают клоуны и помогают поднять гирю на вытянутую руку. Клоуны провожают спортсмена с поднятой гирей в руке со сцены.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 1242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!