Глава двенадцатая ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВЫ



  

Заблуждение свершилось... оно возгорелось в тот миг, когда люди перестали замечать его. 

Уильям БЛЭЙК

  

Морис Берман в своей рассудительной и пророческой работе "Сумерки американской культуры" считает, что крах Римской Империи после нашествия племен вестготов, которые опустошили и разграбили то, что было создано в течение целой цивилизации, привел к тому, что средневековые монахи стали собирать все художественные, философские и религиозные трактаты, чтобы сохранить их. Так литературные сокровища древнегреческой и древнеримской культуры были сохранены в "темные века" и заново открыты в так называемый период Просвещения и Ренессанса в Европе. Сегодня, заявляет Берман, назрела потребность в действиях того же рода - в создании нового монашеского ордена, который собрал бы все элементы культуры и сохранил их до того, как мы перейдем во времена сумерек, которые предвидят он и многие другие. (Морис Берман "Упадок Американской Культуры". Нью-Йорк, 2000)

Сохранение нашего культурного наследия может в лучшем случае стать смешением разнородных предметов в одном мешке; это будет коллекцией, собранной монашеским орденом в соответствии с мужскими представлениями о том, что важно. Возможно, наряду со спасением тех артефактов, которые представителями современной культуры будут сочтены достойными, спасенными окажутся и вирусы, поразившие ее. Возможно, лучше было бы сохранить биологическое наследие, хорошо разработанную упаковку возраста биллионов лет, за которой стоит житейская мудрость, а не только интеллект потерпевшего фиаско патриархата. Сохранив биологический аппарат в неприкосновенности, мы смогли бы создать новые культуры по своему усмотрению одним усилием воли и позволить прошлому с его пагубной жаждой крови исчезнуть.

Как же мы должны действовать, если желаем сохранить свое биологическое наследство? Во-первых, вспомните слова Гурумайи о том, что сердце никогда не "решает трудности", оно создаёт новую ситуацию, новую реальность, если мы это допускаем. Мы уже обсудили один процесс по возвращению утраченной душевной мудрости, которая основана на простых биологических фактах, а не на мечте Нью-Эйджа о небе в алмазах. Возможно, пришло время отказаться от интеллектуального конструирования и позволить новой реальности возникнуть из нашей подлинной природы, время собрать воедино все нити или ключи, находящиеся в руках нейро-кардиологии, новой биологии, новой физики, а также энергетической медицины, в открытиях внутриутробной психологии, и Ассоциации здоровья, относящихся к проблемам зачатия, беременности и деторождения. А затем все эти знания и интуитивные способности использовать для решения задач, связанных с ранними стадиями развития, которые имеют решающее значение. Мы должны сплести все эти разрозненные нити в своего рода клубок Ариадны, который выведет нас из существующего лабиринта противоречий и запутанности. Наступило время применить наше знание о динамике создателя и созданного и о том, что делает человека полноценным существом - знание о силе любви, всепрощения и открытого сердца. Все эти древние, но при этом новые для нас познания накапливаются вокруг нас и порождают хаос. Конечно же, эта игра контрастов делает нашу эпоху увлекательной и интересной. Возможно, наше время является наиболее перспективным и свободным периодом в истории человечества и, вероятно, это связано с тем, что существующая динамика развития позволяет возвести на обломках хаоса разрушающейся культуры фундамент новой и позитивной реальности.

Лауреат Нобелевской премии бельгийский химик Илья Пригожий предположил, что систему, находящуюся в равновесии и стабильно функционирующую, сложно изменить. Когда порядок работы системы нарушен, перемены становятся все более и более вероятными и, в конце концов, неизбежными. На этой точке неизбежности последняя частица согласованного порядка может привести в норму весь расстроенный механизм. В каком направлении происходят перемены, зависит от характера элемента, вызывающего разрушение. Он поднимает хаос на новый уровень, который является фактически разновидностью нашего старого доброго знакомого - императивной модели. Если этот разрушительный элемент имеет демонический характер, то весь прежний цикл просто повторяется, что характерно для истории нашего вида. Но если этот инициатор хаоса имеет благожелательную или "божественную" природу, новый порядок будет построен по его образу и подобию. Позитивные перемены должны были бы случиться два тысячелетия назад, но, возможно, гибель и хаос не были для этого достаточно разрушительными. Как показал ход истории, для настоящего понимания мы тогда ещё недостаточно деградировали, и возможно именно сейчас это время настало.

Вспомните историю польской "Солидарности", название, данное во время коммунистического периода нескольким небольшим группам рабочих, довольно изолированным друг от друга. Все эти группы разделяли одну последовательную и ясную идею национальной экономики и социальной реформы. Когда коммунистическая система рухнула, "Солидарность", дождавшись подходящего момента, смогла оказать серьезное влияние на общество, потому что в период дезорганизованности организованная мысль становится катализатором порядка. Польша стала первой из стран бывшего "железного занавеса", которая достигла экономической и социальной стабильности. Как показывает этот пример, эффект ускорения действия хаотического магнита зависит не от количества, а, скорее, от согласованности действий элементов в условиях несогласованности.

В накатывающейся волне нового хаоса, наполненного ощущением тщетности попыток изменить монолитную структуру организованной мысли и практики, а также осознанием того, что корабль государства не спасти, следует работать над созданием маленьких спасательных лодок, в духе "Солидарности". Чертеж спасательных шлюпок вчерне набросан на страницах этой книги. Этот план основан не на политических или экономических идеях, а на биологическом факте. Заключительные страницы представят этот чертеж в новом свете, сделают наше заключение не повторением сказанного, а открытием дверей в нечто новое и непознанное.

Приблизительно в середине XX-го столетия около двухсот студентов мужского пола медицинского факультета Гарвардского Университета были опрошены для выяснения степени родительской заботы и опеки или их отсутствия, испытанных ими в младенчестве и детстве. Опрашиваемых разделили на позитивные и негативные категории, в соответствии с тем, опекали их или нет. Спустя ещё сорок лет доживших до этого времени мужчин подвергли медицинскому обследованию. Среди тех, кто определил степень родительской заботы как высокую, 25 процентов страдали возрастными заболеваниями. Среди тех, кто оценил своих родителей как не оказывавших поддержку, возрастные заболевания были обнаружены у 89 процентов.

Гэри Шварц и Линда Рассек из Университета Аризоны провели ещё одно исследование группы типичных представителей мужчин (моё подведение итогов этого исследования заметно сокращено, но очень точно). Каждому субъекту сделали электроэнцефаллограмму мозга и электрокардиограмму сердца. В 3-х футах от исследуемых сидела исследователь Рассек, которую обследовали таким же образом. Через короткий промежуток времени рисунок средней кривой энцефаллограммы людей со счастливым детством совпадал со средней кривой кардиограммы обследователя (вспомните приведенный в начале третьей главы пример с двумя клетками сердца, которые заметно влияли друг на друга, находясь на предметном стекле микроскопа, и тот факт, что электромагнитный торус сердца довольно силен в радиусе трех шагов). Кривая энцефаллограммы людей с негативными воспоминаниями о детстве показала намного более медленное развитие и редкое соответствие показателей интервьюера, если таковое вообще наблюдалось (см. рисунок 10, иллюстрирующий похожий эксперимент, проведенный в институте ХартМэт, над "электрическим зарядом прикосновения", возникающим между двумя людьми). Помня о том, что иммунная и эмоциональная система суть одной природы, мы делаем резонный вывод о том, что эмоциональный недостаток в младенчестве и детстве предрасполагают человека к пожизненному ощущению одиночества и изолированности и способствуют предрасположенности к заболеваниям. Мы учимся любить, следуя примеру любви к себе, который получаем первым, а любовь кажется лучшим оружием против любых болезней.

Так что первое дело в строительстве спасательной лодки -это выяснить, для кого она строится - в нашем случае очевидно, что для ребенка. Такая спасательная шлюпка, однако, состоит из создателя и заботливых родителей ребенка. Мать, которая вынашивает ребенка и дает ему жизнь, также служит ему примером во всем, учит его и ведет к знаниям. Кроме того, она должна обладать знаниями о величайших и бесценных благих вестях о том, кто мы есть; одна из этих вестей касается нашего Создателя; она же является главной частью динамики создания, а не её жертвой.

Подобно тому как создатель и созданное питают друг друга, так общаются родитель и ребенок. Интригующим моментом этой динамики является то, что ребенок пробуждает в родителе вереницу воспоминаний о познаниях, жизненно необходимых для продолжения динамики, с той целью чтобы передать это ребенку (снова зеркало напротив зеркала). Так что подлинное начало пути происходит не с момента рождения ребенка, а ещё в период его вынашивания. В будущей матери должно пробудиться осознание того, что она в ответе за свою жизнь, - предпочтительнее, чтобы с ней это случилось до зачатия, и крайне важно, чтобы это произошло до родов. Таким путем - от зачатия до беременности, от беременности до родов и от родов до самой жизни - ребенок и родитель развивают способность к зеркальному отражению все больше и больше по спирали, основание которой опирается на фундамент любви.===368

  

 

Рисунок 10. Средние формы кривых сигналы сердцебиения показывают передачу электроэнергии, произведенной сердцем одного из исследуемых, которую можно обнаружить в кривых энцефаллограммы другого обследуемого, когда они держат друг друга за руки (любезно предоставлен Институтом ХартМэт)

  

Безусловно, отец необходим в процессе этих колоссальных перемен, но мы должны начать с матерей, и с женщин в целом. Мужчины, по-видимому, потеряли свои якоря, и поэтому слова Платона звучат сегодня более актуально, чем когда-либо: "Дайте мне новую мать, - сказал он, - и я дам вам целый новый мир".

Закладывание основы нового сознания и нового мира было задачей женщины с самого начала, попытки подмены не срабатывали. Патриархат привел человечество к поражению. Вспомните прекрасную сказку о благородном короле, который жестоко ошибся, опустившись на самое дно своей личности, и обнаружил, что заперт в теле чудовища, из которого не может выбраться самостоятельно. В другой сказке рассказывается, как прекрасный принц в результате совершения ряда ошибок попал в тело обычной лягушки. Из человека превратиться в млекопитающее, а затем в рептилию - куда теперь, когда дальше только смерть? Сказки говорят нам, что решение приходит не в образе рыцаря в сияющих доспехах, полного силы и отваги, и не с мудростью отшельника и пророка, а по мановения нежной руки вечной Женщины, чей исцеляющий поцелуй один способен спасти мужчину от себя самого.

Глинда Ли Хофман исследовала одно из наиболее знаменитых явлений женского начала в своей книге "Тайное приданое Евы". В этой блестящей работе автор тщательно разрабатывает идею, которую затрагивали многие, - подлинную роль Евы в памятном предании про Эдемский сад, знаменитое яблоко, печально известного Змия и незадачливого Адама. Руководствуясь древним текстом Каббалы, Хофман посвятила около двадцати лет исследованию Книги Бытия на её изначальном, древнееврейском языке, что, как она утверждает, проливает свет на наше литературное и религиозное наследие. Одно из наблюдений Хофман особенно тесно связано с нашей темой. Ева, конечно же, предшествовала Адаму (что подтвердит любой биолог), и то, что дал ей Змей, было не проклятием, а благом, даром, пробудившим сознание (было ли это первым случаем просвещения? Или, быть может, последним?). Осознав свою истинную природу Ева, в свою очередь, пробудила сознание Адама. Чтобы понять подоплеку происшедшего, нужно вспомнить монолитный каменный памятник Сфинкса и триумфально поднятую голову гигантского змея, высовывающуюся из короны на человеческом черепе.

И где, после всего, эволюция и трансцендентность может быть явлена более ясно, чем в образе Сфинкса? Рептильное основание, на котором строится жизнь человека, поднимается на более высокий уровень организации и функционирования. Снова и снова высшее начало привлекает низшее себе на службу, пока то, что было низшим не поднимается до высшего начала, откуда человек растет и переходит границы всех ограничений и преград, становясь воскрешенным человеком. Так что никогда не умаляйте значение змея. Змей и Ева могли быть в сговоре с самого начала. Кому ещё могло удаться усмирить чудовище и возвысить его, если не ей? Понимание этого позволило части змеиной силы обвить всепроникающий третий глаз и побудило нервный узел к движению эволюции. Теперь мы можем понять, почему Бог из Книги Бытия был столь нетерпим по отношению к этой паре выскочек, которые вознамерились встать с ним вровень в творческом плане, что, по сути, Змей и обещал Еве. Ставки были слишком высоки.

Так что можно забыть множество способов, с помощью которых патриархат извратил великое предание о начале человечества, - от смехотворной бессмыслицы с ребром Адама до обещания Еве великой боли и скорби в деторождении в наказание за её прегрешения (этот миф твердо закрепился в психике иудеев и христиан и таким образом стал общепризнанным, что легко происходит со всеми негативными идеями).

Мы хорошо помним о первенстве Евы, которая дала жизнь роду человеческому и наделила его проницательностью. Заключительная глава моей книги - это призыв восстановить доброе имя всем Евам, объединиться вокруг идеи воскрешения прародителя и приблизить второе прозрение слепого, лунатического мира. Особенно это касается нас, Адамов, на которых первое просветление не оказало должного воздействия, если вообще оказало.

Я не говорю о возрождении фантазий Нью-Эйджа о мятежной женщине, которая играет роль богини и жрицы нового храма; а также не имею в виду воинственных женщин, которые видели в темноте или бегали вместе с волками. Все это лишь ложные подмены - подражание поведению мужчин. Подлинный призыв адресован к цивилизованным женщинам, которые будут рожать и сами воспитывать своих новорожденных, что является куда большим подвигом, чем изображение супермена в бюстгальтере. Возрождение Евы означает возрождение женщины, которая была принесена на алтарь патриархального клана, насчитывающего тысячелетия. Я говорю о возрождении средневековой женщины, затерявшейся в лабиринте ужасающей охоты на ведьм церковников и разжигающих костры инквизиции. Я говорю о повитухах, стремящихся облегчить муки рожениц в те минуты, когда они больше всего в этом нуждались, и которых время от времени бросали в тюрьмы с помощью махинаций мужчин-юристов, которыми манипулировали мужчины-законодатели, на которых влияли мужчины-доктора. Я говорю о юной матери, у которой не было другого выбора, как подчиниться навязанному больничному родовспоможению под руководством мужчин, что разрушает узы любви с самого начала. Это должно быть возрождением прозябающих в бедности матерей и их младенцев, оставленных на улице без помощи, которым правительство велит найти работу и сдать своих детей на попечение в детские сады, что подвергает риску их благополучие; или тех матерей, которых бросили мужчины и оставили бороться в одиночестве с тем, с чем даже полные семьи не всегда справляются - с выживанием в экономике, которая деспотически распоряжается средствами, необходимыми для выживания. Это воскрешение изнасилованных на поле битвы женщин, выбранных из всего своего рода, чтобы почувствовать ненависть и гнев, накопленные в молодых солдатах, отправленных на войну и вынужденных убивать и зверствовать (прочтите заключение книги Джила Бэйли "Violence Unveiled", если у вас хватит духу). Это воскрешение девочек, достигших полового созревания, которые учились в Гарварде Кэрол Джиллиган и были так уверены в себе и идеалистичны в 11 или 12 лет и зачастую подавлены и разочарованы в 15.

Для возрождения Евы надо объединить всевозможных добровольцев отовсюду, а также выявить все существующие модели воскрешения, часто незаметные. Например, в конце 1980-х в ашрам в Индии мать привезла своего 3-летнего сына. С первого взгляд я понял, что у мальчика воспаление головного мозга - его голова была нормального размера, но вместо обычного лба вперед сильно выдавались два больших, выпуклых полушария. Они выступали над висками и нависали над кончиком носа. Между полушариями было заметное расстояние, а на висках заметные ямочки, отмечавшие место, где огромный лоб сливался с остальной частью мозга. Это был живой, уравновешенный, сдержанный и наблюдательный ребенок с великолепно развитыми моторными навыками и умными глазами, взгляд которых был глубоко проникновенным и решительным. Он всегда оборачивался на мой взгляд и, как мне казалось, мерил меня своим взглядом, изучал, когда обнаруживал, что я смотрю на него.

Его мать была прекрасным созданием, одной из тех замечательных женщин, которые отлично владеют собой, и чья внутренняя надежность, уверенность и ум очевидны для окружающих. Как выяснилось, в свои 40 с небольшим она была главой всемирной духовной организации, что было нетрудно себе представить, и матерью ещё троих детей старшего возраста. Этот маленький мальчик, как она мне сообщила, был зачат в согласии, о нем хорошо заботились во время вынашивания, и родился он на берегу океана на Багамских островах, очень далеко от больницы. Мои друзья рассказали мне, что недавно видели её сына, сейчас уже выросшего, в одном из отделений организации матери. Они нашли его необычным и даже выдающимся молодым человеком.

Сегодня я считаю рождение этого ребенка весьма значительным событием, возможно, первым или одним из первых в подрастающем поколении детей, недавно появившемся в этом мире. Я действительно верю, что природа ответила на нашу потребность в высшем разуме и духовности, дав нам детей со столь сильно выступающими лобными долями. Иногда я сталкиваюсь с такими детьми, которых матери несут на руках где-нибудь в аэропорту или идут с ними на лекции, неся в сумках-кенгуру. Я видел такого четырехмесячного мальчика на конференции, посвященной деторождению, в Таиланде в 1998 году*; а также трехлетнего ребенка в центре йоги в Коннектикуте. Это была замечательная афро-американская девочка с не менее замечательной матерью, которая дала бы резкий отпор любому снисходительному замечанию в адрес ребенка, если бы оно возникло.

* Матерью этого четырёхмесячного младенца была русская женщина, у которой было ещё семеро детей. Ей было за сорок. В течение многих лет она занималась предродовой и родильной практикой с Игорем Чарковским, знаменитым врачом, принимающим роды в воде. Её мальчик родился в Чёрном море, и при родах присутствовали дельфины -довольно распространённая практика среди группы "Радужных дельфинов" в Австралии и эксцентричное дуракаваляние в духе Нью-Эйджа в глазах академиков. Этот русский младенец с лобными долями, столь же выдающимися, как у ребёнка из Нью-Мехико в ашраме, был самым не по годам развитым ребёнком, какого я когда-либо видел. Я с интересом отнёсся к французским врачам, которые в 1980-е издали книгу о "детях Чарковского", выросших до взрослого состояния. В книге говорилось, что они настолько развиты и умны, что похожи на людей с другой планеты. Исключительные во всём, эти дети, которых изучали французы, не обладали выступающими лобными долями вплоть до недавнего времени,- насколько мне известно. Природа, возможно, поднимает уровень предварительной подготовки, чтобы освободить нас. Достаточно интересно, что эти "дети Чарковского", став взрослыми, в обществе, как правило, остаются незамеченными. Они не одержимы стремлением к социальному успеху, что может указывать на поверхностный характер влияния на них нашей культуры.

И совсем недавно я видел такого младенца в аудитории на лекции в Беллингаме, Вашингтон. При виде таких детей меня тянет к ним словно магнитом. Взгляд их глаз буквально пленяет, и после установления контакта, не хочется его прерывать. Как койот Карлоса Кас-танеды, они, кажется, говорят нам этим взглядом, что "все вокруг надо познать"*.

* У этих детей с выдающимися лобными долями нет ничего общего с детьми, описанными в книге о так называемых детях индиго. На рисунке 11 показаны два таких ребёнка, мальчик 15-ти месяцев (слева) и полугодовалая девочка (справа). Голова у детей нормального размера, но лбы у обоих выступают до уровня кончика носа, что указывает на чрезвычайно развитые лобные доли. Таких иллюстраций у меня нет, но число таких детей возрастает, не из-за падения бомб и улучшения экологической обстановки, а из-за того, что всё больше женщин открывают в себе силу и способны создать собственное окружение мира и безопасности, не зависящее от внешнего мира. И всё дело именно в этом. Именно к этой внутренней безопасности надо стремится любой ценой.

  

  

 

Рисунок 11. Легко увидеть, что и у 15-месячного мальчика (слева) и у 6-месячной девочки (справа) сильно выступают лобные доли.

  

Вспомните об исследовании 1998 года, результаты которого показали, что мать, эмоционально зрелая и психически устойчивая, любимая и чувствующая себя в безопасности, дает жизнь ребенку с развитым лбом, а также работу Алана Шора, показавшую, что у ребенка, которого защищают и опекают, после рождения наблюдается резкий рост лобных долей, продолжающийся в период, когда ребенок учится ходить, если забота о нем не прерывается.

У матерей таких детей, с которыми мне удалось поговорить, очень сходная история жизни. Все они обладают сильной волей и уверены в себе, отличаются богатым духовным миром. Многим из них под сорок или чуть больше сорока. Их дети были желанными; зачатие большинства из них было запланировано; и все они были рождены без медицинского вмешательства, тесно привязаны к матерям, вскормлены грудью и носимы на руках в решающий период младенчества*.

*Единственное известное мне исключение касается мальчика на фотографии. Он подходит под схему в каждом пункте кроме того, что его рождение было одним из тех редких чрезвычайных случаев, с которыми не могла справиться акушерка (это случается в 0,5% случаев родов), и медицинское вмешательство было необходимо. Ему помогли родиться с помощью кесарева сечения и сразу же дали на руки маме, так что связь, да и кормление грудью не прерывались. Припасённые для действительно критических ситуаций некоторые навыки современного акушерства могут быть и благом, а не проклятием. В Голландии во второй половине XX-го века 95% детей родились в домашних условиях. Им помогала группа акушерок, которые разъезжают по стране в медицинском вагоне, оборудованном всеми современными приспособлениями для экстренных случаев. В Голландии уже несколько десятилетий самый низкий уровень смертности среди детей и матерей в мире.

Некоторые эволюционные модуляции, появляющиеся среди нас, следует учитывать как намеки со стороны природы, как обратная сторона императивной модели: поистине, маленький ребенок станет нашим лидером. Хотя таких детей пока ещё мало, мы имеем верное доказательство того, что нужно энергично двигаться вперед к возрождению Евы. В действительности мы должны предоставить природе больше возможностей для увеличения состава этого пока ещё небольшого авангарда.

Роль отца и его подвиг как до, так и после захватывающей связи, посеявшей семена новой жизни, заключается в том, чтобы поддерживать мать и обеспечивать ей безопасное существование, свободное от страха, и безопасное пространство для ребенка, сначала в утробе, а после уже рядом с матерью. Это не требует доказательств. Вынужденность матери одной заботиться о ребенке и обеспечивать себя после родов довольно часто имеет место в Америке, за что общество платит высокую цену.

Отцы - это мост между уютным домашним гнездышком и большим миром, и они так же важны и так же подчиняются воздействию императивной модели, как и женщины в период беременности, в период младенчества ребенка и во время первых трех лет его жизни (для тех, кого заинтересует вопрос об огромной роли отца, я от души рекомендую замечательную книгу Дэвида Альберта "And the Skylark Sings with Me", где описан его личный опыт помощи в воспитании и домашнем образовании его драгоценной дочери).

Дети прекрасно развиваются под защитным зонтом обоих родителей, хотя ныне это все реже встречается. Нуклеарная семья (семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и не состоящих в браке. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи - прим. перев.) в американском стиле была выгодной случайностью, спровоцированной корпоративным влиянием и государством, религиозными и политическими оппортунистами.

Примите во внимание, что в 1890-х почти 94% американцев жило на фермах, где большие семьи были нормой,потому что это было экономически выгодно. Сотню лет спустя 96 процентов всех американцев живет в городах, которые наиболее выгодны для корпораций из политических и религиозных соображений, которые нежизнеспособны и разрушительны для ядра семьи. При таких условиях семья стала явлением кратковременным, что и обоснованно фактами. Мишель Оден делает вывод о том, что нуклеарная семья сама по себе представляет нежизнестойкую и противоестественную модель отношений. Однако, когда нуклеарная семья является ядром очень большой семьи, а та, в свою очередь, является ячейкой общества, все прекрасно работает. Если уничтожить большие семьи, что мы и сделали, то ядро взрывается. Большинство из законных нуклеарных пар разрушаются, и слишком многие из них становятся мужчинами и женщинами, "проживающими жизнь спокойного отчаяния", как определил это Торо, и остаются жертвами множества навязанных культурой требований, которые зиждутся на чувстве вины, стыда и страха.

Вспомните слова Иисуса о том, что в царстве том "ни женятся, ни выходят замуж" (Евангелие от Матфея, 22:30). Это не приглашение к "свободной любви" или безбрачию, а призыв к форме отношений, не зависящих от узаконенных договоренностей. Брак в культурно-религиозном контексте - это публичная клятва, обет, против чего выступал Иисус, потому что клятва связывает дух и закрывает бесконечность жизненных возможностей. Далее, цивилизованный брак - это юридически обоснованный договор, в котором каждая сторона бессознательно принимает тот факт, что другая сторона переходит в их владение, буквально становится их собственностью, с которой они отныне на вполне законных основаниях связывают определенные ожидания и требования, что приводит к катастрофическому мнению обеих сторон о "принадлежности" детей родителям. Это представление об обладании - главный антагонист, которого новой Еве предстоит одолеть. Кто знает, какие ровные, жизненные взаимоотношения могут раскрыться в состоянии трансцендентности или какие потребности могут возникнуть у ребенка, выношенного и взращенного Евой?

Критерии, которые должны будут работать в новом обществе, могут оказаться повторением существующего культурного тупика, а это не входит в мои задачи. С другой стороны, существует один или два подготовительных шага, необходимых, чтобы привести Еву к новой жизни. Первое - это восстановление Евы в правах репродуктивного процесса с исключением мужчин, политики и религии из того, что с незапамятных времен было целиком женской прерогативой. Второе - она должна восстановить данные ей при рождении права и власть над собственным телом, которые были захвачены мужчинами, в прошлом - врачами, а в наши дни Мэдисон Авеню и Голливудом.

Можно прямо призывать: избавьтесь от мужского вмешательства в дела женщин, особенно в процесс родов - даже под новой личиной женщин-акушерок, - и полностью уничтожьте родильную палату. Рождение ребенка связано с древней мудростью млекопитающих, это не та проблема, которую способен разрешить мужской интеллект. Все рожающие млекопитающие искали наиболее уединенное, тихое и безопасное место, как правило, темное, подходящее для родов, которые, помимо всего прочего, являются наиболее интимным и удивительным актом творения. Но одновременно это акт, во время которого мать наиболее уязвима. У всех млекопитающих, включая людей, при первых признаках вмешательства в процесс деторождения, при мельчайшем постороннем шуме, указывающем на возможное вторжение, генетический код миллионов лет развития может приостановить процесс родов и отложить его до тех пор, пока "берег не очистится" (до определенной степени, разумеется).

Все больше женщин открывают для себя радость и свободу домашних родов и ещё большее счастье родов в одиночестве, с акушеркой, находящейся где-то рядом в готовности придти на помощь при необходимости. Матери, которым никто не досаждает, чувствующие себя в безопасности, могут родить и за 20 минут. Они полны сил, чтобы начать кормить дитя немедленно, и испытывают не только готовность, но и радость от этого. У Евы есть запрограммированный в течение миллионов лет генетический код, который ведет её и направляет в этом великом деле.

Ответом на существующую дилемму является, таким образом, отказ от совершения этой современной ошибки, а не терапевтическое вмешательство. И призвание Евы к новой жизни состоит в том, чтобы с самого начала поступать в соответствии с законом природы. Дать естественному действию развернуться при надлежащих обстоятельствах обойдется гораздо дешевле, чем последующая компенсация. Появление ребенка в последовательном процессе - зачатия, вынашивания и рождения - в соответствии с естественным расписанием дает великой матери-природе возможность вывести человечество за пределы ограничений и препятствий. И даже сейчас она при каждой возможности делает это, обеспечивая необходимые возможности нервной системы. Насколько же широко откроются ворота трансцендентности, когда природе предоставят неограниченные возможности - а Ева сумеет ими воспользоваться!

 

ШИРОКО РАСПАХНУТЬ ВОРОТА

  

  

Революция Евы поднимет сексуальность на уровень былого величия, ибо сексуальность является вратами в трансцендентность. Закрытость этих врат ведет нас к жестокости и аду. Религиозное объявление секса первородным грехом и было самим первородным грехом и непосредственным нападением на Еву. В этом повинны все государственные религии как Запада, так и Востока. Под этим злостным влиянием даже освобожденная сексуальность шестидесятых годов прошлого века обернулась банкой с пауками, способствовавшей ещё большему погружению в хаос и психологические страдания. Мы не можем знать, какие новые закодированные сведения проявятся в благополучном мире. Также нам не дано знать, какой первый шаг следует сделать для его создания.

И снова мяч на площадке Евы, - ибо её революция станет решающим разрывом с современной культурой, что и спасет нас. Истинный разрыв с культурой не подразумевает ничего иного, как воздвижения креста. Что скрывалось за путем Иисуса, выяснится в ходе этой революции. Мы сбросим губительную власть защиты, суждений и самооправдания; мы оставим позади жалость к себе, идеи возмездия, требования справедливости и полные страха реакции, которые ведут к суду и войне. Мы перестанем изгонять любовь. Благородные обеты, утверждения веры и символы вероучения потерпели неудачу, ибо были изобретены патриархатом. Воздвижение креста переводит нас с пути следования инстинктам выживания затылочной части мозга и открывает путь высшим частотам, несущим любовь, всепрощение и доверие. Разум откроется сердцу, и начнется путь к благополучию.

Поднимая крест, все мы обнаружим, что эта ноша является светом, поскольку разрушительное бремя окультуривания канет в лету. И при свободе неконфликтного поведения нам откроется широкий путь к Богу.

 

ЭПИЛОГ

  

Книга Роберта Вулфа "Original Wisdom" - это впечатляющий рассказ о ранних годах его жизни в начале и середине двадцатого века, проведенных среди малайского народа, который, в сущности, вымер в культурном отношении (но не физически), а также о его жизни среди неуловимого и почти мифического народа сеноев. Во времена Вулфа этот народ был представлен небольшой кучкой аборигенов, живших без всяких ограничений и законов в нагорной части джунглей Малайзии. Пока сенои не решились попасться на глаза, они, называемые "примитивным народом", были, по сути, невидимы и неслышимы в шуме вторгающейся на их землю цивилизации, что предвещало их конец, и они об этом знали. Малазийское правительство того времени вырубало нагорные джунгли под каучуковые плантации, и сенои понимали, что не смогут жить без деревьев, которые составляли их мир, были связаны с ними во многих отношениях.

Этот народ создал общество благополучия и того, что можно назвать безусловной любовью, хотя я сомневаюсь в том, что у них было слово для обозначения любви или они могли осознать это понятие в большей степени, чем рыба осознает понятие воды. "А что, разве есть что-то кроме?" -спросила бы рыба. Нам часто приходится придумывать слова для того, что кажется инородным; по-видимому, в отсутствии какого-то названия, мы даем этому явлению имя, создавая тем самым семантическое определение. Сенои жили с безоговорочным принятием друг друга, без суждений и порицаний, естественным и спонтанным образом, который был единственным для них восприятием жизни.

Отличительной чертой жизни сеноев было их спокойное общение с окружающей средой и друг с другом. Объединенный и замкнутый способ отношений не требует связи с внешним миром за пределами своего сусществования. Поэтому их мир не может быть проанализирован и описан человеком со стороны. Уолтер Спэйс писал об "открытом мистическом опыте" -слиянии сердца и сознания, которое происходит в пробужденном состоянии и приводит личность и природу в нераздельное единство. Так можно описать образ жизни сеноев. Это жизнь на уровне осознания, выходящего за рамки нашего понимания; существование в состоянии спокойной неизменной радости, нам незнакомой; и с такими способностями разума, которые мы не в состоянии понять. Жизнь сеноев была постоянной божественной игрой, недоступной и невидимой тем, кто заключен в рамки суровой действительности.

Большинство из нас не способно играть и посему не способно узнать божественную игру, когда она начинается. Возможно, только Экхардт дал описание чего-то подобного этой "блуждающей радости", которая была свойственна сеноям. Хотя общение происходило с людьми совершенно другого мировоззрения и наследия, он и сенои были настроены на одну волну, как, возможно, и Блейк, который написал: Откуда знать тебе в твоей темнице чувств, что в каждой птице, В небе круг чертящей, скрыт бесконечный мир блаженства?

Эти божественная игра и блуждающая радость открываются только с помощью освобождения от понятия осуждения и последующего чувства вины и/или ограничений, ведущих к эмоциональной и физической блокировке. Сенои воздерживались от суждения о собственных поступках и об окружающих не из-за благородных побуждений, а из-за того, что их сознание, сформированное иначе, чем наше, просто не способно действовать так, как наше. Они никогда не подвергались осуждению или сдерживанию, у них нет представления о необходимости такого поведения. Мы же, подвергающиеся ограничениям и осуждению с самого рождения, автоматически осуждаем окружающих нас и при малейшей возможности стараемся ограничивать их, а затем тому же учим наших детей.

Не судить свои поступки и поступки окружающих, а также не пытаться изменить их поведение соответствующим образом, кажется нам нарушением правил. Для сеноев же действия человека это просто данность, как направление ветра или наклон солнечного луча. Такое мировоззрение отражено в описании Жаном Пьяже раннего детства как "безусловного принятия данного", а у Экхарда это "жизнь без вопроса "почему""; Дж. Кришнамурти определил такое мировоззрение как "безальтернативное осознание"; Иисус называл его "царством отношений", а Мэтью Фокс - "первоначальным благословением". Это состояние ума, которое открывает нам высшую функцию передней части нашего мозга и освобождает его от рабства затылочной части мозга, что означает переход, полностью трансформирующий восприятие.

Сенои жили, практически следуя постулатам Нагорной проповеди - еретическое утверждение, поскольку ни один миссионер не являлся проповедовать им. Суть моего замечания в том, что сенои убедительно доказали, что Царство, о котором рассказывал Иисус в своей проповеди, - это наш генетический дом, истинное и естественное наше состояние. Оно существовало среди сеноев потому, что они не были охвачены культурой. Это не означает, что сенои были религиозны, скорее, у них не было потребности в религии, которая, наряду с культурой, есть не более, чем средство контролирования общества.

Нам трудно допустить, даже гипотетически, что если бы нам не прививали правила культуры с самого рождения, то ограничения и законы были бы не нужны. Хотя именно этот простой факт был явлен в жизни сеноев. Они вскрыли лживость нашей убежденности в том, что без сдерживающих факторов человек становится чудовищем. Сенои убедительно доказали, что в генетически закодированное поведение входят не действия, направленные против благополучия окружающих, а обусловленная жизнью необходимость в адекватной реакции. По иронии судьбы, наше обусловленное или выученное действие, основанное на прерывании естественного развития, оставляет нас в рабстве у инстинктов выживания. Ирония продолжается в том, что подобные инстинкты по своей природе, в том виде как они существуют, к примеру у животных, - не разрушительны до тех пор, пока не привязаны к искалеченному культурой человеческому интеллекту.

Мы давно признали существование четкой связи между культурой и системой восприятия, языковой и понятийной. Джин Лидлофф взялась за исследование этих связей. Она жила среди индейского племени (йекуана), группы аборигенов, очень похожей на синоев и обитавших в верхнем бассейне реки Гуара в Венесуэле. В книге "The Continuum Concept" она рассказала о том, что у этой народности нет слова для обозначения понятия "непослушания" и что она поняла невозможность объяснить им это явление, потому что ни один из детей племени не проявил непослушание. В понимании родителей ребенок действовал как ребенок -его поступки принимались безоговорочно, потому что они никогда не видели детей, ведущих себя иначе, не как дети. Для индейцев, что бы ребенок ни делал, было тем, что обычно делают дети. Поступки детей повторяли поступки взрослых, конечно, на свой лад. Индивидуальное было одновременно и родовым.

Ни один ребенок никогда не причинял вреда другому ребенку и не действовал против него, потому что ни один взрослый никогда так не поступал. Дети племени, как и наши, жили в контексте "коллективного бессознательного" своих родителей, как это назвал бы Юнг. Это бессознательное у детей йекуана не было построено на переплетении страха, ограничений и чувства вины, через лабиринт которых нам пришлось пробираться в детском возрасте, чтобы вести себя "подобающим образом", и то, что мы навязывали в свою очередь собственным детям.

При этом дети племени слушались своих родителей и старших, в том смысле, который мы вкладываем в это слово - немедленно, беспрекословно и так естественно, как они дышали, безоговорочно принимая требования своих родителей, как и родители безоговорочно принимали действия своих детей. "Окультуренное" сознание не в состоянии осмыслить слова Иисуса - "не судите, да не судимы будете", потому что как судим мы, так судят и нас, и все это равнозначно пожинанию того, что посеял.

Относительно того, как индейцы воспитывают своих детей, Лидлофф написала:

"Представление о владении другими людьми у йекуана отсутствует вообще. Понятия "мой ребенок" или "твой ребенок" не существует. Принятие решения относительно того, что позволительно делать другому человеку, вне зависимости от его возраста, не входит в представления йекуана о поведении. Они сильно интересуются тем, что делают другие, но без малейшего порыва повлиять на это, тут господствует принцип - пусть справляется сам... но там, где требуется помощь ребенка, ожидается, что он немедленно выполнит просьбу. Команды вроде: "Принеси воды!", или "Наруби дров!", или "Дай мне то!", или "Дай ребенку банан!" отдаются исходя из того же принципа общепринятой социальной обязательности, при твердой уверенности, что ребенок хочет принести пользу и принять участие в работе. Никто не следит за тем, чтобы ребенок выказывал повиновение, поскольку нет ни малейшего сомнения в его желании помочь. Как существо общественное, он поступает в соответствии с тем, что от него ожидают и делает лучшее, на что способен".

Дети йекуана точно так же воплощают в жизнь родительское мнение о себе, как наши "ужасные двухлетние", а позднее "ужасные подростки" принимают наше мнение о них, причем зачастую к нашему ужасу. Как и наши дети, дети йекуана становятся тем, что в них видят. "Делай, как я сказал, а не как я сделал", приказываем мы, в отличие от йекуана, которые все делают первыми, и потому у них нет необходимости приказывать. Пример их действий отпечатывается в сознании детей автоматически.

То, что наши дети, в большей или меньшей степени, превращаются в таких, какими мы сами являемся, а не в таких, о каких мы им говорим, приводит нас в ярость. Но модельный императив - это не нововведение культуры, подверженное модификации, это просто функция, подобная силе притяжения. Полстолетия, а может быть и больше, мы игнорировали исследования, которые показывали, что около 95-ти % всего детского знания, или "структур знания", формируются автоматически как непосредственная реакция на взаимодействие с окружающей средой, и только 5% формируются в результате вербального обучения или интеллектуальных предписаний. Племена сенои и йекуана - живое тому доказательство.

Теряя свое достоинство, мы заявляем, что такие народности, как сенои и йекуана, не "развиваются". По сути, считаем мы, они не делают ничего стоящего: не создают, не строят и не изобретают ничего нового и даже отказываются разрабатывать свои природные ресурсы. Также они беспричинно не убивают, не грабят, не взрывают, не расхищают, не губят свою землю и не доводят детей до самоубийства. А теперь посмотрим, что удалось совершить народу сеноев: они жили богатой творческой и совершенно спонтанной жизнью, выразившейся в гармонии с собой и с собственным миром. Мы не можем понять, чего же они достигли. Нам нужно оказаться на их месте и посмотреть на мир их глазами, чтобы испытать радостную новизну разделенного с другими чуда жизни и каждый божий день удивляться тому, что создали. У сеноев были обнаружены первоклассные лобные доли, намного превосходящие инстинктивную систему рептильного мозга.

Йекуана, на первый взгляд, жили более организованной и ритуализованной жизнью, чем сенои, превращая даже самые обыденные дела, такие как, например, набор воды, в театральное пышное зрелище, в котором каждый принимает участие в своем стиле, со своими способностями и талантами. Превращая то, что мы считаем работой, в игру, они во всем умеют видеть радость.

Сенои и йекуана вполне могли стать началом следующего шага в эволюции, задуманной природой, живя по примеру, показанному великими людьми истории. Почему этот великолепный план оказался столь выхолощенным, ущербным или искаженным почти во всем мире, никто не знает. Также нет ответа и на вопрос, почему с возросшей за прошедшее столетие интенсивностью люди преднамеренно разрушали все следы изначального пути жизни. Иисус - величайшее существо в истории человечества - сказал, что мы опять должны стать невинными и доверчивыми как дети, чтобы не оставаться в постоянном состоянии зависимости, а послужить основой для грядущих великих событий, которые принесут зрелость, находящуюся за пределами нашего понимания. Все это возможно, однако только через детское состояние безоговорочного принятия, в котором таится источник новизны.

Вспомните ещё раз о семейной триаде потребностей Пола МакЛина. Доверие, или вера в жизнь, которую являют собой йекуана и сенои - отличительная черта игры, возникающей из общения и воспитания, построенных на искренности. Поскольку у аборигенов обеих групп с детства устанавливались соответствующие аудио-визуальное общение и постоянная забота, они могут служить нам живым примером того, какое значение имеет игра в человеческой жизни. Наш мир сегодня смотрит на игру как на пустую трату времени. Идеалом для нас является тяжелый и скромный труд. Тот факт, что человек рожден наслаждаться жизнью, является проклятием для церкви, правительства и промышленности. В их представлении роскошь наслаждения жизнью надо заслужить тяжким трудом - или получить в кредит. По правде говоря, умирая, мы, те, кто работал так усердно и никогда не играл, будем такими же мертвыми, как и мертвые сенои, которые прожили всю свою жизнь в веселой игре.

Поскольку они жили в реальности, нам недоступной и не воспринимаемой в нашем заточении, состоящем из "пяти чувств", то наше понимание сеноев так же ущербно, как и восприятие летящей птицы Блейка. Таким же было понимание Вульфа, до того как его скорлупа не треснула от соприкосновения со специфическим примером сеноев. Однако, придя в удивительное согласие с Кастанедой и Доном Хуаном, Вулф, в конце концов, отбросил в сторону самозащиту, себялюбие и основанное на страхе мировоззрение и открылся для понимания пути синоев. Уникальное качество сенойской модели Вулфа заключалось в том, что речевая функция не играла большой роли в обучении и принципах метанойи, которые он разделил. Состояние сеноев было воплощением учения Дао, не поддающегося описанию.

Немногим из нас предоставляется подобная возможность или время для получения такого жизненного опыта. Даже если бы у нас такая возможность появилась, то, скорее всего, мы бы посмотрели на модель Вулфа без понимания. Подобные модели есть вокруг нас, и имеющие глаза да увидят. Но мы слишком заняты нашей культурой, нацеленной на выживание, выплачиванием ренты или по закладным; мы потрясаем страховыми полисами, которые должны уберечь нас от исков соседей или вреда от других людей.

Жизнь без осуждения и ограничения, а потому без насилия и власти закона, может развернуться только при существовании без страха; пример такой жизни показали нам Иисус и Пилигрим Мира. Величина или глубина нашего страха в большой степени обусловлены нашей реакцией, а не природой, как много лет назад указал мне Джордж Джейдар (автор увлекательной книги "The soul, an Owner's Manual"). Ирония истории заключается в том, что ребенок, зачатый, рожденный и выращенный без всяких ограничений, никогда не будет нуждаться в таковых, ни в детском, ни в подростковом, ни во взрослом состоянии. Этот факт - подарок для всех нас от Вулфа и Лидлофф. Они ясно показали, что естественное состояние человека - есть неразрывная связь с создателем, в которой все работает на благо, и что природный инстинкт ребенка направлен на то, чтобы сохранить эти отношения любой ценой.

Для этой цели не требуется слово или концепция "Бог". Бог это отнюдь не семантическое предположение или воображаемое изобретение вербального мозга, в которое надо поверить, как учит религия. Это сила внутри человека, явленная как сама любовь к жизни и страстное желание жить. Будучи детьми, мы всеми силами сопротивляемся потере этой первоначальной силы, бьющей из нас ключом. Именно это стремление любая культура, в особенности мусульманская и фундаментальная христианская, стараются сломить любой ценой, и они это делают.

Одно ограничение порождает необходимость в других ограничениях, и чем больше их появляется, тем больше потребность в них. Апостол Павел был прав: без закона нет чувства вины или стыда. А если нет вины и стыда, никогда не появятся законы и ограничения, ибо в них никогда не возникнет потребности. Человек, о котором заботятся, а не стыдят, которого любят, а не пугают, развивает совершенно иную часть мозга и, соответственно, другое сознание. Он не станет действовать против благополучия другого человека и против его большего тела - живой земли. Детьми мы знаем, что являемся неотъемлемой частью развития всех вещей, как объясняет Лидлофф и как продемонстрировал Иисус. Мы можем и должны вновь открыть это знание.

  

  

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  

РОЖДЕНИЕ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ СВЯЗИ 

Фредерик Лебуаер. Роды без боли и страха. Новейшая программа помощи матери и ребенку при родах, Москва: Рипол Классик, 2005.

Ainsworth, Mary D. "Deprivation of Maternal Care: A Reassessment of Its Effects." Public Health Papers no. 14: 97-165.

- Infancy in Uganda. Baltimore: John Hopkins University Press, 1967.

- "Patterns of Attachment Behavior Shown by the Infant in Interaction with His Mother." Merrill-Palmer Quarterly 10 (1964): 51-58.

Arms, Suzanne. Immaculate Deception: A New Look at Women and Childbirth in America. Boston: Houghton Miffiin, 1975.

Bernard J., and L. Sontag., "Fetal Reactions to Sound". Journal of Genetic Psychology 70 (1947): 209-10.

Bower, T. G. R. "The Visual World of the Infant," Scientific American, December 1966.

Bowlby, John "Separation Anxiety." International Journal of Psychoanalysis 41 (1960): 89-113.

Chamberlain, David. Babies Remember Birth. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, 1988.

Cheek, David B. "Prenatal and Perinatal Imprints: Apparent Prenatal Consciousness as Revealed by Hypnosis." Pre- and Perinatal Psychology Journal 1 (Winter 1988): 97-110.

Condon, W., and Louis Sander. "Neonate Movement Is Synchronized with Adult Speech: Interactional Participation and Language Acquisition." Science, January 1974, 99-101.

De Chateau, Peter, and Brit Wilberg. "Long-Term Effect on Mother-Infant

Behavior of Extra Contact During the First Hour of Post-Partum". Acta Paediatrix 66(1977):137-43.

Fantz, Robert L. "The Origin of Form Perception." Scientific American, May 1961.

- "Pattern Vision in Young Infants." Psychological Review (1958): 43-47.

Klaus, Marshall. "Maternal Attachment: Importance of the First Post-Partum Days" New England Journal of Medicine 9 (1972): 286.

- Loving Hands: The Traditional Art of Baby Massage. New York: Newmarket Press, 1976.

Verny, Thomas, with John Kelley. The Secret Life of the Unborn Child. New York: Simon and Schuster, 1981.

МОЗГ 

Элхонон Голдберг. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. Москва: Смысл, 2003.

Austin, James H. Zen and the Brain. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1998.

Brenner, D., S. J. Williamson, and L. Kaufman. "Magnetic Fields in the Brain." Science, October 31,1977,480-81.

Edelman, Gerald. Neural Darwinism: The Theory of Neuronal Group Selection. New York: Basic Books, 1987.

Krasnegor, Norman A., ed. Development of the Prefrontal Cortex: Evolution, Neurobiology, and Behavior. Baltimore: Paul H. Brookes, 1997.

MacLean, Paul. "The Brain and Subjective Experience: Question of Multilevel Role of Resonance." Journal of Mind and Behavior 18, no. 2 and 3 (Spring/ Summer): 247-68.

-A Triune Concept of the Brain and Behavior. Clarence M.Hincks Memorial Lecture Series. Edited by D. Campbell and T. J. Boag. Toronto: University of Toronto Press, 1973.

- The Triune Brain in Evolution. New York: Plenum Press, 1990.

- "Women: A More Balanced Brain?" Zygon Journal of Religion and Science 31, no. 3 (September 1996).

Mark, George S., et al. "Mood Improvement Following Daily Left Prefron-tal Repetitive Transcranial Magnetic Stimulation in Patients with Depression: A Placebo-Controlled Crossover Trial." American Journal of Psychiatry 154 (December 12,1997).

РАЗВИТИЕ 

Anderson, Stephen W., et al. "Impairment of Social and Moral Behavior Related to Early Damage in Human Prefrontal Cortex." Nature Neuro-science 2, no. 11 (November 1999).

Caplan, Mariana Untouched: The Need for Genuine Affection in an Impersonal World. Prescott, Ariz.: Hohm Press, 1998.

Epstein, Herman T. "Phrenoblysis: Special Brain and Mind Growth Periods: I. Human Brain and Skull Development. II. Human Mental Development." Developmental Psychology. New York: John Wiley and Sons, 1974.

- "Brain Growth Spurts" and "On the Beam". New Horizons for Learning 1, no. 2 (April 1981).

Healy, Jane. Endangered Minds: Why Our Children Don't Think. New York: Touchstone, 1991.

- Failure to Connect: How Computers Affect Our Children's Mind-for Better and Worse. New York: Touchstone, 1999.

Jones, Blurton N. Ethological Studies of Child Behavior. New York: Cambridge University Press, 1972.

Luria, Alexander R. The Role of Speech in Normal and Abnormal Behavior. New York: Liveright, 1961.

Mikulak, Marcia. The Children of a Bombara Village. Santa Fe, N. Мех.: Santa Fe Research, 1991.

Piaget, Jean. The Child's Conception of the World. New York: Humanities Press, 1951.

- Intelligence and Affectivity: Their Relationship During Child Development. Palo Alto, Calif: Annual Reviews, Inc., 1981.

Prescott, James W. "Body Pleasure and the Origins of Violence." The Futurist, April 1975.

- "The Origins of Human Love and Violence." Institute of Humanistic Science Monograph. 7th International Congress, Association for Pre- and Perinatal Psychology and Health, 1997.

Rody, Sylvia, and S. Axelrod. Anxiety and Ego Formation in Infancy. New York: International Universities Press, 1970.

Schore, Allan N. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neu-robiology of Emotional Development. Hillsdale, N J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1994.

- "The Experience-Dependent Maturation of a Regulatory System in the Orbital Prefrontal Cortex and the Origin of Developmental Psychopathology." Development and Psychopathology 8: 55-87.

Staley, Betty. Between Form and Freedom. Wallbridge, Stroud, England: Hawthorne Press, 1988.

Sweet, Win, and Bill Sweet. Living Joyfully with Children. Lakewood, Colo.: Acropolis Books, 1997.

СЕРДЦЕ 

Armour, J. A., and J. Ardell, eds. Neurocardiology. New York: Oxford University Press, 1994.

Cantin, Marc, and Jacques Genet. "The Heart as an Endocrine Gland." Scientific American, February 1986.

Childre, D. L. Freeze Frame: Fast Action Stress Relief Boulder Creek: Calif: Planetary Publications, 1994.

Childre, Lew, and Howard Martin. The HeartMath Solution. San Fran-ciSco: HarperSanFrancisco, 1999.

Childre, Lew, Rollin McCraty, and Deborah Rozman, eds. "Increasing Coherence in the Human System: A New Biobehavioral Technology for Increasing Health and Personal Effectiveness." Boulder Creek, Calif: HeartMath Research Center.

Lacey, John, and Beatrice Lacey. "Two-Way Communication between the Heart and the Brain: Significance of Time within the Cardiac Cycle." American Psychologist (February 1978): 99-113.

Marinelli, Ralph, et al. "The Heart Is Not a Pump: A Refutation of the Pressure Propulsion Premise of Heart Function." Frontier Perspectives 5, no. 1 (Fall/Winter, 1995).

McArthur, David, and Bruce McArthur. The Intelligent Heart. Virginia Beach, Va.: A.R.E. Press, 1997.

McCraty, Rollin, ed. Research Overview: Exploring the Role of the Heart in Human Performance. Boulder Creek, Calif.: HeartMath Research Center, 1997.

Russek, Linda G., and Gary E. Schwartz. "Energy Cardiology: A Dynamical Energy Systems Approach for Integrating Conventional and Alternative Medicine". Advances: The Journal of Mind-Body Health 12, no.4 (Fall 1996).

- "Interpersonal Heart-Brain Registration and the Perception of Parental

Love: A 42-Year Follow-up of the Harvard Mastery of Stress Study." Subtle Energies 5, no. 3 (1994): 195.

Song, L. Z., Gary E. Schwartz, and Linda G. Russek. "Heart-Focused Attention and Heart-Brain Synchronization: Energetic and Physiological Mechanisms." Alternative Therapies in Health and Medicine 4, no. 5 (September 1998).

РЕЛИГИЯ 

Читтик У.К. В поисках скрытого смысла: Суфийский путь любви.

Духовное учение Руми./ составитель М.Т. Степанянц, Москва: Научно-издательский центр "Ладомир" 1995.

Людвиг Фейербах. Сущность христианства, Лейпциг - Санкт-Петербург: Книгоиздательство "Мысль". 1906.

The New English Bible, Oxford: Oxford University Press, 1961.

The New Testament, Revised Standard Version, New York: American Bible Society, 1952.

de Caussade, Jean-Pierre. The Sacrament of the Present Moment. San Francisco: Harper and Row, 1982.

Girard, Rene. "The Bible's Distinctiveness and the Gospel." The Girard Reader.

Muller-Ortega, Paul Eduardo. "The Triadic Heart of Siva." Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-dual Shaivism of Kashmir. Albany, N.Y.:SUNY Press, 1989.

Pagels, Elaine. The Gnostic Gospels. New York: Random House, 1979. - The Origins of Satan. New York: Random House, 1981.

НАУКА 

Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. Москва, 1972.

Умберто Р. Матурана. Франциско Варела: Древо познания. Москва: Прогресс-Традиция, 2001.

Ганс Селье. Стресс жизни (название дано в переводе книги Ганса Селье "Стресс без дистресса", Москва: Прогресс, 1979.)

Руперт Шелдрейк. Новая наука о жизни. Москва: Рипол Классик. 2005.

Джан Р.Г., Данн Б. Дж. Границы реальности. Пер. с англ., - Москва, 1995.

Bateson. Gregory. Mind and Nature: A Necessary Unity. New York: E. P. Dutton, 1979.

Bohm, David. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge and Kegan-Paul, 1979.

Damasio, Antonio R Descartes' Error: Emotion, Reason and the Human Brain. New York: G. Putnam and Sons, 1994.

Denton, Michael. Nature's Destiny. New York: Simon and Schuster, 1998.

Gardener, Howard. The Mind's New Science. New York: Basic Books, 1985. Frames of Mind. New York: Basic Books, 1983.

Hannaford, Carla. Smart Moves: Why Learning Is Not All in the Brain. Baltimore:Great Ocean Press, 1995.

- "Belonging from the Heart: The Science Behind Playing, Learning, and Living Coherently" (forthcoming).

Kafatos, Menas, and Robert Nadeau. The Conscious Universe: Part and Whole in Modern Physical Theory. New York: Springer-Verlag, 1990.

Odent, Michel. The Scientification of Love. London, New York: Free Association Books, 1999.

Pert, Candace. Molecules of Emotion. New York: Simon and Schuster, 1999.

Raloff, Janet. "EMF's Biological Influences: Electromagnetic Fields Exert Effects on and through Hormones." Science News 153, January 1998.

- "Electromagnetic Fields May Trigger Enzymes." Science News 153, Feb.1998.

- "Magnetic Fields Can Diminish Drug Action." Science News 152, Nov.1997.

Russek, Linda G., and Gary E. Schwartz. "Interpersonal Registration of Actual and Intended Eye Gaze: Relationship of Openness to Spiritual Beliefs and Experiences." Journal of Scientific Exploration, June 2,1998.

- "The Origin of Holism and Memory in Nature: The Systemic Memory Hypothesis." Frontier Perspectives, 1998.

- "Do All Dynamical Systems Have Memory? Implications of the Systemic Memory Hypothesis for Science and Society." In Brain and Values: Behavioral Neurodynamics, edited by K. H. Pribram and J. S. King. Hillsdale, N.J.: name of publisher?, 1997.

Spinney, Laura. "The Unselfish Gene: Culture Shapes Our Evolutionary Destiny as Surely as DNA." New Scientist 26, October 1997.

Storfer, Miles. Intelligence and Gifiedness: The Contributions of Heredity and Early Environment. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.

Tiller, William W., Walter E. Dibbie Jr., and Michael J. Kohane. "Exploring Robust Interactions between Human Intention and Inanimate/Animate Systems." Paper presented at the conference Toward a Science of Consciousness: Fundamental Approaches, United Nations University, Tokyo, Japan, May 1999.

Weaver, Warren. Science and Imagination: Selected Papers. New York: Basic Boob, 1967.

ДУХОВНОСТЬ 

Херригель О. Дзен и искусство стрельбы из лука. Авторский сборник. Москва: Амфора, 2005.

Рудольф Штайнер. Как достигнуть познания высших миров? Москва: Ной, 1992.

Carse, James P. Breakfast at the Victory: The Mysticism of Ordinary Experience. San Francisco: Harper, San Francisco. 1994.

- Finite and Infinite Games. New York: Ballentine Books, 1987.

- The Gospel of the Beloved Disciple. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1997.

- The Silence of God: Meditations on Prayer. San Francisco: HarperSan-Francisco, 1995.

Fox, Matthew, ed. Breakthrough: Meister Eckhart's Creation Spirituality. N-Y: Doubleday, 1980.

Fox, Matthew. Meditations with MeisterEckhart. Rochester, Vt: Bear and Co., 1983.

Franck, Frederick. To Be Human Against All Odds. Berkeley: Asian Humanities Press, 1991.

Harrison, Steven. Doing Nothing: Coming to the End of the Spiritual Search. New-York: Tarcher-Putnam, 1977.

Hartmann, Thorn. The Prophet's Way. Northfield, Vt.: Mythical Boob, 1997.

Muktananda, Swami. The Play of Consciousness. South Fallsburg, N. Y.: Siddha Foundation, 1980.

Myss, Caroline. Anatomy of the Spirit. New York: Harmony Books, 1996.

Roberts, Bernadette. The Experience of No Self Albany, N.Y.: SUNY Press, 1993.

- The Path to No Self. Albany, N.Y.: SUNY Press, 1991.

- What Is Self? Austin, Tex.: Goen, 1996.

Segal, Suzanne. Collision with the Infinite. San Diego: Blue Dove Press, 1996.

 Sells, Michael A. Mystical Languages of Unsaying. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

Tweedie, Irina. The Chasm of Fire. Dorset, England: Element Books, 1979.

ОБЩИЕ 

Мирча Элиаде. Космос и история. Авторский сборник. Москва: Прогресс, 1987.

Мирча Элиаде. Миф о вечном возвращении. Авторский сборник. Москва: Ладомир, 2000.

Мирча Элиаде "Миф о вечном возвращении". Алетейя, 1998.

Мирча Элиаде "Йога: бессмертие и свобода". Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004.

Alouf, Michel M. History of Baalbek, 15th ed. Beirut: American Press, 1937.

Berman, Morris. The Twilight of American Culture. New York: W. W. Norton, 2000.

Colavito, Maria. The Heresy of Oedipus and the Mind-Mind Split. London: Edwin Mellen Press, 1995.

Csikszentmihalyi. Mihaly. "Play and Intrinsic Rewards."Journal of Humanistic Psychology 13, no. 3 (Summer 1975).

deBeauport, Elaine. The Three Faces of Mind. Wheaton, 111.: Quest-Books 1996.

Feinberg, Leonard. "Fire-walking in Ceylon." Atlantic Monthly, May 1959.

Feuerstein, Georg. Structures of Consciousness. Lower Lake, Calif: Integral, 1987.

Gebser, Jean. The Ever-Present Origin. Athens, Ohio: Ohio University Press, 1987.

Grosvenor, Donna and Gilbert Grosvenor. "Ceylon." National Geographic Magazine 129, April 1966.

Jensen, Adolf E. Myth and Cult Among Primitive Peoples. Chicago: University of Chicago Press, 1963.

Jung, Carl G. The Archetypes and the Collective Unconscious. Bollingen Series IX, no. 1. New York: Pantheon.

Katz, Richard. Boiling Energy: Community Healing among the Kalahari Kung. Cambridge: Harvard University Press, 1982.

Krechmal, Arnold. "Fire-Walkers of Greece." Travel 108, October 1957, 46-47. Langer, Suzanne. Philosophy in a New Key. Cambridge: Harvard University Press, 1942.

Laski, Margharita. Ecstasy: A Study of Some Secular and Religious Experiences. Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 1962.

Liedloff, Jean. The Continuum Concept Reading, Mass.: Addison Wesley Press, 1977.

Lowndes, Florin. Enlivening the Chakras of the Heart: The Fundamental Spiritual Exercises of Rudolf Steiner. London: Sophia Books, Rudolf Steiner Press, 1988.

Mander, Jerry. Four Arguments for the Elimination of Television. New York: William Morrow, 1977.

McDermott, Robert A., ed. The Essential Steiner: The Basic Writings. San Francisco: Harper and Row, 1984.

Monroe, Robert. Journeys Out of the Body. New York: Doubleday, 1973.

Montagu, Ashley. The Concept of the Primitive. New York: Free Press, 1968.

- The Natural Superiority of Women. New York: Macmillan, 1968.

- Touching: The Human Significance of the Skin. New York: Harper Collins, 1978.

Murphy, Michael. The Future of the Body. New York: Tarcher-Putnam, 1992. Pearce, Joseph

Chilton. Bond of Power. New York: E. P. Dutton, 1981.

- The Crack in the Cosmic Egg. New York: Simon and Schuster, 1972.

- Evolution's End. San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991.

- Exploring the Crack in the Cosmic Egg. New York: Simon and Schuster, 1973.

- Magical Child. New York: E. P. Dutton, 1977.

- Magical Child Matures. New York E. P. Dutton, 1985.

- "Nurturing Intelligence: The Other Side of Nutrition." Address to the Oxford University, World Health Organization, and McCarrison Medical Society Conference on Nutrition and Childbirth, Oxford University, Oxford, England, 1982. See: Nutrition and Health 1 (1983): 143-52. London: A. B. Academic Publishers.

Rosenberg, Marshall B. Nonviolent Communication: A Language of Compassion. Del Mar, Calif: PuddleDancer Press, 1999.

West, John Anthony. Serpent in the Sky: The High Wisdom of Ancient Egypt. New York: Harper and Row, 1979.

White, Leslie. A Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York: Noonday Press, 1969.

  

=== Джозеф Чилтон Пирс БИОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО  научно-популярное издание Литературная редактура: О. Б. Авилова Научная редактура: Е. С. Калинина Корректор: Т. Курохтина Оригинал-макет: М. Юганова Верстка: Ю. Парфенова Подписано в печать 29.03.2006 Формат 60x90/16 Тираж 3000 Заказ № 0604020 ИД "Гаятри" 113035, Москва, ул. Балчуг, д. 11 www.gayatri.ru ОАО "Ярославский полиграфкомбинат" 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97

  

  

  

  

  

Мыслитель, естествоиспытатель, писатель, эксперт в  области эволюционных методов детского воспитания, Джозеф Чилтон Пирс специализируется в целом диапазоне дисциплин — в психологии, антропологии, биологии, физике. Пирс создает удивительный синтез знаний и наблюдений, полученных в этих областях, а полученный результат делает предельно понятным для неспециалистов — широкого круга читателей.

За тридцать лет жизни, которые он посвятил изучению Феномена человеческого сознания, увидели свет несколько уникальных книг, снискавших мировую известность: The Crack in the Cosmic Egg, Exploring  the Crack in the Cosmic Egg, Magical Child. Magical Child Matures, Bond of Power. Evolution's End.

Одна из последних работ — -Биология трансцендентного“ (The Biology of Transcendence)  - исследует тонкую организацию нервной системы человека с точки зрения современной биологии и нейрофизиологии, возможности преодоления ее естественных ограничений и расширения возможностей. Первая книга Пирса на русском языке содержит поразительные наблюдения и обобщения о физиологической природе трансцендентных состояний человеческого мозга и психики, о динамическом взаимодействии разума мозга и разума сердца.

Это шедевр науки и духа, их любви без правил; это ошеломительное биологическое доказательство присутствия запредельного в каждом из нас.

Джин Хьюстон, РИО, основатель Фонда исследований мозга, США, автор книги «Человек возможный»

  

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!