Платон выделял 2 вида равенства



 

1)Арифметическое (развиваются идеи Пифагора, он познакомился с пифагорейцами, орфиками,) оно характеризуется – равным за равным. Основание – закон Талиона. Часто говорят, что равенство из математики, нет, из социальной жизни в математику (Равенство между людьми 1 сословия).

 

2)Геометрическое– большее – большему, меньшее – меньшему, каждому – свое, это и есть политическая справедливость, т.к. политическая система должна строиться на принципах, на которых строиться идеальный мир.

 

Формально – логический принцип, не устанавливает, на каком основании делить людей, кто больший, кто меньший. Какими по содержанию должны быть правила, когда должны определять подобных. И как с ними относиться. Чье это дело? Где взять критерий для деления людей на больших и меньших.

Платон говорит что критерий – зависит от политической системы. Сословия делятся по тому виду деятельности, который характерен для людей принадлежащих к сословиям. 

 

На вершине – те, которые управляют ( Искусство управлять дано не каждому) это философы. Именно они могут знать что представляет собой та или иная идея, т.к. идеи умопостигаемы. (на первое место он ставил геометрию, на 2е философию)

 

Второе сословие – это яростный дух, представляющий войны, войны защищают государство, есть свои средства воспитания, гимнастика, искусство (позволяет преодолеть страх смерти)

 

3-е ремесленники, земледельцы, должны обеспечивать материальное обеспечение общества, для них лучшее средство воспитание – религия, т.к. развивает терпение.

 

В этом плане он предает Сократа, который считал, что все должны рассуждать, а Платон говорит, что это не так.

Средством поддержания такой иерархической системы служат средства.

Закон – поддержание стабильности в человеческих отношениях. Несмотря на то, что законы создаются правителями, они все же имеют объективный характер, т.к. это пассивное средство реставрации божественной справедливости. Правители познают мир идей, знают каким должно быть государство, т.о. закон – идеальная схема, по которой должны строиться идеальные человеческие отношения, закон не отражает разум существующих отношений, а является посильным для людей средством реставрации божественной справедливости, он отражает того, что должно быть. Государство портиться тогда, когда принцип справедливости искажается, значит закон должен распределять обязанности по принципу- каждому свое. В 1ю очередь он должен защищать блага связанные со знание, духовными ценностями, и должен способствовать развитию физических благ. По мнению Платона Закон должен регулировать все сферы общественной жизни, даже частные отношения.

 

Платон первым подчеркивает зависимость социального расслоения от имущественного неравенства. Неравенство материальное порождает неравенство социальное

2е средство которое служит поддержанию общественного порядка – политика, - это искусство воспитания граждан, в соответствии с тем, какую роли они будут играть в обществе.

 

Платон рассмотрел отдельные типы государств. Он применил диалектический подход. Он называет 5 типов политического строя государства:

  1. аристократия – правят лучшие. Со временем она вырождается.
  2. тимократия (тимос – яростный дух) – правление воинов, накопление добычи, богатств
  3. олигархия – правление богатых. Бедные богатым начинают завидовать. В ходе борьбы между ними побеждают бедные и возникает демократия
  4. демократия – правление бедных, они уравниваются в правах с богатыми. Компетентное правление это проблема, многие люди не всегда мыслят государственно. Равенство уравнивает достойных и недостойных.
  5. тирания – следствие демократии. Правление строится на произволе. Это худшая форма государства.

 

Переход от 1 формы к другой Платон рассматривает как противоречие. Борьба различных слоев.

Вся идеология социализма и коммунизма построена на борьбе классов.

Платон выделяет не только эти формы гос-ва, у него если и другой диалог, диалог закона. Вдруг правителя не окажется, тогда закон – правитель, важно чтобы он охватил все сферы жизни людей, поставил под контроли жизни людей. Здесь все государства делятся на законные и те где правление строится не на законе.. Платон в диалоге «закон» рассуждает о необходимости правосудию придерживаться принципов – гласности, открытости. Судить должны правители, ошибочно было бы если бы каждый гражданин имел возможность принимать участие в суде, но присутствовать могут все желающие. Должен соблюдаться принцип  соразмерности наказания и преступления. За особо тяжкие – превращать человека в раба. Рабы в Государстве это преступники, носят кандалы и выполняют самые важные работы, и могут освобождены из этого состояния при определенных условиях.

Это состояние не пожизненное. В целом Платон считает, что идеальная модель государства противостоит всем перечисленным формам, т.к. есть механизм реализации справедливости – принцип равенства, что воплощают законы. Он пытается все возвести в законные рамки, Даже искусство(Лирические поэты не нужны в счастливом государстве). Значение учений Платона – важен систематический подход, когда Г – политическая система. Он попытался дать теорию закона как общее правила на основании которого можно классифицировать единичное. Размышлял о правилах логики в судебной практике. Платон – идеалист.

__________________________________________________
Учения Аристотеля о Государстве и Праве

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης ; 384 до н. э., Стагир — 2 октября[источник?] 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит[2]), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада.

 

384 – 322. Родился когда еще Платон преподавал в своей академии. Родился в Македонии, в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит) в 17 лет отправился в Афины чтобы учиться у Платона. Сын врача, который еще лечил Македонского, Учился медицине, и даже написал ряд трудов. Изучал  анатомию и морфологию животных. Знал 50 методов препарирования лягушки)) ( Говорил что у  Женщины зубов больше чем у мужчин и что у людей 1 легкое)) Принес принцип эволюционализма. Все претерпевает изменения от простого к сложному. По этому же принципу рассматривает  государство. Аристотель философ энциклопедического плана (теория искусства, экономика, логика).  Он создает науку о политике. Политику он рассматривает как науку, где объект – справедливое и прекрасное. Такой же объект имеет и этическая наука, Поэтому политика связана с моралью. Но по предмету они отличаются: политика: справедливость как соц явление, этика: как черта человека.  Платон говорил что принцип справедливости – равенство.

 

Арститоеть выделял 2 вида спр-ти – уравнивающая – ( арифметическое равенство) равным за равное, она имеет место в ГПО, например в определении наказании за то или иное преступление, в торговле. Распределяющая – (геометрическое равенство) – большему – большее, меньше – меньшему. Возникает вопрос, на каком основании определять это большее и меньшее, и к каким одинаковым относиться одинаково. Платон большее и меньшее определял в зависимости от места, которое Человек занимает в иерархии, созданную философами, Аристотель же исходит из природы Человека, Человек – общительное животное, такой подход к природе человека был характерен для гражданской культуры. Сократ говорил, что Человек – тот, кто умеет задавать вопросы и отвечать на них, это такая форма общения, чел природа. И те, кто не очень общительные, не включены в гражданскую политику, им отказывают в звании человека, зваться людьми не могут рабы. Он утверждает, что все кто принадлежит к политическому общению, те одинаковы. Т.е. большее те, кто участвуют в политической жизни. Все граждане делятся на политикус и идиотиус( те кто не хотят участвовать в полит жизни ну и рабы).

Условия политической справедливости – свобода и равенство.

Право – мера политической справедливости, оно и является тем содержанием кот хар-ет правило одинакового применения к подобным. Т.е Политическая справедливость это еще и законность. В Этическом смысле справедливость – это равенство. Закон есть уравновешенный разум, т.к. в человеке есть животное начало. Поэтому даже самый умный правитель должен подчиняться закону.

 

Все законы Аристотель делит на 2 вида. Он пытается найти компромисс между 2мя теориями ( Софисты противопоставляют 1 другому, Ч – мера всех вещей, живет по своим законом природа по своим, Платон – Бог мера всех вещей, закон – мера объективного всеобщего правила)

1 вид закона – естественные законы, естественное право, право по природе, его никто никогда не определял,

2 - условные – то, о чем люди договорились, источник – договор. Но это тоже право по природе. Критерий руководства – право естественное. Человеческие законы только те, которые не противоречат естественным, т.е. у любого договора есть объективный источник – естественное право и субъект – который возникает в определённых экономических, политических обстоятельствах. Он стоит у естественных истоков. Рабы лишены какого либо права, т.к их природа иная.

 

Теория Государства по нему – Патриархальная – по мере усложнения чел-го общения. Семья. Род, община, полис – высшая форма человеческого общения. Государство так же как и для Платона Политическая система, высшая форма чел общения. Рассуждает о форме и материи. Он не абсолютизирует целостность государства. Составляющее не сословие или класс, а человек. Поэтому нужно учитывать все его потребности. Которые составляют его природу, любовь к семье, любовь к собственности, поэтому надо относиться с уважением (никаких общих жен и детей для военных как предлагал Платон) Человек материя для Г, тот, кто участвует в законодательной и судебной власти, является образованным, хорошим семьянином.

Формы Государства.

2 основания деления

1) Правильные и неправильные Государства, отличаются тем, как их правители понимают цель власти . Неправильные- правители преследуют собственную выгоду, правильные – цель – общее благо.

Все правильные и неправильные : по количествуву властвующих

Правильные – Монархия, Аристкратия(власть немногих), Полития (власть большинства)

Неправильные – тирания, Олигархия, Демократия – неправильная власть большинства

Полития – смешенная форма государства элементы олигархии и демократии – пример правление Солона. Он придерживался политики компромисса, ввел во власть средний слой – совет 400. В политике должна быть золотая середина. Очень важно ср слой ввести во власть

С т.зр. Аристотеля формы власти меняются от понятия гражданина.

Сила не создает право, право возникает из договора, но насилие это нормально.

( Ходят слухи. Что он сначала отравил Александра Македонского, а потом отравил себя растением, которое быстро вызывает паралич легких и сердца, завещал свое имущество.)

Т.О. Положил начало рассмотрению Г – как договора между гражданами. В дальнейшем теория договора будет господствующей.  Создал компромисс – объединил 2 враждебные теории. Право это и объективное и субъективное явление. Привнес логику в судебную деятельность. Вся суд система должна строиться на справедливости, которое рассматривал в юр и этическом ключе, считал что нужно искать общие понятия суд практике.

Вклад Римских юристов и Цицерона.

Римляне не были философами. Это более практичная нация. Они создают эффективные способы существования культуры, преуспели в строительной деятельности, они создают юриспруденцию, которая строилась на гражданской философии права. Римские юристы изучали философию Аристотеля, эпоху завоевательных походов Македонского, когда важным становится свобода индивидуальная (стоики), (киники – они рассуждают о смысле жизни человека), Ч – чтобы быть свободным не обязательно должен участвовать в политической жизни. Эпикур призывал человека быть разумным эгоистом, жить в кругу близких, и дифферентно относится к политике. Стоики – создают идею космополиса, которую реализовали римляне- люди равны по культуре своей.

Вклад римских юристов больше практический. Влияние Аристотеля в том, что римляне углубили его классификацию. Они выделяют уже частное и публичное право. Частное делится на естественное, право народа и цивильное. Источники цивильного – не только договор, а еще и Lex – закон, куда входят так же учения римских юристов, и указы императоры, и договоры в т. ч.

 

Аристотель так же принес в судебную практику правила логики, показал что при систематизации ПН нужно выделять истинные начала или общие понятия, на основании которых получались все остальные знания в этой области. Аристотель породил проблему для юр практики. Определяя справедливость как законность и равенство геометрическое, где искать критерии на деление людей, определение подобных? Для греков особой проблемы не было, т.к. объединяли народы с одинаковыми культурами, все ценили свободу, представление об ущербе и выгоде тоже были общекультурными. Греки могли найти общее согласованное решение. С римлянами сложнее, т.к. более культурные, многонациональное. Римляне сталкивались с многими ситуациями – когда справедливость оказывалась невозможным, т.к. разные народы понимали должное по разному. Римляне стали обращаться к преторам через судей, когда число недовольных стало больше, претор – смотрящий вперед, он знал законы и соц культурный конфликт, знал как живут люди в определенной местности, он писал судье формулу, где описывал рольные обстоятельства дела и предлагал свое решение. Он стремился соответствовать законам и собственному чувству справедливости. Так возникает преторское право – изменение взгляда на право вообще.

 

Для Аристотеля Право– меря справедливости, а для римлян – черты должности, обязательности, в конечном итоге римляне создают идею Права, во время, когда идет смена властных субъектов. Право связано с моральными, этическими явлениями. Идея права теперь – мера справедливости гарантируемая властью. Подчеркивается должный, общеобязательный характер – закон есть закон! Хорошо или плох надо подчиняться. Подчеркивались принудительные черты права, то что гарантируется властью. Римляне нашли основание для ранжирования власти – это собственность. В сенат – только граждане среднего сословия, которые имеют определенный доход, т.е. институт собственности начал развиваться, право владения, право завоевателя.

 

В итоге

1) Упорядочивание самой процедуры судопроизводства – были введены чиновники, вносили в протокол сущность разбираемого конфликта

2) Административный уклон в праве, но с другой стороны вклад римских юристов правотворческий и правопреобразующий ( ПС, свобода договора, статус физ и юр лица). Они вели свободную деятельность исходя из требований власти и из тех логических правил, которые были заданы греческой философией права. Ряд теоретических положений. Более обширная классификация права. Развивают положения о справедливом характере права, юс – право и юстиция – справедливость одно и то же, и толкуется как эквивалентность и добро. Систематизация права при Юстиниане. Была проведена огромная работа, учитывались интересы разных групп, стремились найти общее понятие, логический подход. Римская юриспруденция задает для юр мысли основные направления, кот касаются типа правопонимания в истории политико правовой мысли

3) развивается теория естественного права Аристотеля, право – равенство в свободе, естественная правовая школа

4) Право – результат борьбы социальных групп, способ урегулирования отношений между социальными группами

5) Право это то что связано и с логикой тоже (формально - логичный подход) в современном позитивизме существует.

6) Право – норма, задающая общие правила для единичных явлений, право – юридическая техника,

7) Право – соц институт, вкл создании самого права, школа свободного права

8) Т.о. в римской юриспруденции были сформулированы все подходы к пониманию права, которые позднее были сформулированы на западе.

106 – 43 Цицерон.

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 901; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!