ПРЕДПРАЗДНСТВО КЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ



 

Богоявление имеет две зоны, два периода предпразднства. Начиная со 2 (15) января, начинается официальное предпразднство Просвещения и еще один день предпразднства - Крещенский Сочельник 5 (18) января. Структура Крещенского Сочельника совпадает с Рождественским очень точно, вплоть до мелочей.

Будничный Октоих отменен с предпразднства Рождества Христова, потом было попразднство Рождества, на Обрезание и Василия Великого служится бдение, а потом начинается предпразднство Крещения и до его отдания будничный Октоих отменен. Таким образом, на довольно долгое время будничный Октоих у нас умолкает.

В будни тематика Октоиха заменяется тематикой Просвещения, все наполнение - в Минее.

 

2 (15) января - предпразднство Богоявления, память Сильвестра, папы Римского, но о нем, наверно, даже и не вспомнят, т. к. в этот же день память прп. Серафима Саровского.

Сложности могут возникнуть, если память преподобного случится в Неделю. О соединении нужно смотреть Маркову главу о подобном соединении в день памяти митрополита Петра (21 декабря).

 

У предпразднства Крещения есть два тропаря:

2-4 января - «Готовися Завулоне...»

в Сочельник - «Возвращашеся иногда Иордан река...»

 

СОЧЕЛЬНИК БОГОЯВЛЕНИЯ

 

Сочельником Богоявленским будет являться 5-е (18) января. Все те ситуации, такие же напряги предрождественского периода, также действуют в Сочельнике Богоявленском и все удовольствия Сочельника здесь присутствуют.

 

Накануне Сочельника служится вечерня и утреня предпразднства с рядовыми святыми (мчч. Феопемт и Феона и прп. Синклитикия), служба беззначная.

Структура этой службы вседневная, вся по Минее.

В службе Повечерия есть канон «Волною морскою, переделанный под Крещение («...Иорданския струи спрятовают и крыют...»), который по традиции, как и на Рождество, мы переносим в утреню.

На утрени есть и хвалитные стихиры (на подобен «Ангельския предъидите Силы») и стиховные стихиры (на подобен «Доме Евфрафов»).

Славословие ЧИТАЕТСЯ. Полный отпуст и никакого 1-го часа нет!!!

 

УТРОМ 5-го января служатся огромная служба, которая начинается с Царских Часов, Изобразительны, Вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого.

 

ЦАРСКИЕ ЧАСЫ служатся по Минее, построены по такому же типу, что и Рождественские Царские часы.

Полное каждение храма происходит на 1-м и 9-м часах.

1-й час начинается с обычного начала, с «шапки».

На каждом часе - свои трипсалмия.

Тропарь «Возвращашеся...» и кондак «Во струях Иорданских...» поются.

Между Богородичным и Господским тропарями часа на всех часах есть вставка:

3 тропаря со стихами (стихиры)

Прокимен

Паремия

Апостол

Евангелие

Во всех текстах Крещенская тематика откладывает свой отпечаток.

На 9-м часе есть стихира, поющаяся канонархом, но в ней нет никакого подобия со стихирой «Днесь висит на древе...», как в Рождественский сочельник «Днесь раждается от Девы...», она не связана калькой, совсем другой текст.

Прокимен на 9-м часе 3-го гласа «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?». этот прокимен проходит за службу несколько раз (на Царских часах, на Литургии Василия Великого и на Водоосвящении). В разных местах службы он имеет разные акценты. Этот прокимен вошел в семью обиходных напевов, но его родословия не знает никто и как его правильно петь - тоже. Существует множество мелодических вариантов. Вся Москва его поет, но откуда он взялся, не знает никто. Это мрака, покрытая тайном. :-) Прокимен изложен в сборнике прокименов Е. Кустовского.

 

По молитве 9-го часа сразу читаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ.

102 псалом, СЛАВА: 145 псалом, И НЫНЕ: «Единородный...», «Во Царствии...», «Помяни нас, Господи...»,

СЛАВА: «Лик святых Ангел...»

И НЫНЕ: «Ослаби, остави...», т. к. впереди есть Литургии;

«Отче наш...»

Кондак «Во струях Иорданских...» ПОЕТСЯ.

«Господи, помилуй» 40 раз.

«Всесвятая Троице...» (обязательная молитва).

Далее в Минее дается полностью текст «Достойно есть». Это некорректно, т. к. в тексте нет разделителя. Обязательное свойство Изобразительных: «Достойно есть» поется на 2 возгласа.

Малый отпуст заканчиваем тройным «Господи, помилуй».

 

Вечерня делится на две части: одна из них уходит в предпразднство, служится в день Сочельника.

Возглас на ВЕЧЕРНЮ - «Благословенно Царство...».

103 псалом читается.

Великая ектения

(кафизмы нет!!! Только если вечерня субботы вечера, поется «Блажен муж» кафизма вся, а если вечерня воскресения, то поется «Блажен муж», 1-й антифон)

На «Господи, воззвах» на 8: (всего стихир четыре), 2-го гласа, лучше петь Лаврским напевом.

СЛАВА И НЫНЕ: глас 2-й «Приклонил еси главу...». По тексту эта стихира очень короткая, а такой короткий текст предполагает, что нужно к этой стихире подобрать «достойный» по протяженности распев. Наиболее распространенный и известный Киево-Печерский распев.

ВХОД с Евангелием, «Свете тихий».

Прокимен дня (если вечерня пятка - поем прокимен Великий «Бог наш на Небеси и на земли...» 7-го гласа; каких-то ярких напевов нет, поют на 7-й глас утренних прокименов, есть в сборнике прокименов Е. Кустовского).

Паремии (13 штук). 3-я и 6-я паремии допеваются, окончание которых допевает чтец. Внимание с тоном!!! Оба окончания начинаются с безударных слогов, на что дается полное трезвучие к мажорной терции  (T 3/5 в мелод. положении квинты к S 3/5 в мелод. положении терции). Припев на 6-й паремии «Токмо на седяшия во тьме...» имеет вариацию подтекстовки, но это все традиции, поэтому не надо ругаться, как правильно этот текст распеть. Пойте так, как поют у вас в храме.

:-))) В церкви Малого Вознесения в 2002 году была довольно любопытная ситуация. Читалась 6-я паремия. Хор и духовенство припевали. Как только чтец дошел до СЛАВА И НЫНЕ:, Царские врата закрылись, алтарники приняли это как руководство к действию и вырубили свет. В храме прислуживающие тоже приняли это как руководство к действию и тоже вырубили свет. И в полной тишине и полной темноте чтец допевает: «Токмо на седяшия во тьме, слава Тебе».

После 6-й допевающейся паремии еще 5 паремий читается и далее вечерня перестает идти как вечерня и переходит в Литургию Василия Великого.

 

Малая ектения. Возглас «Яко свят еси, Боже наш...», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое.

Далее все по чину Литургии Василия Великого.

Прокимен, глас 3-й: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?».

«Милость мира» длинная.

Вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется».

Причастен «Хвалите Господа с Небес».

 

И вот тут начинается интересное. Сразу после заамвонной молитвы хор поет «Аминь» и бывает ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ (по уставу). Тут важна наша реакция, т. к. некоторые священники назначают Великое водоосвящение не после заамвонной молитвы, а после 33-го псалма, который священники не любят отрывать от Причастия (во время пения 33-го псалма происходит потребление Святых Даров, чтобы не оставлять их в пустом храме). Бывает, что некоторые священники совершают Великое водоосвящение и после отпуста. Этот момент нужно уточнить со священником.

Еще имеет значение то, где будет совершаться Великое водоосвящение. Надо куда-то идти или нет? Потому что если Великое водоосвящение назначается прямо здесь, в храме, то вы стоите на клиросе и продолжаете петь. Если куда-то нужно идти в другое место, например, со 2-го этажа на 1-й, или из храма в притвор, или на ближайшее озеро, водоеме и там совершают Великое водоосвящение (называют это хождением на Иордань), то уже на заамвонной молитве нужно позаботиться о том, чтобы хор оделся (особенно если водоосвящение бывает где-нибудь на улице), потому что сразу, без всяких перерывов Литургия прерывается и начинается Великое водоосвящение, очень торжественная служба.

Эта служба по уставу происходит в конце Сочельнической Литургии, она входит в нее. По традиции Великое водоосвящение совершают еще раз в сам день Крещения, уже после отпуста. Этим традиция очень здорово насмешила православие.

:-) Бабульки считают, что освященная вода бывает Крещенская, а бывает и Богоявленская, а какая между ними разница. Никто толком сказать не может. И еще они считают, что кто более раннюю воду возьмет, та вода и святее. Но что делать с толпами бабулек с бидонами, которые идут за водой в сам день праздника и требуют опять освятить? Поэтому батюшки со снисхождением и любовью не читают лекции по уставу, а просто еще раз служат этот чин. Так что заранее готовьтесь, что служба эта будет совершена дважды: один раз (по уставу) в конце Сочельнической Литургии, а второй раз после праздничной Литургии.

Также в этот день практикуется моржевание, окунание в прорубь.

Разумеется, что никакой благоговейной тишины на этом чине не будет, потому что бабки стоят стеной, размахивая бидонами. Один священник говорил, что какой-то бабке сказал по поводу благочестия, а она ему в ответ: «Уйди поп, убью!».

 

Пение на великом водоосвящении должно быть примитивным, громким, зычным, уверенным, пением с народом, пение должно прорезать, особенно если все происходит на открытом воздухе.

 

Чин начинается не с возгласа, а с пения. Важно не делать пауз, начинать сразу!

По уставу по заамвонной молитве хор «Аминь» и сразу поет тропари, которые по сути являются стихирами и поются на стихирный глас, но без запевов:

«Глас Господень на водах...» трижды;

«Днесь вод освящается естество...» дважды;

«Яко человек на реку...» дважды;

СЛАВА И НЫНЕ: «Ко гласу вопиющаго в пустыне...» единожды.

Вся количественная раскладка (трижды, дважды, единожды) на самом деле всегда корректируется тем, где находится место совершения этого чина, потому что если надо куда-то идти, то вы будете петь столько раз, пока не дойдете и уже на месте споете СЛАВА И НЫНЕ: «Ко гласу вопиющаго в пустыне...». А если никуда не надо идти, все это в двух шагах от клироса, тогда можно даже не удваивать и не утраивать. Это гибкое по времени пение, оно занимает время прохождения от алтаря до места водоосвящения.

Самое неудобное - идти и петь. Можно либо сделать ксерокопии и дать каждому певчему в руки, либо петь с канонархом. По одному источнику лучше не петь, т. к. можно где-нибудь грохнуться через ступеньку.

Читается 3 паремии.

Прокимен, глас 3-й: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?».

Апостол

Аллилуия, 4-й глас (чаще всего просто сокращают).

Евангелие (очень короткое).

Очень длинная ектения, у которой начало - как у Великой. Не надо брать на эту ектению каких-нибудь распевов. Любой распев перегрузит, затянет. Петь «Господи, помилуй» лучше всего на одной ноте, без музыкальных излишеств, все примитивно, четко, громко.

Далее долгие молитвы священников, последний возглас из которых «Ты бо еси Освящение наше...».

И происходит само освящение, на котором священники всегда начинают петь 1-ю строчку тропаря Богоявления «Во Иордане...». Мы начинаем петь тропарь со 2-й строчки. Если пустить на самотек, то может получиться так, что священник запоет либо первым, либо вторым голосом, певчие могут не вступить. Лучше всего дать тон - полное трезвучие, чтобы первые голоса схватили квинту, а не терцию.

Так тропарь поется трижды.

Обычно в этом месте священники трижды спев по уставу тропарь, продолжают петь тропарь и кропят все: всех людей, клирос, ваши ноты, стены, далее идут по всему храму, кропят бухгалтерию, трапезную, мастерскую... Это может затянуться. Путешествовать по храму и подпевать батюшке можно оставить 2-х, 3-х человек, здесь качества пения уже никто не требует.

Надо не упустить момент, когда все это кончается. Может произойти так, что Литургия служилась в храме, на иордань ходили куда-то далеко на улицу, а заканчивать службу нужно в храме - в алтаре и на клиросе.

 

После кропления нужно вернуться на клирос и спеть:

СЛАВА И НЫНЕ: «Воспоим вернии...», 6-го гласа.

«Буди Имя Господне»

33-й псалом

Отпуст.

По отпусте, как и на Рождество хор: «Аминь» и тропарь «Во Иордане...», СЛАВА И НЫНЕ: кондак «Явился еси днесь вселенней...».

«Великого Господина...» и расход.

 

 

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Ночью Крещенскую Всенощную служат редко. Чаще все же разбивают службу на вечер и утро.

Всенощная состоит из Великого повечерия, 2-й половины вечерни, утрени и 1-го часа.

 

На ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ есть три момента, когда хор поет:

По 90-м псалме поется «С нами Бог»;

по 1-м Трисвятом - тропарь Богоявления «Во Иордане...»;

по 2-м Трисвятом - кондак Богоявления «Явился еси днесь...»;

по читаемом славословии - ЛИТИЯ.

Стиховна со своими стихами.

По «Отче наш...» тропарь праздника трижды.

 

На УТРЕНИ тропарь праздника дважды, Слава и ныне: 3-й раз.

Величание в Минее не дано, берем из Ирмология.

Прокимен: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».

По 50-м псалме: глас 2-й, Слава: «Всяческая днесь да возрадуются,/ Христу явльшуся/ во Иордане».

И ныне: тойже.

«Помилуй мя, Боже...»

И стихира, глас 6-й: «Бог Слово явися плотию...».

КАНОН: служба Богоявления содержит два канона, два цикла ирмосов, в которых довольно известным является первый «Глубины открыл есть дно...» 2-го гласа, понятный по словам. Второй канон «Шествует морскую...» тоже 2-го гласа, но совершенно непонятный по смыслу, «зубодробительный». В библиотеке МПРК есть текст другого перевода ирмосов 2-го канона, в котором смысл более понятен.

По уставу обоими ирмосами мы должны открыть и обоими закрыть песни канона. По традиции чаще всего происходит так: ирмосами 1-го канона мы открываем, ирмосом 2-го канона закрываем.

По 3-й песни - ипакои «Егда явлением Твоим...»;

По 6-й песни - кондак праздника «Явился еси днесь...»

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. В Минее эти припевы хорошо распределены по тропарям. Но в некоторых припевах лучше перенести разделитель, например в припеве «Днесь Владыка/ преклоняет выю под руку Предтечеву» разделитель лучше поставить после слова «выю», так звучит лучше.

Внимание! Одна уставная строка в Минее написана черным цветом, можно «лопухнуться» и спеть ее!

По закрытии 9-й песни - малая ектения и светилен «Явися Спас...» трижды, через Славу: и И ныне. У светильна указан подобен «Посетил ны» - рождественский светилен. В рождественском светильне ни разу не употребляется слово «свет». В светильне Преображения слово «свет» употребляется 6 раз. А в рождественском ни разу. Почему? Потому что не нужно говорить о каком-либо ином свете, потому что Спаситель и есть СВЕТ. В крещенском светильне слово «свет» есть, но в том же значении, что и в рождественском - «...ибо прииде и явися Свет Неприступный», т. е. свет не солнечный, а свет Спаса.

Светилен - это акцентная точка канона, он завершает собой канон, это итог большого эпизода службы, в нем неспешное созерцательное состояние. Это промежуточная глубинная кульминация. Поэтому лучше светилен петь. Хороший Киево-Печерский распев.

 

Стихиры на хвалитех краткие, лаконичные, но, в то же время, очень яркие. Чем более поздняя гимнография, тем она более многословная. Древняя гимнография очень лаконична.

В этих стихирах тоже лучше переставить Минейные разделители.

 

Окончание Всенощной обычное.

 

На ЛИТУРГИИ антифоны праздничные.

Певчим надо сказать, чтобы не пели кашей на припеве 2-го антифона «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия».

На 3-м антифоне тропарь является припевом. Здесь очень важна координация: если священник уже вышел из алтаря, а у нас, например, еще два стиха впереди, то допевать не стоит. И наоборот, если все стихи спеты, а священника все не видно, то лучше повторить некоторые стихи или взять из первых двух антифонов.

Вход. «Премудрость, прости! Благословен Грядый во Имя Господне...» и никаких «Приидите, поклонимся» мы не поем.

Сразу после Входного стиха хор поет тропарь, Слава и ныне: кондак праздника.

Вместо Трисвятого - «Елицы...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословен Грядый во Имя Господне...» (в Неделю Ваий тоже этот прокимен).

И далее служба идет по чину Литургии Иоанна Златоуста.

Задостойник - припев и ирмос 9-й песни канона Богоявления «Недоумеет всяк язык». Можно, конечно, спеть и просто на глас, особенно если петь особо некому. Но есть очень хороший двухголосный задостойник, в котором припев гармонизован П. Чесноковым, а ирмос по типу припева гармонизован архимандритом Товией. Второй голос намечает гармонию оставаясь в монодийном напеве. Это гармонизация знаменного распева.

Причастен «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком».

Причастен всеми композиторами обойден. Чаще всего сюда «зачучуривают» концерт Никольского «Господь просвещение мое...», который не имеет никакого отношения к празднику Богоявления. Концерт написан в лучших атеистическо-революционных традициях, со светской окраской чувственности. Это музыка революционных маршей. Текст трактован не в церковно-акустических традициях, одно «мужайся» чего стоит! В концерте присутствует явно декоративный элемент. Это музыка не служебная, она больше подходит для Рахманинского зала. Это всего лишь псалмодическая строчка, совпавшая с тематикой праздника, а дала повод хватать этот хит всех времен и народов и петь на Богоявление!

В сборнике причастных стихов Е. Кустовского есть напев причастна неизвестного автора, написанный в стиле Киево-Печерского обихода.

Е. С. рассказывает: После причастия священников открываются Царские врата, выходит батюшка с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». И мы с клироса поем «Благословен Грядый во Имя Господне...» на напев прокимена Литургии.

 

Отпуст Литургии обычный.

А вот после «Великаго Господина» по традиции могут повторить чин Великого водоосвящения.

 

7 (20) января празднуется Собор святаго славнаго пророка, Предтечи и крестителя Иоанна.

Вечером в день Крещения совершается Великая вечерня ради Великого прокимена «Бог наш на Небеси и на земли...».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Поются припевы праздника и Предтечи.

Утреня славословная.

В общем, никаких проблем.

Проблемы возникают, когда Собор предтечи попадает на воскресенье. Тут присутствуют три тематики: воскресная, Богоявленская, Предтечи и, ко всему прочему, это еще и Неделя по Просвещении. Но на такой случай существует Маркова глава.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!